ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 1:378.14
DOI 10.18522/0321-3056-2016-2-5-9
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016г. Э.Г. Абиева, А.С. Халиков, М.Р. Рамазанов, А.Д. Дибраев
Абиева Эльмира Гаджибалаевна -доктор философских наук, профессор, кафедра философии и истории,
Дагестанская государственная медицинская академия, пл. Ленина, 1, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000. Е-mail: abievaelmira@mail.ru
Халиков Абдулхалик Султансаидович -кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и истории,
Дагестанская государственная медицинская академия, пл. Ленина, 1, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000. Е-mail: dgma@list.ru
Рамазанов Магарам Рагимович -кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и истории,
Дагестанская государственная медицинская академия, пл. Ленина, 1, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000. Е-mail: dgma@list.ru
Дибраев Афсаладдин Дибирахмедович -
кандидат философских наук, доцент,
кафедра гуманитарных дисциплин,
Дагестанская государственная медицинская академия,
пл. Ленина, 1, г. Махачкала,
Республика Дагестан, 367000.
Е-mail: dgma@list.ru
Abieva Elmira Gadzhibalaevna -Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Philosophy and History, Dagestan State Medical Academy, Lenina Sq., 1, Makhachkala, Republic Dagestan, 367000, Russia. E-mail: abievaelmira@mail.ru
Khalikov Abdulkhalik Sultansaidovich -
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Department of Philosophy and History,
Dagestan State Medical Academy,
Lenina Sq., 1, Makhachkala,
Republic Dagestan, 367000, Russia.
E-mail: dgma@list.ru
Ramazanov Magaram Ragimovich -
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Department of Philosophy and History,
Dagestan State Medical Academy,
Lenina Sq., 1, Makhachkala,
Republic Dagestan, 367000, Russia.
E-mail: dgma@list.ru
Dibraev Afsaladdin Dibirakhmedovich -
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Department of Humanities,
Dagestan State Medical Academy,
Lenina Sq., 1, Makhachkala,
Republic Dagestan, 367000, Russia.
E-mail: dgma@list.ru
Раскрывается роль философии в создании новой концепции гуманитарного образования в условиях глобализации, обозначаются существующие в этой области проблемы, пути их преодоления, обосновывается востребованность новых педагогических подходов в формировании гуманистических качеств будущих специалистов.
Ключевые слова: философия, современное образование, гуманитаризация образования, дисциплины гуманитарного цикла, социальный заказ, мышление, бытие, духовность, культурные ценности, позиция, концепция, мировоззрение, глобализация.
In this article, the role of Philosophy in the creation of a new concept humanitarian education in the context of globalization is considered, the existing problems in this sphere, ways to overcome them are designated; the demand for new pedagogical approaches in the formation of humanistic qualities offuture specialists is justified.
Keywords: philosophy, modern education, humanitarization of education, disciplines of humanitarian cycle, social order, mentality, existence, spirituality, cultural values, position, conception.
В современных условиях существует целый ряд оснований, подтверждающих необходимость гуманитаризации образования. В эпоху ноосферного развития, когда человечество переходит к взаимодействию с помощью глобальных коммуникаций, в
социуме появляется широкий выбор средств при решении профессиональных и личных проблем. Это повышает степень индивидуальной ответственности, что требует усиления гуманитарного аспекта образования.
Гуманистический потенциал философии как учебной дисциплины огромен. Как наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, она рассматривает окружающий мир через призму человека, его интересов, потребностей, жизненных ценностей.
Гуманитаризация образования в философском смысле означает определенную направленность на этическое и эстетическое отношение обучающегося к окружающему миру, учит правильно его познавать и исследовать.
Философия - это опробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения [1-3].
Соединение образования с идеей его гуманитаризации - это одно из непременных условий выживания человечества в целом и сохранения человеческого качества на уровне индивида. Приобщение к сфере культуры позволяет человеку выйти на духовный уровень, который открывает пути к соединению его с другими людьми и познать новые грани существования [4].
Переход к рыночным отношениям начала 90-х гг. ХХ в. привел к индивидуализации жизни российского человека. Необходимость борьбы за физическое и социальное выживание низводила человека до уровня простого существования и постепенно уничтожала его нравственную сущность. В таких случаях, как правило, в силу вступают негуманитарные модели социального бытия. В результате в российском образовательном пространстве наметилось последовательное вытеснение гуманитарного начала, что выразилось в сокращении часов, отведенных на гуманитарные дисциплины в школьных и вузовских стандартах образования.
Дегуманитаризация образовательных стандартов привела к тому, что в структуре вузовской подготовки из числа гуманитарных дисциплин на некоторых факультетах негуманитарного профиля остались лишь физическая культура и язык. Жизнь показала, что современная модель получения престижного образования должна обеспечить конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Эту задачу трудно будет осуществить без общекультурного и гуманитарного развития будущего специалиста [5, 6].
Философское знание занимает центральное место в структуре социально-гуманитарных дисциплин, так как философское осмысление вечных проблем является внутренней потребностью каждого человека.
Преподавание философии в высших и средних учебных заведениях связано с процессами модернизации современного образования и в нашей стране, и в мире в целом. Философия учит анализировать, понимать задачи развития общества, определять свое место в жизни, отстаивать свою позицию.
На вопрос: «Для чего людям нужна философия?» - студенты дают осмысленные ответы: философия учит мыслить, рассуждать, способствовать развитию человека и общества, помогает изменить общество к лучшему. Их интересуют такие важные философские проблемы, как создание искусственного интеллекта, смысла жизни и смерти, будущего человечества.
Философия неразрывно связана с другими учебными дисциплинами, в том числе естественнонаучными. При изучении вопросов происхождения мира и его устройства невозможно обойтись без знаний по физике, астрономии и других наук. Главное в преподавании - донести до обучающихся цель гуманитарного образования, показать, что оно призвано дополнить, обогатить их специальность необходимой, хотя и совершенно иной информацией.
Гуманитарность - это качественная характеристика образования, которая позволяет человеку получить целостное представление о действительности. Он становится способным воспринимать окружающее в контексте культуры, активно проявлять свое видение и отношение к происходящему вокруг, развивать взаимодействие с окружающим миром.
В то же время необходимо отметить, что гуманитаризация образования означает не только и не столько введение необходимых для этого учебных предметов, сколько направление в сторону поиска совершенно иных, новых принципов организации и построения учебного процесса. Нужны образовательные программы, направленные на формирование у человека целостного представления о действительности. А это предполагает включение в структуру учебного процесса таких интегративных и междисциплинарных курсов, которые позволяют повышать степень обобщения информации и упорядочивать множественность знания [7].
Сама по себе гуманитарная информация не способна полностью и мгновенно изменить жизненные установки человека. Нужны кардинальные изменения в его сознании и системе мышления, что будет возможно при создании новой концепции гуманитарного образования.
Традиционно путем получения классического образования считалось гуманитарное развитие личности через приобщение к лучшим образцам мировой и отечественной философии, истории, искусства.
В условиях изменяющегося общества гуманитаризация вузовского образования означает, что рынок труда получает не просто специалиста, владеющего определенным объемом естественнонаучных или технических знаний, но и носителя гуманитарной культуры, имеющего жизненные ориентиры, исповедующего гуманитарные ценности [8].
Философия непосредственно способствует формированию культуры мышления, овладению научными принципами мышления. Культура мышления современного человека - это умение правильно и глубоко мыслить, самостоятельно анализировать явления и процессы, вскрывать в них существенное; это умение подойти к известному с новой стороны, отказываться от традиционных штампов мышления.
Гуманитарная подготовка обучающихся разных специальностей должна носить целостный характер. Соотношение специальных и гуманитарных дисциплин может меняться в зависимости от специфики вуза, его технического и гуманитарного направления.
Философия находится в более привилегированном положении по сравнению с другими науками, так как, например, при изучении физики или химии никого не интересует личная точка зрения студента. При изучении философских проблем у обучающегося вырабатывается мировоззренческая позиция, человек учится мыслить, рассуждать, критически оценивать действительность.
Будущий специалист, благодаря изучению философии, становится более подготовленным к профессиональной деятельности в сложных условиях глобализированной системы мирового хозяйства, в которой определяющим фактором является конкуренция идей, технологий, товаров [6].
Гуманитарность не может быть сформирована принудительным или волевым путем. Она возникает у участника образовательного процесса при определенных условиях, среди которых: перевод содержания обучения в контекст культуры, обязательное включение в учебный процесс знаний и практического опыта, способных обеспечить развитие гуманитарных способов мышления и поведения и т.д.
На различных этапах жизни человека философское знание выполняет все новые и новые функции, так как со временем меняются жизненные стратегии, заставляющие его обратиться к глубинным основаниям происходящего вокруг и внутри него. Так человек получает возможность сохранить осмысленность жизни и деятельности на всех возрастных этапах.
Гуманитаризация образования тесно связана с освоением новых форм социального поведения. Это дает возможность человеку самореализоваться в постоянно меняющемся мире, оказывает ему помощь в пересмотре привычных установок и утверждении своей позиции.
О возрастании роли и значении философии в современном мире говорит один из важнейших аспектов будущего специалиста - коммуникативный. Гуманитарные установки, которые дает философия, помогают человеку бесконфликтно и продуктивно существовать в составе различных социокультурных объединений. Практика показывает, что у взрослого человека велика потребность в обмене собственным опытом, в самовыражении в пространстве межличностного общения. При этом овладение философской культурой играет неоценимую роль.
Все это делает очевидным тот факт, что в преодолении кризиса современной цивилизации, в решении острых глобальных проблем огромная роль отводится образованию. Поэтому одна из задач гуманитарного образования - это постоянная и правдивая информация о глобальных проблемах современности, о причинах их возникновения и возможных путях решения этих проблем в ближайшей и долгосрочной перспективе.
В настоящее время преподавание ряда учебных дисциплин, в том числе социогуманитарного цикла, с трудом преодолевает оковы традиционной системы образования. Если мы утверждаем, что образование есть фактор национальной безопасности России, то в таком случае должны взвешенно и ответственно подходить ко всем преобразованиям, планируемым в этой области. Например, стремление к повальной регионализации системы образования привело к появлению так называемых «региональных образовательных стандартов», раскалывающих федеральное образовательное пространство и разрывающих систему образования на куски [5].
Анализируя современное состояние гуманитарного знания и его прогнозирование в будущем, нельзя не обратить внимание на ту особую роль, которую играют государственные решения в области развития всей системы отечественного образования. Эти решения не должны приниматься без всестороннего научного рассмотрения. Необходимо научиться не повторять старых ошибок, тогда развитие приобретет необходимую ему устойчивость.
Демократизация высшего образования вовсе не означает, что нужно разносторонне толковать термины гуманистических дисциплин, а их конкретизацию - в рамках учебной дисциплины. Понятие «образование» предполагает прежде всего умение
воспроизводить уже известное в соответствие с заданными стандартами. Новые образовательные технологии должны ускорить процесс усвоения специальных знаний, но при этом возникают проблемы, которые необходимо решать в комплексе гуманитарных дисциплин.
Есть важное отличие гуманитарных наук от естественных и точных - последние оперируют понятиями, на первый взгляд кажущимися студентам обыденными, знакомыми и расплывчатыми. Однако внешняя простота дает обучающимся призрачную надежду на то, что гуманитарные науки необязательно усваивать конкретно и дословно.
Гуманитарные дисциплины достаточно тесно интегрированы между собой, поэтому чаще всего преподаются без учета межпредметных связей. Это обстоятельство создает иллюзию многоликости одних и тех же понятий. Между тем межпредметные, междисциплинарные связи способствуют формированию мировоззрения, а также обобщению полученных знаний до уровня миропонимания. Гуманистические установки определяют стратегические задачи обучения и воспитания, закладывает основу интеграции всех научных дисциплин, связанных с изучением человека, его духовного мира с позиций человеколюбия и уважения общечеловеческих ценностей.
Фундаментальные теоретические основы гуманистического образования были заложены выдающимися отечественными педагогами К. Ушинским, А. Луначарским, А. Макаренко, В. Сухомлинским. Они сформулировали важнейшие принципы обучения и воспитания личности, соединение производства с обучением, его единство с воспитанием. Такие известные современные российские философы, как В.А. Кувакин, А.А. Кудишина, А.А. Гусейнов, С.Ш. Муслимов, разработали основные принципы современного гуманизма.
Гуманитарное образование сегодня должно стать необходимой, важной составляющей любого систематического образования. И это должно касаться не только тех лиц, которые решат посвятить себя гуманитарным профессиям и специальностям, но и специалистам естественнонаучного профиля.
Многие гуманитарные науки в силу консерватизма остаются в недрах своих технологий и методологической базы. Поэтому необходимо использовать в разработке методологии опыт смежных, в том числе естественнонаучных дисциплин. Это позволит сделать исследования действительности разносторонними и глубокими. Следовательно, специалистов в области гуманитарных наук надо ориентировать на знание и использование междисциплинарных методов познания реальности.
Необходимо разработать специальные учебные программы, отвечающие задачам гуманитаризации образования. Они сыграют ключевую роль в социализации общества, в формировании научно-философского мышления.
Совершенно очевидно, что гуманитарное образование - это не только изучение дисциплин гуманитарного цикла, в котором философия занимает особое место, но также формирование новых подходов к пониманию человеческого бытия, взаимосвязи природы и человека, ценностей, сформированным на протяжении всей истории человечества философией, религией, искусством. Важно выпускать из высших учебных заведений людей, хорошо разбирающихся не только в своей специальности, но и имеющих общую культуру и гуманитарную подготовку.
Литература
1. Полякова И.П. Роль философии в формировании мировоззрения студентов в технических вузах // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19-20 ноября 2008 г.). М., 2008. С. 230-235.
2. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. М., 2004.
3. Буракова Г.Ю. Гуманитаризация процесса обучения. М., 1999.
4. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 17-19.
5. Кузнецова С.В. К вопросу о личностно-ориентиро-ванном образовании // Вестник ТГУ. Проблемы образования. 2003. № 277. С. 256-261.
6. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. 2010. URL: http://www.rciabc.vsu.ru/ irex/pubs/kra-vets2.htm (дата обращения: 13.03.2010).
7. ОрешниковИ.М. Феномен гуманитарной культуры: сущность, диалектика бытия, назначение : дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 1995. 274 с.
8. Назарова М.А. Гуманизация общества и гуманитаризация естественно-научного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры : дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2007. 194 с.
References
1. Polyakova I.P. [The Role of Philosophy in Formation of Outlook of Technical College Students]. Problemy i per-spektivy prepodavaniya sotsiogumanitarnykh nauk v tekhnicheskikh vuzakh v sovremennykh usloviyakh [Problems and Prospects of Teaching Social Sciences and Humanities in
Technical Universities in Modern Conditions]. Proceedings of Scientific-practical conf. (Moscow, 19-20 November 2008)]. Moscow, 2008, pp. 230-235.
2. Kravets A.S. Gumanizatsiya i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya [Humanization and Humanitarization of Higher Education]. Moscow, 2004.
3. Burakova G.Yu. Gumanitarizatsiya protsessa obucheniya [Humanitarization of Learning Process]. Moscow, 1999.
4. Danilkova M.P. K voprosu o tsennostnykh aspektakh sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya [On the Issue of Values Aspects of Modern Humanitarian Education]. Vo-prosyfilosofii, 2003, no 6, pp. 17-19.
5. Kuznetsova S.V. K voprosu o lichnostno-orientirovannom obrazovanii [On the Issue of Human Oriented Education]. Vest-nik TGU. Problemy obrazovaniya, 2003, no 277, pp. 256-261.
6. Kravets A.S. Gumanizatsiya i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya. 2010 [Humanization and Humanita-rization of Higher Education. 2010]. Available at: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kra-vets2.htm (accessed 13.03.2010).
7. Oreshnikov I.M. Fenomen gumanitarnoi kul'tury: sushchnost', dialektika bytiya, naznachenie : dis. ... d-ra filos. nauk [Humanitarian Culture Phenomenon: the Nature, the Dialectic of Life, Purpose]. Ufa, 1995, 274 p.
8. Nazarova M.A. Gumanizatsiya obshchestva i gumanitarizatsiya estestvenno-nauchnogo obrazovaniya v uslovi-yakh informatsionno-kommunikativnoi kul'tury : dis. ... kand. filos. nauk [Humanization of Society and the Humanization of Science Education in Information and Communication Culture]. Novosibirsk, 2007, 194 p.
Поступила в редакцию
14 апреля 2016 г.
УДК 165.1
DOI 10.18522/0321-3056-2016-2-9-13
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЗНАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
© 2016 г. Ю.В. Прокопович
Прокопович Юлия Викторовна -аспирант, кафедра философии и методологии науки,
Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, пер. Днепровский, 116, г. Ростов-на-Дону, 344092. Е-таИ: 9imamoto@mail.ru
Prokopovich Yulia Viktorovna -
Postgraduate Student, Department of Philosophy
and Methodology of Science,
Institute of Philosophy and Sociopolitical Sciences
of the Southern Federal University,
Dneprovskii Lane, 116, Rostov-on-Don, 344092, Russia.
E-mail: 9imamoto@mail.ru
Рассматриваются взгляды на непосредственное знание в немецкой философии XVIII в. на примере учения Ф.Г. Якоби. Показано, что учение о непосредственном знании становится точкой разветвления немецкой классической философии на два направления. Первое из них - традиция гегельянства, в котором опосредствование является методологическим акцентом. Второе - традиция современной философии, в которой осознается необходимость поиска новых способов отношения человека к миру.
Ключевые слова: непосредственное знание, реализм, рассудок, субъективность, рефлексия, вера, чувство, наука, опосредствование.
The article analyses views on the immediate knowledge in the German philosophy of the 18th century. The focus is on the conception of F.H. Jacobi. It is demonstrated that the doctrine of the immediate knowledge has been appeared as the point of divaricating German classic philosophy into two directions. The first one is the Hegelianism tradition, where mediation is the methodological approach. Another one is the tradition of the modern philosophy, where the need for searching new approaches in human relationships with the world is recognized.
Keywords: immediate knowledge, realism, mind, subjectivity, reflection, faith, feeling, science, mediate knowledge.
Философия непосредственного знания давно занимает внимание исследователей. При рассмотрении этого вопроса особый интерес вызывает фигура Ф.Г. Якоби и его учение о непосредственном знании, а также пристальное внимание со стороны Г.В.Ф. Гегеля по отношению к его взглядам. Якоби
был одним из первых, кто не только с очевидностью обозначил проблему непосредственного знания, но и постарался построить собственное учение, основываясь на этом феномене.
Тем не менее, несмотря на актуальность и оригинальность взглядов, творчество Якоби не только