Научная статья на тему 'Международно-правовые стандарты противодействия терроризму: проблемы и перспективы реализации'

Международно-правовые стандарты противодействия терроризму: проблемы и перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна, Тутуков Альберт Юрьевич

Терроризм во всех своих проявлениях является одной из глобальных проблем XXI века, решение которой невозможно без объединения усилий всего мирового сообщества. Масштабность и развитость форм и методов современной террористической деятельности требует постоянного совершенствования механизмов противодействия данному преступному явлению с учетом всех его особенностей. Разработку механизмов борьбы с терроризмом на внутригосударственном уровне отдельных стран необходимо осуществлять с учетом положений международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal standards of counteraction to terrorism: problems and prospects of realization

Terrorism in all the manifestations is one of global problems of the 21st century which solution is impossible without combination of efforts of all world community. The scale and development of forms and methods of modern terrorist activity demands constant improvement of mechanisms of counteraction to this criminal phenomenon taking into account all his features. Development of mechanisms of fight against terrorism at the interstate level of the certain countries needs to be carried out taking into account provisions of the international standards.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые стандарты противодействия терроризму: проблемы и перспективы реализации»

8.22. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технических дисциплин. E-mail: [email protected] Тутуков Альберт Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]

Аннотация: Терроризм во всех своих проявлениях является одной из глобальных проблем XXI века, решение которой невозможно без объединения усилий всего мирового сообщества. Масштабность и развитость форм и методов современной террористической деятельности требует постоянного совершенствования механизмов противодействия данному преступному явлению с учетом всех его особенностей. Разработку механизмов борьбы с терроризмом на внутригосударственном уровне отдельных стран необходимо осуществлять с учетом положений международных стандартов.

Ключевые слова: терроризм, международные стандарты, международное сотрудничество, противодействие терроризму.

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF COUNTERACTION TO TERRORISM: PROBLEMS AND PROSPECTS OF REALIZATION

Akkaeva Khalimat Alievna, PhD at law, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: special technics disciplines chair. E-mail: [email protected] Tutukov Albert Yurievich, PhD at law, associate professor, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: law enforcement activity organization chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Terrorism in all the manifestations is one of global problems of the 21st century which solution is impossible without combination of efforts of all world community. The scale and development of forms and methods of modern terrorist activity demands constant improvement of mechanisms of counteraction to this criminal phenomenon taking into account all his features. Development of mechanisms of fight against terrorism at the interstate level of the certain countries needs to be carried out taking into account provisions of the international standards. Keywords: terrorism, international standards, international cooperation, counteraction to terrorism.

Современные угрозы терроризма и проблемы борьбы с ним давно вышли за границы отдельного государства. Глобализационные процессы, происходящие в мире, способствуют созданию эффективного диалога между всеми странами мира и положительно влияют на развитие международного сотрудничества и межго-

сударственного поиска способов решения наиболее острых проблем, одной из которых является терроризм.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1]. Таким образом, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства, но и в соответствии с положениями международных нормативно-правовых актов.

Само понятие международных стандартов четкого закрепления в конкретном нормативном акте не получило, однако некоторые отраслевые документы содержат определенные характеристики данного понятия. Так, исходя из содержания ст. 1-3 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году, можно сделать вывод о том, что под международными стандартами следует понимать «определенные нормы, на основе которых общепризнанные достижения современной мысли можно признать правильными с принципиальной и практической точки зрения» [2].

Международно-правовое регулирование, направленное на противодействие терроризму, играет роль основных стандартов, к которым следует стремиться государствам в своей правовой политике. Для комплексного исследования международно-правового регулирования гендерного равенства представляется целесообразным рассматривать международные стандарты с точки зрения объема их правовой регламентации и с учетом функционирования дополнительных механизмов обеспечения гендерного равенства в практике деятельности отдельных международных органов.

Традиционно в правовой литературе выделяют универсальные международные стандарты, которые действуют в отношении большинства государств мира, и региональные, которые приняты в рамках региональных международных организаций. Так, основным международным документом для организации сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года [3].Согласно данной Декларации государства обязаны воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничества им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов. Помимо этого государствам настоятельно предлагается принять эффективные и решительные меры согласно соответствующим положениям международного права и международным стандартам прав человека для скорейшей и окончательной ликвидации международного терроризма, в частности не только воздержаться от содействия террористической деятельности, но и обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, а также стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать с этой целью типовые соглашения о сотрудничестве. Также Декла-

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Аккаева Х.А. Тутуков А.Ю.

рация призывает государства сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним, и оперативно предпринимать все необходимые шаги к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, участниками которых они являются, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.

Таким образом, Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года является базовым международным стандартом противодействия терроризму, которая закрепляет основные направления указанной деятельности и ее положения должны обязательно учитываться во внутригосударственном законодательстве. Помимо этого в рамках деятельности ООН были разработаны восемнадцать универсальных документов, касающихся конкретных видов террористической деятельности. С 2006 года в рамках оОн действует Глобальная контртеррористическая стратегия, которая представляет собой уникальный инструмент, укрепляющий усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом. В названной стратегии выделяются четыре универсальных направления противодействия терроризму, которые включают в себя необходимость устранения причин и условий, способствующих распространению терроризма; предотвращения терроризма и борьбы с указанным негативным явлением современной действительности; консолидации усилий государств и Организации Объединенных Наций в рассматриваемой сфере; повсеместного обеспечения всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом [4].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что в рамках деятельности Организации Объединенных Наций произошло основное становление международных стандартов противодействия терроризму. Универсальный характер ООН позволяет проводить всестороннее и комплексное международно-правовое регулирование контртеррористической деятельности и способствовать развитию механизмов противодействия в государствах-членах данной организации.

Нельзя также не отметить работу Совета Европы в области формирования международных стандартов противодействия терроризму, которым в 2005 году была принята Конвенция о предупреждении терроризма для повышения эффективности существующих международных документов по борьбе с терроризмом. Она направлена на расширение усилий государств-членов по предупреждению терроризма и предусматривает два направления для достижения данной цели:

путем установления уголовной ответственности за некоторые акты, которые могут привести к совершению террористических преступлений, в частности: публичных провокаций, вербовки и подготовки;

благодаря усилению сотрудничества по предупреждению как во внутреннем плане (национальная политика предупреждения), так и в международном (изменение существующих договоренностей и принятие дополнительных мер в области экстрадиции и взаимной помощи) [5].

Комитет Совета Европы по борьбе с терроризмом (CDCT) (ранее называвшийся Комитетом экспертов по терроризму (CODEXTER)) является ключевым координационным органом Совета Европы по организации противодействия терроризму. Основными задачами

указанного Комитета являются надзор и обеспечение успешного осуществления соответствующих правовых документов Совета Европы, а также анализ действующих внутригосударственных механизмов борьбы с терроризмом и их соответствие нормам региональных стандартов в данной области [6].

Таким образом, деятельность Совета Европы в сфере противодействия терроризму весьма обширна и реализуется в большинстве своем посредством функционирования специальных органов по данной проблематике, которые в свою очередь осуществляют тесное сотрудничество с национальными структурами государств-членов. Региональный характер деятельности указанной международной организации способствует разработке эффективных рекомендаций с учетом особенностей развития европейских государства. Важно отметить, что международные стандарты противодействия терроризму также активно создаются и развиваются в рамках деятельности Европейского союза и Содружества Независимых Государств, что также позволяет учитывать в организации механизмов противодействия региональный аспект.

Представляется целесообразным в рамках анализа международно-правовых актов в сфере противодействия терроризму выделить основными международными стандартами базовые документы ООН (Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма) и Совета Европы (Конвенция о предупреждении терроризма). Анализ нормативно-правовых актов наднационального характера Европейского союза и СНГ позволяет сделать вывод о принятии их во исполнение международных стандартов ООН и Совета Европы, которые формулируют стратегические цели, основные направления контртеррористической деятельности и призывают или рекомендуют государствам-членам отдельные механизмы противодействия. Следует сделать вывод о том, что правовых пробелов, в том числе и на международном уровне, по вопросам борьбы с терроризмом в настоящее время не существует. Регулярно принимаются новые международные акты, регламентирующие террористическую деятельность в отдельных сферах (например, кибертерроризм), что свидетельствует об актуальности существующих международных стандартов уровню развития современного общества, его потребностей и интересов.

Однако, несмотря на масштабную международно-правовую регламентацию контртеррористической деятельности, в части реализации международных стандартов на внутригосударственном уровне существует целый ряд проблем, таких как:

Ратификация и имплементация международных норм в отдельные правовые системы;

Отсутствие национальных механизмов противодействия терроризму или их неэффективное функционирование;

Нацеленность работы национальных структур борьбы с терроризмом лишь на внутригосударственное функционирование и отсутствие механизмом международного взаимодействия;

Осложненность международного сотрудничества между рядом стран из-за политических конфликтов и др.

Данные проблемы следует решать путем организации национальной политики каждого государства с учетом всех положений международных стандартов противодействия терроризму и активного участия внутригосударственных учреждений, занимающихся

данной проблематикой, в деятельности международных специализированных органов.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года) // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pri son.shtml (дата обращения 20.06.2018).

3. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90 - 94.

4. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/docuirients/ods.asp7iTfA/RES/68/27 6 (дата обращения 20.06.2018).

5. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) (с изм. от 22.10.2015) // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2393; 2017. № 28. Ст. 4132.

6. Комитет Совета Европы по борьбе с терроризмом // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://www.coe.int/en/web/counter-terrorism/cdct (дата обращения 20.06.2018).

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 72,67%

Рецензия

на статью «Международно-правовые стандарты противодействия терроризму: проблемы и перспективы реализации»

Современные угрозы терроризма и проблемы борьбы с ним давно вышли за границы отдельного государства. Глобализационные процессы, происходящие в мире, способствуют созданию эффективного диалога между всеми странами мира и положительно влияют на развитие международного сотрудничества и межгосударственного поиска способов решения наиболее острых проблем, одной из которых является терроризм.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1]. Таким образом, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства, но и в соответствии с положениями международных нормативно-правовых актов.

В своей статье авторы справедливо отмечают, что в рамках деятельности Организации Объединенных Наций произошло основное становление международных стандартов противодействия терроризму. Универсальный характер ООН позволяет проводить всестороннее и комплексное международно-правовое регулирование контртеррористической деятельности и способствовать развитию механизмов противодействия в государствах-членах данной организации. Кроме того, отмечается, что деятельность Совета Европы в сфере противодействия терроризму весьма обширна и реализуется в большинстве своем посредством функционирования специальных органов по данной проблематике, которые в свою очередь осуществляют тесное сотрудничество с национальными структурами государств-членов. Региональный характер деятельности указанной международной организации способствует разработке эффективных рекомендаций с учетом особенностей развития европейских государства.

В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции Геляхова Л.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.