Научная статья на тему 'Роль физического воспитания в формировании профессиональной культуры специалиста инженерного профиля'

Роль физического воспитания в формировании профессиональной культуры специалиста инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Александр Николаевич

Aspects of forming physical culture as a component of professional specialist culture in Technical University are stated in the article. The content is based on the modern achievements of science forming physical culture and it conceptual instrument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of physical training in the process of forming of professional culture of a technical specialist

Aspects of forming physical culture as a component of professional specialist culture in Technical University are stated in the article. The content is based on the modern achievements of science forming physical culture and it conceptual instrument.

Текст научной работы на тему «Роль физического воспитания в формировании профессиональной культуры специалиста инженерного профиля»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

А.Н. Груздев

Gruzdev A.N. The role of physical training in the process of forming of professional culture of a technical specialist. Aspects of forming physical culture as a component of professional specialist culture in Technical University are stated in the article. The content is based on the modern achievements of science forming physical culture and it conceptual instrument.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем ранее, профессиональной мобильностью, которая требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности, что обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Перестройка образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов. При этом в качестве важнейшей задачи высшего технического образования рассматривается переход от массового обучения к системе подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих научно-аналитическими знаниями и организационным опытом, способных разрабатывать технологии и участвовать в инженерноинновационной деятельности [1]. Таким образом, технический вуз призван готовить специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, имеющим активную жизненную и профессиональную позицию как основу его конкурентоспособности на рынке труда.

Физическая культура - одна из тех областей человеческой деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества и профессиональной культуры специалиста. Органично встраиваясь в профессионально-

производственные, экономические, общественные отношения людей, физическая культура оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно ценно и значимо [2]. Физическая культура играет значительную роль в эффективной реализации профессиональной деятельности инженера, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента - будущего инженера в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в вузе - это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для образовательной области «Физическое воспитание», что базируется на современной концепции формирования личности профессионала [3]. Среди профессионально важных качеств специалиста инженерного профиля, на развитие которых оказывает влияние физическое воспитание, можно выделить следующие: высокая работоспособность, стремление реализовать намеченные планы, результативность профессиональной деятельности, настойчивость и целеустремленность, умение «держать удар», уверенность в себе, выдержка и самообладание, готовность к риску, развитое внимание, умение работать в коллективе, забота о здоровье и физической выносливости, гармония с внешним и внутренним миром. Являясь значимыми составляющими профессиональной культуры, эти качества способствуют формированию устойчивой

конкурентной позиции специалиста и выступают базисом его дальнейшего профессионального развития.

Таким образом, физическое образование должно быть ориентировано на решение следующих задач:

- воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

- воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения недельного двигательного режима;

- повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов [4].

С этих позиций в условиях технического вуза необходимо построение целостной системы формирования физической культуры специалиста как элемента профессиональной культуры (рис. 1).

Для достижения поставленной цели, в соответствии со стандартами высшего образования, предусматривается:

- формирование знаний в области научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование и развитие мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни,

Рис. 1. Формирование физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста в условиях вуза

физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и психологическое благополучие, развитие и совершенствование психологических способностей, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [5].

1. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях / под ред. О.П. Нестеренко, Ю.А. Сидоровой. М., 1992.

2. Беляев И.Д. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов. Воронеж, 1991.

3. Агеевец В. У. Организация физической культуры. М., 1986.

4. Прошляков В.Д. Теория и практика физической культуры. М., 1993.

5. Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики: материалы регион.

межвуз. науч.-практ. конф. 4 нояб. 1995 г. Ростов н/Д, 1995. С. 46-58.

Поступила в редакцию 11.05.2007 г.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА

С.А. Быков, H.A. Гнездилова

Bykov S.A., Gnezdilova N.A. The management model for the development of the specialist-manager’s information competence. It is expedient to have a purposeful influence on the process of development of the specialist-manager’s competence by means of realization of the management model.

Введение. Осуществление профессиональной подготовки информационно компетентных управленческих кадров в стране -важнейшая задача, решение которой объективно предполагает комплексность, непрерывность, последовательность, а значит и поисково-творческую деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации, управление подготовкой информационно компетентных управленческих кадров нового типа.

В нашем исследовании рассматривается информационная составляющая подготовки специалиста-менеджера в сфере высшего профессионального образования и выполняется задача создания модели управления развитием информационной компетентности.

Информационная компетентность специалиста-менеджера представляется как открытая, динамическая, самоорганизующаяся

информационная система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой информационного общества, способная в определенных условиях к самообновлению и саморазвитию.

В этой связи построение модели основывается на требованиях системного подхода, положениях теории управления, результатах анализа научной литературы.

Содержательный аспект. При разработке модели управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера мы исходим из следующих факторов:

- модель строится с учетом современных требований информационного общества, которые изменяют и дополняют функции управленческой деятельности и, как следствие, определяют необходимость дальнейшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.