Научная статья на тему 'ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудышев Д.А.

В работе рассматриваются международно-правовой опыт Китайской Народной Республики (далее - Китай, КНР) в аспекте сохранения нематериального культурного наследия, проведен анализ основных национальных законодательных актов Китая в культурной сфере. Также автором обозначены основные проблемы КНР, возникающие в сфере охраны нематериального культурного наследия. По результатам исследования сформулированы выводы с целью усвоения положительного правового опыта.The paper examines the international legal experience of the People's Republic of China (hereinafter referred to as China, PRC) in the aspect of preserving intangible cultural heritage, analyzes the main national legislative acts of China in the cultural sphere. The author also identifies the main problems of the People's Republic of China arising in the field of protection of intangible cultural heritage. Based on the results of the study, conclusions are formulated in order to assimilate positive legal experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

10. Ананьин М.И. «Состояние дел в области культуры в Королевстве Саудовская Аравия». // Регионы мира: динамика и модели взаимодействия. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения 2016. №3(5). С. 102107.

11. Общество наследия Саудовской Аравии запускает культурные проекты Saudi heritage society launches cultural projects. Arabnews. 04 октября 2013 года. [Электронный ресурс] URL: https://www.arabnews.com/news/466648

12. Видение Саудовской Аравии 2030. Saudi Vision 2030. The Progress & Achievements of Saudi Arabia. [Электронный ресурс] URL: https://www.vision2030.gov.sa/

Дудышев Д.А.

Студент 2 курса ФНО СПО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: В работе рассматриваются международно-правовой опыт Китайской Народной Республики (далее - Китай, КНР) в аспекте сохранения нематериального культурного наследия, проведен анализ основных национальных законодательных актов Китая в культурной сфере. Также автором обозначены основные проблемы КНР, возникающие в сфере охраны нематериального культурного наследия. По результатам исследования сформулированы выводы с целью усвоения положительного правового опыта. Ключевые слова: Китай, культурные ценности, нематериальное культурное наследие, ЮНЕСКО.

PROTECTION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE: LEGAL EXPERIENCE OF THE

PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Abstract: The paper examines the international legal experience of the People's Republic of China (hereinafter referred to as China, PRC) in the aspect of preserving intangible cultural heritage, analyzes the main national legislative acts of China in the cultural sphere. The author also identifies the main problems of the People's Republic of China arising in the field of protection of intangible cultural heritage. Based on the results of the study, conclusions are formulated in order to assimilate positive legal experience. Keywords: China, cultural values, intangible cultural heritage, UNESCO.

Сохранение культурной идентичности, национальных традиций в эпоху глобализации является одной из первостепенных задач для каждого государства. Для сохранения нематериального культурного наследия сейчас, как на международном, так и на национальном уровнях, принимается множество мер [1]. Однако, существующие механизмы ввиду наличия некоторых факторов, например, таких как культурная экспансия, нуждаются в усовершенствовании. Именно поэтому актуальным представляется анализ опыта других государств в сфере охраны нематериального культурного наследия, с целью усвоения положительного опыта для усовершенствования национальной правовой охраны объектов нематериального культурного наследия. В данном исследовании рассмотрим правовой опыт Китая, как одного из государств, сотрудничающего с Российской Федерацией, а также как государства имеющего множество правовых и культурных особенностей.

Китай является активным участником международного сотрудничества. В настоящее время в списках нематериального культурного наследия Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО) Китай занимает более пятидесяти позиций [2]. В списки нематериального культурного наследия от КНР входят искусство Тай - чи, традиционные китайские методы приготовления чая и связанные с ними обычаи, фестиваль лодок - драконов и многие другие.

КНР ратифицировала Конвенцию об охране нематериального культурного наследия (2003 год) [3]. Кроме того, Китай ведет активную деятельность по формированию регионального пространства по охране нематериального культурного наследия. Так, например, Китай сыграл важную роль в содействии развитию проекта World Heritage and Sustainable Tourism Programme (WH+ST) [4]. Этот проект подразумевает развитие устойчивого культурного туризма. В феврале 2015 года руководитель проекта П. Дебрин в Центре всемирного наследия, посетил Институт по подготовке кадров и научным исследованиям в области всемирного наследия для Азиатско-Тихоокеанского региона (WHITR-AP), провел переговоры и выразил намерение реализовать пилотный проект в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием Китая [5, с. 64].

Данный проект получил положительную оценку в ЮНЕСКО. Организация отмечает следующее: «Программа ЮНЕСКО по всемирному наследию и устойчивому туризму

представляет собой новый подход, основанный на диалоге и сотрудничестве заинтересованных сторон, при котором планирование туризма и управление наследием интегрированы на уровне назначения, природные и культурные ценности, нематериальное наследие оцениваются и охраняются, а соответствующий туризм развивается» [4].

Кроме того, ЮНЕСКО выделяет средства для населения стран, которое наиболее активно проявило себя в области сохранения нематериального культурного наследия. В рамках проекта «UNESCO Asia-Pacific Awards for Cultural Heritage Conservation»[6] ЮНЕСКО «Выявляет и продвигает образцовые практики в области сохранения наследия посредством присуждения премий ЮНЕСКО за сохранение культурного наследия при более активном участии «недопредставленных» регионов (Восточная Азия, Центральная Азия и страны Тихоокеанского региона) и широкой представленности различных форм наследия. Это также предоставит возможности для укрепления потенциала и обмена исследованиями и профессиональной практикой, связанными с наследием, с использованием примеров и стандартов премий ЮНЕСКО за сохранение культурного наследия».

В Китае существуют национальные проекты охраны объектов нематериального культурного наследия, финансируемые ЮНЕСКО. Это такие проекты как: «Учебные и модельные сайты для достижения ЦУР в Азиатско-Тихоокеанском регионе», «Укрепление потенциала стран Северо-Восточной Азии по сохранению нематериального культурного наследия» [5, с. 65].

Являясь одним из ведущих государств во многих сферах, в том числе в сфере культуры, и обладая богатейшей историей [7], Китай ведет активную национальную правовую работу по охране объектов нематериального культурного наследия.

Рассмотрим положительный национальный опыт КНР в сфере охраны нематериального культурного наследия:

В стране действует закон «О нематериальном культурном наследии» от 2011 года [8], согласно которому к нематериальному культурному наследию Китая относятся:

а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

б) традиционные изящные искусства, каллиграфия, музыка, танец, театр, сказательство, акробатика;

в) традиционные ремесла, медицина, способы летосчисления;

г) традиционные обряды и празднества;

д) традиционные виды спорта и развлечений;

е) иное нематериальное культурное наследие.

В Китае также функционирует Фонд молодежи и развития, который финансирует важнейшие проекты по сохранению объектов нематериального культурного наследия [2].

Помимо этого, правое поле Китая охраняет не только сами объекты нематериального культурного наследия, но и субъектов осуществляющих их охрану - «носителей ремесла и иных форм нематериального культурного наследия». Так, для таких субъектов китайским законодательством, согласно «Уведомлению о рекомендации представительных наследников национального нематериального культурного наследия (Рекомендации о порядке выдвижения преемников представителей различных направлений национального нематериального культурного наследия)» от 2007 года [9] предусмотрена премия для «специальных охранителей» или «представительных наследников». На наш взгляд, благодаря такой системе «наследники» получают материальную поддержку от государства, что позволяет популяризации объектов нематериального культурного наследия.

Однако, правовая охрана объектов нематериального культурного наследия в Китае не лишена пробелов. Как указывает Л. Куйли в Китае существует проблема неточности законодательных актов, направленных на охрану объектов нематериального культурного наследием. По словам автора: «в настоящее время правовое положение Китая в сфере охраны нематериального культурного наследия постепенно улучшается, однако есть потребность в более совершенной и адаптивной правовой норме, тем более не оформилась полная правовая система» [10, с. 50-54]. В частности, вышеуказанный Закон 2011 года «О нематериальном культурном наследии», хоть и играет весьма важную роль в охране объектов нематериального культурного наследия, но по своему содержанию является весьма абстрактным, поэтому его реализация затруднена. Также осложняют правовое регулирование и выполнение многих задач, поставленных китайским правительством на мировой арене наличие множества разрозненных законов.

Таким образом, Китай является активным участником международного сотрудничества, а именно КНР ратифицировала Конвенцию об охране нематериального культурного наследия 2003 года, осуществляет сотрудничество с ЮНЕСКО в области охраны объектов нематериального культурного наследия, реализует множество проектов, в том числе развивает региональное сотрудничество в сфере нематериального культурного наследия. Кроме того, национальная правовая охрана нематериального культурного наследия в Китае достаточно развита, законодательство в данной сфере продолжает модернизироваться. Также правительство КНР

реализует множество внутригосударственных проектов, направленных на сохранения объектов нематериального культурного наследия, обозначение особого статуса субъектов осуществляющих их охрану, а также повышение осведомленности населения и популяризацию объектов нематериального культурного наследия. Однако, существующие проблемы правового регулирования, угроза исчезновения объектов нематериального культурного наследия обуславливают дальнейшее международное сотрудничество и национальную правовую работу по повышению правовой охраны объектов нематериального культурного наследия.

Пристатейный библиографический список:

1. Деятельность ЮНЕСКО в области культуры. [Электронный ресурс] URL: http://unesco.ru/?s=культура

2. Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] URL: https://www.ihchina.en/minglu_search/sel_way/0/sel_year/0/sel_country/0/keyword/0/sel_type/0#target

3. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17.10.2003 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cultural_heritage_conv.shtml

4. Проект ЮНЕСКО «World Heritage and Sustainable Tourism Programme». [Электронный ресурс] URL: https://whc.unesco.org/en/tourism/

5. Ду Цзинюаня Деятельность ЮНЕСКО и правительства КНР по сохранению культурного наследия Китая в начале XXl века. Санкт-Петербургский государственный университет. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/31477/1/Dissertacia_Du_Czinuan.pdf

6. Портал прозрачности ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: https://opendata.unesco.org/en/

7. Цзи Ю. Охрана нематериального культурного наследия как приоритете государственной политики КНР // Вестник МГЛУ. 2016. Вып. 2 (741). С. 325-335.

8. Закон Китайской Народной Республики «О нематериальном культурном наследии» от 2011 г. [Электронный ресурс] URL: https://chinalaw.center/administrative_law/china_intangible_cultural_heritage_law_2011_russian/

9. China Youth Development Foundation. [Электронный ресурс] URL: https://en.cydf.org.cn/

10. Лю Куйли. Исследование теорий о сохранении нематериального культурного наследия. // Форум народной культуры. 2004. № 2. С. 50-54.

Исмаилова С.Р.,

Студентка 3 курса ФНО СПО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Халилова Л.Э.

Студент 3 курса ФНО Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Коршунова И.Г. старший преподаватель кафедры иностранных языков Крымского филиала ФГБОУВО ««РГУП»»

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРКОТИЧЕСКОГО ОБОРОТА В ИТАЛИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Поднимается вопрос о защите прав человека в условиях наркотического оборота. Рассматриваются основные нормативно правовые акты, регулирующие борьбу с наркобизнесом в Италии. Предлагаются пути решения проблемы наркобизнеса в Италии.

Ключевые слова: наркотики, защита прав человека, незаконный оборот наркотических средств, международные акты.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE CONDITIONS OF DRUG TRAFFIC IN ITALY

Resume: The article is devoted to the problem of illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances. The question of the protection of human rights in the context of drug trafficking is raised. The main regulatory legal acts regulating the fight against drug trafficking in Italy are considered. Ways of solving the problem of drug trafficking in Italy are proposed.

Key words: drugs, drug business, protection of human rights, drug trafficking, international acts.

Проблема распространения наркотиков является одной из самых важных проблем современности. Наркоторговля и организованная преступность подпитывают циклы насилия и конфликтов и обеспечивают их сохранение. Вооруженные группы и террористы получают прибыль от незаконной торговли наркотиками, а экономические последствия пандемии COVID -19 повысили для миллионов людей риск оказаться вовлеченными в наркопреступность.

Италия благодаря географическому положению, а также существованию на территории страны крупных преступных структур остается важной транзитной страной, через которую большая доля наркотиков попадает в Европу. В основном, на итальянский рынок наркотиков поставляется кокаин, произведенный в Колумбии, героин из Афганистана, синтетические наркотики из Нидерландов. На юге Италии выращивается конопля, также в стране ежегодно производятся аресты лабораторий по производству запрещенных веществ, как правило, кокаина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.