Научная статья на тему 'Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера'

Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Сергей Анатольевич, Гнездилова Наталия Александровна

It is expedient to have a purposeful influence on the process of development of the specialist-manager's competence by means of realization of the management model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Сергей Анатольевич, Гнездилова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management model for the development of the specialist-manager's information competence

It is expedient to have a purposeful influence on the process of development of the specialist-manager's competence by means of realization of the management model.

Текст научной работы на тему «Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера»

физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и психологическое благополучие, развитие и совершенствование психологических способностей, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [5].

1. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях / под ред. О.П. Нестеренко, Ю.А. Сидоровой. М., 1992.

2. Беляев И.Д. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов. Воронеж, 1991.

3. Агеевец В. У. Организация физической культуры. М., 1986.

4. Прошляков В.Д. Теория и практика физической культуры. М., 1993.

5. Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики: материалы регион.

межвуз. науч.-практ. конф. 4 нояб. 1995 г. Ростов н/Д, 1995. С. 46-58.

Поступила в редакцию 11.05.2007 г.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА С.А. Быков, Н.А. Гнездилова

Bykov S.A., Gnezdilova N.A. The management model for the development of the specialist-manager’s information competence. It is expedient to have a purposeful influence on the process of development of the specialist-manager’s competence by means of realization of the management model.

Введение. Осуществление профессиональной подготовки информационно компетентных управленческих кадров в стране -важнейшая задача, решение которой объективно предполагает комплексность, непрерывность, последовательность, а значит и поисково-творческую деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации, управление подготовкой информационно компетентных управленческих кадров нового типа.

В нашем исследовании рассматривается информационная составляющая подготовки специалиста-менеджера в сфере высшего профессионального образования и выполняется задача создания модели управления развитием информационной компетентности.

Информационная компетентность специалиста-менеджера представляется как открытая, динамическая, самоорганизующаяся

информационная система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой информационного общества, способная в определенных условиях к самообновлению и саморазвитию.

В этой связи построение модели основывается на требованиях системного подхода, положениях теории управления, результатах анализа научной литературы.

Содержательный аспект. При разработке модели управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера мы исходим из следующих факторов:

- модель строится с учетом современных требований информационного общества, которые изменяют и дополняют функции управленческой деятельности и, как следствие, определяют необходимость дальнейшего

развития информационной компетентности специалиста-менеджера;

- модель исходит из анализа управленческой деятельности и раскрывает целевую функцию образовательной программы специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии машиностроения, в соответствии с которой обеспечивается отбор содержания развития информационной компетентности;

- в модели управления развитием представлена модель информационной компетентности специалиста-менеджера (функциональный, структурный, качественный компоненты);

- модель управления развитием также включает содержательный, организационнопроцессуальный и контрольный компоненты, позволяющие эффективно реализовывать данную систему развития и оценивать уровень информационной компетентности специалиста-менеджера;

- при изменении внешних факторов и функций управленческой деятельности, а также по результатам контроля уровня информационной компетентности производится оперативная корректировка модели управления развитием.

Целями развития информационной компетентности специалиста-менеджера являются:

- обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационнокоммуникационных технологий;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Содержательный компонент модели управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера

представляет собой систему знаний, отражающих современную методологию и практику информационной подготовки.

В составе структурного компонента модели определены параметры:

- когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микроког-нитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие ее

с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти, принятие управленческого решения);

- ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;

- технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает понимание сущности технологического подхода к реализации управленческой деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками;

- коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

- рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

В составе функционального компонента модели выделены параметры:

- познавательный, направленный на систематизацию знаний теоретических основ и

закономерностей функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы, о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия; на познание и самопознание человеком самого себя;

- коммуникативный, носителями которого являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации программного комплекса, позволяет систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам управленческой деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты, использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;

- адаптивный, позволяющий адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- нормативный, проявляющийся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе, применяет законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- оценочный (информативный), активизирующий умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную для принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- интерактиавный, который формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации, позволяет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать спо-

собы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Качественный компонент модели содержит параметры: дуализм, структурированность, селективность, относительность, ак-кумулятивность, самоорганизованность, полифункциональность.

В составе организационно-процессуального компонента модели содержится технология, которая обеспечивает функционирование учебной профессионально-ориентированной информационной среды, включающей деятельность преподавателя, деятельность обучаемого, методы (проблемнопоисковое и исследовательское обучение), средства (программно-методические комплекс, программно-техническая база) и формы (лабораторные работы) управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера.

Контрольный компонент модели производит оценку уровней и показателей развития информационной компетентности специалиста-менеджера.

Разработанная в данном исследовании модель управления развитием информационной компетентности специалиста - менеджера (рис. 1) может быть реализована на любом этапе информационной подготовки при выполнении определенных педагогических условий.

Результаты внедрения. Апробация модели управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера,

проверка ее жизнеспособности, действенности, правильности осуществлена в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на экономическом факультете Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В результате проведения опытноэкспериментальной работы установлено, что:

1. Мотивация к обучению за период проведения эксперимента у студентов экспериментальных групп повысилась на 52,48 %, у студентов контрольных групп - на 25,04 %;

2. Количество студентов в экспериментальных группах, достигших высокого и среднего уровней развития параметров качественного компонента на четвертом этапе информационной подготовки, на 21,81-25,93 % (в зависимости от параметра) больше количества студентов в контрольных группах, достигших этих уровней;

В ф

н а

е к

ш т

н О

и р

е ы

Социально-экономические процессы в информационном обществе Увеличение объема научно-технической информации

Социальный заказ на подготовку специалиста-менеджера

Необходимость повышения качества информационной подготовки

Увеличение объема учебной информации

Требования информационного общества к функциям управленческой деятельности и информационной компетентности специалиста

Требования личности к информационной по дготовки

Цели развития информационной компетентности

□сущ естеление

интерактивного диалога в едином информационном пространстве

Обогащ ение знания ми и умениями иг области информатики и информационнокоммуникационных технологий

Модель

информационной

компетентности

С одерж ятельный компонент

О р ган из а ии он но- по оцес суаль ны й к ом п он ент

Контрольный компонент

Содерж ание

оды

Ф ун щн'і н дль ны й к и по нёнт структурный компонент Качественный компоненг

Система знаний, отражающих современную методологию и практик информационной подготовки

Проблем но-пои сков ое обучение

Исследовательское обуч ение

Сред сд? еэ

Т е-: ни к о -программная база

Программно -методич еский ком ппекс

Ферт/

Л абораторные работы

Учебная профессионапмо-фиет ироеанная информационна? среда

Конт роль

Деятельность пр еп од ав теп я

Деятельность

обучаемого

Оценка уровней и показателей развития информационной компетентности специалиста - менеджера

Педагогические условия

Рис. 1. Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера

3. Уровень развития параметров качественного компонента повысился у студентов экспериментальных групп на 20,9-24,6 % (в зависимости от параметра) по сравнению с предыдущим третьим этапом информационной подготовки;

4. Эффективность практической реализации модели управления развитием информационной компетентности на четвертом этапе информационной подготовки специа-листа-менеджера подтверждена при следующих педагогических условиях:

■ осуществлялось системное формирование у студентов убежденности, что информационная компетентность обусловливает успешность их профессиональной деятельности;

■ учтены положения современной образовательной парадигмы, которая призвана решать задачи дальнейшего развития информационной компетентности специалистов-менеджеров в неразрывной взаимосвязи функций традиционного (обеспечение фундаментальности знаний) и инновационного образования (ориентацию в обучении на личность студента, его активную позицию, способность к саморазвитию, личностное

взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ использована технология учебного проектирования, которая предоставляет возможность каждому обучаемому усвоить современную методологию творчества, учит целенаправленно использовать законы социальных и других систем, позволяет не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, а также объективную самооценку;

■ применена методика оценки параметров развития информационной компетентности специалиста-менеджера;

■ предусмотрено в учебном плане изучение студентами дисциплины блока ФТД, развивающей у них информационную компетентность.

Проведенное исследование позволило внедрить модель управления развитием информационной компетентности в практику обучения специалистов-менеджеров на экономическом факультете Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С.А. Быков, А.Н. Жирнова

Bykov S.A., Zhirnova A.N. The analysis of interdependence of fundamentalization and integration processes of education. One of the principles of contemporary multi-level education is the principle of giving fundamental teaching to future specialists. The present issue becomes very urgent and particularly significant in the integration of education and integral training of future specialists. The notion “fundamental development of education” is interpreted differently by researchers. In respect of fundamental development there has been stated the task of designating the systematic invariant of each science. The profound fundamental development of education imparts invariance to training of specialists, which is necessary at present time.

Одним из приоритетных направлений повышения качества вузовского образования является фундаментализация его содержания. Она должна обеспечить условия для подготовки социально защищенного, конкурентоспособного специалиста, с высоким уровнем развития интеллектуального и творческого потенциала.

Впервые идея «фундаментализации образования» была сформулирована В. Гумбольдтом. Она подразумевала необходимость включения в обучение тех фундаментальных знаний, которые были открыты в той или иной науке.

Следует заметить, что российские вузы всегда были ориентированы на фундамента-лизацию обучения. Этот феномен постоянно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.