Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ'

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА / КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / УЩЕРБ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УЩЕРБА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ENVIRONMENTAL-ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENTAL-ECONOMIC KNOWLEDGE / NATURAL RESOURCE POTENTIAL / PRODUCTION CULTURE / CONSUMPTION CULTURE / PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC EDUCATION AND EDUCATION / HIGHER ECONOMIC EDUCATION / ENVIRONMENTAL PROBLEM / DAMAGE / DAMAGE PREVENTION / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пачикова Л.П., Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я.

В данной статье в качестве основного направления в повышении уровня эколого-экономических знаний, эколого-экономического сознания населения, в первую очередь, специалистов (выпускников вузов, колледжей), организаторов производства, экономики в целом, рассмотрена проблема восстановления и развития эколого-экономического воспитания и образования, воспитания, экологического сознания и на этой основе экологической культуры (культуры, производства, культуры потребления)1. В процессе формирования, организации экономического обучения, образования его развития, эколого-экономического воспитания как методов формирования экологического сознания важное место и значение имеют основополагающие аспекты: интерес, мотив, потребность, стимул.Интерес к эколого-экологическим проблемам обусловлен отношением человека (личности) к предмету (эколого-экономической проблеме) как к чему-то для человека (личности) важному, что не вызывает никаких сомнений, так как вне этого предмета (природы) человек (личность) перестанет существовать. Содержание, характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и характером форм, средств освоения действительности, которыми он владеет. В результате исследования обоснован ряд концепций, способствующих развитию эколого-экономического сознания (глубокого понимания сущности экологических проблем и практических действий ответственной реализации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пачикова Л.П., Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ECOLOGICAL-ECONOMIC CONSCIOUSNESS FORMATION IN THE PROCESS OF ECONOMISTS TRAINING

In this article, as the main direction in increasing the level of environmental and economic knowledge, environmental and economic consciousness of the population, first of all, specialists (graduates of universities, colleges), organizers of production, the economy as a whole, the problem of restoration and development of environmental and economic education and upbringing, environmental consciousness and on this basis ecological culture (culture, production, consumption culture).In the process of formation, organization of economic education, education of its development, environmental and economic education, as methods of formation of environmental consciousness, fundamental aspects have an important place and significance: interest, motive, need, incentive.Interest in environmental-ecological problems is determined by the attitude of a person (person) to a subject (ecological-economic problem) as something important for a person (person), which does not raise any doubts, since outside of this subject (nature) a person (person) will cease to exist.As a result of the study, a number of concepts have been substantiated that contribute to the development of environmental and economic consciousness (a deep understanding of the essence of environmental problems and practical actions for responsible implementation).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ»

ПАЧИКОВА Людмила Петровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой права, экономики и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

ВЛАСОВА Екатерина Яковлевна

доктор экономических наук, профессор кафедры права, экономики и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

ЯНДЫГАНОВ Яков Яныбаевич

доктор географических наук, профессор, федеральный эксперт научно-технической сферы, г. Екатеринбург

II ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

УДК 332.1 статья поступила 15.10.2023

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2023_04_125

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ

THE ROLE OF ECOLOGICAL-ECONOMIC CONSCIOUSNESS FORMATION IN THE PROCESS OF ECONOMISTS TRAINING

В данной статье в качестве основного направления в повышении уровня эколого-экономических знаний, эколого-экономического сознания населения, в первую очередь, специалистов (выпускников вузов, колледжей), организаторов производства, экономики в целом, рассмотрена проблема восстановления и развития эколого-экономического воспитания и образования, воспитания, экологического сознания и на этой основе - экологической культуры (культуры, производства, культуры потребления)1.

В процессе формирования, организации экономического обучения, образования его развития, эколого-экономического воспитания как методов формирования экологического сознания важное место и значение имеют основополагающие аспекты: интерес, мотив, потребность, стимул.

Интерес к эколого-экологическим проблемам обусловлен отношением человека (личности) к предмету (эколого-экономической проблеме) как к чему-то для человека (личности) важному, что не вызывает никаких сомнений, так как вне этого предмета (природы) человек (личность) перестанет существовать. Содержание, характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и характером форм, средств освоения действительности, которыми он владеет.

В результате исследования обоснован ряд концепций, способствующих развитию эколого-эконо-мического сознания (глубокого понимания сущности экологических проблем и практических действий ответственной реализации).

Ключевые слова: эколого-экономическое сознание, эколого-экономическое знание, природно-ре-сурсный потенциал, культура производства, культура потребления, проблемы эколого-экономического воспитания и образования, высшее экономическое образование, экологическая проблема, ущерб, предотвращение ущерба, управленческие решения

Key words: environmental-economic consciousness, environmental-economic knowledge, natural resource potential, production culture, consumption culture, problems of environmental and economic education and education, higher economic education, environmental problem, damage, damage prevention, management decisions

1 Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования - обучение в учебном заведении, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеют также самообразование, культурно-просветительские учреждения, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Цели, содержание и организация воспитания определяются...

Материалы и методы исследования. Методической основой может служить крупный научный потенциал Уральской научной школы, ранее внедренные в учебные процессы программы сквозной экологической подготовки выпускников вузов, колледжей. Авторы, участники разработки таких программ, использующих их в процессе подготовки специалистов, считают, что этот процесс возобновления деятельности осуществим достаточно и не требует крупных затрат, поскольку имеются мощный задел и наработки.

Научные исследования, а впоследствии создание системы непрерывной экологической подготовки специалистов на Урале имеют объективные предпосылки. Это объясняется прежде всего процессом интеграции страны в мировую экономическую систему и ролью ее природно-ресурсного потенциала (ПРП) в международном разделении труда. В этом процессе обозначилось место уральской школы экономистов и экологов, прошедшей за относительно короткий срок этапы от фундаментальных научных исследований во главе с академиками АН СССР С.С. Шварцем, П.Л. Горчаковским, В.Н. Большаковым до прикладных исследований, выполняемых УрО РАН, Уральским государственным экономическим университетом, Уральским государственным федеральным университетом (УрФУ), Уральским государственным лесотехническим университетом, Уральским государственным юридическим университетом. Приведенный список вузов и научных учреждений говорит о системности, охвате крупных направлений науки и практики природопользования.

Для уральской школы характерна практическая направленность научных исследований, продиктованная потребностью народного хозяйства, социальным заказом экономики региона и страны. Все это обусловило создание направления экономических исследований в природопользовании и подготовке соответствующих специалистов. Становление этого направления столь же объективно, как создание и развитие уральской школы высшего экономического образования: от института до университета.

Очевидно, что все названные моменты в настоящее время актуализированы сложившейся социально-эколого-экономической проблемой для всего человечества, проблемой удовлетворения потребностей в рациональном природопользовании (использовании природных ресурсов, пользовании свойствами объектов природы, их охраной, воспроизводством), сложившейся степенью, уровнем экологического сознания как отдельной личности, так и общества в целом, причем, на всех уровнях: международном, межгосударственном, региональном, местном, личностном (индивидуальном).

Ослабление государственной (в интересах основной части населения) политики привело к интенсивному, бесконтрольному использованию ПРП, в том числе доходов.

Экономические исследования в этой сфере, послужившие базой становления и развития подготовки экономистов в уральском регионе, получили признание, о чем свидетельствует востребованность этой специфической продукции на всех этапах их развития: от признания на ВДНХ, комитетом ЮНЕСКО по проблеме «Экология города» до федеральной программы оздоровления окружающей среды и населения города, утвержденной российским правительством.

За этот период создана система научных исследований по экономике природопользования и подготовке специалистов, подтверждаемая следующими результатами практической реализации.

1. Достигнута непрерывность экологической подготовки экономистов по всем формам обучения: дневная, заочная, дистанционная, повышение квалификации и переподготовка кадров, ускоренная подготовка.

2. Создано методическое обеспечение, востребованное во многих вузах России и СНГ. С использованием этой методической базы было создано пять выпускающих кафедр в вузах страны. Причем эта база включает различные формы: от учебных пособий, учебников, практикумов до пособий для самостоятельной подготовки и самоподготовки с самотестированием через интернет.

3. Достигнута системность и этапность подготовки специалистов выпускники вуза с высшим образованием по экономике природопользования - аспиранты -докторанты.

4. Обеспечена системность экологического образования экономистов в таком объективном аспекте, как адаптация к условиям реформирования экономики, социальной сферы, путем преподавания специальных курсов и дисциплин: «Управление природопользованием», «Экологическое воспроизводство», «Экологическое предпринимательство», «Экологическое страхование, аудит, сертификация, стандартизация», «Экологические программы».

Системность экологической подготовки экономистов обеспечивается научными исследованиями, в ходе которых реализованы следующие направления.

1. Проведены фундаментальные исследования в форме грантов, сотрудничества с институтом Уральского отделения Российской академии наук.

2. Осуществлены связи с прикладными НИИ в форме участия в исследованиях, рецензировании законченных исследований, помощи в подготовке кадров высшей квалификации (кандидатов, докторов наук) и их участия в аттестации выпускников вуза.

3. Созданы научные разработки, выполняемые по заказам администраций городов в форме программ по решению их экологических проблем. Такой опыт в настоящее время обобщен изданием монографий «Экологическая программа старопромышленного города», «Экология города (проблемы, решения)». Разработан научный проект по направлению «Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры населения» в составе «Стратегии социально-эколого-эко-номического развития города Екатеринбурга». В этой работе впервые в практике разработки стратегических планов развития городов применен принцип экологического императива развития социально-экономической системы территории.

4. Большое значение в обеспечении системности научных исследований, подготовки кадров имеет изучение и применение опыта других стран.

В настоящее время подготовка кадров экономистов-экологов, экологическая подготовка экономистов связана с проблемой преодоления значительных ошибок, упущений, недостатков в сфере природопользования в стране. Это касается ряда важнейших нерешенных и не решаемых до настоящего времени вопросов, к которым можно отнести следующие:

- недостаточный уровень законодательно-правового обеспечения, выражающийся в несогласованности действий Верховного суда РФ и Конституционного суда по достижению определенности в компенсации негативного воздействия на экосистему - обусловливающего фактора экологического воспроизводства;

- нестабильность законодательных положений, постоянно претерпевающих изменения не в лучшую сторону с точки зрения обеспечения рационального природопользования в интересах населения страны;

- отсутствие государственного решения вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, распоряжения природными ресурсами, в сфере охраны окружающей среды по всей вертикали государственного управления: федеральный уровень - субъекты Федерации - муниципальные образования - хозяйствующие субъекты (природопользователи);

- отсутствие экологической политики правительства страны, что подтверждается продолжающейся практикой роста объемов экспорта природных ресурсов,

а не «экспорта труда», в то время как первые - в основном исчерпаемые, а труд, способность к труду - бесконечны.

К сожалению, нерешенность вопросов такого уровня затрудняет подготовку специалистов в этой сфере, включая важнейшие моменты: организация практики, распределение на работу выпускников. В отличие от других выпускников-экономистов экономисты-экологи должны стать объектом внимания государственного регулирования их подготовки и трудоустройства, так как эта сфера - уровень государственного, общенационального управления и обеспечения.

В неблагоприятных условиях социально-экономических реформ, особенно в сфере управления природопользованием, продолжение научных исследований и их внедрение в практику подготовки специалистов кафедра и вуз видят в опережающих принципах: создание научного потенциала (с учетом опыта других стран), поскольку это будет востребовано в будущем.

В статье возможность развития экологической культуры производства на основе развития эколого-экономических знаний, эколого-экономического сознания представлена на примере реально разработанных программ обучения, на примере реализации на конкретных предприятиях в структуре Уральской горно-металлургической компании - на Среднеуральском медеплавильном заводе, на предприятиях, функционирующих в других регионах, где были проведены исследования по комплексному управлению отходами производства под научным руководством авторов. Внедрение результатов исследования имело высокий социально-экономический эффект: продолжалось функционирование предприятия с привлечением в качестве сырья (млн тонн собственных отходов предприятия (экономический эффект), был сохранен контингент работников (социальный эффект), произошло значительное снижение эмиссии загрязняющих веществ в экосистему первого Уральско-Ревдинского промрайона.

Результаты исследования. В результате исследования обоснован ряд концепций, способствующих развитию эколого-экономического сознания (глубокого понимания сущности экологических проблем и практических действий ответственной реализации).

1. Концепция «Кластерный подход к использованию подхода производства, попутной продукции на горнодобывающих предприятиях». Концепция раскрывает сущность главнейших элементов экологического сознания участников этого процесса (заинтересованность и ответственность: экологическая, экономическая, социальная).

2. Концепция «Рентного подхода к ресурсному обеспечению мероприятий природоохранных программ», создающая научную основу обеспечения заданий целевых комплексных программ». Реализована при разработке федеральной целевой оздоровления окружающей среды и населения г. Нижнего Тагила Свердловской области до 2000 г., раздел «Положение о создании финансово-инвестиционного фонда».

3. Концепция «Использование принципа сопряжения природоохранных мероприятий сопредельных территорий, использующих общие объекты природы с учетом трансграничного переноса воздействий на экосистему», стимулирующая природопользователей к осознанному действию по совместной деятельности с целью максимального снижения негативного воздействия на экосистему по принципу составления и оценки балансов воздействия.

4. Концепция «Выявление и реализация резервов рационального природопользования».

5. Обоснована Концепция «Социально-эколого-экономической эффективности рационального природопользования», которая реализована в диссертациях, практических рекомендациях при обосновании и разработке целевых экологических программ МО, частности:

а) природные ресурсы, объекты природопользования, их свойства должны использоваться в интересах всего населения страны и не могут быть в частной собственности, так как это усугубляет проблему узковедомственного, узкоотраслевого подхода и снижает эффективность природопользования;

б) объекты природы не могут рассматриваться как объекты купли-продажи, так как они не являются товаром;

в) так называемые рыночные отношения не «способны», не «желают» и не «могут» решить проблемы природопользования, как и другие социальные проблемы, так называемые рыночные отношения - тупик в социально-экономическом развитии, имеет право только концепция развития, базирующаяся на социальных принципах.

Развитие экологического сознания - это вызов современности, и его надо решать в глобальном масштабе, так как глобальна сама проблема рационального природопользования.

На уровне государств (международном) развитие экологического сознания должно быть повсеместным и всеобъемлющим, поскольку предстоит максимально снизить и максимально предупреждать ухудшение экологической обстановки, наблюдаемой в настоящее время по основным объектам экосистемы планеты Земля (загрязнение мирового океана - «кухни погоды и климата»), лесов, почв, атмосферы, биологического разнообразия.

Уровень эколого-экономического сознания у лиц, принимающих решения на уровне государства, должен соответствовать необходимым мерам (в том числе финансовым) по ресурсному обеспечению заданий государственных и региональных целевых программ по оздоровлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности страны. Эта проблема актуальна особенно в настоящее время в условиях произошедшей неподготовленной приватизации, резкого снижения доли государства (выступающего в интересах большинства населения страны): этот аспект особенно важен как условие национальной политики, обеспечения безопасности страны, так как очевидно то, что экономическое, политическое, в том числе и геополитическое положение, благополучие страны во многом обусловлены ее при-родно-ресурсным потенциалом (ПРП)1. В то же время финансирование мероприятий по воспроизводству, охране ПРП из бюджета ограничивается размером, не превышающим 1% (в ряде стран, где экологическая обстановка имеет лучшие параметры, уровень государственного финансирования составляет от 3 до 7% бюджета).

Заключение. Формирование эколого-экономического сознания должно удовлетворять следующим критериям по уровням проявления в стране:

1) при разработке планов социально-экономического развития и государственных программ - обеспечивать пропорции между масштабами потребления природных ресурсов и пользования свойствами объектов природы и сохранения (поддержания) природно-ресурсного потенциала;

2) при принятии решений (уровень государства и региональных органов управления) - учет приоритетов в рациональном природопользовании;

3) при разработке и реализации целевых комплексных программ оздоровления окружающей среды и развития экологической культуры населения - учет экологических критериев и ограничений в решении узловых проблем социально-экономического развития;

1 К сожалению, реальные последствия такого уровня сознания этой категории государственных руководителей страны, особенно в начале нового столетия, нельзя отнести к категории оптимальности и «в интересах государства»: решения, последствиями которых стал непосредственный выход враждебных сил НАТО к границам России, уступка в Беринговом море огромной акватории («крабовой плантации») Америке, распад единого экономического пространства, введение частной собственности на природные ресурсы, объекты.

4) на уровне предприятия - основного звена в системе взаимодействия: «общество - природная среда» - реализация функций предприятия по рациональному природопользованию (использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов и объектов);

5) реальный уровень экологического сознания должен обеспечивать решение главной проблемы рационального природопользования - ресурсное (финансовое и др.) обеспечение мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов и объектов. В противном случае все останется на уровне деклараций. Опыт авторов в разработке и реализации убеждает в этом. Так, например, при разработке целевой федеральной программы «Оздоровление окружающей среды и населения» г. Нижнего Тагила Свердловской области, выполненной под научным руководством и при участии авторов, была реализована концепция оставления части природной ренты целевым назначением для осуществления превентивных природоохранных мероприятий, на этой основе основан «Фонд реализации программы».

Что касается таких факторов поддержания эколого-экономического сознания и его развития, в ряде случаев достаточно осуществления мер по соблюдению экологического законодательства во всех сферах воспроизводственного процесса, в том числе внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий у источников образования негативных воздействий (по принципу СКОВИО): соблюдения производственного регламента, культуры производства, нормативов потребления (производственного и бытового), их учета в процессе внедрения элементов организационно-экономического механизма природопользования, в первую очередь, на основном уровне взаимодействия: «общество - природа» на предприятиях: экономического менеджмента, экологического маркетинга, реальной экологической экспертизы, аудита.

Очевидно то, что объективно назрела проблема экологизации экономики, т. е. осознание того, что нельзя продолжать практику: «.. .сначала экономика, потом экология...» и одновременно, что нельзя отрывать решение экологических проблем от экономики.», необходимо использовать достижения экономической науки (ее постулаты: «заинтересованность и ответственность»).

Достижения экономической науки в сфере природопользования, ограниченные идеей экономической выгоды (главный критерий), до сих пор пребывают в начальном состоянии. Это в первую очередь касается решения проблем охраны, восстановления природной среды и учета затрат на перечисленные цели. Мало конкретных предложений и оформленных законодательно, повседневных хозяйственных решений и мероприятий по реализации проблем охраны природы.

Попытки учета природоохранных затрат, включения природоохранных мероприятий в хозяйственную деятельность сегодня не охватили эту самую будничную сферу, не стали системными (в реальном смысле) во времени и пространстве, не овладели важнейшими рычагами экономического воздействия на природопользо-вателей и ограничителями, такими как повседневная и повсеместная статистика природопользования, бухгалтерский учет и отчетность, аудирование, экологическая экспертиза, экологическое страхование, планирование, протезирование, территориальная организация производства и, в первую очередь, городская и районная планировка.

Результативность экономических решений определяется без должного учета возможных последствий вмешательства в природную среду. К сожалению, усилия Министерства по чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям направлены на ликвидацию их последствий, а не на предупреждение.

В повседневной практике зачастую нарушаются принципы производственной культуры, контроля качества продукции и услуг, что требует повсеместного внимания к взаимодействию всех элементов производственного процесса.

Библиографический список

1. Власова, Е. Я. Экологическое сознание в воспроизводственном процессе (теория и практика) : учебное пособие / Е. Я. Власова, Я. Я. Яндыганов ; под редакцией Я. Я. Яндыганова. - Екатеринбург : Альфа Принт, 2022. - 516 с. - Текст : непосредственный.

2. Пачикова, Л. П. Экономическая грамотность как основа развития экономических отношений в производственно-социальной среде / Л. П. Пачикова, В. И. Пачиков // Право и личность : история, теория, практика. Сборник научно-методических работ кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук УрГПУ. - 2019. - С. 146-150. - Текст : непосредственный.

3. Рябчиков, А. К. Опыт и проблемы непрерывного эколого-экономического образования / А. К. Рябчиков. - Текст : непосредственный // Экономика природных ресурсов : от научного исследования до применения активных методов обучения. Материалы международного научно-практического семинара, Екатеринбург, 26-27 июня 2003 г. - Екатеринбург : Уральский ГЭУ, 2003. - С. 96-98.

4. Яндыганов, Я. Я. Концепции рационального природопользования (научно-информационный сборник) / Я. Я. Яндыганов, Е. Я. Власова. - Екатеринбург : Альфа Принт, 2022. - 855 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Vlasova, E. YA. Ekologicheskoe soznanie v vosproizvodstvennom processe (teoriya i praktika) : uchebnoe posobie / E. YA. Vlasova, YA. YA. YAndyganov ; pod redakciej YA. YA. YAndyganova. - Ekaterinburg : Al'fa Print, 2022. - 516 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Pachikova, L. P. Ekonomicheskaya gramotnost' kak osnova razvitiya ekonomicheskih otnoshenij v proizvodstvenno-social'noj srede / L. P. Pachikova, V. I. Pachikov // Pravo i lichnost' : istoriya, teoriya, praktika. Sbornik nauchno-metodicheskih rabot kafedry prava, ekonomiki i metodiki ih prepodavaniya Instituta obshchestvennyh nauk UrGPU. - 2019. - S. 146-150. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Ryabchikov, A. K. Opyt i problemy nepreryvnogo ekologo-ekonomicheskogo obrazovaniya / A. K. Ryabchikov. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika prirodnyh resursov : ot nauchnogo issledovaniya do primeneniya aktivnyh metodov obucheniya. Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara, Ekaterinburg, 26-27 iyunya 2003 g. - Ekaterinburg : Ural'skij GEU, 2003. - S. 96-98.

4. YAndyganov, YA. YA. Koncepcii racional'nogo prirodopol'zovaniya (nauchno-informacionnyj sbornik) / YA. YA. YAndyganov, E. YA. Vlasova. - Ekaterinburg : Al'fa Print, 2022. - 855 s. - Tekst : neposredstvennyj.

PACHIKOVA Lyudmila Petrovna

Professor, Head of the Department of Law, Economics and Methods of teaching them, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg E-mail: pachikova49@mail.ru

VLASOVA Ekaterina Yakovlevna

Professor of the Department of Law, economics and methods of teaching them, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg E-mail: katjav@mail.ru

YANDYGANOV Yakov Yanybaevich

Professor federal expert in the scientific and technical sphere, Yekaterinburg E-mail: katjav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.