Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи процессов фундаментализации и интеграции образования'

Анализ взаимосвязи процессов фундаментализации и интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Сергей Анатольевич, Жирнова Анна Николаевна

One of the principles of contemporary multi-level education is the principle of giving fundamental teaching to future specialists. The present issue becomes very urgent and particularly significant in the integration of education and integral training of future specialists. The notion "fundamental development of education" is interpreted differently by researchers. In respect of fundamental development there has been stated the task of designating the systematic invariant of each science. The profound fundamental development of education imparts invariance to training of specialists, which is necessary at present time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of interdependence of fundamentalization and integration processes of education

One of the principles of contemporary multi-level education is the principle of giving fundamental teaching to future specialists. The present issue becomes very urgent and particularly significant in the integration of education and integral training of future specialists. The notion "fundamental development of education" is interpreted differently by researchers. In respect of fundamental development there has been stated the task of designating the systematic invariant of each science. The profound fundamental development of education imparts invariance to training of specialists, which is necessary at present time.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи процессов фундаментализации и интеграции образования»

3. Уровень развития параметров качественного компонента повысился у студентов экспериментальных групп на 20,9-24,6 % (в зависимости от параметра) по сравнению с предыдущим третьим этапом информационной подготовки;

4. Эффективность практической реализации модели управления развитием информационной компетентности на четвертом этапе информационной подготовки специа-листа-менеджера подтверждена при следующих педагогических условиях:

■ осуществлялось системное формирование у студентов убежденности, что информационная компетентность обусловливает успешность их профессиональной деятельности;

■ учтены положения современной образовательной парадигмы, которая призвана решать задачи дальнейшего развития информационной компетентности специалистов-менеджеров в неразрывной взаимосвязи функций традиционного (обеспечение фундаментальности знаний) и инновационного образования (ориентацию в обучении на личность студента, его активную позицию, способность к саморазвитию, личностное

взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса);

■ использована технология учебного проектирования, которая предоставляет возможность каждому обучаемому усвоить современную методологию творчества, учит целенаправленно использовать законы социальных и других систем, позволяет не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, а также объективную самооценку;

■ применена методика оценки параметров развития информационной компетентности специалиста-менеджера;

■ предусмотрено в учебном плане изучение студентами дисциплины блока ФТД, развивающей у них информационную компетентность.

Проведенное исследование позволило внедрить модель управления развитием информационной компетентности в практику обучения специалистов-менеджеров на экономическом факультете Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Быков, А.Н. Жирнова

Bykov S.A., Zhirnova A.N. The analysis of interdependence of fundamentalization and integration processes of education. One of the principles of contemporary multi-level education is the principle of giving fundamental teaching to future specialists. The present issue becomes very urgent and particularly significant in the integration of education and integral training of future specialists. The notion “fundamental development of education” is interpreted differently by researchers. In respect of fundamental development there has been stated the task of designating the systematic invariant of each science. The profound fundamental development of education imparts invariance to training of specialists, which is necessary at present time.

Одним из приоритетных направлений повышения качества вузовского образования является фундаментализация его содержания. Она должна обеспечить условия для подготовки социально защищенного, конкурентоспособного специалиста, с высоким уровнем развития интеллектуального и творческого потенциала.

Впервые идея «фундаментализации образования» была сформулирована В. Гумбольдтом. Она подразумевала необходимость включения в обучение тех фундаментальных знаний, которые были открыты в той или иной науке.

Следует заметить, что российские вузы всегда были ориентированы на фундамента-лизацию обучения. Этот феномен постоянно

привлекал отечественных ученых. В современных условиях проблема фундаментализа-ции не потеряла свою актуальность, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования отечественных ученых (А.И. Субетто, В.Г. Кинелева, А.Д. Суханова, А.А. Вербицкого, О.Н. Голубевой, Н.Н. Нечаева и др.).

Фундаментализация обучения будущих специалистов имеет особую значимость и в процессе интеграции образования, целостности их естественнонаучной, гуманитарной и культурологической основы. Фундаментали-зацию можно рассматривать в качестве принципа современной дидактики, она позволяет развивать такие качества личности студента, как методологическая, интеллектуальная, креативная, информационная культура. Фундаментализация обучения может обеспечить условия для развития у студентов системного, интегративного, теоретико-методологического знания, научно-исследовательского стиля мышления, деятельности, общения.

В переводе с латинского «ШМашепШт» означает основа, опора. В энциклопедиях термин «фундаментальность образования» означает основательный, прочный, глубокий, стабильный. Само понятие «фундаментальность образования» можно интерпретировать по-разному, как процесс формирования «фундаментально-знаниевого» каркаса личности (ядра системы знаний личности), использование в процессе обучении высоких интеллектуальных и новых информационных технологий на основе международной системы базы данных, постижение глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, целостное видение природы, человека, общества в контексте междисциплинарного диалога, новое качество образованности личности и общества, индуктивное восхождение личности от опыта к его интерпретации и др.

Фундаментализация образования как один из ведущих принципов, положенных в основу современного многоуровневого образования включает в себя: образование

«вглубь» (углубленная научная подготовка в рамках конкретной специализации) и образование «вширь» (разностороннее гуманитарное и естественнонаучное образование на основе фундаментальных знаний). В этом

контексте стоит задача выделения системного инварианта каждой науки. Однако «фундаментализация» только одной дисциплины не может существенно повлиять на качество всей подготовки специалиста. Этот процесс должен охватывать все дисциплины учебного плана, т. е. одновременно должен осуществляться и процесс межпредметной интеграции.

Под интеграцией мы понимаем не только синхронизацию дисциплин учебного плана по времени их изучения и согласование содержания, но и процесс, результатом которого должно являться новое качество знаний студентов. Единого мнения о характере, формах, средствах и содержании этого процесса в дидактике пока нет. При изучении интеграционных процессов в образовании мы опираемся на представления об интеграционных процессах, известных в «фундаментальных» науках, где на «стыке наук» при интеграции научного знания происходит синтез объективно нового знания. Этот процесс весьма результативен, например, в его развитии возникают новые отрасли науки. Перенося понятие этого процесса на образование, следует учесть его специфику, заключающуюся в том, что учебные дисциплины от научных отличаются не содержанием, а формой представления научных знаний, объемом и глубиной их изложения. Кроме того, целью изучение учебной дисциплины является не получение объективно нового знания, а формирование субъективно нового в сознании студента. Под «субъективно новым знанием» мы понимаем, знание, уже полученное в науке, но являющееся новым для конкретного студента.

Интеграцию мы рассматриваем как форму связи между учебными дисциплинами, определяемую, главным образом, педагогическими факторами, позволяющими преодолеть недостатки исторически сложившейся предметной системы обучения, порожденной дифференциацией наук. Интеграция содержания учебных предметов позволяет выявить общие для различных дисциплин концептуальные структуры и методы формирования субъективно нового знания. В процессе интеграции должен происходить синтез языков разных наук, их понятий и гипотез, что создает условия для формирования в сознании студента субъективно нового знания, которое

в явном виде не входило в интегрируемые дисциплины. При этом предметная система обучения сохраняется, т. к. учебные дисциплины являются относительно самостоятельными, каждая из них представляет отдельную отрасль науки со своим языком, понятийным аппаратом, методологией, методикой, предметом изучения и концептуальной сферой. Процесс интеграции позволяет обеспечить взаимосвязанное их изучение, чтобы возникли условия формирования субъективно нового знания, которое нельзя получить, если изучать эти дисциплины раздельно. Это достигается, например, введением понятия одной дисциплины в понятийный аппарат другой. Так, введение понятия производной из математики в физику привело к понятию мгновенной скорости, математического понятия комплексного числа - к представлениям о расчетах электрических цепей в форме векторных диаграмм в электротехнике. При этом должен произойти синтез нового знания в результате взаимодействия понятийных аппаратов различных наук. В сознании студента должно сформироваться знание, которое невозможно было получить, изучая эти дисциплины не взаимосвязано.

Процесс интеграции приводит к синтезу субъективно нового знания и тогда, когда из одной дисциплины в другую переносится не одно понятие, а целая система взаимосвязанных понятий. При этом взаимодействие этой системы происходит не с отдельным понятием другой дисциплины, а с системой ее понятий. В этом процессе могут расширяться не только объемы исходных понятий, что вполне очевидно, но и выявляться новые их характеристики. Такой процесс можно наглядно представить на примере изучения технических объектов или технологий. Скажем, при изучении электродвигателя в систему понятий электротехники: электрический

проводник, электрическая обмотка, магнитный сердечник, электрическая цепь, коэффициент полезного действия - вводятся такие понятия, как электрон, электромагнитное поле, электрический ток, электрическое на-

пряжение, электромагнитная индукция, формируемые в курсе физики. Эти две группы понятий относятся к различным областям человеческого знания. Так, «физические» понятия описывают природные объекты, «технические» - описывают объекты, созданные человеком. При этом природные явления происходят в искусственно созданной человеком среде - технической конструкции электродвигателя. В сознании студента формируется субъективно новое знание о применении человеком природных объектов и явлений в искусственно созданных средах, т. е. знание о технической комбинационной закономерности, описывающей работу электродвигателя, которого у него ранее не было и его невозможно сформировать средствами только одной дисциплины.

Возможность интеграции учебных дисциплин заложена в их содержании, т. к. оно отражает научные знания об окружающем мире - едином по своей природе. Это определяет взаимосвязь процессов интеграции и фундаментализации, т. к. оба процесса опираются на обобщенные схемы теоретического описания процессов и явлений общества, природы и техники.

Взаимосвязь процессов фундаментализации и интеграции определяется способностью системы обучения на основе междисциплинарной интеграции обеспечивать фундаментальное образование по всем дисциплинам. Сегодня специалистам не хватает, прежде всего, не узкоспециальных знаний, а общеметодологических представлений,

взаимосвязи фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний, способности интегрировать идеи из разных областей науки, оперировать междисциплинарными категориями. Процесс фундаментализации придает необходимую инвариантность подготовке специалистов. Важным становится овладение студентами фундаментальными ценностями науки, культуры, профессии в процессе обучения в вузе.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.