Научная статья на тему 'Модель формирования культуры принятия управленческих решений у будущих менеджеров'

Модель формирования культуры принятия управленческих решений у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / СПЕЦИАЛИСТ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕШЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / TRAINING / MODEL OF CULTURE DEVELOPMENT / SPECIALIST / MANAGEMENT / DECISIONS / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стратилатова Ирина Ивановна, Комадорова Ирина Владимировна

В статье рассматривается модель формирования культуры принятия управленческих решений, даётся характеристика методики формирования культуры принятия управленческих решений, исходя из дидактических целей каждого этапа. Описывается диагностика результативности сформированн-ности культуры принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FUTURE MANAGER'S MANAGEMENT DECISION MAKING CULTURE DEVELOPTNG

The article considers the model of management decision making culture developing; gives the characteristics of management decision making culture developing methodology on the basis of didactic purposes at each stage. The diagnostics results of the management decision making culture development is described.

Текст научной работы на тему «Модель формирования культуры принятия управленческих решений у будущих менеджеров»

УДК 65.012.123

ББК 65.050.2

Стратилатова Ирина Ивановна

преподаватель г. Набережные Челны Stratilatova Irina Ivanovna Senior Lecturer Naberezhnye Chelny Комадорова Ирина Владимировна доктор философских наук, профессор г. Набережные Челны Komadorova Irina Vladimirovna Doctor of Philosophy Professor Naberezhnye Chelny

Модель формирования культуры принятия управленческих решений у будущих менеджеров The Model of Future Manager’s Management Decision Making Culture Developing

В статье рассматривается модель формирования культуры принятия управленческих решений, даётся характеристика методики формирования культуры принятия управленческих решений, исходя из дидактических целей каждого этапа. Описывается диагностика результативности сформированн-ности культуры принятия управленческих решений.

The article considers the model of management decision making culture developing; gives the characteristics of management decision making culture developing methodology on the basis of didactic purposes at each stage. The diagnostics results of the management decision making culture development is described.

Ключевые слова: обучение, модель формирования культуры, специалист, управление, решения, диагностика.

Key words: training, model of culture development, specialist, management, decisions, diagnostics.

Процесс разработки управленческих решений - один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела. Обучение культуре принятия управленческих решений поможет специалисту, владеющему технологиями выработки, принятия и реализации управленческого решения, осуществить эффективное управление организацией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.

Несомненно, разработка процесса обучения специалиста требует системного подхода. В соответствии с методическим подходом к проблеме создания и функционирования педагогических систем «любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями это системы, системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами» [1, с. 217].

Под педагогической системой формирования культуры принятия управленческих решений мы понимаем специально организованный педагогический процесс деятельности обучающихся по овладению системой знаний и умений в области принятия управленческих решений с позиции делегирования полномочий и совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управленческой деятельности.

В данной статье мы рассматриваем не просто процесс принятия решений, а процесс формирования культуры принятия решений. Необходимо создать такую теоретико-множественную модель процесса обучения, которая бы помогала в процессе подготовки специалиста минимизировать его адаптацию к будущей профессиональной деятельности.

Разрабатываемая модель формирования культуры принятия управленческих решений состоит из следующих взаимосвязанных элементов, целесообразно функционирующих в одном организме высшего учебного заведения:

- выявление особенностей профессиональной деятельности менеджера по принятию управленческих решений в современных экономических условиях;

- формирование системы требований к современному специалисту-менеджеру на основе системно-функционального анализа деятельности по принятию управленческих решений;

- разработка методической системы формирования культуры принятия управленческих решений и организация профессиональной подготовки специалиста-менеджера в процессе изучения дисциплины «Культура принятия управленческих решений» с позиции достижения требуемого уровня сформированное™ профессиональных знаний, умений и навыков;

- диагностика результативности сформированности культуры принятия управленческих решений.

1. Выявление особенностей профессиональной деятельности менеджера по принятию управленческих решений в современных экономических условиях.

Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальности «Менеджмент организации», изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: «Основы менеджмента», «Управление качеством», «Информационный менеджмент», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управленческие решения» и др.

Перечисленные курсы читаются в вузах РФ недавно, т. к. до перехода от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночным отношениям не было конкуренции. В условиях жесткой конкуренции любую проблему приходится решать с применением сложных научных подходов - системного, маркетингового, функционального, интеграционного, комплексного, нормативного и др. Поэтому в управлении на всех уровнях иерархии осуществляется переход на концепцию научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности создаваемого объекта на основе применения научных подходов, принципов и методов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с не-

предсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца.

В управлении решение связывает все аспекты деятельности менеджера - от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели. Управленческое решение, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания и огранизационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов менеджмента.

При централизованном управлении делегируется ограниченный круг полномочий. При децентрализации на нижние уровни передается значительный объем полномочий. Каждой форме управления присущи свои преимущества и недостатки, и на каждую из них влияют те или иные факторы. В некоторый момент появляется слишком много факторов, влияющих на успешное управление предприятием, и в одиночку с ними не справиться. В современной сложной деловой среде, которая характеризуется глобализацией, взрывом информационных технологий, стратегическими союзами, повышенной конкуренцией и высокими ожиданиями практически всех покупателей, уже невозможно в одиночку все контролировать и принимать управленческие решения. И в этом случае делегирование полномочий позволяет сосредоточиться на том, в чем менеджер преуспеет больше других. Продвижение изнутри - ценный инструмент удержания и стимулирования работников.

Поэтому под культурой принятия управленческих решений мы понимаем степень овладения специалистом опыта профессионального гуманистического взаимодействия менеджеров с персоналом, с позиции делегирования полномочий и совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управленческой деятельности.

2. Формирование системы требований к современному специалисту-

менеджеру на основе системно-функционального анализа деятельности по принятию управленческих решений.

Процедура принятия управленческого решения - достаточно алгоритмизированная процедура. Данное положение является гарантией устойчивости и стабильности системы принятия решений. Фрактальность и процедура принятия решений вместе представляют собой динамическое равновесие, повышающее эффективность педагогического процесса по обучению принятию управленческого решения. Данная процедура и лежит в основе технологического компонента культуры принятия управленческих решений. Аксиологический компонент включает в себя гуманистические, управленческие ценности, которые рассматриваются в качестве своеобразных жизненных профессиональных ценностей. Это профессиональные знания, развитое управленческое мышление, управленческий такт и этика, рефлексия, импровизация, культура речи и мышления и др. И, наконец, личностный компонент - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность.

Исходя из вышеизложенного, нами была выявлена система знаний, умений и навыков, а также система профессионально значимых качеств, которая легла в основу формирования культуры принятия управленческих решений. Для этого необходимо:

Знать: гуманистические принципы работы с персоналом в организации; принципы, методы и системы мотивации персонала организации; психологические аспекты управления, стили руководства и условия их применения; новые методы управления, методы и технологии принятия управленческих решений; коллективные методы принятия управленческих решений; информационные технологии, критерии качества информации, понимание возможности их применения и способность критического отношения к информации.

Уметь: решать организационные задачи, стоящие перед коллективом с опорой на принцип гуманизма и делегирования полномочий; ориентироваться в ситуации совместного принятия решений и принимать оптимальные решения

по разрешению возможных конфликтов коллективе; проводить оценку эффективности принятия и выполнения управленческого решения; избегать возникновения конфликта даже при общении с негативно настроенным персоналом; планировать, контролировать, эффективно собирать и направлять в нужное русло информацию, необходимую для эффективного ведения деятельности организации; анализировать принимаемые решения, проводить ситуационный анализ; систематизировать и классифицировать профессиональные задачи; адаптироваться в профессиональной среде выявлять и реализовывать мотивы людей.

Владеть навыками: делового общения; ведения эффективного обсуждения и совещания по решению проблем; по нахождению компромиссных решений при ведении деловых переговоров; владения стратегиями убеждения и ораторскими навыками; этичного ведения дискуссии; налаживания отношений между людьми в группах; быстрого и адекватного реагирования на проблемные ситуации

Обладать профессионально значимыми качествами: способностью мобилизовать коллектив на выработку и решение управленческих задач; способностью рационально и эффективно делегировать полномочия по принятию управленческих решений; способностью распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными; готовностью к изменениям и креативность; наличием организаторских способностей и творческого подхода для профессиональных задач;

3. Разработка методической системы формирования культуры принятия управленческих решений и организация профессиональной подготовки специалиста-менеджера в процессе изучения дисциплины «Культура принятия управленческих решений» с позиции достижения требуемого уровня сформиро-ванности профессиональных знаний, умений и навыков.

Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени «состоит в том, что все больше котируются не просто высококвалифицированные специалисты, а грамотные творческие личности, которые способны сами добывать знания и на их основе порождать новые» [3, с. 286].

Специалисту, кроме умения обрабатывать логическую информацию, не-

обходимо владеть приемами целенаправленного преобразования внелогической информации, особенно необходимой для качественного принятия управленческого решения. В этом случае «формируется так называемое дивергентное (когнитивное, оперативное) мышление, которое способствует приобретению конкретных предметных знаний» [2, с. 58].

Методика формирования культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера состоит из трех взаимосвязанных этапов, каждый из которых отличается от другого заданной дидактический целью:

1 этап - формирование общего представления о значимости и необходимости овладения культурой принятия управленческих решений в профессиональной деятельности менеджера. Обеспечение процесса адаптации обучающегося к будущей профессиональной деятельности.

2 этап - формирование базовой ориентировки и базового уровня сформи-рованности компонентов культуры принятия управленческих решений в процессе решения профессионально ориентированных задач.

3 этап - формирование целостной культуры и системного видения процесса принятия управленческих решений с позиции делегирования полномочий и совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управленческой деятельности.

Данный подход к разделению процесса формирования культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста на этапы полностью соответствует точке зрения ведущих ученых-педагогов (О. А. Абдулина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, и др.), утверждающих, что процесс формирования и развития умений состоит из определенных этапов:

- выполнение действий по образцу;

- выполнение действий в новой ситуации;

- выполнение творческих заданий.

1 этап. Содержание: усвоение системы знаний об аксиологической и технологической среде деятельности специалиста-менеджера в области принятия управленческих решений. На данном этапе в лекционной форме рассматри-

ваются вопросы: «Роль принятия решений в управлении»; «Теория принятия управленческих решений»; «Социально-психологические аспекты принятия и реализации управленческих решений».

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемного изложения.

Формы обучения: лекции, лекция-беседа, лекция-диалог.

Средства обучения: учебно-методические указания, наглядные схемы, учебная литература.

Промежуточный контроль: оценка выполнения заданий в ходе лекционной работы.

Ожидаемый результат: первичный уровень сформированности культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера.

2 этап. Содержание: углубление системы знаний и умений об аксиологической и технологической среде деятельности специалиста-менеджера в области принятия управленческих решений; переосмысление представления о себе как субъекте управленческого общения и реалистическая оценка своих качеств, уровень собственной коммуникативной компетентности; осознание своих потенциальных возможностей; формирование мотивационной готовности к активной работе по повышению уровня культуры принятия управленческих решений, в том числе к освоению приемов принятия управленческих решений с позиции делегирования полномочий и совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управления.

Методы обучения: репродуктивные и проблемно-поисковые, практические.

Формы обучения: семинар-практикум; индивидуально-групповая.

Средства обучения: комплекс заданий по темам курса, наглядные пособия, практикумы, учебная литература, методические указания.

Промежуточный контроль: тестирование, отчеты по выполнению практических работ.

Ожидаемый результат: средний уровень сформированности культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера.

3 этап. Содержание: овладение системой практических умений и навы-

ков эффективного принятия управленческих решений с позиции делегирования полномочий и совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управленческой деятельности в разных учебных ситуациях, ознакомление с основными техниками и приемами его совершенствования; навыки организации эффективного управленческого взаимодействия в условиях различных форм проведения совещаний; освоение техники установления контакта с аудиторией; получения обратной связи, приемы анализа ситуации; навыки организации эффективного управленческого взаимодействия в ситуациях затрудненного общения; навыки разрешения ситуаций затрудненного управленческого взаимодействия и конфликтных ситуаций в ходе совместного принятия решений всеми заинтересованными в его реализации субъектами управленческой деятельности; овладение приемами и способами саморегуляции психического состояния менеджера; овладение техниками и приемами повышения стрессоустойчивости менеджера.

Методы обучения: сотрудничество, практическая, самостоятельная работа обучающихся.

Формы обучения: активные формы обучения, практикумы.

Средства обучения: учебно-методические указания, деловые игры, кейс-технология.

Промежуточный контроль: тестирование, отчеты по выполнению практических работ, зачет.

Ожидаемый результат: высший уровень сформированности культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера.

Преподаватель как управляющая подсистема включает в педагогический процесс такие элементы, как обучение, воспитание, консультирование. Студент как управляемая подсистема в педагогическом процессе, используя в своем развитии и саморазвитии творчество, удовлетворяет свою потребность в получении ЗУН в рамках формирования культуры принятия управленческих решений.

Педагогический процесс как составная часть педагогической системы связан с формированием направленности личности, приобретением ею опыта

социальных отношений, социализации личности. Осмысление сущности педагогического процесса создает теоретическую и методическую базы для управления развитием личности. Преподаватель перестает быть источником авторитарных знаний, он выступает уже в роли наставника, руководителя, лидера, учит добывать знания в процессе учебной деятельности, исполняя роль организатора учебно-познавательной деятельности.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что процесс формирования культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера представляет собой взаимосвязанный комплекс процессов, происходящих со студентом, а также между ним и преподавателем. Эти процессы связаны с развитием черт личности, переходом внешнего (объективного) в индивидуальное (субъективное). Формирование культуры принятия управленческих решений у будущего специалиста-менеджера - продукт вышеуказанных взаимоотношений.

4. Диагностика результативности сформированности культуры принятия управленческих решений.

В исследовании мы опирались на трехчастную модель культуры принятия управленческих решений, состоящую из взаимосвязанных компонентов: аксиологического, технологического и личностного. Следовательно, чтобы диагностировать результативность сформированности культуры принятия управленческих решений, нам необходимо исследовать результативность каждого компонента в отдельности. Поэтому необходимо:

1. Определить уровень сформированности ценностного отношения к управленческой деятельности у студентов в рамках принятия ими гуманистической составляющей в принятии управленческого решения через диагностику самоактуализации их личности по шкалам: ценностей, взгляда на природу человека; контактности и гибкости в общении (аксиологический компонент). Показателем будет уровень гуманистической составляющей в принятии управленческого решения.

2. Провести диагностику исходного и конечного уровня сформированности технологической грамотности студентов в ситуации принятия управленческого

решения (технологический компонент). Показателем будет уровень сформиро-ванности технологической грамотности.

3. Изучить самооценку с целью выявления степени стрессоустойчивости и эмпатии (личностный компонент). Показателем будет уровень стрессоустойчи-вости и эмпатии.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П., 1977 Основы теории педагогических систем. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 303 с.

2. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.

3. Добряков, А. А. // Психолого-педогогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей. - М. : Edition ЛОГОС, 2001, 336 а.

Bibliography

1. Bespalko, V. P., 1977 Pedagogical System Theory Bases / V. P. Bespalko Voronezh : Voronezh University Publishing House, 1977. - 303 p.

2. Velichkovsky, B. M. Modern Cognitive Psychology / B. M. Velichkovsky. -M. : MSU Publishing House, 1982.

3. Dobryakov, A. A. // Psychology-Pedagogical Bases of Elite Specialist's Training as Creative Persons / A. A. Dobryakov. - M. : LOGOS, 2001. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.