Научная статья на тему 'Формирование эколого-экономических мотивов управленческой деятельности у будущих менеджеров в процессе обучения'

Формирование эколого-экономических мотивов управленческой деятельности у будущих менеджеров в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / PROFESSIONAL MANAGEMENT EDUCATION / ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC TRAINING OF THE MANAGER / ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC MOTIVES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC NEEDS / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Хайруллина Альфия Фатиховна

В статье подчеркивается значимость эколого-экономической направленности подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования в условиях переходного экономического состояния России. В свете поставленных целей и задач менеджмент-образования, следует пересмотреть общепринятые представления о том, что необходимо считать достижениями научно-технического прогресса. Необходимо обеспечить соответствующие механизмы мощным творческим потенциалом менеджмент-образования. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет. В психолого-педагогической науке проблема формирования и развития мотивации в широком смысле достаточно освещена учеными-исследователями, тогда как анализу эколого-экономических мотивов в российской и зарубежной литературе не уделено должного внимания. Эколого-экономическая подготовка персонала конкурентоспособной организации это уникальная возможность укрепить сферу менеджмент-образования как социального института. Результатом осмысления эколого-экономического мотива становится формирование установки на достижение успеха действий менеджера, причем под успешными будут пониматься такие действия, которые будут направлены на эффективное решение экономических задач с полным соблюдением основ экологической безопасности. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Хайруллина Альфия Фатиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC MOTIVES OF MANAGEMENT ACTIVITY OF FUTURE MANAGERS

The article emphasizes the importance of the environmental and economic orientation of the training of future specialists in the vocational education system in the conditions of the transitional economic state of Russia. In the light of the goals and objectives of management education, it is necessary to revise the generally accepted ideas about what should be considered achievements of scientific and technological progress. It is necessary to provide appropriate mechanisms with the powerful creative potential of management education. The essential features of the challenges of modern time require education in the field of management and management to have a limited connection of the latest achievements of fundamental science with a creative rethinking of past experience. In psychological and pedagogical science, the problem of the formation and development of motivation in the broad sense is adequately covered by scientific researchers, while the analysis of environmental and economic motives in Russian and foreign literature is not given due attention. Environmental and economic training of personnel of a competitive organization is a unique opportunity to strengthen the sphere of management education as a social institution. The result of understanding the environmental and economic motive is the formation of an attitude to achieve success of the manager's actions, and successful will mean those actions that will be aimed at effectively solving economic problems with full observance of the fundamentals of environmental safety. The adoption of responsible decisions should not be limited to the needs of the future generation, the solution of current affairs should be correlated with the prospects of a harmonious future.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-экономических мотивов управленческой деятельности у будущих менеджеров в процессе обучения»

Gordeeva Daria Sergeyevna, Hairyllina Alfiya Fatihovna pedagogical

ECOLOGICAL AND ECONOMIC MOTIVES OF MANAGEMENT ... sciences

UDC 378.1

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0304.0005

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОТИВОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

© 2019

AuthorID: 832523

SPIN: 7696-7671

ORCID: 0000-0003-1795-9990

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономики,

управления и права» Профессионально-педагогического института Хайруллина Альфия Фатиховна, магистрант кафедры «Экономики, управления и права» Профессионально-педагогического института Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: hayrullina.alfiya@yandex.ru)

Аннотация. В статье подчеркивается значимость эколого-экономической направленности подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования в условиях переходного экономического состояния России. В свете поставленных целей и задач менеджмент-образования, следует пересмотреть общепринятые представления о том, что необходимо считать достижениями научно-технического прогресса. Необходимо обеспечить соответствующие механизмы мощным творческим потенциалом менеджмент-образования. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет. В психолого-педагогической науке проблема формирования и развития мотивации в широком смысле достаточно освещена учеными-исследователями, тогда как анализу эколого-экономических мотивов в российской и зарубежной литературе не уделено должного внимания. Эколого-экономическая подготовка персонала конкурентоспособной организации - это уникальная возможность укрепить сферу менеджмент-образования как социального института. Результатом осмысления эколого-экономического мотива становится формирование установки на достижение успеха действий менеджера, причем под успешными будут пониматься такие действия, которые будут направлены на эффективное решение экономических задач с полным соблюдением основ экологической безопасности. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего.

Ключевые слова: профессиональное менеджмент-образование, эколого-экономическая подготовка менеджера, эколого-экономические мотивы профессиональной деятельности, эколого-экономические потребности, управленческие решения.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC MOTIVES OF MANAGEMENT ACTIVITY OF FUTURE MANAGERS

© 2019

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Hairyllina Alfiya Fatihovna, Candidate of Pedagogical Sciences, masters at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: hayrullina.alfiya@yandex.ru)

Abstract. The article emphasizes the importance of the environmental and economic orientation of the training of future specialists in the vocational education system in the conditions of the transitional economic state of Russia. In the light of the goals and objectives of management education, it is necessary to revise the generally accepted ideas about what should be considered achievements of scientific and technological progress. It is necessary to provide appropriate mechanisms with the powerful creative potential of management education. The essential features of the challenges of modern time require education in the field of management and management to have a limited connection of the latest achievements of fundamental science with a creative rethinking of past experience. In psychological and pedagogical science, the problem of the formation and development of motivation in the broad sense is adequately covered by scientific researchers, while the analysis of environmental and economic motives in Russian and foreign literature is not given due attention. Environmental and economic training of personnel of a competitive organization is a unique opportunity to strengthen the sphere of management education as a social institution. The result of understanding the environmental and economic motive is the formation of an attitude to achieve success of the manager's actions, and successful will mean those actions that will be aimed at effectively solving economic problems with full observance of the fundamentals of environmental safety. The adoption of responsible decisions should not be limited to the needs of the future generation, the solution of current affairs should be correlated with the prospects of a harmonious future.

Keywords: professional management education, environmental and economic training of the manager, environmental and economic motives of professional activity, environmental and economic needs, management decisions.

В 2012 году в России принимается актуальная концепция экологического развития, утвержденная президентом РФ, в которой основным направлением развития нашей страны является «обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий» [22-31]. Очевидно, что овладеть современными экотехнология-ми смогут только высококвалифицированные специалисты. В связи с этим встает вопрос образования, которое будет соответствовать диктуемым требованиям современных реалий.

Российская экономическая наука в настоящее время предлагает широкое распространение рыночной систе-24

мы, которая и обусловила современный социально-экономический кризис. Между тем, западные страны давно пришли к выводу, что рыночные механизмы могут использоваться только для решения краткосрочных стратегических задач под государственным контролем [29]. Экологизация сознания будущих руководителей, от которых напрямую зависит экономическое развитие страны - одно из важнейших направлений модернизации и инноваций профессионального образования в сфере управленческой деятельности.

Российские и западные ученые уже на протяжении нескольких десятилетий утверждают, что без педагогических инноваций эколого-экономической направ-Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Гордеева Дарья Сергеевна, Хайруллина Альфия Фатиховна ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОТИВОВ ...

ленности и без того нестабильное функционирование бизнес-сферы сойдет на нет. Для выхода из сложившийся долгими годами ситуации необходимо внедрить в систему профессионального менеджмент-образования обязательную эколого-экономическую составляющую, что, безусловно, потребует разработки инновационных целей, задач, принципов, средств и технологий самого процесса обучения дисциплинам профессионального цикла [22]. Эколого-экономическая подготовка будущих специалистов в сфере менеджмента, которые будут иметь высокий уровень экологической ответственности за каждое принятое стратегическое решение в системе «человек-экономика-окружающая среда», становится приоритетной задачей в системе профессионального образования.

Эколого-экономическая подготовка специалиста управленческого профиля рассматривается нами как методический феномен, как своеобразная ситуация образовательного процесса, обусловленная не только примитивным включением в содержание учебной дисциплины элементов экологической информации, но и качественным преобразованием основы познавательной деятельности.

На наш взгляд, менеджмент-образование в России и в развивающихся странах является неким импульсом социально-экономических реформ и, в тоже время, индикатором эффективности их внедрения. В практике мирового сообщества мы наблюдаем ряд примеров, когда пересмотр традиционных аксиом менеджмент-образования происходит параллельно с коренными переменами в структуре самой экономической системы. Например, в 1959 году в Соединенных Штатах Америки на образование оказали сильнейшее влияние два доклада, в которых несовершенство социально-экономических систем объяснялось излишней эксплуатацией человеческого труда [11]. Несколько позднее, в 1988 году в период тяжелого американского экономического кризиса были пересмотрены многие подходы к процессу обучения менеджеров, в том числе в программы МВА были включены аспекты экологизации промышленного производства. Соответствие товара и условий его производства становится одним из ведущих требованием выпуска готовой продукции на рынок.

Активное внедрение экологических рычагов воздействия на экономическую сферу посредством образования наблюдается и в странах ЕЭС последние 10-15 лет. Данные исторические факты позволяют высказать предположение о корреляционной зависимости между новациями в сфере экономики и структурой профессионального менеджмент-образования [12-21].

Обучение менеджменту в процессе профессиональной подготовки имеет специфические черты, поскольку, с одной стороны, в образовательный процесс включаются элементы креативности, творчества, собственный витагенный опыт, а, с другой стороны, выбранное направление имеет узкоориентированную практическую направленность. Соответственно, мы не можем рассматривать менеджмент - образование как «чисто профессиональное», опираться на некие клише, повторение спроектированных образовательных шаблонов.

Эффективное совершенствование системы образования зависит от ряда неслучайных отнотологических факторов и критериев, сложившихся в ходе социокультурной динамики отношений «человек-окружающая среда», чередующихся во времени тенденций в рамках общественных притязаний заказчиков на данные преобразования. Однако сами заказчики модернизации образовательной системы, являясь катализаторами технического прогресса, опережающего осознание его экологических последствий, не способны к социоприродной самоорганизации, к экологической рефлексии происходящих событий или анализируемых явлений. Талантливость познающего, глубоко вникающего в сущность происходящих изменений в окружающей среде, проявляется в непосред-

ственном реагировании на них посредством принятия стратегически верных решений и в области модернизации системы образования тоже. К сожалению, для развития рыночной экономики, особенно в условиях нашей страны, не выгодно распространять идеи экоцентризма, внедрять их в образовательные программы. Позиция управляющего в рыночной экономике предстает именно как технологическая, основанная на принятии решений в пользу экономического благополучия и технического совершенствования. Превалирующим мотивом выступает именно прибыль, а не сам спрос. Импульсы сглаживания агрессивного и потребительского отношения к окружающей среде связаны с отходом от стереотипа игнорирования, с общественным давлением, влиянием духовной сферы и нравственно-ориентированными ценностями самоопределения в процессе получения навыков будущей профессии.

В современном обществе анализ человеческого потенциала включает в себя оценку или условный учет ее интеллектуального запаса и будущих возможностей. Проблема сохранения, развития и реализации человеческого потенциала является предметом повышенного и тревожного внимания общественности. Добыча, эксплуатация и продажа природных ресурсов на современном этапе экономического развития - фактически главный источник доходов большинства развивающихся стран. Недостатки данной стратегии проявляются во всех сферах общественной жизни: социально-культурной, экономической, сфере международных отношений и т.д. Необходимо выбрать новую стратегию развития, инновационный перспективный путь, основанный на разработке новых технологий, где решающую роль интеллектуальные силы общества. Система образования является «кузницей» человеческого потенциала, в своем роде источником неограниченных ресурсов интеллекта, благодаря которой становится возможным становление принципиально новых экоцентрических ценностей в развивающемся мире. В современном российском обществе сильноресурсными являются молодые специалисты, с высоким уровнем интеллекта и адаптивными индивидуально-психологическими способностями к изменяющимся условиям открытой социально-экономической системы. Развитие профессиональной карьеры основополагающим образом зависит от жизненной ориентации будущих специалистов, определяющей в значительной степени их будущую профессиональную успешность, от способности принимать экологически и экономически обоснованные технологические решения, включая их эколого-экономический анализ и эколого-экономиче-ское обоснование.

В контексте нашего исследования профессиональный потенциал специалиста в области управления будет реализован при соблюдении следующих принципов:

- человек, принимающий стратегически важные решения в области управления не сможет обойтись без фундаментальных экологических знаний: законов природы и рационального природопользования, эволюцию и причины современного антропного экологического кризиса, которые он получает в процессе профессионального обучения;

- специалист, который осуществляет организационную, управленческую, планово-хозяйственную, экономическую и маркетинговую деятельность, должен отчетливо знать специфику вредного воздействия различных типов производств на окружающую среду, уметь настроить и координировать сферу собственного управленческого спектра с учетом экологического императива;

- специалист в области менеджмента обладает способностью проектирования бифуркационного механизма социально-экономического развития, определять точку бифуркации - состояние критической неустойчивости и осуществлять грамотный планомерный переход в состояние гомеостаза, абстрактного равновесия и гар-

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4(6)

25

Gordeeva Daria Sergeyevna, Hairyllina Alfiya Fatihovna pedagogical

ECOLOGICAL AND ECONOMIC MOTIVES OF MANAGEMENT ... sciences

монии отношений в системе «окружающая среда-производство»;

- анализировать, искать и находить наиболее приемлемые технологии малоотходного производства, нереволюционно, но постепенно внедрять их в область функционирования управляемой им отрасли народного хозяйства;

- реально осознавать путем экономико-математического анализа статистику истощаемости ограниченных природных ресурсов, которые активно используются для изготовления готовой продукции;

- разрабатывать оптимальные методики оценки принимаемых управленческих решений, в которых, прежде всего, прогнозируется будущее состояние окружающей среды;

- четко, безукоризненно подчинятся экологическому законодательству, иметь представление об экологических правонарушения, административной и уголовной ответственности;

- развивать экологический менеджмент на предприятии, стимулировать использование экологических технологий, и производство на их основе экологически приемлемой продукции;

- поддержание функционирования субъекта управленческой деятельности как живого организма, развивающегося под влиянием экологических факторов [8-10].

Направленность определяется системным полагающим свойством личности специалиста, отражающим цели, поведение, мотивы и субъективные отношения, который и формирует ее психологическую структуру. От направленности личности зависит характер запланированного вида деятельности, которую будущий специалист принимает и считает ля себя вполне приемлемой. Таким образом, направленность личности закладывается как одна из составляющих профессиональной направленности, структуру и сущность которой выявляют в трех направлениях:

- эмоционально-ценностное отношение к профессии (самостоятельность выбора, осознание своих возможностей, склонность и интерес к профессии, признание своих способностей) [Н.В. Кузьмина и др.];

- профессионально-значимые качества менеджера (интерес к творчеству и креативность, способность к взаимодействию и солидарность, управление во благо, не разрушать, а создавать) [Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов и др.]

- рефлексия в управлении своими возможностями (критический анализ собственной деятельности, разбор опыта побед и поражений, способность принять и исправить собственные ошибки) [В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин и др.].

Эколого-экономическая направленность личности менеджеров, обусловленная эколого-экономическими ценностями, по нашему мнению, является важнейшим социокультурным основанием эколого-экономической подготовки специалистов управленческого профиля. Понятие «эколого-экономическая направленность» представляет триаду (экология+экономика +направлен-ность). Интеграция в одном термине таких сложных, неоднозначных дефиниций, позволяет получить на выходе определенного рода феномен, включающий в себя интересы, мотивы, потребности и знания, порождающие управленческую деятельность, которая не нарушает баланса в эколого-экономической системе. Мы соглашаемся с А.А. Саламатовым, понимающим эколого-эконо-мическую направленность личности как «устойчивую, трансситуативную устремленность, ориентированность мыслей и поступков человека, которая является следствием доминирования эколого-экономических мотиваций; ее содержательную сторону отражают ориентации на эколого-экономические ценности, исключающие противоречивость экологических и экономических потребностей и интересов и обусловливающие различные виды деятельности человека в рамках эколого-экономи-26

ческого равновесия»[6].

Возникновение эколого-экономических потребностей происходит в процессе производственных отношений по поводу использования и присвоения природных благ [7]. На основе результатов исследования Т. Губайдуллиной, С. Сухоруковой, А. Рябчикова и др. [24], эколого-экономические потребности можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, потребности с доминированием экономической составляющей, во втором случае - доминирование экономических нужд над всеми остальными. Печальным фактом современного общества до сих пор остается низкий уровень интеграции экологических и экономических потребностей.

В процессе получения менеджмент-образования будущих специалистов управленческого профиля обучают искусству организации и проектированию эффективно функционирующих бизнес-систем, а также методам анализа влияния различных факторов на входе и на выходе из системы. Профессиональное менеджмент-образование жестко ориентировано на специалистов, для которых получение максимальной прибыли есть эффективный деятельностный результат, любые издержки воспринимаются им как антифакторы, в том числе экологические. Возникновение таких эколого-экономи-ческих потребностей как прибыльное, но малоотходное производство, полезная питательная пища, полученная без использования химических добавок, способы передвижения, которые не загрязняют окружающую природную среду, получение альтернативной энергии должно восприниматься менеджерами как истина, а не как парадокс. И удовлетворение эколого-экономических потребностей населения должна быть первоцелью управленческого потенциала.

Под мотивом мы понимаем осознанное внутреннее побуждение, которое катализирует преобразование интереса в потребность, удовлетворение которой оправдано волевой деятельностью. В психолого-педагогической науке проблема формирования и развития мотивации в широком смысле достаточно освещена учеными-исследователями (Н.А. Бакшаева, В.К. Вилюнас и др.), тогда как анализу эколого-экономических мотивов в российской и зарубежной литературе не уделено должного внимания. Безусловно, мотивы подаются разуму, но также могут возникать глубоко и спонтанно, быть состоянием предчувствия и желания реализовать их.

Эколого-экономическая мотивация специалистов управленческого профиля - это сложная система психолого-смыслового поля эколого-экономической ориентации в процессе профессионального становления, формирующая желания и возможности удовлетворения разнообразных потребностей способами, не нарушаемыми стабильность и устойчивость социально-эколого-экономической системы. Результатом осмысления эко-лого-экономического мотива становится формирование установки на достижение успеха действий менеджера, причем под успешными будут пониматься такие действия, которые будут направлены на эффективное решение экономических задач с полным соблюдением основ экологической безопасности.

Эколого-экономические знания в процессе обучения менеджменту являются результатом процесса познания реальной действительности, получивший отражение в сознании будущего специалиста в форме эколого-эконо-мических понятий, убеждений, представлений и умозаключений.

Современные выпускники профессиональной образовательной организации (особенно неэкологи) имеют поверхностные представления о природе и ее взаимосвязи с обществом, практически не осведомлен об основах рационального природопользования и эколого-эко-номических рисках.

Обучение менеджменту должно сопровождаться накоплением знаний об охране окружающей среды, принципах рационального природопользования, ресурсосбе-Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически Гордеева Дарья Сергеевна, Хайруллина Альфия Фатиховна

науки ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОТИВОВ ...

режения, экологизации производства, ценовой политикой за пользование экологическим услугами и т.д.;

Включение обязательных эколого-ориентированных элементов в программы дисциплин профессионального цикла. Внедрение эколого-ориентированной компоненты в образовательные программы требует эколого-ори-ентированной подготовки учебной и учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, осуществляемой в целях подготовки будущих профессионалов.

Разработка вопросов обеспечения рационального природопользования и ресурсосбережения, экологической безопасности и управления рисками при выполнении научных исследований по тематике, посвященной развитию различных отраслей управленческого сообщества [10].

Сформированная система ценностных ориентаций задает траекторию направленности личности будущего специалиста управленческого профиля. Под эколого-экономическими ценностными ориентациями мы понимаем специфические образования в структуре сознания индивида, являющиеся субъективно идеальными образцами и объективными ориентирами эколого-экономиче-ской деятельности личности и общества.

В наиболее распространенную модель ценностных ориентаций М. Рокича, которая в достаточно полной форме отражает высшие человеческие достоинства, различается два класса ценностей [5]: инструментальные -убеждения, что свойство личности или образ действий превалирует в любой ситуации и терминальные - убеждения в том, что конечная цель существования личности состоит в стремлении к ее достижению.

К инструментальным ценностям относят образованность, рационализм, компромиссное отношение к своим недостатком и недостатком людей, самоконтроль, терпение, высокие запросы, амбиции, воспитанность, развитие в семейной жизни и в профессии, чуткость, эффективность, ответственность. Термальные ценности- это здоровье, мудрость, эстетическое восприятие природы, интересная работа, наличие друзей, продуктивная жизнь и общественное признание. Деление в данной классификации достаточно условно, грань действия одного компонента является началом другого [32-41].

Ценностные ориентации, по нашему мнению, являются вектором, направляющим человеческий потенциал в конъюнктуру его максимально эффективной реализации. Главным фактором формирования ценностных ориентаций является рефлексия субъективного жизненного опыта. Преобладание рефлексии над действием, понимание предварительной значимости получаемых знаний, умений и навыков, перспективности креативных способностей и нестандартного мышления позволяет вывести научно-исследовательские изыскания в области эколого-экономической подготовки в процессе профессионального образования на качественно новый актуальный уровень педагогической проблематики.

За счет работы, происходящей в рефлексивной позиции, обеспечиваются преодоление всех форм сомнений и затруднений, анализ происходящей динамики выводит рефлексирующего из прошлого в будущее. В онтологическом плане рефлексия образовательного процесса выступает как средство оценки готовности менеджера приступить к профессиональной деятельности, благодаря которой осуществляется трансформация ценностных составляющих будущей профессии.

Стандартизация и формализм сферы профессионального образования приводят к постепенному, но неизбежному ее упрощению. Позитивное расширение границ свободы, интериоризация ценностных установок, новые возможности социализации обучающихся дополняется противоречиями и трудностями капитализированного и технологизированного традиционного образования.

Образование создает предпосылки для многовариантного решения жизненоважных проблем нации, кото-Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4(6)

рые возникают как в экономической, так и в экологической сфере развития общества. Благодаря мощному потенциалу, эколого-экономическая идеология оказывается чрезвычайно популярной как для исследователей, так и для преподавателей и студентов. Это новое течение, которое реализуется в рамках культурных и гуманистических традиций образования. Главная идея современной модернизированной системы профессионального образования состоит в неиссякаемом потоке инвестиций в человеческий капитал, накопление интеллектуальной собственности, которые в своей совокупности составляют национальное богатство. Укрепление надежды на умения, навыки и, полученные в результате профессионального обучения, эколого-экономические знания, увеличение числа квалифицированных эколо-го-ориентированных менеджеров - единственно верный путь преодоления кризиса современности [1]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гордеева, Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 3 (20). — С. 63-68.

2. Айзятов, Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика //Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Труды Первогомеждунар. симпозиума. — Зеленоград, М., 2000. — Вып. 3. — С. 142-154.

3. Сидоров, А.А. Структурно-динамическая характеристика доминирующих в мире биокорпораций // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2017. — № 1 (147).— С. 31— 42.

4. Чуркин, Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям // Экологический вестник России. — 2013. — № 10. — С. 45—47.

5. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высш. образование в России. — 2010. — № 2. —С. 124—131.

6. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. — 2014. — № 1(38).— С. 45—50.

7. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2010. — № 4.— С. 6—10.

8. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 1. — С. 59—62.

9. Даванков, А.Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколо-го-экономических систем / А.Ю. Даванков, Г.Н. Пряхин, В.В. Седов и др. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. —133 с.

10. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая // Социум и власть. — 2015. — №1 (51). — С. 102—108.

11. Двинин, Д.Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм экологического управления // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 17. — С. 18—23.

12. Gnatyshina E.V., Ryabchuk P.G., Evplova E.V., Ryabinina E.V. Methods of the Evaluation of the Potential of the Région Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking [Электронныйресурс]. Espacios. 2017. Т. 38 (No. 25). Режим доступа: http://www. revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html — [Дата обращения: 12.02.2018].

13. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Плужникова И.И., Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В. Специфика эколого-ориентированной компоненты при подготовке будущих менеджеров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 85-88.

14. Холопов Ю.А., Слугина А.Н., Стиханова С.А. О готовности студентов технического вуза к формированию эколого-ориентиро-ванных ценностей // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 265-269.

15. Gordeeva D.S. Eco-Economic Security of the Region: Expanding the Management System for Assessing the State of Development [Электронный ресурс]. International Journal of Supply Chain Management. 2018. T. 7(No 6).Режим доступа: http://ojs.excelingtech.co.uk/index.php/IJSCM/ article/view/2680 — [Дата обращения: 12.02.2018].

16. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентирован-ной исследовательской деятельностью в системе высшего образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 23-26.

17. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Плужникова И.И., Демцура С.С. Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 139-143.

18. Гордеева, Д.С. Пути модернизации эколого-экономического

Gordeeva Daria Sergeyevna, Hairyllina Alfiya Fatihovna ECOLOGICAL AND ECONOMIC MOTIVES OF MANAGEMENT ..

pedagogical sciences

образования в процессе непрерывного профессионального обучения// Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2011. —№ 1 (41). — С. 126-131.

19. Гордеева Д.С. Эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров: понятийно-терминологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 61-64.

20. Сыротюк С.Д. Предпосылки становления самообучающихся организаций в условиях современного социально-экономического развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 109112.

21. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.

22. Гивишвили, Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы //Вопросы философии. -1997. -№ 4. -С. 72-85.

23. Гордеева Д.С. Формирование эколого-экономического сознания у будущих педагогов профессионального обучения //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. №1 (6). С. 14-17.

24. Юсупова Г.Ф. Оценка эффективности эколого-ориентирован-ных инновационных проектов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 412-416.

25. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов россии через призму экологической грамотности населения //Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 133-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Желнина Е.В. Современное управление социо-эколого-экономи-ческой безопасностью: взгляд населения города //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 101-104.

27. Кирюшкина А.Н., Курилова А.А. Эколого-экономическое развитие самарской области //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 118-121.

28. Горбачева Н.Б. Влияние трансформации системы образования на социализацию современной молодежи в условиях социо-эколо-го-экономической системы самарского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 387-390.

29. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: коллективная монография Всерос.науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. — Челябинск: Лаборатория знаний. 2015. — С. 112—115.

30. Саламатов, А.А. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие для студ. спец. 080507—Менеджмент организации /А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев. — Челябинск: ЧГПУ, 2010. — 68 с.

31. Гордеева Д.С., Плужникова И.И., Демцура С.С., Изюмникова С.А. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 105-109.

32. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2008. — № 3. — С. 91—98.

33. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 107-110.

34. Гордеева И.В. Анализ эффективности экологического образования учащихся колледжа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 80-84.

35. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.

36. Сенатор С.А., Казанцев И.В., Матвеева Т.Б., Кудинова Г.Э. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 228-233.

37. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

38. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.

39. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Костина Н.В. Экологическое образование - один из факторов устойчивого развития региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 60-63.

40. Мамедов, Н.М. Новые грани экологического образования // Экологическое образование. 2011.-№4. С. 13-15.

41. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

28

Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 4(6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.