Научная статья на тему 'Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР'

Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
180
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЕВРАЗЭС / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Григорьев М. Н., Уваров С. А.

В статье рассматриваются подходы к созданию пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР, опирающиеся на возможности существующих и перспективных евразийских транспортных коридоров. Отмечается их роль в обеспечении национальной и международной безопасности стран ЕврАзЭС и АТР. Предлагаются отечественные наработки в повышении эффективности логистического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

27. Григорьев М. Н., Сизова А.А. Оптимизация закупок в условиях конфликтных стратегий на основе теории игр// Рыночные стратегии: Россия-Германия: сборник докладов участников международной конференции, 3 июня 2005г. Часть II. - СПб.: СПГУЭФ, 2005, С. 5 - 7.

28. Григорьев М. Н., Сергеева Н.С. Синтез подхода к организации производства продукции, апробированной продажами на рынке // Современные аспекты экономики. — 2005. — № 3. — С. 118 - 125.

29. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Концептуальные основы логистики космического мусора//Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2008 года. Март-апрель 2009 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов /под ред. И.Д. Афанасенко. Часть I. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009, С.25 - 31.

© М.Н Григорьев, С.А.Уваров, 2015

УДК 330.1

М.Н Григорьев

к.т.н., профессор,

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

С.А. Уваров д.э.н., профессор,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

РОЛЬ ЕВРАЗИЙСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЕврАзЭС и АТР

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к созданию пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР, опирающиеся на возможности существующих и перспективных евразийских транспортных коридоров. Отмечается их роль в обеспечении национальной и международной безопасности стран ЕврАзЭС и АТР. Предлагаются отечественные наработки в повышении эффективности логистического взаимодействия.

Ключевые слова

Логистика, транспортные коридоры, ЕврАзЭС, национальная безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион, контейнерные перевозки, железнодорожный транспорт.

Сегодня одной из приоритетных задач для стран ЕврАзЭС является формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) единого экономического, информационного и инфраструктурного пространства логистического взаимодействия с целью обеспечения как национальной, так и международной безопасности [1, с. 102, 106]; [2, с. 327]; [3, с. 299]; [4, с. 80].

В этих условиях чрезвычайно выгодное геостратегическое положение стран ЕврАзЭС становится неисчерпаемым источником повышения конкурентоспособности и экономического роста, а, следовательно, и национальной безопасности [1, с. 103]; [3, с. 201, 301]; [5, с. 86]; [6, с. 193].

В частности, представляется весьма эффективным и конкурентоспособным развитие транспортной инфраструктуры. Например, длительность доставки контейнеров морским путем по маршруту Иокогама -Роттердам через Суэцкий канал составляет 33 суток, и при этом подавляющее большинство перевозок из АТР в Европу осуществляется именно по этому маршруту. Следует отметить, что возможности этой трассы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

ограничены как пропускной способностью самого канала, так и габаритами проходящих через него судов. В результате современные крупные контейнеровозы вынуждены идти вокруг Африки, а это увеличивает продолжительность доставки до 70 дней [1, с. 104]; [2, с. 328]. Поэтому для стран АТР и ЕврАзЭС может иметь большое значение предложенная Южной Кореей еще в 2008 году масштабная программа развития пространства логистического взаимодействия - строительство скоростной железной дороги Пусан -Роттердам для организации контейнерных перевозок грузов из Азии в Европу за 7-10 дней [7, с. 69, 70]; [8, с. 53]. Магистраль позволит увеличить пропускную способность РЖД почти в 100 раз. Протяженность этой магистрали только по территории России составит порядка 10 тыс. км, она пройдет через 23 субъекта страны, что позволит создать более 6 млн. новых рабочих мест, существенно увеличить объем заказов для российской промышленности, получить и значительные доходы от транзита грузов. Целесообразно выполнение этого проекта сопрячь по пространству и времени со строительство нефте- и газопроводов из России в Республику Корею. Сформированная таким образом часть комплексного пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР будет не только обеспечивать эффективный товарообмен, но и способствовать разрешению внутрикорейского конфликта, связав оба корейских государства транспортными, нефте- и газопроводными магистралями и информационными каналами [9, с. 123]; [10, с. 226]; [11, с. 66].

Строительство этих транспортных магистралей будет способствовать привлечению обоих корейских государств к сотрудничеству в рамках ЕврАзЭС [1, с. 105]; [3, с. 803]. Данный подход укрепит как национальную, так и международную безопасность стран АТР и ЕврАзЭС.

Весьма перспективной для формирования комплексного пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР является инициатива России на саммите стран АТЭС, где участникам форума было предложено стать пользователями российской спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС. Это предложение вызвало значительный интерес участников, поскольку СРНС являются проверенным средством повышения эффективности логистики [12, с. 71]; [13, с. 104].

Сегодня в мире широко применяется американская СРНС GPS, которая управляется Министерством обороны США, что в случае кризисных ситуаций и вооруженных конфликтов может привести к катастрофическим последствиям для стран АТР [14, с. 55, 64, 70]; [15, с. 10, 15].

В настоящее время для развития экономики государства роль и значение СРНС столь высоки, что их самостоятельно или в кооперации создают почти все страны, имеющие необходимые для этого возможности, так КНР разрабатывает СРНС "Бэйдоу". Для формирования комплексного пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР целесообразно рассмотреть взаимодействие систем ГЛОНАСС и Бэйдоу, что сформирует базу единой евразийской СРНС и устранит критическую зависимость стран АТР от воли правительства США [14, с. 56]; [15, с. 11, 14].

Поскольку все большая часть жителей АТР и ЕврАзЭС переселяется в города, встает вопрос об эффективном их информировании там, в рамках комплексного пространства логистического взаимодействия. Для этого могут пригодиться отечественные наработки, выполненные в инициативном порядке и касающиеся формирования информационно-маркетинговой среды мегаполисов [16, с. 2, 4]; [17, с. 138]; [18, с. 165]; [19, с. 163].

Список использованной литературы:

1. Григорьев М. Н., Уваров С.А. Евразийские транспортные коридоры в процессе формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС //Логистика: современные тенденции развития: материалы XIII Междунар. науч. - практ. конф., 24, 25 апреля 2014 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014, С. 103-106.

2. Григорьев М. Н., Уваров С.А. Логистика в стратегии инновационного развития РФ// Логистика: современные тенденции развития: материалы XI Междунар. науч. - практ. конф., 19, 20 апреля 2012 г. /ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2012, С.326 - 329.

3. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс, - М., 2012 - 825с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Григорьев М.Н. Виртуальная экономика: понятия, элементы, организация //Современный менеджмент: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. - практич. конф., 10 апреля 2008г. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008, С.81 - 84.

5. Григорьев М.Н. Логистическое планирование в цепях поставок// Логистика: современные тенденции развития: материалы X Междунар. науч.- практ. конф., 14, 15 апреля 2011 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2011, С.84 - 88.

6. Григорьев М.Н. Использование среды Интернет для решения логистических задач / Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2005 года. Март-апрель 2006 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов /под ред. И.Д. Афанасенко. - СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2006, С.191 - 194.

7. Барановский В.В., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю. Предложения по построению вычислительной среды систем и подсистем ряда объектов высокоскоростной железнодорожной магистрали//Радионавигация и время. - 1994. — № 1. — С. 68 - 71.

8. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю. Структура и принципы реализации перспективных специализированных вычислителей в малых системах измерения, контроля и управления//Радионавигация и время. - 1994. - № 2. — С. 52 - 55.

9. Григорьев М. Н., Уваров С.А. Информационно-коммуникационная среда Российской Федерации как основа отечественной информационной логистики// Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Междунар. науч. - практ. конф., 19 апреля 2013 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2013, С.121 - 125.

10. Григорьев М.Н. Информационно-коммуникационная среда РФ: современное состояние и тенденции развития//Коммерция и маркетинг в инновационном развитии России. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2012г. Март-апрель 2013 года. Фак. коммерции и маркетинга: Сб. докладов /под ред. Г.Л. Багиева - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013, С. 224 - 228.

11. Григорьев М.Н. Технологии радиочастотной идентификации в логистических системах // Логистика: современные тенденции развития: материалы V Междунар. науч. - практ. конф., 20, 21 апреля 2006 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2013, С.65 - 68.

12. Григорьев М.Н. Техническое обеспечение космической инфраструктуры логистики// Логистика: современные тенденции развития: материалы VII Междунар. науч. - практ. конф., 17, 18 апреля 2008 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2008, С.70 - 72.

13. Григорьев М.Н. Космические и земные сегменты спутниковых систем связи //Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. Март-апрель 2008 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов /под ред. И.Д. Афанасенко. - СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2008, С.104 - 106.

14. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. - 1980. № 8. — С. 52 - 83.

15. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. —1989. — № 1. — С. 5 - 32.

16. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

17. Григорьев М.Н. Экономические и социальные аспекты создания городской электронной информационной системы массового обслуживания населения//Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века. Проблемы и перспективы. Сборник статей - СПб.: ВЭО, 2001, С.137 - 141.

18. Григорьев М.Н. Организационные и экономические стороны реализации нового способа формирования информационно-маркетинговой среды мегаполиса// Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века. Проблемы и перспективы. Сборник статей - СПб.: ВЭО, 2001, С.164 - 167.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

19. Григорьев М.Н. Концептуальные и экономические особенности динамического способа формирования рекламно-информационного пространства большого города//Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века. Проблемы и перспективы. Сборник статей - СПб.: ВЭО, 2001, С.161 - 164.

© Григорьев М.Н.,.Уваров С.А., 2015

УДК 332.1

В.Б.Гуляева

Аспирантка Институт экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ

Аннотация

В статье показано значение Арктики и интереса мирового сообщества к ее ресурсам. Рассматривается деятельность государства по реализации программы развития арктической зоны России.

Ключевые слова Арктика, ресурсы, программа развития, реализация

В последнее время во всем мире резко повысился интерес к Арктике. Причем о своих интересах заявляют не только приарктические страны, но и еще порядка 40 неарктических государств: Австрия, Великобритания, Германия, Китай, Япония, Польша и даже некоторые Латиноамериканские страны. Это связано с рядом причин: ресурсным потенциалом и транспортным значением Севера и Арктики; отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации международных северных морских пространств и арктического шельфа; таянием Арктики, что делает ее ресурсы в скором времени более доступными для добычи, а территорию для судоходства [1,2].

Расстановка сил в мировой Арктике достаточно противоречива. Арктику сейчас часто называют -Арктикой раздора. Даже у таких партнеров, как США и Канада большие разногласия по Арктике. Страны усиливают исследования, наращивают свое военное присутствие в арктической зоне.

Для того, чтобы успешно осваивать ресурсы Арктики, территории Севера и континентальной Арктики должны быть освоены и заселены, а социально-экономический потенциал стабильно развиваться. Вместе с тем сравнение российского Севера с зарубежным не в нашу пользу. В целом, в российской части за годы реформ население уменьшилось более, чем на 30%, а в зарубежных оно почти на столько же выросло [4,с. 12].

К этому нужно добавить, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии, уменьшилась военная защита российских арктических пространств.

В таких условиях общество осознало необходимость восстановления и укрепления российского присутствия в арктической зоне. Государством был взят курс на развитие Арктики. В 2014 году утверждена Госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая явилась реализаций Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации.

Можно выделить несколько основных приоритетных направлений развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности согласно принятым документам:

- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

- развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.