Научная статья на тему 'Значение общины в формировании и развитии единства и гражданско-правового регулирования мордовского этноса'

Значение общины в формировании и развитии единства и гражданско-правового регулирования мордовского этноса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / КУЛЬТУРЫ МИРА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНТАКТ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ИСПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИОНОРМАТИВНОСТЬ / ETHNICITY / CULTURE OF PEACE / INTERCULTURAL CONTACT / REPRODUCTION / ETHNIC CONSCIOUSNESS / LAW-MAKING / ISPOLNITELNAYA FUNCTION OF CIVIL LAW REGULATION / SOCIONORMATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емелькина Ирина Владимировна

В статье отражена роль общины в формировании и развитии мордовского этноса и реализации правотворческой и исполнительной функций. Рассматривается связь общины с формированием правосознания, развитием правовых идей и ценностей, становлением юридических воззрений этноса, зарождением представлений о правовой ответственности и переходом к гражданско-правовому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF COMMUNITY FORMATION AND DEVELOPMENT OF UNITY AND CIVIL REGULATION MORDOVA ETNOSA SOTSIONORMATIVNOST

The article reflects the role of the community in the formation and development of the mentality of the Mordovian nation and implementation of the law-making and executive functions. The connection with the formation of community justice, development of legal ideas and values, formation of legal views and ethnic transition to civil regulation.

Текст научной работы на тему «Значение общины в формировании и развитии единства и гражданско-правового регулирования мордовского этноса»

Мир науки и образования. 2015. № 4

УДК 14.140.8

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЕДИНСТВА И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА

Емелькина Ирина Владимировна

докт. филос. наук, профессор кафедры административного права и процесса ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

E-mail: zagirina71@yandex.ru

THE IMPORTANCE OF COMMUNITY FORMATION AND DEVELOPMENT OF UNITY AND CIVIL REGULATION MORDOVA ETNOSA SOTSIONORMATIVNOST

Irina Emelkina

докт. филос. наук, профессор кафедры административного права и СНи VO Mordovian humanitarian institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье отражена роль общины в формировании и развитии мордовского этноса и реализации правотворческой и исполнительной функций. Рассматривается связь общины с формированием правосознания, развитием правовых идей и ценностей, становлением юридических воззрений этноса, зарождением представлений о правовой ответственности и переходом к гражданскоправовому регулированию.

ABSTRACT

The article reflects the role of the community in the formation and development of the mentality of the Mordovian nation and implementation of the law-making and executive functions. The connection with the formation of community justice, development of legal ideas and values, formation of legal views and ethnic transition to civil regulation.

Ключевые слова: этнос, культуры мира, межкультурный контакт, воспроизводство, этническое сознание, правотворчество, испольнительная функция, гражданско-правовое регулирование, соционормативность.

Keywords: ethnicity, culture of peace, intercultural contact, reproduction, ethnic consciousness, law-making, ispolnitelnaya function of civil law regulation, socionormative.

Материал, характеризующий истоки мордовского этноса, позволяет утверждать, что на первых порах племена, жившие на смежных территориях, не

Мир науки и образования. 2015. № 4

составляли единства, а были лишь сходными друг с другом. «Они первоначально не обладали сознанием этнической общности, не имели единого самосознания», но уже тогда можно было говорить о включении в культуру «иноэтнических компонентов» [7, с. 34]. Только на последних стадиях развития древнемордовская группа приобрела представление о своей общности, своём отличии

[7].

Доминанта группового существования наложила отпечаток на весь процесс развития и образ жизни мордовского народа. Историк, этнограф Н.Ф. Мокшин, ссылаясь на анализ летописей, показывает, что для мордвы были свойственны взаимосвязи внутри этнокультурных подразделений, а с восточными славянами начались ещё в период Киевской Руси [8, с. 20]. Эти обстоятельства свидетельствуют о социоцентричности феноменов сознания, свойственных данному этносу. Рассматривая развитие мордвы в единстве группового (социального) заметим, что для мордовского народа были свойственны способности содействия, о чем свидетельствует поддержка русских войск (во время похода Ивана IV на Казань) продовольствием, транспортом; сооружение мостов и т.д. [8].

Касаясь вопроса о межкультурных контактах, обратим внимание на то, что в теории культурной ассимиляции все культуры мира подразделяются на «донорские» и «реципиентные». В результате взаимодействия может происходить аккультурация равноценных культур [4, с. 20,78]. При взаимодействии с другими этносами культура мордовского этноса была «реципиентной»: усваивались элементы различных культур, но в тоже время сохранялось ядро собственной культуры [7].

Община выступала важнейшим традиционным институтом социализации личности. Под влиянием общинного уклада жизни вырабатывались формы соционормативной культуры. Каждый человек, начиная с момента рождения, завершая смертью, находился под её попечением. Она была значимым фактором в системе общественных отношений и влияла на особенности формирования и

Мир науки и образования. 2015. № 4

развития личности. Она выступала хранительницей народных традиций, коллективной памятью этноса. Как в действительности, так и в фольклоре отображался характер мордовской общины, которая наряду с общим имела своеобразные черты, обусловленные влиянием традиций и другими факторами. Одной из отличительных особенностей были родственные связи и «свойские связи» и отношения. Общиной реализовывалась функция воспроизводства этнической культуры в различных формах контактов внутри общины и за её пределами. Органичность слияния представителей нации в единое общество, престиж общины особенно колоритно выражались в празднично-обрядовой сфере. У мордвы была собственная система верований, поверий, обрядов, которая составляла основной регулятор общественной жизни людей, вносила регламентацию в его трудовую деятельность.

Коллективный характер носили календарные праздники, насыщенные всевозможными традициями, чудодейственными действиями, играми. Основную роль в обрядах, ориентированных на сплочение, единение коллектива, играли старики. В зависимости от функции обряда, активное участие в нём могли принимать и дети, молодежь. В целом же, можно сказать, что вне зависимости от того, кто был главным участником, все действия разворачивались внутри общины, имели определенную последовательность и подчинялись негласному контролю «мира», который строго следил за соблюдением правил. Обрядность, сохраняющаяся у мордвы вплоть до XX века, реализовывала важные задачи по сохранению, контролю и воспроизводству основных ценностей. Это был своеобразный способ регуляции поведения.

Община выступала и хранительницей морально-этических принципов, которые защищались не только силой общественного мнения, но и при помощи принуждения, исходящего из необходимости соблюдения конкретных правил ввиду их ценности. Это были традиционные нормы общения, являвшиеся важнейшим компонентом культуры. Они касались самых различных сторон социальной жизни и урегулировались на тот момент не юридическими установле-

Мир науки и образования. 2015. № 4

ниями, а преимущественно общественным мнением. В сфере надзора общины или мира находилась семья. Традиционной была направленность членов общины на вступление в брак и рождение большого потомства. В социальной культуре, менталитете мордовского народа нашли воплощение принципы, присущие большинству других народов: любовь, теплота между членами семьи, прочность и общность, единство духовных интересов. В качестве господствующего культурного эталона было представление о патриархальности семейных отношений, которые согласно воззрениям мордвы, строились на обоюдной любви между мужем и женой.

Особую роль в формировании общественного мнения играло старшее поколение (как мужчины, так и женщины). От мнения женщин часто зависела репутация общинников и, прежде всего, молодежи. Но в первую очередь женщины являлись блюстителями традиций, нравственных устоев семейноличностных отношений. Женщины занимали особое место в обществе: об этом свидетельствует действительное положение мордовки. Образ женщины оказывался доминирующим и в религиозных воззрениях мордвы: им принадлежала ведущая роль в ряде обрядов, молений.

Общине были характерны судебные функции. В её компетенцию входили дела, регламентирующиеся нормами обычного права. Эти функции осуществлялись либо избранными лицами во главе со старостой, либо советом стариков, либо сельским сходом. Больше всего за помощью люди обращались к совету стариков. Это могло объясняться тем, что совет стариков выражал в первую очередь общественное мнение, поэтому в глазах социума он был объективным и справедливым органом. Выполняя функцию цензора нравов, совет стариков вплоть до XX века сохранял свою значимость.

Зависимость индивида от общины закреплена в народном мордовском менталитете в виде пословиц: «Дружно жить - плохому не быть», «Дружное стадо волков не боится», «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Сакральную роль в мировоззрении мордвы, в обрядовой практике играли семей-

Мир науки и образования. 2015. № 4

но-родовой культ и культ предков. Символом рода выступала родовая свеча. Согласно народным воззрениям, пока горит свеча, будет продолжаться род. Культ предков в религиозно-нравственном мировоззрении мордвы означал преемственность, верность традициям.

Мордовский народ формировался на внутренней своей территории, занимавшей огромные пространства, и ему не было нужды с целью завоевания вторгаться в чужие пределы своих соседей» [12, с. 544].

Как нравственная обязанность осознавалась коллективная или индивидуальная соседская помощь. Для поддержки хозяйства вдов, сирот, семейств рекрутов, людей, пострадавших от внезапной болезни, смерти, погорельцам. В основном, если это была общественная организуемая помощь, она носила безвозмездный характер. «На лезксах (лездамо) вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколенной трансляции производственные приемы и навыки. Происходил обмен эмпирическими знаниями» [2, с. 132].

Община являлась хранительницей морально-этических принципов. Она осуществляла контроль над поведением каждого члена общины, поддерживала и защищала принятые нормы поведения не только силой общественного мнения, но и принуждения. Община часто в виде схода стариков, выражая общественное мнение, исполняла функции суда. Суд стариков вплоть до XX века представлял собой «цензуру нравов». В глазах людей он «выступал как беспристрастный и справедливый орган» [2, с. 133]. Таким образом, община в мордве выполняла и правотворческую и исполнительную функции. Она была хранительницей народных традиций, коллективной памятью этноса.

Первичной группой общественной системы являлась семья, члены которой связывались общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Мордовская дореволюционная семья отличалась авторитарной структурой, во главе семьи стоял кудазор (мужчина - отец, старший брат) или кудазорава (женщина - жена главы), на которого ложилась вся ответственность за членов семьи перед обществом. То есть семейные ценности были од-

Мир науки и образования. 2015. № 4

ним из факторов национальной идентификации, коллективной солидарности и сплочения общества. Мировоззренческие основы воспитания были связаны с существующими априорно по отношению к личности мифологическим, религиозным, нормативным системам, ограничивающим свободу человека.

Одной из характерных черт мордовского народа в эпоху феодальной формации была иерархичность этнического сознания (существовали народности различных уровней - «высшего» и «низшего») [2, с. 42].

Мы полагаем, что с точки зрения сохранения ядра культуры наиболее ценными элементами национальной «картины мира» выступают фрагменты, связанные с верованиями мордовского народа, его искусством, этическими, и зарождающимися правовыми представлениями. Это то, что позволяет формировать новые поколения, обществу, «защищённому менталитетом».

Ключевой основой этноморали являлась традиция, в основе которой находятся: «...ценностное отношение к предкам - в темпоральном плане и ценностное отношение к своей родине, отечеству, земле - в плане локальном» [5, с. 933].

Приблизиться к осмыслению «души народа» позволяет анализ мифологической составляющей, так как мифы таят в себе первичную чувственную форму присущих душе народа представлений.

Генетическими основаниями культуры мордовского этноса выступают мифологические образы в виде человеческой проекции Тюшти, Сияжара, Ду-болго, Бурная, Г амзуро и др. Они соединяют в себе силу, необходимую для защиты родового коллектива, и постоянную готовность использовать её в соответствующем направлении [5]. Таким образом, источником формирования нравственных и правовых представлений мордвы была мифология, являющаяся особой формой мироощущения и миропонимания.

Мифологическая картина мира (мифологическая модель мира) покоилась на представлении о наличии некоей мировой гармонии, любое нарушение которой вызывало тревогу и опасения. Соединение вертикального и горизонталь-

Мир науки и образования. 2015. № 4

ного пространств давали человеку цельное представление о Вселенной, формах ориентации, способах истолкования различных явлений и сил природы, общества [13, с. 550].

Мифологическое было связано с деятельностью людей. Оно воспринималось как нечто содержательное, соотнесенное с определенными ценностями и нормами, сконцентрированными в поступках прадедов и героев народных эпо-сов, мифологических персонажей и в особенности «нравах предков». В соответствии с этими ценностями и нормами корректировалось поведение, а опыт передавался будущим поколениям.

Итак, сказанное позволяет сделать вывод о том, что ценности и нормы культуры носили сакральный характер, а их происхождение прямо связывалось с волеизъявлением сверхъестественных сил (духов предков, культурных героев). И в этом смысле нравственность мордвы была религиозной по своему генезису. Она существовала как часть религиозно-мифологического сознания: человек проецировал собственную жизнь на мифологическое время, образы. Так, в воображаемый мир богов могли переноситься определенные понятия, связанные с собственностью. Это предположение подтверждается возникновением представлений о божествах не просто как держателях (кирди), покровителях тех или иных сфер природы, стихий, жилищ, а как о собственниках, хозяевах, владетелях [7, с. 40]. Об этом же свидетельствуют празднества мордовского этноса. В частности, таковыми были праздники, связанные с аграрным земледельческим календарём. В дальнейшем всё это определило возникновение концепции частной собственности.

В традиционном мировоззрении мордвы из поколения в поколение передавались любовь к земле, лесу, воде. Земля, вода, лес наделялись сакральными функциями, что в реальности было необходимо для демонстрации магической связи живой природы и человека. Своеобразной формой регламентации были предписания, относящиеся к некоторым видам животных и птиц. Считалось, что убийство журавля, ласточки, голубя, земляного зайца, разорение птичьих

Мир науки и образования. 2015. № 4

гнезд приведет к несчастью в семье. Всё это способствовало утверждению рационального природопользования [2, с. 132]. Одним из средств народной этики в пользу экологии было устное поэтическое творчество, в котором воссоздано умное и бережное отношение к природе. Всё это было предпосылкой становления философии экологии, экологической этики, а позже - экологического права, определяющего базовые морально-правовые принципы отношения к природе. Большое воздействие на формирование «экологической культуры» оказывали дохристианские верования, связанные с почитанием божеств, олицетворявших ту или иную силу природы.

Как форма общественного сознания, мифология возникла в условиях родовой общины. Особенностью мифологии мордвы является отражением действительности в форме образного повествования, сказочной инсценировки, ритуальных танцев. «В мифологии мордвы - фантастика и сказочность, философия и поэзия, обобщенность и зрительное восприятие. Ей свойственны одухотворение природы и отождествление человека с окружающим миром». Мифология мордвы генетически связана с мифологией финно-угорских народов: есть аналогии в мотивах, сюжетах, героях [13, с. 551].

По мнению исследователей К.Д. Вишневского, А.В. Никонова. невозможно говорить о специфике мифологии русских на территории Поволжья (прежде всего, Мордовии), поскольку русские оказались на этой территории с уже сложившимися христианскими представлениями о строении Вселенной [11, с. 551]. Есть и противоположное мнение, базирующееся на сохранившихся обычаях, связанных с календарными мифами дохристианских праздников (Т.П. Девяткиной), оно отстаивает идею синтеза в российском культурном пространстве духовных ценностей христианства с народной культурой не только славян, но и входивших в состав России финно-угорских народов [11, с. 551].

Мифы были самым непосредственным образом были связаны с племенными традициями, способствовали утверждению принятой в обществе системы

Мир науки и образования. 2015. № 4

ценностей, определяли и способствовали поддержанию существовавших норм поведения, как в области нравственности, так и в области права.

Ценность женщины в культуре мордвы была особенной. Он подтверждается характером мифологии и языческой религии. Налицо преобладание женских божеств в языческой религии мордовского этноса: Вирява, Ведява, Толава, Кудава, Модава и др. Мужские божества выступали лишь в качестве их мужей. Представление о женщине как высшем существе формировало существование культа богини-матери. Через образ женщины проявлялось философское осмысление бытия, она являлась хранительницей «материальных и духовных ценностей». Отсюда следует то, что ментальность мордовского народа в основе имеет архетип Матери, который в пространстве национальной культуры формировался под влиянием культурных архетипов язычества и христианства. Он находит своё выражение в культурных текстах, в основе которых оказываются био-социо-культурные формы архетипов.

Современные коммуникационные процессы порождают характерный тип субъекта «демифологизированного обывателя», погруженного не в миф, а в иллюзию собственной рациональности [6, с. 4]. Особенностью мифологизированного сознания является открытость вечным темам в виде бинарных оппозиций, содержащихся в любом мифе: Любовь и Ненависть, Жизнь и Смерть, Добро и Зло и т.д. «Демифологизированный обыватель» - способен мыслить и рефлексировать над происходящим, но не испытывать потребности в таком интеллектуально-эмоциональном ресурсе, который затрачивается на переживание «вечных тем». Становится очевидным, что мифологическое сознание может оказаться в состоянии распада.

Таковой была картина культуры мордвы. Своеобразие культуры мордовского этноса определялась набором универсальных общечеловеческих ценностей - взаимоуважение, почтительность, ответственность, справедливость, послушание детей, запрет воровства, лжи, убийства [1, с. 20]. И в тоже время внутри системы содержалась особая их «акцентировка». Исследования Е.Н.

Мир науки и образования. 2015. № 4

Ломшиной в области этноэтики показывают, что самыми ценными у мордовского этноса считаются такие качества как доблесть, толерантность, почтительность [5, с. 936]. Хотя в этом с автором данного мнения можно согласиться не во всем. К, примеру, М.Б. Хомяков, считает, что толерантность - это черта, являющаяся исключительно достоянием русского народа. Исходя из этого, здесь мы будем придерживаться позиции о различных уровнях выраженности или характерной национальной окраске того или иного качества у разных народов. В трудах русских этнографов, путешественников, публицистов перечисляются самые разнообразные, порой, даже противоречивые высказывания об облике, характере мордовского народа. Обобщая их, можно выстроить следующий ряд: «...приятный наружный вид, ясность ума, стойкость характера, честность, терпеливость, доброту, гостеприимство, трудолюбие, и вместе с тем. ужасная бедность, отсутствие самых необходимых материальных и бытовых условий для человеческой жизни, отсутствие медицинской помощи, просвещения и т.д.» [10, с. 581]. К. Фукс отмечает самолюбие; И. Селиванов - доброту, хитрость и упрямство; Н. Оглоблин - осознание своей народности и её отличие как от русской, так и других народностей; Н. Рычков - трудолюбие [10, с.582,583].

Культура мордовского этноса характеризуется ценностным отношением к символам, в которых содержится обширный текст [3]. При помощи символов выражается отношение к качествам, установкам человека, его социокультурным связям. У мордовского народа существовала ирреально-ценностная взаимосвязь с символами.

Как один из признаков, характеризующих душу народа, выступает религия. Многое в мировосприятии и мировоззрении мордвы было связано с язычеством. В частности, ценностное восприятие природы. В реализации этого культурного феномена использовался, во-первых, принцип анимизма, в соответствии с которым животный и растительный мир воспроизводился в образной форме. В восприятии природы присутствовала и антропоэтикоцентристская

Мир науки и образования. 2015. № 4

ориентация - природный мир наделялся человеческими качествами. Во-вторых, сознание мордвы было синкретичным - человек мыслил себя неотъемлемой частью матери-природы. В-третьих, в отношении нравственного идеала, линия поведения формировалась под влиянием системы этико-эстетических оценок язычества.

В реальном процессе развития мордвы качества формировались не последовательно, а системно, неравномерно и гетерохронно. Удаляясь от инстинктивных форм поведения, человек, разрушая их у себя как биологическую основу поведения, переходит к гражданско-правовому регулированию, что свидетельствует о нравственной надежности человека.

Существенным ориентиром мордовского народного правосознания были обычно-правовые институты, этноюстиция. Под влиянием жизненных условий в сознании мордовского народа вырабатывались правовые идеи, ценности -юридические воззрения этноса [9, с. 937].

Список литературы:

1. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1996. 148 с.

2. Всё о Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 840 с.

3. Загороднова И.В. Менталитет мордовского этноса в социальнофилософском и историко-культурном измерении (к. XX - н. XXI в.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2008. № 4. С. 63-69.

4. Жидков В. С. Десять веков российской ментальности / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2001. 640 с.

5. Ломшина Е.Н. Этноэтика // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордовск. книж. изд-во, 2004. С. 933 -937.

Мир науки и образования. 2015. № 4

6. Макаровский Д.А. Молодежь и миф // Экономическая и философская газета. 2005. №32-33 (565) . С.4.

7. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.

160 с.

8. Мокшин Н.Ф. Российская наука о мордве // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордовск. книж. изд-во, 2004. С.19-37.

9. Мокшина Ю.Н. Этноюстиция // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордовск. книж. изд-во, 2004. С. 937 - 945.

10. Русские писатели о мордовском народе // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордовск. книж. изд-во, 2004. С. 581 - 586.

11. Сусорева М.М. Мифология русских // Мордовия: Энцикл.: В 2 т. Т.1.: А-М Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. Т.1. С.552.

12. Шаронов А.М. Мордовский героический эпос // Мордва. Очерки по истории. - Саранск: Мордовск. книж. изд-во, 2004. С.532-546.

13. Шуляев А.Д. Мифологическая модель мира. Мифология // Мордовия: Энциклоп.Т.1. .: А-М. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. Т.1. С.550-552.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.