УДК 94:728.83
Юдина Александра Александровна, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
e-mail:[email protected]
ПОЯВЛЕНИЕ УСАДЕБ КАК НОВОЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ ДВОРЯНСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. Дворянская усадьба - важнейшее и уникальное явление отечественной культуры и истории. Она отражает не только историю прошлых столетий, но и является составной частью современной культуры. Дворянская усадьба бережет память о поколениях многих дворянских родов, которые оставили отпечаток на нашей национальной истории.
Ключевые слова: усадьба, дворянство, усадебный комплекс, быт, «родовое гнездо».
Yudina Alexandra Alexandrovna, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)V.I. Vernadsky Crimean Federal University
e-mail:[email protected]
THE ADVENT OF THE MANSIONS AS NEW LIFE FROM
OF NOBLE SOCIETY
Аnnotation. The noble estate is the most important and unique event of national culture and history. It describes the history of past centuries and also is integral part of today's culture. The noble estate keep the memory of generations of many noble families, that left trace on our national history.
Keywords: mansion, nobility, manor complex, mode, «familynest».
Сейчас в России наблюдается особая заинтересованность к дворянской культуре как к источнику просветительских, эстетических и нравственных идеалов своего времени. На протяжении веков российское дворянство оказывало большое влияние на формирование русских национальных традиций и во многом определило развитие русской истории и культуры. Появившиеся в последнее время работы, посвященные как всему сословию, так и отдельным представителям дворянства, в целом дают повод говорить о своеобразии и особенностях дворянской культуры.
Человек, который принадлежал к дворянскому сословию, имел свой «мир», он должен был соблюдать конкретные правила поведения, принципы чести и иметь особые атрибуты, которые указывали бы на его принадлежность к этому «миру». Важным моментом в изучении дворянской жизни, является определение этих атрибутов, поскольку они помогают понять поведение и представить жизнь дворянского сословия в общем. В конечном счете, это поможет исследователям разобраться, в чем же заключалась особенность новой формы жизни дворянского общества.
В последнее время стало особенно актуальным обращение к бытовым сторонам жизни дворянства, к ее повседневности, каждодневному поведению, привычкам, вещам, которые окружали и формировали манеру поведения своим жителям, создавая определенную культурную среду. Следует отметить, что в анализе публикаций прошлых лет образуется тенденция отождествления дворянской культуры с усадебной: «историческая наука проникается сознанием неразрывной связи дворянской культуры с поэтическим миром усадьбы», - в своей монографии пишет искусствовед Т.П. Каждан [3, с. 7].
Дворянская усадебная культура включала в себя взаимодействие художественной и общественной жизни, повседневного хозяйственного быта, а также живописную русскую природу и комфортабельную, во многих случаях изысканную, архитектурную среду. Можно сказать, это были провинциальные культурные центры. В том месте хранилисьразличные коллекции, редкие
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 рукописи, уникальные собрания живописи. Усадебная жизнь оказывала сильное влияние и на самого дворянина. Там он получал первые представления о мире, там ему закладывали представления о дворянской чести и доблести, там он воспитывался и обучался. Поэтому усадьба представляла собой своеобразную школу воспитания и развития дворянина.
Само понятие «усадьба» является комплексным и многогранным явлением, поэтому усадьбоведы, историки и искусствоведы интерпретируют его по-разному и общего мнения по разработке единого научного определения этого понятия пока не разработано. На данный момент, в отечественной историографии нет точно зафиксированного определения рассматриваемого понятия.
Значение слова «усадьба» по словарю Д.Н. Ушакова - это «отдельное поселение, дом на селе со всеми примыкающими к нему строениями, службами и угодьями (садом, огородом и т. п.), в старину преимущественно господский, помещичий» [6, с. 678]. В XVII столетии происходит окончательное становление написания слова «усадьба», отражавшее организационный процесс формирования дворянских родовых имений [4, с. 41].
С окончательным формированием дворянского сословия в XVIII веке понятие «дворянская усадьба» постепенно вошло в обиход. Оно могло заменяться заимствованным словом «мыза», которое в переводе с угрофинского и эстонского языка означало - усадьба, отдельный загородный дом с хозяйством или же просто хутор. Как объект исследования, усадьба XVII -XVIII вв., кардинально отличается от усадьбы периода конца XIX - начала XX веков. Поэтому сам термин «усадьба» имеет разные определения.
Углубляясь в историю дворянской усадьбы можно выделить несколько основных положений при изучении этого феномена. Первым и особенно важным положением является то, что усадебный комплекс представлял собой объединение жилых, парковых и хозяйственных построек, как составную часть, которая была объединена и подчинена какой-то одной главенствующей функции: жилой, хозяйственной, развлекательной, репрезентативной. По
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 мнению российского культуролога Ю.М. Лотмана: «Усадебный комплекс -представляет собой единый ансамбль, даже организация интерьера отдельной комнаты или зоны заключается не в размещении мебели, украшений, картин и скульптур, а в непосредственной связи различных вещей и произведений искусства внутри некоторого культурного пространства, который нельзя рассматривать отдельно от поведения человека, включающегося в этот ансамбль [5, с. 89].
Вторым положением выступает то, что на стилистику усадебного комплекса влияла личность владельца, его вкусы и пристрастия, его статус. Председатель Общества изучения русской усадьбы Л.В. Иванова подчеркивает: «Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, поколений. Понять характер усадьбы, - значит, узнать, каков ее хозяин» [2]. По мнению историка архитектуры Т.П. Каждана: «Усадебная культура была порождена личностью дворянина, стремящегося построить свой идеальный мир, реализовать свое «я», обустроить по своему усмотрению землю, наконец, создать особый микроклимат, окружив себя близкими людьми» [3, с. 8].
В истории и в литературе, усадьба всегда рассматривается как отражение личности владельца. Испокон веков, усадебный комплекс всегда носил заведомо личностный характер, а также большое значение имеет многовековая история усадьбы, она несет в себе культурную и историческую память, дает ощущение внутренней связи между поколениями.
Зарождение русской усадьбы относится к XVII веку. В этот период, одновременно с уже существующей формой феодального владения - вотчиной, появляется поместье. Отличались они между собой тем, что вотчина была родовым наследственным землевладением, где бояре не жили, но куда они периодически приезжали. Поместья не передавались по наследству, а давались во владение должностным лицам - и только на время службы. К тому же, поместья располагались недалеко от столицы. Это было сделано для того, чтобы дворяне не отвлекались от своих государственных дел, уезжая надолго в свои владения.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
Вторая половина XVIII - первая половина XIX века - считается расцветом усадебного строительства. Для этого периода характерны два типа усадеб:
1. «для увеселения» (зимой многие дворянские семьи жили в городе, а летом в деревне);
2. для длительного проживания (почти безвыездная жизнь в поместье).
Было естественное, порой контрастное различие и по социально-
экономическому положению владельцев. Для знатных и богатых вельмож характерны роскошь и изысканность усадеб. Для многих других - «грязная и почти убогая, скудная жизнь среднего дворянина» [1, с. 34].
Усадьбы, которые служили для развлечения, имели вид целых архитектурных и садово-парковых (английский «пейзажный» и французский «регулярный») ансамблей, где проводились различные, детально регламентированные пиршества. Усадьбы для длительного проживания - это имения, которые использовались для получения средства к существованию, поэтому деятельность помещика была направлена на ведение хозяйства, быт его был очень прост, следовательно, и облик усадьбы соответствовал.
Кардинально меняется быт русской усадьбы после отмены крепостного права в 1861 года. Освобожденные крестьяне массово начинают покидать родные места и отправляются на заработки в город. Невозможно стало использовать бесплатный труд крепостных, по преимуществу на котором до этого и держался быт русских помещиков. С изменением привычного уклада жизни меняется и облик усадьбы. «Получив выкупные деньги, помещики быстро проматывали их либо в губернских городах, либо в Петербурге. И деревенские кулаки скупали имение за имением, вырубали сад за садом, перестраивали дома в фабрики» [1, с. 143]. Усадебные сады служат теперь для хозяйственных целей (сад стал называться «огород»), хотя оставлял свои декоративные элементы. Старый уклад усадебной жизни очень быстро исчезает. Большинство «родовых гнезд» разоряются и уже только оставляют память ушедшей гармоничной жизни. Как раз в этот период и происходит самобытная канонизация усадьбы.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
Следует заметить, что в это время постепенно исчезает дворянская усадьба, а не усадьба вообще. Существование усадебной культуры остается, но уже в измененном виде. Например, появляется новый тип усадьбы -«купеческий». Приобретенные купцами усадьбы часто внешне сохраняли свои традиционные черты, что во многом было обусловлено «стремлением новых владельцев возможно органичнее вжиться в доставшуюся им архитектурную среду дворянского поместья и как бы наследовать вместе с ее предметным наполнением царившие здесь некогда жизненный уклад и культурный быт» [3, с. 219]. Более того, в конце XIX - начале XX веков усадьба являлась хорошим местом для летнего отдыха, но и была прекрасным местом для творчества. В этот время происходит постепенное преобразование крупных дворянских поместий в усадебные художественно-культурные центры. Они принадлежали средним слоям дворянства, в большей степени представителям творческой интеллигенции того времени - музыкантам, художникам, ученым, литераторам.
Хорошее образование русских дворян, полученное в зарубежных и российских учебных заведениях, дало толчок в развитии в области науки и искусства. Но если бы они предварительно не обучались в своих дворянских «родовых гнездах», не вобрали бы в себя высокие понимания благородства, этичности, гражданские понятия долга и чести, духовного и эстетического представления о жизни, развития в области науки и искусстве могло бы и не быть.
В XIX - начале XX века влияние дворянства распространялось на все стороны жизни общества, особеннов области искусства и культуры. В усердном ведении хозяйства многие из усадеб становились примером для окружающих. Очевидно, что царившая благоприятная обстановка усадебной жизни способствовала налаживанию творческой атмосферы, способствовала проявлению творчества в разных видах и сферах искусства и науки.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая усадьба несет историю своих владельцев: одно поколение, сменявшее другое, привносило что-то новое. И при всем при этом, быт усадьбы на протяжении времени оставался
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 достаточно стойким, традиционным. Усадьбы успели стать самобытными центрами русской культуры, которые повлияли на жизнь всех слоев общества, в частности - на дворянство. С историческим движением были связаны культурные процессы, как цельность интеллектуальной, духовно-нравственной жизни общества и человека. Стоит отметить, что культура русской усадьбы формировалась во взаимодействии повседневной, общественной, художественной и экономической стороной жизни.
Список источников:
1. Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры / Н. Врангель. - СПб., 1999. - 310 с.
2. Иванова Л.В. К читателю // Мир русской усадьбы: Очерки / отв. ред. Л.В. Иванова. - М., 1995. - С. 3-8.
3. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы / Т.П. Каждан. -М., 1997. - 286 с.
4. Кузнецов В.И. Дворянская усадьба XVII столетия // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вып. Ц17). - Москва -Рыбинск, 1994. - С. 80-88.
5. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство: В 3-х т. - Таллинн, 1993. - Т. 3. - 316 с.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.