Научная статья на тему 'Организационно-процессуальная основа изучения курса «Управление персоналом» в условиях высшей школы'

Организационно-процессуальная основа изучения курса «Управление персоналом» в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Галина Михайловна

In the process of process-organizing basis of the course "Personnel Management" in conditions of higher education it is necessary to focus attention on the formation of logical frame of pedagogical process including traditionally: the purpose, contents, selection of the forms and methods of training adequate to the purposes of educational process, capacities and the trainee's preparedness level. The research of interaction of future specialists and infrastructure in this sphere of work and consideration of teacher's activity specificity in the educational process is necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process-organizing basis of the course "Personnel Management" in conditions of higher education

In the process of process-organizing basis of the course "Personnel Management" in conditions of higher education it is necessary to focus attention on the formation of logical frame of pedagogical process including traditionally: the purpose, contents, selection of the forms and methods of training adequate to the purposes of educational process, capacities and the trainee's preparedness level. The research of interaction of future specialists and infrastructure in this sphere of work and consideration of teacher's activity specificity in the educational process is necessary.

Текст научной работы на тему «Организационно-процессуальная основа изучения курса «Управление персоналом» в условиях высшей школы»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Г.М. Золотарева

Zolotareva G.M. Process-organizing basis of the course “Personnel Management” in conditions of higher education. In the process of process-organizing basis of the course “Personnel Management” in conditions of higher education it is necessary to focus attention on the formation of logical frame of pedagogical process including traditionally: the purpose, contents, selection of the forms and methods of training adequate to the purposes of educational process, capacities and the trainee’s preparedness level. The research of interaction of future specialists and infrastructure in this sphere of work and consideration of teacher’s activity specificity in the educational process is necessary.

Современная педагогическая наука уделяет большое внимание изучению условий эффективного обучения, формированию тех или иных профессионально важных качеств специалиста (В.В. Давыдов, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский и др.).

В широком смысле условие может рассматриваться как обстановка, в которой протекает некий процесс человеческой деятельности. Условия применительно к дидактике, по мнению В.И. Андреева, представляют собой обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей в условиях высшей школы [1].

На наш взгляд, при создании организационно-процессуальной основы изучения курса «Управление персоналом» в условиях высшей школы следует акцентировать внимание на создании логической структуры педагогического процесса, включающего традиционно: цель, содержание, выбор форм и методов обучения, адекватных целям образовательного процесса, способностям и уровню подготовленности обучающихся. Необходимо изучить взаимодействие будущих специалистов с инфраструктурой в данной сфере деятельности, а также рассмотреть специфику деятельности преподавателя в процессе обучения. Также мы считаем, что организацию подготовки менеджеров в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» необходимо осуществлять посредством специально разработанного учебно-методического комплекса по курсу.

В ходе исследования были определены требования к учебно-методическому комплексу, обеспечивающему формирование профессиональной компетентности будущего специалиста-менеджера к использованию управленческих навыков в профессиональной деятельности, основными из которых являются:

- целостность: рассматривая данное

требование, мы имеем в виду то, что содержание учебно-методического комплекса во многом зависит от специфики профессиональных задач, которые будущий специалист решает в процессе профессиональной деятельности;

- адаптивность и релевантность профессиональной среде, предполагающая то, что средства, используемые в учебнопознавательной деятельности студентов, должны быть адекватны средствам, используемым в дальнейшей профессиональной деятельности, а их использование обучаемыми должно обеспечивать адаптацию к профессиональной среде;

- комфортность и эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- интегративность, предполагающая построение учебного процесса на основе согласованности учебных планов дисциплин, их взаимосвязи и взаимодополняемости, в результате чего идет последовательная и систематическая работа по раскрытию связей между различными дисциплинами, с целью эффективности процесса подготовки.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих организацию профессиональной подготовки специалиста-менеджера, является отбор и конструирование содержания

дисциплины, которое должно способствовать достижению заданного уровня профессиональной компетентности специалиста-менед-жера. От того, насколько правильно отобрано и сконструировано содержание дисциплины, зависит качество профессиональной подготовки специалиста. При отборе содержания специальной дисциплины «Управление персоналом» нами учитывались следующие требования:

- учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных дидактических целей, направленных на формирование умений и навыков по осуществлению деятельности менеджера по управлению персоналом;

- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные методы и формы обучения профессиональной деятельности в области управления персоналом, что необходимо для достижения намеченных целей.

С этих позиций, основываясь на исследованиях Е.В. Петровского, ЕЯ. Голант,

И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других ученых нами выделены следующие группы методов организации учебного процесса в рамках специальной дисциплины «Управление персоналом»: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемного изложения, проблемно-поисковые, самостоятельная работа учащихся, - которые предполагают достаточно большую самостоятельность обучающихся в ходе выполнения профессионально-ориентированных заданий.

Формы организации обучения представляют собой самостоятельную дидактическую категорию, главный признак которой - быть внутренней организацией какого-либо содержания. В дидактике в качестве содержания выступают учебный материал и методы обучения, которые, наряду с этим, сами являются самостоятельными элементами процесса обучения. Форма как бы объединяет их, поднимает на более высокий уровень целостного проявления.

В педагогической литературе приводится большое количество разнообразных форм и методов обучения, каждый из которых имеет свои недостатки и достоинства. Отбирая те или иные формы и методы обучения, преподаватель специальных дисциплин, на

наш взгляд, должен ориентироваться на индивидуальные качества обучающихся, учитывать особенности межличностных отношений в коллективе, оснащенность и продолжительность педагогического процесса, а также специфику преподаваемой профессиональной дисциплины.

При этом необходимым критерием выбора методов обучения является их разнообразие, поскольку различные методы по разному влияют на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений на объекты будущей профессиональной деятельности. Все это указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения [2].

В основе организации профессиональной подготовки менеджеров в условиях высшей школы заложена лекционно-семинарская система обучения, ведущими формами которой являются: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия.

В курсе специальной дисциплины «Управление персоналом» предусмотрено изучение тем: «Управление как вид профессиональной деятельности», «Структура персонала», «Кадровая политика организации», «Властные отношения и лидерство в управлении», «Методы управления персоналом», «Мотивация в управлении персоналом», «Межличностные коммуникации в управлении», «Конфликты в трудовом коллективе», -позволяющих сформировать основные знания, умения и навыки в сфере управления персоналом организации в соответствии с современными требованиями социального заказа, а также расширяющих представления обучающихся о различных аспектах деятельности менеджера по работе с кадрами в профессиональной деятельности.

Сконструированное с позиций названных требований содержание специальной дисциплины «Управление персоналом», изучаемое обучающимися в ходе образовательного процесса, позволяет, по нашему мнению, подготовить будущих специалистов-менеджеров к профессиональной деятельности в области управления персоналом в соответствии с требованиями современных рыночных условий, сформировать у них стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Мы предполагаем, что педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов-менедже-ров должна выстраиваться как система научно обоснованных приемов и методик, способствующих такой организации учебновоспитательного процесса, при котором достигается поставленная цель - формирование профессиональной компетентности специалистов менеджеров, которая в будущем поможет реализовать профессионально-личностный потенциал каждого студента как конкурентноспособного на рынке труда специалиста в сфере управления человеческими ресурсами.

Логика исследования предполагает рассмотреть понятие «профессиональная компетентность» как ведущее понятие в решении проблемы профессиональной подготовки специалиста-менеджера.

С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной науке исследований по вопросу профессиональной компетентности можно уточнить рассматриваемое понятие для специалистов управленческой сферы. Профессиональную компетентность специалиста-менеджера можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области управления персоналом, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда, проявляющим интерес к профессиональной деятельности своего профиля, осуществляющим процесс саморазвития, который организует самореализацию специалиста в обществе, тем самым обеспечивая использование управленческих навыков на высоком профессиональном уровне.

Анализ литературы [3-5] проводимый в ходе исследования, разработанная технология формирования профессиональной компетентности при изучении дисциплины «Управление персоналом» предполагает обучение в три этапа, каждый из которых основывается по возрастанию сложности поставленных задач и усилий, необходимых для их решения. Процесс формирования профессиональной компетентности обучающихся к профессиональной деятельности ме-

неджера в сфере управления персоналом предполагает прохождение следующих этапов: 1) формирование общего представления об управлении персоналом в профессиональной деятельности менеджера; 2) формирование базового уровня профессиональной компетентности в области управления персоналом в процессе решения профессиональных задач; 3) формирование системного видения вопросов управления персоналом в профессиональной деятельности менеджеров, обеспечивающего сформированность профессиональной компетентности. По качеству умения использовать навыки по управлению персоналом при решении профессиональных задач мы различаем три уровня сформированное™ компонентов профессиональной компетентности: первичный, средний и высокий.

На первом этапе необходимым является формирование общего представления о профессиональной деятельности специалиста данного профиля, обучающиеся получают соответствующие знания, обеспечивающие создание понятийного базиса, общего представления об управлении персоналом в профессиональной деятельности менеджера для последующего формирования профессиональных знаний. Создается основа профессионального видения и оценки явлений, отражающих специфику деятельности специа-листа-менеджера, путем формирования основных профессиональных знаний, контроля имеющегося представления о менеджере. Показателем уровня профессиональной компетентности является осознание важности, значимости и необходимости использования навыков по управлению персоналом в деятельности менеджера; положительная мотивация и интерес к реализации знаний управленческого дела при решении профессиональных задач; осознание роли менеджера в деятельности организации в современных рыночных условиях.

На втором этапе происходит формирование базового уровня профессиональной компетентности менеджера в области управления персоналом в процессе решения профессиональных задач, обучающиеся достаточно активно включаются в процесс изучения профессиональных потребностей, опосредованных условиями реализации будущей профессиональной деятельности, уровнем разви-

тия науки и предметной области, тенденциями развития профессиональной сферы. Деятельность, происходящая на данном этапе, направлена на осуществление комплекса знаний, умений и навыков, связанных с использованием существующих профессиональных технологий в данной профессиональной деятельности, способствующих формированию соответствующего уровня профессиональной компетентности. Это, в свою очередь, обусловливает создание основы профессионального видения структуры персонала, отражающей специфику деятельности специалиста-менед-жера по управлению персоналом, путем формирования психологических основ у студентов в области организации кадровой политики предприятия, оценки персонала, адаптации персонала, основных профессиональных знаний, понятийно-объяснительного аппарата специалиста данного профиля. Показателем уровня профессиональной компетентности является знание специфики и технологии формирования трудового коллектива; понимание особенностей использования различных способов воздействия на коллектив в деятельности организации; знание практических аспектов применения навыков по управлению персоналом в профессиональной практике.

Целевой установкой третьего этапа подготовки выступало формирование системного видения вопросов управления персоналом в профессиональной деятельности менеджеров. На этапе происходит определение профессионально значимых приоритетов, сформированы умения решать профессиональные задачи, происходит формирование управленческой компетентности в области управления трудовым коллективом, предполагается формирование основных профессиональных компетентностей специалиста в данной сфере, детерминированных умением применять методы управления персоналом, решать конфликты в трудовом коллективе. Для данного этапа характерен творческий подход к решению профессиональных задач. Данный этап предполагает обобщение преподаваемого материала, формирование системного видения профессиональной деятельности специалиста данной сферы, обусловленного наличием не только профессиональных знаний,

умений и профессионально значимых качеств, но и высоким уровнем профессиональной компетентности. Показателем уровня профессиональной компетентности является знание регламентации управления, методов управления персоналом, мотивации в управлении персоналом, межличностных коммуникаций в управлении, умение предотвращать конфликты в трудовом коллективе применяя различные методы. Решение профессиональных задач возможно при условии сформированное™ профессиональной компетентности специалиста-менеджера по управлению персоналом.

Данные этапы технологии обучения должны быть тесно связаны друг с другом, обеспечивая цикличность протекания единого учебного процесса с характерной воспроизводимостью обучающего цикла. Очевидно, что каждый уровень сформированное™ профессиональной компетентности специалиста-менеджера по управлению персоналом опосредован реализацией комплекса обучающих процедур.

Разработка инструментария при реализации этапов проектирования технологии организации системы профессиональной подготовки специалиста-менеджера при изучении курса «Управление персоналом», возможно лишь при достаточно высоком уровне мотивации будущих специалистов. Поэтому целевые установки каждого этапа должны предусматривать деятельность преподавателя по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Итоговый контроль отражает не только результат последнего уровня формирования профессиональной компетентности специа-листа-менеджера по управлению персоналом, но и результат всего технологично построенного образовательного процесса.

На основании вышеизложенного нами разработана технология организации образовательного процесса подготовки специали-стов-менеджеров по управлению персоналом (табл. 1).

Также образовательный процесс подготовки специалистов менеджеров реализуется на основе активного взаимодействия с инфраструктурой сферы управления персоналом организаций.

Таблица 1

Технология организации образовательного процесса подготовки специалистов-менеджеров по управлению персоналом

Этапы Компоненты I этап II этап III этап

Цель подготовки на данном этапе Формирование общего представления об управлении персоналом в профессиональной деятельности менеджера. Обеспечение процесса адаптации обучающегося к будущей профессиональной деятельности Формирование базовой ориентировки и базового уровня профессиональной компетенции менеджера в области управления персоналом в процессе решения профессиональных задач Формирование системного видения процесса управления персоналом в профессиональной деятельности менеджеров, обеспечивающей сформированность ключевой компетентности

Содержание подготовки на данном этапе Понятие о предметной среде деятельности специалиста. Управление как вид профессиональной деятельности, структура персонала Процессуальные и конструктивные основы кадровой политики организации, законодательные нормы и положения трудового коллектива, властные отношения и лидерство в управлении организацией Современные методы управления персоналом, мотивация в управлении персоналом организации, межличностные коммуникации в управлении персоналом, решение конфликтных ситуаций в трудовом коллективе

Доминирующие методы обучения Словесные, наглядные, проблемного изложения Репродуктивные, самостоятельная работа обучающихся, проблемного изложения Проблемно-поисковый, сотрудничества, практический, самостоятельная работа обучающихся

Формы обучения Лекционно-семинарская, индивидуально-групповая, парная Лекционно-семинарская, индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая Лекционно-семинарская, индивидуальная, индивиду ально-групповая

Средства обучения Творческие тесты, учебнометодические указания, наглядные схемы, образовательный видеокурс, учебная литература Комплекс заданий по темам курса, образовательный видеокурс, наглядные пособия, деловые игры, учебная литература, методические указания Учебно-методические указания, деловые игры, кейс-технология

Формы диагностики и контроля Оценка выполнения творческих заданий Тестирование, отчеты по выполнению практических и лабораторных работ Тестирование, отчеты по выполнению практических и лабораторных работ, зачет

Ожидаемый результат Первичный уровень сформированное™ профессиональной компетентности Средний уровень сформированное™ профессиональной компетентности Высокий уровень сформированное™ профессиональной компетентности

Профессиональное сотрудничество в учебном процессе с ведущими специалистами управленческих структур организаций, позволяет сформировать у обучающихся профессионально-ценностные качества профессиональной компетентности менеджера по управлению персоналом. Это достигается путем изучения основ деятельности менеджера по управлению персоналом, нормативно-правовой документальной базы, регламентирующей деятельность персонала организации. Практическая деятельность обучающихся при этом должна отражать конкретные условия функционирования менед-

жера на данном предприятии. При этом будущие специалисты-менеджеры получают идеальные знания о структуре организации и механизмах реализации управленческих навыков в своей будущей деятельности.

Таким образом, технология организации образовательного процесса в условиях высшей школы, при активном взаимодействии с инфраструктурой сферы управления персоналом, обуславливает не только формирование профессиональной компетентности специалиста данного профиля, но и предполагает реализацию профессиональных знаний и

умений в рамках технологично построенного процесса обучения.

Важнейшим условием личностного развития и подготовки обучающихся к профессиональной деятельности выступает профессионально-педагогическая деятельность преподавателя. В ходе профессионально-педагогической деятельности преподавателя, как правило, функционируют два типа отношений: субъективно-объективные, обуславливающие отношение преподавателя к средству и предмету педагогического воздействия, субъектно-субъективные отношения, возникающие между преподавателем и обучающимися в процессе педагогического взаимодействия. От того, как выстраиваются эти отношения, напрямую зависит эффективность образовательного процесса.

Основными функциями профессионально-педагогической деятельности, по нашему мнению, являются:

- обучающая, заключающаяся в формировании у обучающихся системы профессиональных знаний, умений и навыков (применительно к менеджерам в рамках дисциплины «Управление персоналом» знаний, умений и навыков в области организации управленческой деятельности);

- воспитательная, предполагающая формирование профессиональной направленности личности обучающихся: склонности и интереса к профессиональной деятельности (например, в сфере управления персоналом в деятельности организации);

- производственно-технологическая, состоящая в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетноаналитических работ, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения;

- организаторская, осуществляемая при проведении занятий по дисциплине «Управление персоналом», направленная на оптимальную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся по специальности «Менеджмент организации»;

- диагностическая, заключающаяся в определении уровня знаний, умений и навыков,

приобретенных обучающимися в ходе изучения специальной дисциплины, на различных этапах образовательного процесса, предполагающая в контексте профессиональной подготовки менеджера проведение обязательного входного, текущего, рубежного и итогового контроля;

- методическая, связанная с самостоятельным отбором необходимой научной информации, ее методической переработкой, формированием и планированием учебного материала, выбором эффективных средств обучения, с учетом ориентации на будущую профессиональную деятельность обучающихся, а также предполагающая составление необходимой документации и учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в рамках дисциплины «Управление персоналом».

Данные функции выполняются преподавателем в процессе высшего профессионального образования. При этом именно преподаватель в конечном итоге обеспечивает преемственность образовательного процесса в ходе изучения специальных дисциплин, разрабатывая учебно-методический комплекс, формируя содержание, отбирая формы и методы обучения, организуя учебно-познавательную деятельность обучающихся.

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогического творчества. Казань, 1988.

2. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М., 2004.

3. Денисова А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов: моногр. Ташкент, 1993.

4. Молоткова Н.В. Методика формирования

информационно-технологической состав-

ляющей профессиональной культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002.

Поступила в редакцию 2.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.