Научная статья на тему 'Маркетинг продукции военного назначения - важный интрумент повышения национальной безопасности страны'

Маркетинг продукции военного назначения - важный интрумент повышения национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЭКСПОРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев М.Н, Уваров С.А.

В статье приводятся факты, подтверждающие связь маркетинга продукции военного назначения с вопросами обеспечения национальной безопасности. Отмечается роль санкт-петербургской школы ученых и практических специалистов в формировании этого направления экономики, создании соответствующего учебного комплекса. Раскрывается зависимость успешного решения задач обеспечения национальной безопасности с эффективным обучением специалистов ОПК основам маркетинга продукции военного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг продукции военного назначения - важный интрумент повышения национальной безопасности страны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Способ передачи сообщений в системе массового информирования населения с помощью табло визуализации, патент на изобретение RUS 2190258 29.04.1999

5. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

6. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2121169 15.10.1997 7. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения рекламной информации, патент на изобретение RUS 2129309 28.05.1997

8. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.

9. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. —1989. — № 1. — С. 5-32.

© Григорьев М.Н.,Уваров С.А, 2015

УДК 330.1

М.Н Григорьев

к.т.н., профессор,

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

С.А. Уваров д.э.н., профессор,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МАРКЕТИНГ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ - ВАЖНЫЙ ИНТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация

В статье приводятся факты, подтверждающие связь маркетинга продукции военного назначения с вопросами обеспечения национальной безопасности. Отмечается роль санкт-петербургской школы ученых и практических специалистов в формировании этого направления экономики, создании соответствующего учебного комплекса. Раскрывается зависимость успешного решения задач обеспечения национальной безопасности с эффективным обучением специалистов ОПК основам маркетинга продукции военного назначения.

Ключевые слова

Маркетинг, экспорт, национальная безопасность, продукция военного назначения, военно-техническое сотрудничество, оборонно-промышленный комплекс, подготовка кадров.

Маркетинг продукции военного назначения (ПВН), в контексте данной статьи - это деятельность Российской Федерации (РФ), связанная с ввозом и вывозом, в том числе поставкой или закупкой ПВН, а также ее разработкой, производством, модернизацией и утилизацией [1, с. 58, 60, 62]; [2, с. 336, 338].

В соответствии с Концепцией государственной политики в области военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации экспорт ПВН является одним из основных средств укрепления

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

военно-политических и экономических позиций России в мире, повышения ее национальной безопасности [3, с. 23, 25]. Увеличение объемов экспорта ПВН - это ключ к сохранению и развитию внутреннего научного и производственного потенциала, возможность влиять на региональный баланс сил и развивать экономические отношения со странами-покупателями [4, с. 33].

В отечественной практике использование маркетинга в области разработки, производства, сбыта, эксплуатации и утилизации вооружений не нашло должного места. В значительной мере это связано с отсутствием развитого рыночного сознания у лиц, вовлеченных в решение проблем, возникающих на протяжении жизненного цикла оружия, а также с отсутствием глубокой научной проработки всех сторон маркетинга вооружений.

Сегодня подготовка кадров для отечественного ОПК требует комплексного изложения сущности маркетинга в сфере ПВН и ВТС, доступного для студентов и аспирантов, намеревающихся связать свою профессиональную деятельность с данной отраслью народного хозяйства.

Настоящая статья в определенной мере систематизирует усилия санкт-петербургской школы ученых, в основном работающих в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова и Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], а также ряда практических специалистов [11, 12, 13, 14], в формировании маркетинга ПВН. Монография [1] в определенной мере обобщила сведения, отраженные в [11, 12, 13, 14], выявила маркетинговые закономерности, приведшие к появлению сложных систем, подходов, способов и устройств [16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29], которые играли и продолжают играть значительную роль в отечественном экспортном потенциале. Сама монография [1], работы [12,13], а также, методические подходы, в дальнейшем обобщенные в [7], легли в основу учебного комплекса, включающего на сегодня единственный в мире учебник по маркетингу ПВН [2] и два пособия [4,5]. Комплекс используется для подготовки специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов как технической, так и экономической направленности. Работы представителей санкт-петербургской школы маркетинга ПВН в определенной мере восполняют существующий пробел в области литературы, касающейся практической и теоретической проработки маркетинга в сфере ПВН и ВТС, поскольку данная тематика в нашей стране до 1991 года являлась совершенно нерыночной отраслью государственной деятельности.

Развитие ВТС на сегодня является одним из самых перспективных способов перехода от сырьевой модели экономики к высокотехнологичной. Осуществление экспорта вооружений и военной техники существенно воздействует на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства, занятость населения и тем самым в значительной мере формирует экономический фундамент национальной безопасности.

Список использованной литературы:

1. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Практический маркетинг в сфере экспорта вооружений. Монография / Издательство Инфо-да, - СПб., 2008 - 160с.

2. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг продукции военного назначения: учебник/ М.Н. Григорьев, Е.Ю. Краснова; Изд-во Инфо-да, - СПб., 2011 - 435с.

3. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Государственный оборонный заказ и экспорт вооружений: эффективное взаимодействие // Синергия образования, науки, промышленности: Труды международной научно -практической конференции. - СПб.: Изд-во БГТУ, 2008, С. 22 - 26.

4. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг в сфере экспорта продукции военного назначения: учебное пособие / М.Н. Григорьев, Е.Ю. Краснова; Балт. гос. техн. ун -т. - СПб., 2009 - 205с.

5. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Основные конкуренты РФ в сфере экспорта продукции военного назначения: учебное пособие / М.Н. Григорьев, Е.Ю. Краснова; Балт. гос. техн. ун -т. - СПб., 2010 - 135с.

6. Григорьев М. Н., Краснова Е.Ю. Решение проблем экспорта вооружений с помощью активного маркетинга //Актуальные проблемы современной экономики, менеджмента и коммуникации. Материалы VI межвузовской науч. - практ. конф. СПб 15 июня 2009г. Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2009 С.164 - 168.

7. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3 -е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс, - М., 2012 - 825с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

8. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Россия и Германия: экономические аспекты военно-технического сотрудничества // Рыночные стратегии: Россия-Германия: сборник докладов участников международной конференции, 3 июня 2005г. Часть I - СПб.: СПГУЭФ, 2005, С. 206 - 210.

9. Григорьев М.Н., Климов А.А. Особенности продвижения на международные рынки российской вертолетной техники // Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско -преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2004 года. Фак. коммерции и маркетинга: Сб. докл., СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2005, С. 89 - 90.

10. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Офсетные сделки в сфере военно-технического сотрудничества// Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2004 года. Фак. коммерции и маркетинга: Сб. докл., СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2005, С. 90 - 91.

11. Блинов А.В., Григорьев М.Н., Смирнов Ю.В. Роль отраслевого маркетинга и выставочной деятельности в развитии российского судостроения //Индустрия. — 2001. — № 3. — С. 60 - 63.

12. Блинов А.В., Григорьев М.Н., Серов К.С., Смирнов Ю.В. Промышленный маркетинг в интернете. Использование информационно-аналитических ресурсов в интересах предпринимательского сообщества региона//Индустрия. —2001. — № 3. — С. 25 - 26.

13. Блинов А.В., Григорьев М.Н., Ковешников В.П., Смирнов Ю.В. Аналитический подход к давно назревшей проблеме экономики Петербурга // Индустрия. —2001. — № 3. — С. 28 - 29.

14. Blinov A.V., Grigoriev M. N., Smimov Ju. V. Economic Problems of Foreign Shipbuilding// Shipbuilding. Marine and River Transport in Russia , SPb.: Internord Kompass, 2001, — С. 32 - 49.

15. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

16. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. - 1989. - № 1. - С. 5 - 32.

17. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. - 1980. № 8. — С. 52 - 83.

18. Григорьев М. Н., Максютенко Ю.А., Шебшаевич В.С. Спутниковая радионавигационная система, авт. свидетельство СССР № 118401, 07.07.1978, приоритет от 23.09.1977

19. Григорьев М. Н., Калугин А.В., Молчанов Ю.Б., Шебшаевич В.С. Способ определения местоположения, авт. свидетельство СССР № 177748, 01.09.1982, приоритет от 22.06.1979

20. Григорьев М. Н., Кокина Э.Г., Устинов Ю.М., Шебшаевич В.С. Устройство для определения положения, авт. свидетельство СССР № 223756, 01.08.1985, приоритет от 10.12.1984

21. Григорьев М. Н., Кокина Э.Г., Шинков В.Д., Шебшаевич В.С. Система для определения дифференциальной поправки спутниковой РНС, авт. свидетельство СССР № 260383, 01.09.1987, приоритет от 22.04.1986.

22. Григорьев М. Н., Максютенко Ю.А., Шебшаевич В.С. Спутниковая радионавигационная система, авт. свидетельство СССР № 118401, 07.07.1978, приоритет от 23.09.1977

23. Григорьев М. Н., Калугин А.В., Молчанов Ю.Б., Шебшаевич В.С. Способ определения местоположения, авт. свидетельство СССР № 177748, 01.09.1982, приоритет от 22.06.1979

24. Григорьев М. Н., Кокина Э.Г., Устинов Ю.М., Шебшаевич В.С. Устройство для определения положения, авт. свидетельство СССР № 223756, 01.08.1985, приоритет от 10.12.1984

25. Григорьев М. Н., Кокина Э.Г., Шинков В.Д., Шебшаевич В.С. Система для определения дифференциальной поправки спутниковой РНС, авт. свидетельство СССР № 260383, 01.09.1987, приоритет от 22.04.1986.

26. Блинов А.В., Григорьев М.Н., Серов К.С., Смирнов Ю.В. Концептуальные и экономические проблемы расширения использования моторного топлива на основе природного газа в Санкт-Петербурге и северозападном регионе России//Индустрия. — 2001. — № 4. — С. 74 - 76.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

27. Григорьев М. Н., Сизова А.А. Оптимизация закупок в условиях конфликтных стратегий на основе теории игр// Рыночные стратегии: Россия-Германия: сборник докладов участников международной конференции, 3 июня 2005г. Часть II. - СПб.: СПГУЭФ, 2005, С. 5 - 7.

28. Григорьев М. Н., Сергеева Н.С. Синтез подхода к организации производства продукции, апробированной продажами на рынке // Современные аспекты экономики. — 2005. — № 3. — С. 118 - 125.

29. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Концептуальные основы логистики космического мусора//Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2008 года. Март-апрель 2009 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов /под ред. И.Д. Афанасенко. Часть I. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009, С.25 - 31.

© М.Н Григорьев, С.А.Уваров, 2015

УДК 330.1

М.Н Григорьев

к.т.н., профессор,

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

С.А. Уваров д.э.н., профессор,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

РОЛЬ ЕВРАЗИЙСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЕврАзЭС и АТР

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к созданию пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР, опирающиеся на возможности существующих и перспективных евразийских транспортных коридоров. Отмечается их роль в обеспечении национальной и международной безопасности стран ЕврАзЭС и АТР. Предлагаются отечественные наработки в повышении эффективности логистического взаимодействия.

Ключевые слова

Логистика, транспортные коридоры, ЕврАзЭС, национальная безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион, контейнерные перевозки, железнодорожный транспорт.

Сегодня одной из приоритетных задач для стран ЕврАзЭС является формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) единого экономического, информационного и инфраструктурного пространства логистического взаимодействия с целью обеспечения как национальной, так и международной безопасности [1, с. 102, 106]; [2, с. 327]; [3, с. 299]; [4, с. 80].

В этих условиях чрезвычайно выгодное геостратегическое положение стран ЕврАзЭС становится неисчерпаемым источником повышения конкурентоспособности и экономического роста, а, следовательно, и национальной безопасности [1, с. 103]; [3, с. 201, 301]; [5, с. 86]; [6, с. 193].

В частности, представляется весьма эффективным и конкурентоспособным развитие транспортной инфраструктуры. Например, длительность доставки контейнеров морским путем по маршруту Иокогама -Роттердам через Суэцкий канал составляет 33 суток, и при этом подавляющее большинство перевозок из АТР в Европу осуществляется именно по этому маршруту. Следует отметить, что возможности этой трассы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.