Сведения об авторах: Пташко Татьяна Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, и коррекционного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Перебейнос Артем Евгеньевич,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Ptashko Tatyana Genadievna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social work,
Pedagogy and Psychology
Faculty of Inclusive and Corrective Education
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Perebainos Artem Eugenievich,
Candidate of Sciences (History), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of General History, Faculty of History,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 351.011
ББК 74.200.507:74.200.53
А.А. Саламатов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОй НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В статье рассматриваются сущностьиосновыформирования эколого-экономической направленности личности, являющейся результатом интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Эколого-экономическая направленность личности представляет собой мотивационно-деятельностный компонент эколого-экономического образования, рассматриваемый через содержание эколого-экономических потребностей и интересов.
Ключевые слова: интеграция, эколого-экономическая направленность личности, эколого-экономические потребности, эколого-экономические интересы.
A.A. Salamatov
DEVELOPING ECOLOGICAL AND ECONOMIC ORIENTATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN'S PERSONALITY THROUGH
со
! INTEGRATION OF NATURAL SCIENCE AND HUMANITIES
Si The article considers the concept and basis for the formation of ecological and economic
^ orientation of the individual being a result of the integration of natural and humanitarian knowledge. < Ecological and economic orientation of the individual is a motivational and activity component
of ecological and economic education, viewed through the content of ecological and economic needs and interests.
Key words: integration, ecological and economic orientation of the individual, ecological and economic needs, ecological and economic interests.
Одно из направлений, в котором движется современная средняя школа в последние годы и которое закономерно родилось из общей гуманистической парадигмы - это интеграция естественнонаучной и гуманитарной картин мира, в соответствии с которой учащийся вводится в пространство объемной человеческой культуры [5]. Это создает условия для формирования самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира через призму собственных ценностей, т.е. формирования соответствующей направленности личности.
Формирование экологически ответственного отношения граждан к результатам экономического развития связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, поэтому должно быть системным, и может быть обеспечено интеграцией естественнонаучного и гуманитарного знания средствами экологизации экономической подготовки старших школьников. Это позволит будущим выпускникам на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности.
Экологизацию экономической подготовки старших школьников можно считать инновационным средством реализации концепции устойчивого развития общества. Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономический анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности [4].
С точки зрения психологии, проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. В свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. Поэтому очевидно, что формирование основ разумного природопользования недопустимо без правильного понимания школьниками ценностного отношения к окружающему миру. Задача экологизированной экономической подготовки старших школьников заключается в том, чтобы сориентировать подрастающее поколение на адекватную потребностям и интересам общества систему ценностей.
Наличие корреляции между учебными интересами учащихся и их профессиональными намерениями установлено исследованиями психологов и социологов. Так, И.С. Кон отмечает, что на ступени предварительного выбора профессии (этапе профессионального самоопределения) «различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ... затем с точки зрения его способностей ..., и, наконец, с точки зрения его системы ценностей» [2].
Эколого-экономическая направленность личности предполагает рассмотрение эколого-экономических потребностей и интересов, наряду с мотивами, целями и способностями, порождающих деятельность человека в рамках эколого-экономического равновесия. Рассмотрение противоречивости их в процессе взаимодействия общественного производства с природой, что является главным источником развития эколого-экономических отношений, необходимо с точки зрения разработки и обоснования системы эколого-экономических ценностей в современных условиях.
Необходимость удовлетворения потребностей представляет собой побуди-
го
X .0
о
3
<и 3
о. к го s
I- I
о го
S £ |_ со
Я О
О II о Т I _ О.
ГО
н
X
го
ь
о
X
X
ф
^
m го
Q.O П X
X ф СО ГО
н
2 to
au о a. В m
го
.
ф н
X
ш
о н га
го ^
го
О <
<
тельный мотив жизнедеятельности человека, поэтому существующая в определенный период времени иерархия потребностей определяет приоритетность тех или иных сторон жизни человека.
Интегративная природа эколого-экономических потребностей предполагает их рассмотрение с двух сторон. С одной стороны, это потребности человека в природных ресурсах в целях создания необходимых материальных благ соответствующего объема и высоких качественных характеристик. В этом смысле учеными-экологами (Б. Коммо-нер, Ю. Одум и др.) доказано, что человек для удовлетворения своих насущных материальных потребностей берет у природы гораздо больше того, что она может дать без ущерба для самовосстановления. На определенном этапе экономического развития общества потребности людей в природных ресурсах превысили возможности их естественного воспроизводства, что привело к возникновению противоречия между двумя группами общественных потребностей, а именно: развитием общественного производства и сохранением нормальных условий жизнедеятельности человека, что проявляется в форме глобального экологического кризиса, связанного с отрицательными последствиями производственной деятельности. В этом находит свое проявление вторая сторона эколого-экономи-ческих потребностей.
Учитывая возрастные особенности старших школьников, система эколого-экономических потребностей должна соответствовать трем уровням социально-экономической системы: 1) на уровне отдельного человека потребности формируются исходя из его физиологических нужд и представлений о качестве жизни; 2) на уровне общественного производства потребности рассматриваются как исходная движущая сила, дающая первоначальный импульс производственному процессу; 3) на уровне общества важнейшим вопросом становится разработка приоритетов, которые должны стать базой для создания оптимальной, эффективной, прогрессивной системы потребностей
в соответствии с системой эколого-экономических ценностей [3].
Таким образом, эколого-экономи-ческие потребности возникают как проявление производственных отношений человека, трудового коллектива и общества в целом по поводу использования и присвоения природных благ в процессе производственно-хозяйственной деятельности [1, с. 77]. Другими словами, эколого-экономические потребности -это производственные потребности человека, трудового коллектива или общества в целом, которые удовлетворяются за счет природной среды.
Характеризуя систему эколого-эко-номических потребностей, необходимо выделить две взаимосвязанные подсистемы экологических и экономических потребностей, которые мы рассмотрим на основе результатов исследования Т.Н. Гу-байдуллиной [1].
Экологические потребности человека связаны с соблюдением биологических норм существования человеческого организма. Удовлетворение экологических потребностей составляет возможность нормальной жизнедеятельности человека, сохранения его жизни и здоровья. Экологические потребности человека как биологического организма представляют все многообразие его взаимосвязей с другими элементами биосферы. В этом смысле потребности человека совпадают с потребностями других живых организмов, а сохранение природной среды в ее нормальном состоянии является жизненно важной потребностью человека, поскольку, если перестанет существовать природа, не будет и человека вместе с его социально-экономической надстройкой.
Экологические потребности трудового коллектива и общества в целом (рассматривая данные уровни социально-экономической системы одновременно и как элементы природного комплекса) представляют собой те потребности, удовлетворение которых осуществляется через непосредственное присвоение элементов природной системы.
Экологические потребности трудового коллектива обеспечиваются путем вовлечения материально-сырьевых
ресурсов в необходимых количествах и с качественными параметрами для удовлетворения потребностей при производстве материальных благ, именно в процессе которого экологические потребности предприятия становятся его производственными потребностями, от уровня удовлетворения которых зависят во многом конечные результаты общественного производства.
Экологические потребности общества увязывают, прежде всего, с процессом обобществления природопользования. Расширение масштабов и увеличение темпов роста общественного производства приводят к возрастанию уровня использования природных благ в общенациональном и глобальном масштабах. В настоящее время процесс обобществления производства и масштабы природопользования приходят в глобальное противоречие с природой.
Экономические потребности с точки зрения эколого-экономического взаимодействия представляют собой потребности, удовлетворение которых происходит при помощи функционирования общественного производства. При этом присвоение элементов природной среды носит опосредованный характер, что составляет основное принципиальное отличие экономических потребностей от экологических.
К экономическим потребностям человека, непосредственно связанным с экономическими потребностями трудового коллектива и общества в целом, можно отнести целый комплекс его нужд, связанных с экономической стороной жизнедеятельности человека (обеспеченность пищей, одеждой, трудом, средствами производства, сферой услуг, охраной здоровья, образованием, источниками информации и т.д.).
Общая тенденция экономического развития производственно-хозяйственных систем, основанного на достижениях научно-технического прогресса, приводит к тому, что потребности направляются не только и не столько на естественные, но во все большей мере на новые, не существующие сами по себе в природе предметы, которые в процессе поступательного
движения общественного производства постоянно растут, увеличивается их многообразие.
При этом следует отметить, что расширение масштабов общественного производства, развитие процессов разделения труда и специализации приводят к возникновению все новых экономических потребностей, что, в свою очередь, вызывает расширение и рост разнообразных экологических потребностей общества. Таким образом, прослеживается взаимосвязь между экологическими и экономическими потребностями общества благодаря действию объективного экономического закона возвышения потребностей.
Можно сделать вывод, что расширение круга экономических потребностей, т.е. потребностей, удовлетворение которых связано с развитием и совершенствованием общественного производства, с одной стороны, означает отрицание части экологических потребностей, но, с другой стороны, приводит к возникновению новых экологических потребностей.
Одновременный рост всех факторов общественного производства в глобальных масштабах, связанный, прежде всего, с увеличением темпов роста населения, активизацией добычи полезных ископаемых и других природно-ресурсных компонентов, развитие всех направлений научно-технического прогресса и создание в этой связи крупных производственных систем с высокой техногенной нагрузкой на природную систему, недостаточно эффективный механизм природопользования, - все это свидетельствует об объективной необходимости обеспечения рационального сочетания экономических потребностей с экологическими в рамках эколого-экономического взаимодействия.
Существующее в настоящее время несовпадение, а зачастую и противоречивость экономических и экологических потребностей, во многом отражает конфликт между экономическими и экологическими целями развития общества, что и является основным препятствием в обеспечении устойчивого разви-
го
X .0
о
3
ф 3
а к го ^
I- X
о го ^ 5
|_ со
й О
О IX о Т X
_ а го н
X
го
ь
о
X
X
ф
^
ш го ао
С X
X ф со ГО
н
2 со
аи о а.
0 Ш
го
а ф
н
X
ш
о н га
го ^
го
О <
<
тия, т.е. оптимального сочетания экономического развития общества с сохранением и поддержанием в нормальном состоянии окружающей среды [4].
Экономические отношения людей при их взаимодействии с природой в процессе производства материальных благ свидетельствуют о единстве и противоречивости экономических и экологических интересов на различных уровнях производственных отношений (человек, трудовой коллектив, общество).
Говоря о соотношении между экономическими интересами и потребностями, следует отметить, что экономические потребности конкретного субъекта являются основой формирования его экономических интересов. Однако экономическая сущность интересов гораздо обширнее и не ограничивается только взаимодействием с потребностями. Содержание экономических интересов конкретного субъекта определяется характером всей системы производственных отношений, а также местом данного субъекта в конкретной экономической системе.
На основе формирования и развития экологических потребностей возникают экологические интересы, под которыми понимают активное отношение к экологической потребности, вызванное осознанием ее жизненного значения [по: 1]. При этом выделяют две стороны проблемы. Во-первых, первичными (базовыми) экологическими интересами человека являются объективно существующие интересы к чистой и здоровой окружающей природной среде. Экологические интересы людей, объединенных в трудовые коллективы предприятий для производства продукции или различных видов услуг, уже приобретают иной характер, а именно: расширение масштабов потребления природных благ для развития производства. Причем загрязнение окружающей природной среды отходами производственной деятельности, которые возрастают пропорционально росту объемов производства, приводит к возникновению противоречия между экологическим интересом человека как личности и экологическим интересом человека как работника предприятия, заработная
плата которого прямо пропорционально зависит от роста объемов выпуска конечной продукции.
Другая сторона проблемы связана с экологическим интересом потребителей, который возникает при создании потребительских стоимостей, одной из обязательных характеристик которых должна быть экологичность товара. Здесь проявляется вторичный экологический интерес, который по мере социально-экономического прогресса общества играет все более важную роль. Мировая практика показывает, что товар только в том случае максимально удовлетворяет общественную потребность, если в нем присутствует качество экологичности. В этой связи многие товары, являясь потребительскими стоимостями, не удовлетворяют общественные потребности, поскольку в них не реализуются определенные экологические интересы общества.
Согласование экологических и экономических интересов различных субъектов приводит к возникновению единых эколого-экономических интересов, которые формируются на основе объективно существующих эколого-экономических потребностейипредставляютсобойактив-ное отношение к эколого-экономическим потребностям, вызванное осознанием их жизненного значения. Это становится особо актуальным в связи с разнонаправ-ленностью и противоречивостью системы эколого-экономических интересов и потребностей.
В основе этой противоречивости лежит двойственная общественная функция каждого индивида, которая, с одной стороны, характеризует его как активного участника производственного процесса, а с другой стороны, как основного потребителя материальных благ в обществе. Развитие общественного разделения труда привело к тому, что эти функции обосабливаются и противопоставляются. Мотивы поведения производителя не только не совпадают, но и зачастую исключаются мотивами поведения потребителя.
Эколого-экономические интересы личности должны выражать экономические отношения между каждым кон-
кретным человеком как носителем экономических потребностей и природной средой. Прежде всего, это касается процесса воспроизводства рабочей силы, поскольку отрицательные последствия производственной деятельности, влияющие на окружающую природную среду, снижают качественные характеристики рабочей силы, ухудшая здоровье и работоспособность человека. В этой связи каждый работающий человек (также как и всякий другой, не имеющий работу) с целью сохранения своей рабочей силы должен быть заинтересован в защите окружающей среды от вредных воздействий производственной деятельности.
Таким образом, эколого-экономи-ческие интересы человека как хозяйствующего субъекта направлены, с одной стороны, на обеспечение нормальных условий его работоспособности и здоровья. С другой стороны, хозяйствующие индивидуумы заинтересованы в стабильном обеспечении потребности производства в необходимых объемах природных ресурсов для максимального достижения конечных целей работы предприятия. Именно в этой двойственности функций индивидуума проявляется противоречивость
эколого-экономических интересов на уровне конкретного человека.
Необходимо отметить, что именно человек становится носителем и личных, и групповых (трудовой коллектив), и общественных эколого-экономических интересов. Поэтому особенно важной является проблема формирования эколого-экономической направленности личности, представляющей собой устойчивую, трансситуативную (по Л.И. Божович) устремленность, ориентированность мыслей и поступков человека, которая является следствием доминирования эколого-экономических мотиваций; ее содержательную сторону отражают ориентации на эколого-экономические ценности, исключающие противоречивость экологических и экономических потребностей и интересов и обусловливающие различные виды деятельности человека в рамках эколого-экономического равновесия. При этом, опираясь на принципы устойчивого развития общества, являющиеся методологическим ориентиром экологизации экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, мы полагаем, что эколого-экономическая направленность личности является биосфероцен-тристской направленностью личности.
Библиографический список
1. Губайдуллина, Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы (вопросы теории и методологии) [Текст]: дис. ... д-ра экон. наук / Т.Н. Губайдуллина. - Казань, 2000. - 320 с.
2. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
3. Саламатов, А.А. Теория и практика эколого-экономического образования в профильной школе [Текст]: монография / А.А. Саламатов. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 290 с.
4. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая направленность образования в профильной школе [Текст] / А.А. Саламатов // Профильная школа. - 2005. - № 6 (15). - С. 11-14.
5. Старченко, С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С.А. Старченко. - Челябинск, 2000. - 436 с.
References
1. Gubaidullina T.N. Sustainable development of the ecological and economic system (theory and methodology issues). Dis. ... doctor of sciences (Economic). Kazan, 2000. P. 320. [in Russian].
2. Kon I.S. Sociology of personality. Moscow: Politizdat, 1967. P. 383. [in Russian].
3. Salamatov A.A. Theory and practice of ecological and economic education in professional schools: monograph. Moscow: Izd-vo MGOU, 2005. P. 290. [in Russian].
4. Salamatov A.A. Ecological and economic orientation of education in professional schools. Profirnaya shkola. 2005. N. 6 (15). P. 11-14. [in Russian].
ro
S X .0
о
3
ф 3
а к
ro s
i- x
о го
^ 5
|_ to
Я о
0 iX о Т X
s о.
& !
1 ^
ф
ц *
m °
ГО I—
ао
п х
£ "
° О
о ф
т
X
X
ф
са
sk
О ф
S& ^ ф
<? S О S 4т ^
2 го
5 ^
О 1-i£ ф m |-
S i
X ф со ГО
н
2 со
av о а. 0 m
5. Starchenko S.A. Theoretical bases of integration of natural science education content in the Lyceum. Dis. ... doctor of sciences (Education). Chelyabinsk, 2000. P. 436. [in Russian].
Сведения об авторе: Саламатов Артем Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about author: Salamatov Artem Arkadjevich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Scientific Work, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.580
А.Р. Сивцева, Л.А. Гаврильева, М.Н. Лукина
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
В статье рассматриваются теоретические и практические подходы в решении проблемы профессиональной этики, актуализации нравственных ценностей в рамках профессионального становления личности. Авторы рассматривают метод проектов в системе высшего образования как один из методов формирования профессионально-нравственных ценностей студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: нравственные ценности, профессиональные ценности, высшее образование, студент, процесс обучения, методы обучения.
го
X
s >.
< (О
CÛ ф
CÛ
s О
ÛL <
A.R. Sivtceva, L.A. Gavrilieva, M.N. Lukina
BASIC MORAL QUALITIES OF STUDENTS FOR MEDICAL PROFESSIONAL ETHICS
The article addressed the theoretical and practical approaches to solving the problem of professional ethics, updating moral values within professional personality development. Authors describe the method of projects in the system of higher education as one of the methods in developing professional and moral values of medical students.
Key words: moral values, professional values, the higher education, student, learning process, learning methods.
В системе высшего профессионального обучения за последнее время произошли серьезные преобразования: переход на двухуровневую систему обучения (бакалавриат, магистратура), введение ФГОС ВО третьего поколения, в соответствии с этим вводятся новые образовательные программы, отвечающие чет-
ким и конкретным требованиям. Одним из изменений в новом образовательном стандарте является сокращение объема практических занятий в пользу самостоятельной работы студентов. Данная тенденция требует от профессорско-преподавательского состава вузов организации такого учебно-воспитательного