Научная статья на тему 'Роль генеалогической традиции в развитии усадебной культуры'

Роль генеалогической традиции в развитии усадебной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / УСАДЕБНАЯ ТРАДИЦИЯ / ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL GENEALOGY / MANOR TRADITION / NOBLE NEST / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасова Евгения Александровна

В статье рассматривается роль генеалогической традиции в развитии русской культуры. На примере рода Шиловских показан вклад дворянских фамилий в формирование усадебной культуры, сохранение национальных и семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the genealogical tradition in the development of estate culture

The article examines the role of genealogical tradition in the development of Russian culture. For example, type Shilovskij illustrates the contribution of noble families in the formation of estate culture, preservation of national and family values.

Текст научной работы на тему «Роль генеалогической традиции в развитии усадебной культуры»

УДК 712.03

E. А. Тарасова

РОЛЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ УСАДЕБНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается роль генеалогической традиции в развитии русской культуры. На примере рода Шиловских показан вклад дворянских фамилий в формирование усадебной культуры, сохранение национальных и семейных ценностей.

The article examines the role of genealogical tradition in the development of Russian culture. For example, type Shilovskij illustrates the contribution of noble families in the formation of estate culture, preservation of national and family values.

Ключевые слова: культурная генеалогия, усадебная традиция, дворянское гнездо, семейные ценности.

Keywords: cultural genealogy, manor tradition, Noble Nest, family values.

Вопрос о роли генеалогическоИ традиции в развитии усадебноИ культуры связан с определением места дворянства в духовноИ жизни России. Будучи самым образованным сословием, дворянство формировало умонастроение, а следовательно, и ориентиры во всех видах обще-ственно-социальноИ, культурноИ и политическоИ деятельности. Долгое время в отечественноИ науке роль дворянства рассматривалась только с позиции фактора, которыИ задержал развитие страны на столетия. Подобная точка зрения была возможноИ вследствие формационного подхода, доминирующего в ряде областеИ гуманитарного знания. Но в последнее время эта методология, применяемая к изучению проблемы роли дворянства в духовноИ жизни в России, пересматривается. Для современноИ науки становится важно установить роль привилегированных сословиИ в формировании особоИ микросреды в развитии духовноИ составляющеИ России рубежа XIX-XX вв. Чтобы разобраться в этом процессе, необходимо изучить природу возникновения определенных культурных традициИ и их сохранения и передачи внутри одного рода.

С реформами Екатерины II, когда дворянское сословие освобождается от несения обязатель-ноИ военноИ службы и начинает существовать во многом независимо, формируется феномен, ко-торыИ получит название «дворянского гнезда». Сегодня возрастает интерес к аспектам «усадеб-ноИ культуры», как это было в дореволюцион-ноИ науке. Широко изучены такие родовые имения, как Архангельское, усадьба знаменитого архитектора О. И. Бове [1], Мелихово (принадле-

© Тарасова E. А., 2010

жавшее семье А. П. Чехова) [2], Кусково (владение рода Шереметьевых) [3] и многие другие. Гораздо меньше исследована связь усадебной традиции и генеалогических аспектов культуры. По существу, именно глава семейства - владелец усадьбы - становится создателем своего «гнезда», формируя в поместье традицию и культуру своей семьи. Таким образом, усадебные комплексы, переходившие от отца к сыну, сохраняли историческую и духовную память отдельного рода. Обозначим те семиотические значения загородного помещичьего комплекса, которые связаны с понятием «гнездо». Это идеальная прародина, средоточие, из которого все произросло. Поначалу оно совершенно, цельно и округло, по механистичной аналогии - замкнуто. По образцу «гнезда» как такового сами собою или сознательно образуются всевозможные гнезда -родовые, семейные, племенные, общинные, местные, церковные. Внутри идеального «Гнезда» все близко друг к другу: люди, вещи, природа, живность. Из него рождаются власть, необходимость, причинность, собственность, свобода. В частности, в работе Л. Э. Ванда и А. С. Муратовой рассматривается феномен гнезда на трех уровнях, расположенных концентрично: семья - общество - государство. При этом особое место принадлежит первому - семейному - уровню, так как его принципы формируют последующие два уровня, приобретая иные масштабы [4].

Определим сущностные характеристики «семейного гнезда» как культурно-исторического феномена, формируемого генеалогической традицией, на примере усадьбы Глебово. Его можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения ценностной ориентации конкретной исторической эпохи и сословной обусловленности и со стороны ее материализованного воплощения: природного ландшафта, архитектурных построек, предметного мира. Большой интерес в генеалогическом аспекте представляет подмосковное имение Глебово, принадлежавшее во второй половине XIX в. дворянам Шиловским, которые ведут свою родословную, начиная с XIII столетия. Самые известные представители этой фамилии жили в XIX в. В контексте данного исследования представляется значимой фигура Степана Степановича Шилов-ского, владельца имения со второй половины 1850-х гг. На сегодняшний день сведения о С. С. Шиловском крайне скудны. Однако, используя генеалогические архивы, можно более или менее полно восстановить факты его биографии и деятельности. Он был мичманом Гвардейского экипажа (данные на 1843 г.), прапорщиком гвардии (1849 г.), капитаном (в 1853 г.). В 1862 г. Степан Степанович подает прошение об отставке и переходит на гражданскую службу. Его супругой становится Мария Васильевна Вердеревская, пе-

Е. А. Тарасова. Роль генеалогической традиции в развитии усадебной культуры

вица, чье имя тогда знала вся Москва [5]. В круг ее знакомых входили такие композиторы, как М. П. Мусоргский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Примерно в середине в XIX в. Шилов-ские приобретают имение Глебово.

На протяжении всей своей истории поместье принадлежало многим известным аристократическим фамилиям: Лыковы, Лобановы-Ростов-ские, Толстые. Но только Шиловские смогли превратить имение в свое «родовое гнездо», построенное по общим принципам усадебной культуры. В связи с этим Глебово можно рассматривать с двух позиций, одна из которых ориентирована на внешнюю сторону, красоту убранства и формы усадьбы, а другая - на формирование и сохранение духовных ценностей.

По заказу Степана Степановича в поместье был поставлен дом и несколько флигелей, конюшни [6], духовные постройки. Так, в «Московских ведомостях» есть указания на то, что в 1859 г. [7] с благословения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского на средства помещика С. С. Шиловского была построена в Глебове Казанская церковь по проекту архитектора К. А. Тона [8]. Прообразом стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К. А. Тоном в 1844-1849 гг. [9] В храме имелись Казанская икона греческого письма, бронзовое позолоченное паникадило весом 15 пудов и дарохранительница - серебряная, позолоченная, весом 37 фунтов [10]. На содержание храма было положено в московский банк 8 тысяч рублей, ежегодный доход с которых составлял 5%. При Казанской церкви был устроен фамильный склеп. Таким образом, в традиции русской усадебной культуры вошли семейные захоронения в поместьях, которые были частью духовной жизни и своеобразным символом сохранения родовой памяти в рамках одной семьи.

Одним из элементов внешнего компонента усадебного комплекса был регулярный парк, который соответствовал общей садово-парковой традиции ансамбля загородного поместья. Наличие каскада искусственных прудов формировало принцип террасного парка. М. П. Мусоргский в своем письме от 1859 г. писал про парк в имении Глебово: «...сад английский (род парка) чудесный...» [11] Он не сводится к подражанию природе. Извилистые дорожки, водопады, бревенчатые мостики, гроты, живописные очертания озерных берегов и прячущиеся в чаще деревьев полуразрушенные павильоны воздействовали на сознание и настроение человека. На этом фоне особым образом выделялись скульптурные композиции, вписанные в ландшафтное пространство парка и усадебного комплекса в целом.

Таким образом, происходит синтез природы, архитектуры, скульптуры в усадьбе, воплощающий основную идею ценностей семьи, главой которой был сам владелец поместья. А. П. Чехов, гостивший в конце 1880-х гг. в имении Бабкино, которое находилось недалеко от Глебова, в своих записках назвал бывшую уже к тому времени усадьбу Шиловских «маленьким Версалем.» [12].

Атмосфера пространства поместья формировала особое мироощущение, которое основывалось на новых приоритетах, создавало совершенно иные отношения в семье, особую ауру, определяло ритм жизни, отличный от городского, тесное общение с природой, органичное переплетение всех видов и форм культуры - бытовой, хозяйственной, художественной, политической, религиозной, нравственными устоями поддерживало усадьбу как концентрированное выражение духовной жизни. Знакомство с архивными материалами позволяет представить малоизвестные материалы усадебной жизни Глебова.

Гостями в имении были самые известные музыканты, композиторы, критики и представители художественно-театрального мира России середины столетия. Так, в 1859 г. в усадьбе гостил А. С. Даргомыжский [13], три лета 1859, 1860 и 1861 гг. в Глебове провел М. П. Мусоргский, где летом 1860 г. написал музыку к трагедии Софокла «Эдип», фантазию «Ночь на Лысой горе» [14]. Неудивительно, что в Глебове был свой хор певчих, о чем композитор сообщает в своем письме: «...У Шиловских хор певчих, заведует ими ш-г БирШБ (впрочем, русский из хора Шереметьевых), певчие поют Бортнянского (кроме концертов) и разучивают интродукцию, польский хор 4 действия и финальный гимн из «Жизни за царя», - это шутка приятная, позаймусь с ними, говорят, поют недурно, не кричат и получают приличное домашнее воспитание.» [15]. Из этого письма следует, что, вполне возможно, сам М. П. Мусоргский занимался с хором в имении Шиловских. Кроме того, по-видимому, помимо занятий вокалом певчим еще давали домашнее воспитание.

В доме Шиловских была отведена специальная зала, в которой проводились вечерние концерты [16]. На этих вечерах часто выступала Мария Васильевна Шиловская и ее ученики, приезжавшие на лето в Глебово [17]. Известно, что в репертуар этих импровизированных концертов часто включались романсы М. И. Глинки, который и сам бывал в подмосковном имении Ши-ловских [18].

В имении существовал и свой драматический театр. Среди пьес, поставленных на импровизационной сцене в Глебово, были «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Каменный гость» А. С. Пушкина

[19] и многие другие. Возможно, что увлечение театром в семье Шиловских было связано с тем, что после смерти Степана Степановича его вдова Мария Васильевна повторно вышла замуж за директора императорских театров Владимира Петровича Бегичева и круг гостей имения пополнился драматургами и актерами.

Так формировалась особая среда, которая влияла на духовно-интеллектуальное развитие младших представителей рода. В этой среде воспитывался и сын С. С. Шиловского Константин.

После того как поместье переходит во владение Константина Степановича, жизнь в Глебове становится еще более разнообразной и насыщенной. Унаследовав певческий талант от матери, он привлекает в имение все новых и новых представителей художественной, театральной и литературной интеллигенции. Кроме того, он и сам пробовал себя в различных видах искусства: как беллетрист написал брошюру «Опыт театрального грима», вслед за матерью он также занимался переводами; как скульптор создал группу парковых скульптур, одна из которых была выполнена на сюжет «Моления о чаше»; в театральной сфере пробовал себя и как артист на профессиональной сцене, а также как режиссер любительских спектаклей.

С открытием Московской консерватории Константин Степанович сближается с кругом профессоров, в том числе с Н. Г. Рубинштейном [20], а с 1877 г. начинается его тесное сотрудничество с П. И. Чайковским. Именно в Глебове была начата работа по созданию оперы «Евгений Онегин», автором либретто которой был Константин Шиловский.

Из Глебова Петр Ильич писал брату: «Я совершенно погрузился в сочинение оперы. Правда и то, что нельзя себе представить обстановки более благоприятной для сочинения, как та, которой пользуюсь здесь. очень покойно и

тихо. Местность в полном смысле восхитительная» [21].

В этих событиях биографии дворянского рода Шиловских проявилась вольная тенденция в развитии русской культуры XIX в. Быт, уклад и духовные основы каждого из поколений дворянского рода Шиловских не только формировали культуру их представителей и потомков, но и закладывали духовную основу родовой традиции.

Примечания

1. Кирюшина Л. Архангельское: материалы и исследования 90 лет Государственному музею-усадьбе «Архангельское». Архангельское; М.: 2007. 247 с.

2. Бондарева Н. Русская усадьба: из истории культурного наследия Подмосковья. М.: М-во культуры Московской обл. Русская усадьба, 2007. 311 с.

3. Шишко А. В. Кусково. М.: Моск. рабочий, 1955. 114 с.

4. Ванд Л. Э., Муратова А. С. Генеалогия культуры и веры. Зримое и тайное. URL: www.prakultura.ru/ genealogy

5. Уколов В., Уколова Е. Очи черныя. М.: Между-нар. муз. центр «МИР РОМАНСОВ», 2008. Вып. 5. С. 15.

6. История храма. URL: www.glebovohram.ru

7. Церковная летопись // Московские епархиальные ведомости. 1875. № 16. С. 141-148.

8. История храма.

9. Там же.

10. Церковная летопись // Московские епархиальные ведомости. 1875. № 16. С. 141-148.

11. Мусоргский М. П. Литературное наследие / А. А. Орлова, М. С. Пекелис. М.: Музыка, 1974. MCMLXXI. Кн. 1. С. 42-43.

12. История храма.

13. Уколов В., Уколова Е. Указ. соч. С. 25.

14. Там же. С. 25.

15. Мусоргский М. П. Указ. соч. С. 42-43.

16. Там же. С. 25

17. Там же. С. 26

18. Памяти К. С. Шиловского-Лошивского // Артист. 1893. № 7. С. 29-32.

19. Там же. С. 29-32

20. Там же. С. 27.

21. История храма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.