USE OF HEURISTIC TEACHING METHOD IN PRIMARY EDUCATION
AND THEIR CLASSIFICATION Gaipov D.J. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Gaipov Dilshod Jumabekovich - Doctoral Student (PhD), RESEARCH INSTITUTE OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF UZBEKISTAN NAMED AFTER T.N. KARA NIYAZI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is devoted to the problem of the use of the heuristic method of teaching in primary education and their classification. In modern pedagogy, the concept of heuristic learning is widely used. Heuristic classes include: heuristic lessons, Olympiads, workloads, business games, various round tables, interactive forms of learning, creative activities, discussions. To develop the creative abilities of primary school students, the teacher must create certain conditions. Keywords: heuristic method, teaching, primary education.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ Гаипов Д.Ж. (Республика Узбекистан)
Гаипов Дилшод Жумабекович - докторант (PhD), Научно-исследовательский институт педагогических наук Узбекистана им. Т.Н. Кары Ниязи,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена проблемам использования эвристического метода обучения в начальном образовании и их классификации. В современной педагогике широко используется концепция эвристического обучения. Занятия эвристического характера включают в себя: эвристические уроки, олимпиады, нагрузки, деловые игры, различные круглые столы, интерактивные формы обучения, творческие занятия, дискуссии. Для развития творческих способностей учащихся начальной школы учитель должен создать определенные условия.
Ключевые слова: эвристический метод, обучения, начальный образования.
Эвристика - это метод обучения, направленный на формирование у учащихся умений развития способностей. Один из способов, которыми наши предки пользовались в системе образования, - это побуждение учащихся с помощью вопросов исследованию ответов на них [1].
В современной педагогике широко используется концепция эвристического обучения. Эвристика имеет широкий спектр понятий, они проявляются в следующем:
1. Исследование творческой деятельности человека;
2. Решение проблемных задач в нестандартных ситуациях;
3. Применение в качестве метода обучения.
4. Метод создания компьютерных программ.
В основе эвристики лежит открытие нового явления.
Основой форм и методов эвристических образовательных технологий является создание учащимися новых образовательных результатов. Они включают в себя: новые идеи, эссе, результаты, полученные на основе небольших исследований, разработки, конкурсы, небольшие тексты.
Занятия эвристического характера включают в себя: эвристические уроки, олимпиады, нагрузки, деловые игры, различные круглые столы, интерактивные формы обучения, творческие занятия, дискуссии.
Эвристические занятия сочетают в себе методы преподавания, которые взаимно совместимы. Существуют ряд особенностей присущих эвристическим методам обучения.
Эвристические методы обучения позволяют учителю побуждать учащихся быть максимально независимыми, творчески активными.
В повышении творческого потенциала учащихся с помощью эвристического метода, учителю необходимо обратить внимание на следующие:
1. Учитывать общий уровень развития учащихся в классе.
2. Обратить внимание на особенности учеников начальной школы.
3. Знать специфику и особенности учебного предмета и др.
Для развития творческих способностей учащихся начальной школы учитель также должен создать определенные условия, в частности:
а) умение формировать положительный учебный опыт у учащихся;
б) умение заинтересовать учащихся к изучению учебного предмета;
в) умение поощрять учащихся к активной творческой деятельности;
г) умение создавать позитивную среду среди учащихся;
д) умение направлять сильные эмоции учеников к конкретной цели.
Среди важных задач учителей можно указать следующие:
а) систематическое обогащение знаний учащихся по учебному предмету;
б) формирование общепредметных умений, навыков, а также базовых и предметных компетенций учащихся;
в) развитие творческой самостоятельности учащихся;
г) формирование творческой личности и другие.
В целях обоснования классификаций эвристических методов обучения, А.В. Хуторский ссылается на основные аспекты эвристической образовательной деятельности [2]. Соответственно, он классифицировал эвристические методы обучения на следующие группы:
1. Организационно-эффективные методы обучения.
2. Когнитивные методы обучения.
3. Креативные методы обучения.
Мы рассмотрим некоторые особенности организационно-эффективных методов обучения. Организационно-эффективные методы обучения обладают рядом дидактических возможностей, к ним относятся следующие: а) методы, которые служат для руководства и планирования деятельности учащихся; б) методы ориентированные на создание образовательных программ учащихся; в) методы ориентированные на активизацию творческой активности учащихся; г) методы ориентированные на самостоятельную организацию обучения; д) методы обучения на основе взаимосвязи; е) метод рецензирования; ж) метод управления эвристической деятельностью учащихся; з) метод рефлексии; и) метод самооценки и рефлексии и т.п.
Процесс обучения основанный на продуктивной направленности обучения дает возможность ученикам начальной школы, прежде всего, познавать окружающюю среду. Во-вторых, становиться основой для создания необходимого образовательного продукта. Эти виды деятельности оцениваются как познавательная и творческая деятельность. Данный вид деятельности способствует классифицировать и использовать эффективные методы обучения.
Таким образом, целесообразно использовать познавательные и креативные методы для развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Список литературы /References
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И.Андреев. 2-е издание.
Казань: Академия, 1994. 237 с. ISBN77-20215-0592-7
2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения
[Текст] / А.В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.