Научная статья на тему 'Роль эвристического обучения в развитии креативного мышления учеников начального класса на уроках математики'

Роль эвристического обучения в развитии креативного мышления учеников начального класса на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
EUREKA / PRIMARY SCHOOL / DEVELOPMENT / INTELLIGENCE / ЭВРИКА / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / РАЗВИТИЯ / УМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаипов Дилшод Жумабекович

В статье рассматривается роль эвристического обучения в развитии креативного мышления учеников начальных классов на уроках математики. Реализация эвристического обучения математике предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности, что способствует развитию креативного мышления. Креативное мышление это мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания нестандартным способом решения задач.The article discusses the role of heuristic learning in the development of creative thinking of primary school students in mathematics. The implementation of heuristic teaching in mathematics involves the rejection of the system of “ready-made” knowledge and skills and is based on the effective involvement of students in search-related educational and cognitive activities aimed at independently mastering the knowledge and experience of creative activity, which contributes to the development of creative thinking. Creative thinking is thinking associated with the creation or discovery of new subjective knowledge in a non-standard way of solving problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль эвристического обучения в развитии креативного мышления учеников начального класса на уроках математики»

THE ROLE OF HEURISTIC LEARNING IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

IN MATHEMATICS Gaipov D.J. (Republic of Uzbekistan) Email: Gaipov452@scientifictext.ru

Gaipov Dilshod Jumabekovich - doctoral candidate (PhD), RESEARCH INSTITUTE OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF UZBEKISTAN NAMED AFTER T.N. KARA KARA NIYAZI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the role of heuristic learning in the development of creative thinking of primary school students in mathematics. The implementation of heuristic teaching in mathematics involves the rejection of the system of "ready-made" knowledge and skills and is based on the effective involvement of students in search-related educational and cognitive activities aimed at independently mastering the knowledge and experience of creative activity, which contributes to the development of creative thinking. Creative thinking is thinking associated with the creation or discovery of new subjective knowledge in a non-standard way of solving problems. Keywords: eureka, primary school, development, intelligence.

РОЛЬ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Гаипов Д.Ж. (Республика Узбекистан)

Гаипов Дилшод Жумабекович — докторант (PhD), Научно-исследовательский институт педагогических наук Узбекистана имени Т.Н.Кары Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль эвристического обучения в развитии креативного мышления учеников начальных классов на уроках математики. Реализация эвристического обучения математике предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности, что способствует развитию креативного мышления. Креативное мышление - это мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания нестандартным способом решения задач. Ключевые слова: эврика, начальный класс, развития, умственность.

В соответствии с требованиями современного общества, которые определены в новых стандартах начального математического образования, задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать креативное мышление младших школьников, развитие которого неотделимо от имеющихся эвристических умений и навыков. Мощным средством в развитии креативного мышления, фантазии, воспитании любознательности, формировании умений наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, оценивать свою деятельность является эвристическое обучение.

Эвристическая деятельность или эвристические процессы, хотя и включают в себя умственные операции в качестве важного своего компонента, вместе с тем обладают некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки). Начало применения эвристического метода как метода обучения математике можно найти еще в книге известного французского педагога - математика Лезана «Развитие математической инициативы». В этой книге эвристический метод не имеет еще современного названия и выступает в виде советов учителю. Вот некоторые из них: основной принцип преподавания - «сохранять видимость игры, уважать свободу ребенка, поддерживая иллюзию (если есть таковая) его собственного открытия истины»; «избегать в первоначальном воспитании ребенка опасного искуса злоупотреблением упражнениями памяти», ибо это убивает его врожденные качества; обучать, опираясь на интерес к изучаемому. Лезан приводит

53 ■ European science № 3 (52)

множество примеров, наглядно показывая, как сделать обучение математике более эффективным, опираясь на явную заинтересованность учащихся процессом обучения. [1]

Также эвристическое обучение математике предполагает осуществление творчества, при этом творческая деятельность может рассматриваться как создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Применительно к ситуации школьного математического обучения творческие способности формируются в решении творческих задач, но не в эпизодическом решении отдельных творческих познавательных задач, а при планомерном, целенаправленном их решении, а также при обучении школьников посредством эвристических методов.

Наиболее эффективным методом является эвристическая (поисковая) беседа, которая вооружает учащихся способами научного поиска. Излагая учебный математический материал или обобщая уже изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно должен усложняться: сначала они требуют умений воспроизведения знаний, а затем - размышлений, построения умозаключений.

Таким образом, использование эвристической беседы обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся, как конкретно-образных (анализ опытного факта), так и абстрактных (предсказание новых фактов), эвристических форм мышления. Такие беседы в процессе обучения математике повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала. Метод беседы способствует приобретению учащимися таких интеллектуальных навыков, как анализ, обобщение, сравнение и др., которые обеспечивают решение эвристической задачи.

Эвристическое обучение математике позволяет учителю предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска по сравнению с традиционными методами обучения. При разработке эвристических уроков учитель должен учитывать:

■ общий уровень развития ученического коллектива;

■ возрастные особенности формирования креативной сферы;

■ индивидуальные особенности учащихся;

■ особенности содержания учебного материала по математике.

Условиями формирования креативных способностей у младших школьников при обучении математике также выступают: положительные мотивы учения, интерес учащихся к предмету, творческая активность, положительный микроклимат в коллективе, сильные эмоции, предоставление свободы выбора действий, вариативность работы, которые формируются в процессе эвристического обучения.

Список литературы / References

1. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности», М.: Наука, 1989/

European science № 3 (52) ■ 54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.