Научная статья на тему 'Культурно-общественные аспекты развития дворянской усадьбы XVIII века'

Культурно-общественные аспекты развития дворянской усадьбы XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1222
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСТВО / ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА / УСАДЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / XVIII В / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горохова К. Н.

В статье показано развитие дворянской усадьбы XVIII в. под воздействием культурно-общественных мероприятий и реформ, которые проводились в российском обществе. Дворянская усадьба представляет собой сферу становления, формирования и проявления личности, характера, предпочтений владельца. Также она является своеобразным пространством, воплотившим в себе духовные, культурные и социально-психологические доминанты XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-общественные аспекты развития дворянской усадьбы XVIII века»

УДК 94(470)" 17"

КУЛЬТУРНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ XVIII ВЕКА

© 2019 К. Н. Горохова

аспирант кафедры истории России e-mail: [email protected]

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

В статье показано развитие дворянской усадьбы XVIII в. под воздействием культурно-общественных мероприятий и реформ, которые проводились в российском обществе. Дворянская усадьба представляет собой сферу становления, формирования и проявления личности, характера, предпочтений владельца. Также она является своеобразным пространством, воплотившим в себе духовные, культурные и социально-психологические доминанты XVIII в.

Ключевые слова: дворянство, дворянская усадьба, усадебный комплекс, XVIII в., культурное развитие

Русская дворянская усадьба представляет собой уникальное явление как отечественного наследия, так и мирового. Усадебная культура является одним из главнейших элементов отечественной дворянской истории и культуры, истории хозяйствования и повседневности.

Изменяющаяся культурная и общественная жизнь российского общества на протяжении всего XVIII в. повлияла на развитие в указанный исторический период дворянского сословия. Изначально статус поместья обладал экономической прерогативой, именно экономическая составляющая имела главенствующее положение, поскольку поместье служило для дворянина источником дохода, так как, находясь на службе, дворянин мало времени находился в поместье. 1762 г. стал годом кардинальных изменений в жизни дворянина и, соответственно, в положении дворянских угодий. Эти изменения отразились в возрастании роли усадьбы, поместья превращаются в основное место жительства дворянина, способствующее развитию процесса складывания дворянской усадьбы. Этот период повлиял на культурное развитие в стране в целом.

Формирование классического варианта дворянской усадьбы во временном пространстве совпадает с периодом расцвета дворянского сословия в истории России, который хронологически исследователи относят к XVIII - началу XIX в. Наименование форм усадьбы «классическими» связано с тем, что к этому времени они приобрели наиболее традиционный вид и характеристики, которые полностью были способны воплотить и реализовать потребности и требования представителей благородного сословия, а также являлись олицетворением менталитета, умонастроения дворянства. Классические формы складывались в течение довольно продолжительного времени - XV в. - вторая половина XVIII в.

При формировании экономической базы усадьбы ориентация частного хозяйства была направлена на существующие царские вотчины. Тем самым процесс индивидуализации хозяйства стал экономической предпосылкой возникновения усадьбы.

Другим фактором служила ориентация поместного и вотчинного землевладения на царское земельное хозяйство. Ориентация на царские формы приводит к

возникновению в целом единых форм усадебного хозяйства, оформлению их в единых стилистических формах, впоследствии приведших к складыванию их в классических формах и рамках. Исследователи называют еще одно условие - активизацию крупного вотчинного и поместного строительства. Также в дальнейшем происходил процесс дальнейшей раздачи государственной земли за службу. Развитие получает процесс формирования провинциальной знати, за счет чего увеличивалось усадебное строительство. В XVII в. дворянские усадьбы в композиционном плане напоминали небольшие крестьянские усадьбы, с четким разделением на переднюю и заднюю части, и носили исключительно утилитарно-хозяйственный характер.

Частное строительство стало основой возникновения и существования усадьбы, а позже целых усадебных комплексов. Этот фактор повлиял на то, что в последующем жилище стало выполнять не только индивидуальную хозяйственную функцию, но и эстетические, посредством включения в себя служебных помещений.

Таким образом, первоначально усадьбы имели практический, утилитарный характер. На раннем периоде своего формирования усадьба имела хозяйственное предназначение, с общим набором строений, носивших только утилитарный экономический характер. Но уже начиная с XVIII в. усадьбы стали сочетать в себе хозяйственный, экономический фактор с эстетическим, индивидуальными проявлениями владельца и приобретают художественную и общественную значимость.

В восемнадцатом столетии происходит трансформация уклада жизни высшего сословия, а дворянская усадьба превратилась в место постоянного жительства помещика. Именно в это время усадьба формируется как дворянский комплекс, включающий все сферы жизнедеятельности, поскольку еще со второй половины XVII в. происходил процесс переориентации усадьбы, ее функциональное переназначение.

Среди условий, повлиявших на развитие дворянской усадьбы, наряду с экономическими, социально-политическими факторами выделяют культурно-общественные особенности, включающие в себя процессы изменения в светской и духовной жизни общества, а также изменения в архитектуре, стилистике и бытовой сфере. Обособление данных условий связано с особым мироощущением, мировоззрением, самосознанием дворянского сословия, а также с особенностями социокультурного поведения русского дворянства в указанный исторический период.

Серьезное влияние на жизнь дворянского сословия оказали общественно-культурные события и мероприятия начала XVIII в. Отличительной особенностью культуры становится ее светский характер. Установление контактов государства российского с европейскими державами способствовало проникновению и распространению в стране вольнодумия и отнесению человека и его интересов в центр, «ядро» жизни. Для этого времени характерно превращение усадебного владения в привычный элемент повседневной жизни как самостоятельной полноценной экономической единицы хозяйствования. В связи с этим дворянством стали восприниматься культурные, общественные элементы для дальнейшего развития дворянской усадьбы. Этот процесс связан с тем, что дворянство к этому времени сформировалось как особенно значимая политическая сила. В ходе повышения статуса дворянства стала проявляться со стороны данного сословия большая потребность в поиске новых, особенных культурно-бытовых форм. Это выражалось в привлечении и распространении в русской бытовой сфере европейских стандартов, особенно активно происходивших в петровский период.

«Именно тогда дворянство стало обладать значительно большими, чем другие социальные группы, правами, в первую очередь правом наследования земельной

собственности и расширенными правами на зависимое крестьянство, что повлекло активное формирование его самосознания» [Покровский 1986: 7].

Утилитарное назначение усадьбы в этот период начинает принимать второстепенное значение, и усадьба приобретает презентативно-демонстративные черты, усадьбе владельцы стремятся придать соответствующий вид, характерный только высшему сословию в государстве. До этого времени дворянские усадьбы не имели сильных отличий от крестьянских жилищ. В записках иностранцев запечатлено внутреннее устройство дворянской усадьбы конца XVII в. О таком поместье 1698 г. пишет И.Г. Корб: «Боярин Иванов владеет хорошо устроенным поместьем; есть там огород со многими грядами, насажанная роща там и сям искусственно насыпанными горками. Довольно уютные комнаты соблазнили нас здесь пообедать, однако устройство дома поразило нас простотой. Две скамьи и деревянный стол... Не имел хозяин также никакого увеселения в доме своем. Даже и сада мы не заметили» [Корб 1906: 40].

В дворянской усадьбе, частновладельческом строительстве начинается ориентация на запад, новые формы заимствуются в Европе и активно воспринимаются на русской почве. Традиционные русские устои, мировоззрение о красоте фактически добровольно подверглись влиянию западных тенденций, восприняли европейское понимание художественной среды. Тем самым происходит своеобразная трансформация мировоззрения, формируется человек совершенно новой эпохи, который выстраивал новый тип жилища. «В новой среде, естественно, вырабатывался новый стиль поведения - поведения коллективного, кардинально меняющего нравы. Новый "внешний" человек обязан был научиться жить открыто и общительно, пройти грамоту "людскости" (приличий общественной жизни, пристойности во внешней жизни) и "политеса"»[Миронов 2000: 381].

В связи с изменяющимися экономическими и политическими условиями жизни дворянского сословия в частной усадебной жизни появляется новый тип интерьера, необходимого и функционального для приемов, застолий, танцев. Таким образом, в XVIII в. формируется новая бытовая среда.

На дальнейший процесс развития дворянской усадьбы повлияло время правления Анны Иоанновны. В годы ее царствования происходила дальнейшая европеизация российского общества с привлечением европейских культурных форм. В это время проникает новый стиль - барокко, отразивший в себе задачи нового времени и получивший высокое развитие в усадебном строительстве.

При царствовании Елизаветы Петровны происходило дальнейшее изменение сознания высшего сословия, восприятие тенденций нового времени. В годы ее правления приукрашивание окружающего мира отразилось на развитии русской дворянской усадьбы. Особое место в жизни дворянства приобретает мода на архитектуру, которая проявилась в развитии частного строительства, в том числе загородного. «Дома становятся шире и длиннее - человек стремится провести на земле как можно больше времени и как можно с большим изяществом, поэтому стандартные постройки дополняются портиками и колоннами. Активно начинает распространяться потолочная роспись. В сюжетах чаще всего присутствуют библейские и мифологические персонажи, выражающие свое расположение ко всем людям» [Бусеева-Давыдова 1994: 50].

Не только усадьба, но и сам внешний облик дворянина стал изменяться: «На "внешнюю" жизнь ориентируется облик самого дворянина - ценится дородность, румянец, полнота, чрезвычайно яркий макияж, причем как у женщин, так и мужчин, замысловатость париков, высокие каблуки» [Вильмот М. и К. 1987: 146]. При изменении «внешнего» образа, стиля жизни (балы, охота, танцы, езда верхом, игра

на музыкальных инструментах), культурный уровень дворянства по-прежнему оставался незначительным. При описании дворянского бытового жизнеустройства периода елизаветинского правления нет упоминаний об увлечении книгами, их чтением и написанием всевозможных трактатов, что приобрело популярность в дальнейший период.

Усадебное строительство и украшательство первоначально велось заинтересованными представителями сословия, при этом строительство в целом активизировалось, формируются определенные архитектурные усадебные ансамбли, отражающие тенденции нового времени, тем самым осуществляется внешнее оформление и преобразование дворянских усадеб, впоследствии дополненное классицизмом. А.Т. Болотов, современник и активный преобразователь и творец своего хозяйства так описывал историю создания личных территорий и усадебных построек: «.. .строил и располагал его не архитектор, а сам я, и так, как умел и сколько доставало моего знания и искусства. старался я более о снабдении его всеми нужными потребностями, какие к спокойному обитанию деревенских домов необходимо надобны» [Болотов 2013: 266].

Серьезные изменения в культурной и общественной жизни произошли при Екатерине II. В период ее царствования культурная, общественная и бытовая жизнь высшего сословия были подчинены классицизму и Просвещению. В годы екатерининской эпохи дворянская усадьба занимает все более значимое положение в общественной жизни, для которой свойственен возврат к «внутреннему» человеку, миру, а для жизни в усадьбе конца XVIII в. характерна определенная замкнутость. «Главное отличие нового "внутреннего" существования от прежнего старомосковского - пройденная предшествующими поколениями школа "людскости", овладение весьма широким спектром знаний в области науки и культуры сделали русского дворянина более свободным в выборе типа поведения, меры проявления "внешнего" и "внутреннего", коллективного и индивидуального» [Зарубина 1990: 61].

Таким образом, усадьба превращалась в своеобразный обособленный частный мир. В этом замкнутом пространстве помещик устанавливал свои права по отношению к подданным в соответствии со своими представлениями о верном и правильном управлении хозяйством. Дальнейшим существенным мероприятием на пути складывания дворянской усадьбы стало ограничение периода службы дворянства 25 годами (1736 г.). Немаловажным фактом стало позволение правительства оставлять в своих владениях, поместьях одного из отпрысков для ведения хозяйствования в имении. 1740 г. стал важной вехой в истории дворянского сословия и дворянской усадьбы, так как с этого момента дворянское сословие в рамках законодательства имело право выбирать между военной и гражданской службой. В связи с этим появляется часть высшего сословия российского общества, которое постоянно проводило время в своих имениях. Жалованная грамота 1785 г. предоставила дворянству личные, имущественные и сословные привилегии. Именно Манифест Петра III о вольности дворянства 1762 г. является самым значительным социально-политическим фактором в развитии дворянской усадьбы. Манифест стал основой, политической базой развития частной сферы жизни дворянского сословия, способствовал формированию провинциального дворянского общества, преимущественно объединяющегося вокруг усадебных комплексов. Происходило расширение и видоизменение усадебного жизнеустройства, дворянин должен был жить в других условиях, отличных от столичных, при этом в усадьбе он продолжал свою общественную жизнь. Политика Екатерины II была направлена на всеобъемлемую поддержку высшего сословия государства, развитие его самостоятельности и корпоративности.

Жизнь в собственном имении формировала определенную философию, реализованную в частной усадебной жизни. Покидая столичную среду обитания, А.Б. Куракин так отзывался о городской жизни в сравнении с деревенским образом жизни: «Напрасно думаешь, что я хотел к вам возвратиться, нет, ваша городская жизнь не льстит и не манит меня, в деревне пробуду я до последнего моего дня. Обидно мне то понятие в тебе и во многих друзьях, что поехал я в деревенское уединение и в оном остаюсь будто для одного наполнения моего кошелька, хорошо и приятно оный не пустым иметь, но, право, спокойствие душевное гораздо драгоценнее и необходимее и надо мною более действует, нежели денежные расчеты». В бумагах Куракина можно найти, помимо хозяйственных и житейских функциональных категорий, дополнительное предназначение усадебного владения: «Если и не удастся мне . домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником мне.» [Куракин 2010: 134-135].

Желание соответствовать своему положению, статусу дворянского сословия способствовало тому, что русское дворянство перестраивало, усовершенствовало и благоустраивало свои усадьбы, вводило и устанавливало новые порядки в соответствии с требованиями и новшествами времени. Дворянство российского государства XVIII в. было воспитано уже на основе перенятых европейских ценностей и приоритетов общественного поведения и устройства жизни и культуры, в связи с чем оно не столько создавало что-то новое, а сколько приспосабливало к российским условиям европейские стандарты.

Сформированное новое мировоззрение высшее сословия общества нашло отражение в развитии усадебного строительства, а дворянская усадебная культура превратилась в своеобразный элемент и показатель культурного развития общества. «Им трудно уже было вернуться к идеалам прошлого поколения, особенно учитывая политические изменения, произошедшие к последней трети XVIII в., но и "анафемизм" и безверие было неприемлемо для них. Все эти процессы заставили русского дворянина искать новые пути для собственной реализации» [Марасинова 1991: 40]. При условии поиска реализации собственных идеи и устремлений дворянская усадьба являлась прекрасным местом для этого и привлекала внимание широтой своих перспектив и возможностей.

Духовные искания владельцев усадеб отражались в художественном воплощении на территории и в самих усадебных комплексах. В целом европейские художественные принципы и направления были перенесены на русскую почву и воплотились в своеобразном синтезированном слиянии, впитавшем в себя традиционные русские культурные и бытовые элементы и характерные направления для западной культуры, умонастроений, черты архитектурных стилей, принципов бытового устройства окружающей действительности. Итогом подобного слияния стали трансформационные процессы в сущности усадебных владений, воплотившиеся в превращении усадьбы в главный объект культуры нового реформированного дворянства. Дворянская усадьба стала центром выражения мира чувств и представлений отдельного человека как личности, его индивидуальности.

В XVIII в. наблюдается последовательная европеизация жизни российского общества, которая привнесла в традиционный уклад русского образа жизни открытую форму внешней жизни, новые элементы мировоззренческой картины мира, повышение статуса системы образовательных учреждений и образования в целом, формирование культурного общества. В провинциальном обществе эти процессы происходили и концентрировались вокруг усадебных комплексов. Дворянские усадьбы на протяжении всего века воспринимают новые тенденции, прогрессивные идеи своего времени, наиболее полно отвечавшие потребностям и самовыражению дворянского сословия.

Изменяется образ жизни высшего сословия. Дворянские усадебные владения стали воплощением уникальности и своеобразия русской художественной и общественной жизни. Для собственника владений дворянская усадьба являлась моделью идеального «частного» мира, воплощением спектра мировоззренческих настроений, местом духовной самореализации личности. Именно усадебные комплексы высшего сословия российского общества являются показателем характерной для эпохи тенденции -сочетание роста национального самосознания с первоначальными чертами европеизации.

Библиографический список

Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанныя самим им для своих потомков: в 3 т. М.: Институт русской цивилизации, 2013.

Бусеева-Давыдова И.Л. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры // Архитектура русской усадьбы / под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Наука, 1998. С. 38-49.

Вильмот М. и К. Письма из России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Зарубина А.В. Социальная психология российского дворянства второй половины XVIII века: дис. ... канд. ист. наук. М., 1990. 318 с.

ЗвягинцеваМ.М. Типологическая характеристика русской усадьбы. М., 1997.

Покровский Н.Н. Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1986. 263 с.

Корб И.Г. Дневник путешествия в Московию. СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1906.

366 с.

Кузьмин А.Г. Русское просветительство XVIII века // Вопросы истории. 1978. № 1. С. 106-126.

Куракин Ф.А. Восемнадцатый век по бумагам фамильных архивов Ф.А. Куракина. Т. 2. М., 2010. 554 с.

Марасинова E.H. Социальная психология интеллектуально-аристократических кругов российского дворянства последней трети XVIII века: дис. . канд. ист. наук. М., 1991.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. Т. 1. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. 548 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.