СЕКЦИЯ II.
Генеральная Ассамблея ООН. «Нематериальное культурное наследие -
живое наследие человечества»
Чернядьева А.С.
Магистрант, 2 курс Крымский филиал ФГБОУ ВО «РГУП» Научный руководитель: Л.В. Пастухова, к.ю.н, доцент, Кафедра государственно-правовых дисциплин, Крымский филиал ФГБОУ ВО «РГУП»
РОЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН В ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Аннотация: в статье раскрываются особенности международно-правового регулирования деятельности по сохранению нематериального культурного наследия. Основой исследования стала деятельность Генеральной Ассамблеи ООН в сфере охраны нематериального культурного наследия. Автор показывает, что в резолюциях ГА ООН, посвященных нематериальному культурному наследию, заложены основы его современной международно-правовой защиты.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН, нематериальное культурное наследие, Гаагская конвенция 1954г., ЮНЕСКО, Конвенция об охране нематериального культурного наследия, резолюция.
THE ROLE OF THE UN GENERAL ASSEMBLY IN THE PROTECTION OF INTANGIBLE
CULTURAL HERITAGE
Annotation. Features of international legal regulation of activities for the preservation of intangible cultural heritage are disclosed in the article. The activities of the UN General Assembly in the field of protection of intangible cultural heritage became the basis of the study. The author shows that the UN General Assembly resolutions on intangible cultural heritage lay the foundations for its modern international legal protection.
Keywords: The United Nations, the UN General Assembly, Intangible Cultural Heritage, the Hague Convention of 1954, UNESCO, the Convention on the Protection of Intangible Cultural Heritage, resolution.
21-23 октября Черноморской ассоциацией международного сотрудничества (далее -ЧАМС) совместно с Крымским филиалом Российского государственного университета правосудия была проведена IV Всероссийская конференция студентов и школьников с международным участием «Модель ООН в Крыму».
Одним из традиционных комитетов конференции является Генеральная Ассамблея ООН. Темой секции стало: «Нематериальное культурное наследие - живое наследие человечества». Организаторы и участники постарались максимально близко передать атмосферу взаимоуважения между государствами, которая должна царить в ГА ООН во время заседаний. Участники общались между собой вежливо, избегая резких высказываний и обвинений в адрес друг друга.
Бесспорно, значение нематериального культурного наследия для каждого государства и в целом для международного сообщества огромно. В этой связи нельзя не согласиться с французским государственным и политическим деятелем Э. Эррио, который утверждал, что «Культура - это то, что остается, когда всё остальное забыто» [1]. Для каждого народа культура является неотъемлемой частью истории, признаком самобытности государства, данью памяти прошлым поколениям.
Песни, сказки, мифы и т.д. являются одним из символов каждого государства, отражают его уникальность, считаются частью истории. Музыкальные или литературные шедевры передаются от поколения в поколение, постоянно воссоздаются сообществами и группами в зависимости от окружающей среды, от их взаимодействия с природой, от их истории. Думается, что сохранение и популяризация нематериальной культуры наряду с наукой, техникой и т.д. активно стимулирует общество к развитию, способствует его продвижению вперед, но в то же время помогает сохранять индивидуальность каждого народа и каждого государства. Таким образом, нематериальное культурное наследие имеет огромное историческое значение, так как не только помогает сохранять прошлое, но и двигает общество вперед.
Общество задумалось о необходимости охранять нематериальное культурное наследие еще до начала Второй Мировой войны. В 1935 году в Вашингтоне был подписан первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью (Пакт Рериха) [2, c.7]. Он считается уникальным в международном праве благодаря тому, что данный документ впервые установил преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью [3].
Стоит особо подчеркнуть, что в пакте Рериха содержатся положения, согласно которым стороны, подписавшие документ, берут на себя обязательства уважать, охранять и защищать культурные ценности. Данная норма носит безусловный характер, то есть государство обязуется охранять культурные ценности даже в случае вооруженного конфликта [4, с. 196-202]. Несмотря на то, что этот документ не стал международно-правовым договором, не был ратифицирован государствами, он сыграл важную роль в становлении международно-правовых предписаний по охране культурного наследия и признается авторитетным международно-правовым обычаем [5, р. 9-15].
Первая Конвенция, защищающая культурные ценности в рамках международного права, была принята спустя 9 лет после победы над фашизмом - Гаагская конвенция 1954 года [6]. Согласно положениям Конвенции и двух протоколов, принятым в дополнении к ней (1954, 1999 г.г.) культурные ценности могут быть взяты под общую (ст. 2 Конвенции), специальную (ст.8 Конвенции) и усиленную (ст. 10 Второго протокола) защиту.
В Гаагской конвенции не закреплены нормы, прямо предусматривающие международную защиту объектов нематериального культурного наследия. Думается, что закрепление в конвенции положений, касающихся охраны нематериального культурного наследия, позволит укрепить международную охрану и защиту таких объектов, укрепит их значимость для международного сообщества. Для этого предлагается:
- во-первых, включить в ст. 1 Гаагской конвенции понятие «Нематериальное культурное наследие» как особый вид культурных ценностей, находящийся под охраной ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия (принята 17 октября 2003г.) [7].
- во-вторых, предусмотреть режим правовой охраны в виде усиленной защиты объектов нематериального культурного наследия в случае вооруженного конфликта. Думается, что нормы об усиленной защите (ст. 5,6, 8-11 Второго протокола к Гаагской конвенции [8]) могут применяться и к нематериальному наследию, так как такие объекты являются уникальными и имеют «...огромное значение для человечества» (см. ст. 10 Второго протокола). В целях единообразного толкования положений Конвенции и ее протоколов, ликвидации двусмысленности в правоприменении, целесообразно уточнить содержание усиленной защиты и п.1 ст. 10 Второго протокола изложить в следующей редакции: «Культурные ценности, в том числе и нематериальные, могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим трем условиям». В эту же статью включить второй пункт, в котором указать, что меры усиленной защиты к нематериальным культурным ценностям применяются с учетом их нематериальной природы.
Основным учреждением системы ООН, осуществляющим защиту культурного наследия, является специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [9, с.25]. Оно уполномочено содействовать укреплению мира и безопасности посредствам расширения сотрудничества государств и народов по вопросам образования, науки и культуры. Названная выше Конвенция 1954 г. также была принята по инициативе ЮНЕСКО Межправительственной конференцией, созванной Исполнительным советом ЮНЕСКО 21 апреля - 14 мая 1954 г. в Гааге (Нидерланды) [10, с. 1-2].
Выбор Генеральной Ассамблеи ООН как комитета для конференции, обусловлен тем, что ГА ООН является одним из ключевых органов ООН, международным форумом, объединяющим все 193 государства, которые обладают суверенитетом.
Именно ГА ООН впервые на универсальном уровне поставила вопрос о необходимости закрепления прав человека в сфере культуры. В соответствии со ст.27 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) ГА ООН от 10 декабря 1948 года, каждый человек может свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, .... защищать свои интересы, являющиеся результатом его научных, литературных или художественных трудов.
В 1966 г. ГА ООН резолюцией 2200 А (XXI) приняла Пакт о экономических, социальных и культурных правах (далее - ПЭСКП) [11]. В статье 15 раскрывается содержание культурных прав человека (право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, пользование защитой моральных и материальных интересов). Декларация 1948 г. и ПЭСКП являются международно-правовыми документами, заложившими основу для защиты прав человека, в том числе в сфере культуры (а значит и нематериального культурного наследия).
Кроме того, ЮНЕСКО ежегодно предоставляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН, финансируется из средств ООН по решению ГА ООН [12]. ГА ООН участвует в работе ЮНЕСКО и иным образом. Например, на 64 сессии, 23 февраля 2010г. ГА ООН признала 21 марта как Международный день Навруз. На этом же заседании Генеральная Ассамблея приветствовала решение ЮНЕСКО от 30 сентября 2009 года о включении Навруза в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Ассамблея также предложила заинтересованным государствам-членам, Организации Объединенных Наций, в частности
ее соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом ЮНЕСКО, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз [13]. Таким образом, именно ГА ООН во многом является источником деятельности ЮНЕСКО.
Особенности состава и работы ГА ООН раскрываются в главе 4 Устава ООН. В соответствии со ст.10 Устава этот орган уполномочен обсуждать все вопросы, которые относятся к компетенции ООН. Он также является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН [14]. На протяжении всего периода существования ГА ООН постоянно развивалась и сотрудничала с другими органами.
ГА ООН уделяет большое внимание вопросам, касающимся культуры. Эти вопросы уполномочен решать третий комитет ГА ООН. В его компетенцию входят социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры. Он является одним из шести главных комитетов, учрежденных ГА ООН. Данный комитет ведет активную деятельность по принятию резолюций, в том числе посвященных защите культуры. Резолюции ГА ООН представляют собой решения или декларации государств-членов ГА ООН, которые как правило не обязательны к исполнению. Однако несмотря на то, что резолюции являются лишь рекомендациями, тем не менее в них раскрывается План действий в определенной сфере, выполнение которого должно обеспечить государство посредством внутренних ресурсов.
Результаты работы ГА ООН, как правило, оформляются в виде резолюций -международно-правовых документов, носящих рекомендательный характер (soft law) [15, с. 112139]. По мнению Т.Н. Нешатаевой, Н.А. Чернядьевой, резолюции ГА ООН помогают конкретизировать нормы международного права и их применимость в государственной практике. Также они выражают убежденность в правомерности решений, принятых международными органами ООН [16, с.81, с. 100-112]. Также обратим внимание на то, что резолюции, принимаемые в ходе сессий, отражают общую позицию всего мирового сообщества, служат основой для деятельности других структур ООН [17, с.35-44].
ГА ООН является единственной площадкой, на полях которой делегаты имеют возможность совместно обсудить острые общемировые проблемы и сообща найти пути их решения. Одной из таких проблем является проблема сохранения нематериального культурного наследия.
По мнению Генерального секретаря ООН А. Гуттериша «Культура является украшением человечества, плодом нашего мышления, продуктом наших традиций и выражением наших стремлений. Ее разнообразие удивительно, и она характеризует многоликость нашей цивилизации» [18]. Действительно, плоды нематериального наследия позволяют народам узнавать друг о друге особенности жизни, обычаи и доказывают разнообразие и многогранность мира.
ГА ООН неоднократно в своих резолюциях, программных документах, декларациях обращалась к теме защиты культурного наследия. Во всех признается важность охраны нематериального культурного наследия, в частности народных обычаев, ритуалов и праздников как на национальном, так и на международном уровнях [19].
Так, Резолюцией 53/243 А и В Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года была принята Программа действий в области культуры мира. Она включала в себя восемь областей действий, реализация которых рассматривалась ГА ООН через культуру мира. Согласно ст.1 Программы культура рассматривается как сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни. Резолюция направлена на становление культуры мира как средства мирного урегулирования конфликтов, развития и поощрения прав и свобод человека, ликвидации всех форм дискриминации и т.д. (ст.3) [20].
Резолюцией 56/8 от 21 ноября 2001 года ГА ООН провозгласила 2002 год Годом культурного наследия ООН [21]. Генеральная Ассамблея подчеркнула, что «...сохранение культурного разнообразия тесно связано с более широкими задачами диалога между цивилизациями и культурами и ее способностью достичь подлинного взаимопонимания, солидарности и сотрудничества».
Резолюция ГА ООН 57/249 (2002г.) подчеркивает, что «...сохранение культурного разнообразия тесно связано с более широкими задачами диалога между цивилизациями и культурами и ее способностью достичь подлинного взаимопонимания, солидарности и сотрудничества». В данной резолюции ГА ООН призвала:
- признать важность сохранения и развития культурного наследия, в том числе путем содействия укреплению внутренней политики в областях сохранения, стимулирования и развития различных культур, в первую очередь наиболее уязвимых;
- выработать стратегии, направленные на сохранение материального и нематериального культурного наследия [22].
В 2003г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия (далее - Конвенция). Ее целями являются (ст.1 Конвенции):
a) охрана нематериального культурного наследия;
b) уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц;
c) привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания;
&) международное сотрудничество и помощь.
Согласно Конвенции нематериальное культурное наследие - особо ценные явления духовной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев и традиций этносов и иных социальных групп.
ГА ООН высоко оценила факт принятия этой Конвенции. Так, в Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г. имеются предписания, которые отсылают к положениям Конвенции ЮНЕСКО 2003 г.: «Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких, как ... рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература». Декларация призывает государства обеспечить для них средства правовой защиты через эффективные механизмы [23].
Близкие по духу положения содержатся в:
- Декларации о содействии диалогу и взаимопониманию между религиями и цивилизациями («Охрид 2007»): «... при уважении традиционных ценностей общин большинства, можно предотвратить возникновение многих источников нестабильности как внутри государств, так и между ними (п.6); Мы всецело приемлем разнообразие религиозных верований, культурных традиций и опыта цивилизаций как неотъемлемый элемент общих человеческих ценностей. Высших или низших цивилизаций, рас, культур и языков не существует (п.9) [24, с.4].
- В итоговом документе «Пномпеньский диалог 2008 года о межконфессиональном сотрудничестве в интересах мира и согласия» выражается благодарность правительству Королевства Камбоджа за предоставленную возможность ознакомиться с богатыми культурными традициями кхмеров и признается ценность практики духовного созерцания как средства укрепления мира и урегулирования конфликтов (п.5) [25].
В своих последующих резолюциях ГА ООН неоднократно поднимала вопросы сохранения культурного наследия, в том числе и нематериального; подчеркивала необходимость расширения контактов на всех уровнях в целях углубления отношений между различными культурами, религиями, верованиями и цивилизациями, диалога и укрепления взаимопонимания между государствами. ГА ООН отмечает важность развития и сохранения своего культурного наследия и традиций для всех народов и наций в национальной и международной обстановке мира, терпимости и взаимного уважения [26].
В резолюции A/RES/64/174 ГА ООН признает право каждого человека участвовать в культурной жизни и пользоваться благами научного прогресса и его практического применения (п.3 Резолюции). Также резолюция подтверждает, что международное сообщество должно стремиться реагировать на проблемы и возможности, создаваемые глобализацией и уважать культурное разнообразие всех (п.4) и посредством культурного обмена поощрять культурное разнообразие (п.5) [27].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— Нематериальное культурное наследие имеет огромное историческое значение, так как не только помогает сохранять прошлое, но и стимулирует общество двигаться вперед.
— Впервые общество задумалось о необходимости охраны нематериального культурного наследия еще до начала Второй Мировой войны. Принятие Пакта Рериха в 1935 году стало первым шагом на пути к установлению международно-правовых механизмов охраны культурного наследия и сегодня признается авторитетным международно-правовым обычаем.
— Первой конвенцией, установившей необходимость защиты культурного наследия, стала Гаагская конвенция 1954 г. Однако, в ней не закреплены нормы, прямо предусматривающие международную защиту объектов нематериального культурного наследия. В связи с этим предлагается включить понятие «нематериальное культурное наследие» в Гаагскую конвенцию и предусмотреть в конвенции правовой режим охраны нематериальных культурных ценностей.
— Основным учреждением, в обязанности которого входит охрана объектов нематериального культурного наследия, является ЮНЕСКО. Организация уполномочена содействовать укреплению мира и безопасности посредствам расширения сотрудничества государств и народов по вопросам образования, науки и культуры. Однако, ГА ООН активно принимает участие в его работе, во многом являясь источником деятельности ЮНЕСКО.
— ГА ООН уделяет большое внимание сфере культуры. Третий комитет ГА ООН, уполномоченный решать эти вопросы, ведет активную деятельность по принятию резолюций, в том числе посвященных защите культуры. Несмотря на то, что они носят рекомендательный характер, они включают в себя План действий, который государство должно выполнять посредствам внутренних ресурсов. Во всех принятых резолюциях ГА ООН признает важность охраны нематериального культурного наследия как на национальном, так и на международном уровнях.
Пристатейный библиографический список:
1. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс] URL: https://ru.citaty.net
2. Капустин А.Я., Баренбойм П.Д., Кравченко Д.В., Захаров А.В. Пакт Рериха как основа новой конвенции ООН о защите культурных ценностей - М.: ЛУМ, 2014 -193 с.
3. Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) от 15 апреля 1935 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich-pact.htm
4. Чернядьева Н.А. Некоторые аспекты гражданско-правовых способов охраны музейных ценностей как части культурно-исторического наследия // Пакт Рериха: 70 лет. Материалы Международной конференции 15 апреля 2005 г. Санкт-Петербург. СПб, РЦ СПбГУ. 2005.
5. Satellite-based Damage Assessment to Cultural Heritage Sites in Syria. United Nations Institute for Training and Research (UNITAR), 2014. 65 р.
6. Конвенция о защите культурныхценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Ведомости ВС СССР. 8 февраля 1957 г. № 3. Ст. 54.
7. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (принята 17 октября 2003г года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) [Электронный ресурс] URL: https://ru.unesco.org/
8. Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года. Гаага, 26 марта 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
9. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 г.)//Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.,1991г.
10. Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта информация об осуществлении гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух протоколов к ней от 1954 года и 1999 года. Доклады о деятельности в 1995-2004 гг.
11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 17(1831)
12. Doc. A/RES/64/253. 10 May 2010г. 64/253. Международный день Навруз» [Электронный ресурс] URL: https://daccess-ods.un.org/tmp/1911013.12637329.html
13. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)//Указ Президиума ВС СССР от 20 августа 1945г.
14. Лукашук И.И. Международное право. Учебник. 3-е издание. НОРМА ИНФРА-М . М., 2010.
15. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М., 1998 - с.272;
16. Чернядьева Н.А. Роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в совершенствовании антитеррористического законодательства// Роль международных и внутригосударственных рекомендательных актов в правовой системе России. Сборник материалов «круглого стола» с международным участием. Иркутск, 26 апреля 2013 года;
17. Лукьянов В.Ю. ООН в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы. Terra Linguistica 2015.
18. Послание генерального секретаря по случаю всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития. New York, 21 мая 2021 года. Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии [Электронный ресурс] URL: https://unrcca.unmissions.org/
19. Резолюция 41/187 от 8 декабря 1986 года. Провозглашение Всемирного десятилетия развития культуры. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
20. Резолюция 46/158 от 19 декабря 1991 года. Всемирная комиссия по культуре и развитию. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
21. Резолюция 51/179 от 16 декабря 1996 года. Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
22. Резолюция 52/197 от 18 декабря 1997 года. Развитие культуры. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
23. Резолюция 53/184 от 15 декабря 1998 года и 55/192 от 20 декабря 2000 года о культуре и развитии. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
24. Резолюция 57/204 от 18 декабря 2002 года. Права человека и культурное разнообразие. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
25. Декларация и Программа действий в области культуры мира (принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml
26. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 56/8 от 04 декабря 2001 года. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
27. Резолюция Генеральной Ассамблеи 57/249 от 20 февраля 2003 года. Культура и развитие. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
28. Резолюция 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. Декларация ООН о правах коренных народов. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
29. Декларация о содействии диалогу и взаимопониманию между религиями и цивилизациями. Письмо Постоянного представителя бывшей югославской Республики Македония при Организации Объединенных Наций от 26 ноября 2007 года на имя Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея. 28 ноября 2007г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
30. Письмо Постоянного представителя Камбоджи при Организации Объединенных Наций от 26 августа 2008 года на имя Генерального секретаря. Резолюция ГА ООН от 4 сентября 2008г. Doc. А/62/949[Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
31. Резолюция ГА ООН 62/155 от 7 марта 2008 г. A/RES/62/155. Права человека и культурное разнообразие. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
32. Резолюция ГА ООН 66/154 от 19 декабря 2011г. A/RES/66/154. Права человека и культурное разнообразие. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
33. Резолюция ГА ООН 60/167 от 7 марта 2006г. A/RES/60/167[Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
34. Резолюция ГА ООН 57/204 от 10 февраля 2003г. A/RES/57/204. Права человека и культурное разнообразие. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
35. Резолюция ГА ООН 64/174 от 24 марта 2010г. A/RES/64/174. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
Бесельман И.В.
студентка 3 курса бакалавриата Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»
Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»
КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО ОТ 17.10.2003 - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНО-
ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию Конвенции об охране нематериального культурного наследия от 17.10.2003 г. Предпринята попытка проанализировать международно-правовую базу по охране исследуемого наследия для повышения интереса к роли нематериальных ценностей, которые способствуют совершенствованию нашей человеческой цивилизации, культурного разнообразия и творчества человека. Излагаются взгляды на закрепленные положения международного документа и предлагаются новые, отвечающие современным вызовам и требованиям. Автор считает, что необходимость сохранения и увеличения числа элементов «живого наследия» существует, а, значит, вопросы относительно нематериального наследия справедливо можно назвать общемировой повесткой дня.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, живое наследие, нематериальные ценности, ЮНЕСКО, охрана, возрождение, устойчивое развитие.
THE UNESCO CONVENTION OF 17.10.2003 - IS THE FUNDAMENTAL INTERNATIONAL LEGAL DOCUMENT ON THE PROTECTION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE
OBJECTS
Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of the Convention on the Protection of Intangible Cultural Heritage of 17.10.2003. An attempt has been made to analyze the international legal framework for the protection of the heritage under study in order to increase interest in the role of intangible values that contribute to the improvement of our human civilization, cultural diversity and human creativity. The views on the fixed provisions of the international document are presented and new ones are proposed that meet modern challenges and requirements. The author believes that there is a need to preserve and increase the number of elements of the «living heritage», which means that issues regarding intangible heritage can fairly be called a global agenda.
Keywords: intangible cultural heritage, living heritage, intangible values, UNESCO, protection, revival, sustainable development.
«Воспитание личности начинается с приобщения к духовному наследию человечества, а формирование наступает с осознания ею ответственности за его приумножение».
Зафар Мирзо (Общественный деятель Индии и СНГ)
В постиндустриальном обществе особую актуальность приобретает деятельность по сохранению объектов нематериального культурного наследия. Внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, процессы глобализации вызывают обеспокоенность в сохранении истинных ценностей, не характеризующиеся овеществленным результатом и передающиеся от поколения к поколению.
Всё чаще при упоминании «Всемирное культурное наследие» общественность забывает, что такое наследие должно состоят из материального и нематериального (духовного) наследия. Отдавая предпочтение материальному культурному наследию или культурным ценностям, многие авторы упускают важнейшие аспекты по сохранению, а также возрождению хрупкого нематериального наследия, которое не зря называют «живым наследием человечества». Так, Е.В. Медведев считает, что культурными ценностями являются «особо охраняемые правом вещи или результаты интеллектуального труда, являющиеся уникальными произведениями творчества человека определенной исторической эпохи, отображающие его выдающиеся достижения в какой-либо сфере жизнедеятельности, и имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение» [1].