приятия, воспитание эстетического вкуса и развитие эмоционально-образного мышления — главные ракурсы муратов-ской «программы». Воспитание чувств в ее смысловом контексте совмещено с воспитанием историей. Образы старинных городов Италии, обладающих богатейшим культурным потенциалом, заставляют путешественника, по словам Муратова, иначе радоваться, иначе грустить и иначе любить. Благодаря «Образам Италии» «тысячи русских экскурсантов... по смехотворно удешевленным тарифам ездили обозревать памятники итальянского Возрождения, не только бродили по Риму и Флоренции, но и бороздили городки Умбрии и Тосканы, о которых услышали впервые от Муратова»8, — свидетельствовал А. Бахрах. Итальянское путешествие становилось для каждого не просто познавательной экскурсией, но «решительным душевным
опытом», закладывающим основу в восприятии отечественных культурных ценностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Муратов 77. 77. Образы Италии / П, П. Муратов. М., 1994. С. 479. Далее ссылки на этоизда-ние приводятся в тексте с указанием номера страницы в скобках.
~Муратов П. 77. Образы Италии / П. П. Муратов. М., 1993. Т. 1. С, 7.
3 Вернон Да. Италия / Вернон Ли. М.. 1914. С, 17.
4 Цит. по: Толмачев В. М. Образ красоты /
B. М. Толмачев7/ Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994. С. 564.
5Цит. по: Соловьев Ю. 77. Очерк жизни и творчества Павла Павловича Муратова / Ю. П. Соловьев // Муратов П. П. Ночные мысли. М., 2000.
C, 11.
'• ('пмпк К. А. Письма. Дневники. Суждения / К. А. Сомов. М., 1979. С. 282.
7 Гращенков В. 77. П. П. Муратов и его «Образы Италии» / Гращенков В. Н. // Муратов П. П. Образы Италии. М., 1993. Т. 1. С. 299.
8Цит, по: Толмачев В. М. Указ. соч. С. 565.
Поступила 20.01.06.
РОЛЬ ЭТНОЭТИКИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Е, Н. Ломшина, докторант кафедры философии для гуманитарных специальностей МГУ им. Н. 77. Огарева
Модернизация современного образования направлена не только на совершенствование общепро-фессиональной подготовки студентов, но и на формирование у них наряду с профессиональными качествами общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. В данной статье рассматривается роль этноэтики в подготовке кадров сферы культуры.
Экономические, социально-политические, культурологические и другие процессы, происходящие в настоящее время в нашем полиэтническом обществе, во многом объясняются подъемом национального самосознания народов, населяющих Россию. В современном обществе все более отчетливо проявляются тенденции самосознания, самоидентификации и самоутверждения. В поле притяжения оказываются как индивиды, так и целые народы, этносы. Изучение нравственной культуры этносов, определение соотношения моральных универса-
лий и национально-специфических нравственных представлений и норм, особенностей преломления в них общечеловеческих моральных требований, выяснение роли нравственной культуры в совершенствовании подготовки кадров сферы культуры представляются особо актуальными и значимыми.
Требования к общепрофессиональной подготовке студентов сегодня обусловливаются формирующейся новой системой образования, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности обучаемого. При
© Е. Н. Ломшина, 2006
этом особое внимание уделяется развитию у студентов наряду с профессиональными качествами общечеловеческих и национальных нравственных ценностей.
Одним из существенных факторов совершенствования современного российского образования является повышение роли этнокультурного компонента образовательного процесса. Важная роль этноэтики как в общекультурной, так и в профессиональной подготовке будущих специалистов не подлежит сомнению. ГОС ВПО второго поколения этику как учебный предмет в перечень дисциплин федерального и регионального компонентов не включил. Однако на факультете национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева использовались имеющиеся возможности для компенсации данного недостатка. Осознавая роль этноэтики в формировании нравственных и ценностных ориентиров подрастающего поколения, учебно-методическое объединение факультета включало этот предмет в блок дисциплин и курсов по выбору, а также в число факультативных дисциплин по специальностям «Актерское искусство», «Дирижирование», «Библиотековедение и библиография», «Народное художественное творчество».
Благодаря активной работе Учебнометодического объединения по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (г. Москва) появилась возможность включить этноэтику в блок дисциплин национально-регионального компонента. Такой подход не случаен, так как этно-этика играет важную роль в воспитательном процессе и системе подготовки кадров сферы культуры. В связи с процессами интеграции образования в Мордовском государственном университете в последнее время происходят динамичные преобразования: факультет национальной культуры в июне 2006 г. был преобразован в институт национальной культуры; в сентябре того же года начал работу центр финно-угорской культуры. Эти меры призваны способствовать гумани-
зации современного образования, воспитанию студентов в духе толерантности, взаимоуважения, открытой коммуникации, диалога культур, уважения не только к своей, но и к чужой культуре, в том числе религии, традициям, образу жизни других этносов.
Обратимся к определению некоторых аспектов этноэтики как культурного и социального феномена. Этноэтика зарождается на пересечении культурологии, этнографии, этики и социологии. Предмет ее изучения — история нравов народа на любой из фаз его развития. Эта отрасль этического знания находится пока на стадии формирования.
В мировой науке существовали определенные школы и направления, которые внесли существенный вклад в становление этноэтики. К ним можно отнести этнопсихологическую школу американской культурной антропологии, сформировавшуюся в США в начале XX в. Предпосылки этноэтики мы находим в произведениях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. А. Потебни, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева и др.
Этноэтика представляет собой специфическую разновидность моральной теории, совокупность типичных элементов морального сознания и стереотипов практического поведения как однородных, так и разнородных исторических общностей в процессе их жизнедеятельности. Она фокусирует свое внимание на выяснении соотношения моральных универсалий и национально-специфических нравственных представлений и норм, особенностей преломления в них общечеловеческих моральных требований.
Первостепенными задачами этноэтики можно назвать определение структуры ценностных ориентаций,обеспечивающих этническое своеобразие нравственности, выявление акцентировки основных ценностей в рамках целостной культуры, введение утраченных традиций в современный культурный контекст.
Мораль имеет общечеловеческий смысл, но тем не менее существуют разные типы моральной культуры, в рамках
которых формируются этнокультурные ценности, дающие конкретное содержание моральным нормам и императивам. Нравственная культура как предмет этноэтики может быть представлена через систему ценностных отношений ко времени, пространству, человеческим качествам и позициям, фундаментальным связям между людьми и выражающим их символам. «Для успешного конкретно-исторического изучения нравственности существенное значение имеет ценностная взаимосвязь субъектов морали», — считал О. В. Брейки и1.
С точки зрения исторического генезиса нравственной культуры этносов можно выделить две основы этномора-ли: во-первых, традицию; во-вторых, ценностное отношение к предкам — в темпоральном плане, ценностное отношение к своей родине, отечеству, земле — в плане локальном. Человеческой проекцией нравственной культуры этносов в ее генетических основаниях выступают мифологические образы Ильи Муромца, Тюшти, Сияжара, Тильгамеша и др., которые соединяют в себе силу, необходимую для защиты родового коллектива, и постоянную готовность использовать ее в соответствующем направлении. Сила, коренящаяся в связи со своим народом и своей землей и направленная им во благо, — вот что есть духовность в ее ис-ходно-мифологической форме.
Термин «духовность» многозначен, многоаспектен и находится «по ту сторону научности», он с трудом может быть концептуализирован. Поэтому в научной среде до сих пор нет единого мнения относительно определения этого понятия: «Одни под духовностью понимают историческое сознание; другие — целостность психической деятельности человека; третьи — синтез этизма, эстетизма и теоризма; четвертые — целостное единство Истины, Добра и Красоты; пятые — единство всех нравственных сил человека; шестые связывают ее с миром „высших чувств личности11; седьмые — с ориентацией на сциентизм,
т. е. на научное знание; восьмые — с абсолютизацией красоты и т. д.»2
Термин духовность происходит от слова дух. «Понятия душа и дух восходят от индоевропейского корня dheus И Ат — „разлетаться, рассеиваться11 (об искрах, пыли, дыме, а также о дыхании). В старославянском имеется еще и дьхъ „дыхание, запах“, а в старославянском и древнерусском — глаголы „дохнуть, дыхнуть11, дъхати (ст.-сл.), дыхати (др.-рус.). Слово духъ представляет тот же корень, что и дъх, но в полной степени гласного, и значит „дуновение, ветер; испарение; дух, жизненное начало; дух, бесплотная сущность14»3* Слово душа произведено от духъ (dux-i-a). Дух — слово мужского рода, а душа —женского, и в соответствии с общим правилом индоевропейской грамматики первое означает нечто основное, доминирующее, а второе — нечто производное, частное и подчиненное4.
В финно-угорских языках дух (фин. loyly, эст. leil, удм. лол) переводится как «пар, дыхание». В мордовских языках нет слова для обозначения понятия дух, точнее различия между душой и духом в них не зафиксировано. Для обозначения того и другого выработались термины ойме (э.), вайме (м.).
По представлениям древних, вместилищем души была птица: ср. и.-е. *atid «утка», рус. утка, но и,-e.*and «дышать»; англ. duck «утка», но рус. дух', англ. chough, э. чавка «галка», но нем. Hauch «дух»; брет. lapous «птица», но латыш, elpt «дышать», англ. Bird «птица», но англ. breathe «дышать»; гот. ahaks «голубь», но гот. ah-ma «дух, душа» (относительно второй части рассматриваемого слова ср. др.-инд. mad «дух, разум»; др.-англ. mod «дух, разум», др.-англ. oedm «дыхание»; рус. удод, но осет. Udd «душа»5.
Согласно М. М. Маковскому, душа могла пребывать также и в воде: ср. лат. amnis «река, водный поток», но лат. anima «душа»; и.-е. *dhog «влага», но рус. дух; м. вайме «душа», но м., э. ведь
«вода». Духовность осознавалась не как дух, а как материально действующее и существующее вещество. Первобытная душа воспринималась как некое не-я, перед которым человек иногда испытывал такой же страх, как и перед неуправляемыми природными стихиями. Поэтому первоначально в сознании мордвы родилось понятие вий («сила»). В дни великого поста преобладали обряды и песни вий-анамат (вий — «сила», анама — «просить»), т. е. песни просьбы силы, бодрости.
В качестве основного источника формирования нравственных ценностей можно определить мифологию, поскольку она была первоначальной формой духовной культуры, особой формой мироощущения и миропонимания. Мифы были связаны с заветными племенными традициями, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, устанавливали и поддерживали определенные нормы поведения.
Система моральных ценностей у каждого народа включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, гостеприимство, понятие чести, достоинства, скромность, толерантность, благожелательность и др. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свои особенности. Так, принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех он стоит на первом месте. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов. Исследователи украинской национальной культуры, ее ментальности, архетипов отмечают со-фийное мировосприятие, акцентирован-но-позитивное отношение к природе, ан-тропоэтикоцентрическую ориентацию, демократизм брачных отношений. У мордовского этноса принята акцентировка таких ценностей, как доблесть, толерантность, почтительность.
Исторически реально принимаемая мораль варьировалась достаточно широко от эпохи к эпохе и от общества к обществу, однако если отклонение принимаемой морали от, скажем, десяти заповедей было слишком велико, это приводило к общественному упадку, причем не только моральному, но и экономическому и политическому.
Нормативная часть оптимальной этики практически инвариантна в отношении параметров существования человеческого общества, которые с ходом истории меняются (экономическая формация, строй, технологический уровень и др,), и практически совпадает с десятью заповедями (за исключением, конечно, «Возлюби Господа своего»). Эта, инвариантная, часть является общечеловеческой и входит неизменяемой составной частью в любую национальную этику. Но степень предпочтительности разных моральных норм, а тем более оценка влияния обстоятельств на степень осуждения нарушения тех или иных норм морали варьируются, базируясь на различии национальных характеров разных народов.
В своей совокупности культурные, политические и социально-экономические условия жизни образуют иерархическую структуру черт этнического характера. С одной стороны, в числе позитивных черт национального характера всегда присутствуют патриотизм, трудолюбие, мужество и т. д., а с другой — они различаются степенью своего проявления. Даже когда речь идет о наличии одного и того же нрава, его ценностная наполняемость у различных народов неодинакова. Об этом писал Л. Н. Толстой, сравнивая русскую и французскую храбрость. Поэтому так важно в курсе преподавания этноэтики избегать абсолютизации и идеализации нравственных норм и представлений какого-либо этноса, так как своеобразие нравственной культуры определяется не существованием каких-то уникальных, неведомых другим этносам моральных ценностей, а особой акцентировкой некоторых ценно-
ПРИМЕЧАНИЯ
стей и различной степенью ценностной наполняемости. В свою очередь, это предполагает корректировку существующих мнений о моральном превосходстве того или иного этноса, что влечет за собой последовательную толерантность к различным ценностным мирам.
Изучение соотношения культурных миров и моральных универсалий, особенностей возникновения нравственных ценностей, механизмов их передачи от одного поколения к другому важно для определения направлений в воспитательных и образовательных стратегиях высшей и средней школы.
Этноэтика, изучая своеобразие моральных идеалов, обычаев и нравов, доминирующих в культуре отдельного народа, углубляет представление об этно-сфере общества в целом, способствует формированию нового образа аксеобы-тия людей. Поэтому так велика ее роль в образовательном процессе и подготовке кадров сферы культуры.
1 Брешии О. В. Мораль древнего Рима (VIII— I вв. до н, а.) /О. В. Брейкин, Саранск, 1990. С. 6.
г Александрова Р. И. Россия : Духовность, философия любви / Р. И. Александрова, Е. А. Кур-носикова. Саранск, 1992, С. 13.
* Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка / И. И. Срезневский. СПб., 1893. Т. 1 Стб. 748.
4 См.; Степанов Ю. С. Константы ; словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М,, 2001.
С, 716.
4 См.: Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках : Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. М., 1996. С. 14.
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Язык и: англ. — английский, брет. — бретонский, гот. — готский, др.-англ. — древнеанглийский, др.-инд, —древнеиндийский, др.-рус. — древнерусский, и.-е. — индоевропейский, лат. — латинский, латыш. — латышский, м. — мокшанский, нем. — немецкий, осет. — осетинский, рус. — русский, ст.-сл. — старославянский, уДм. — удмуртский, фин. — финский, э. —эрзянский, зет.-
эстонский.
Поступила 05.10.06.