вого кредитно-расчетного механизма, может быть достигнуто вначале более однородной по экономическим характеристикам группой стран СНГ, затем подключаться и другие. В условиях существующей асимметрии экономических интересов стран такой подход позволит избежать недостатков «быстрого» и «медленного» вариантов движения к оптимальной системе взаиморасчетов стран СНГ.
Нынешний кризис союза стран СНГ - это явление, которое рано или поздно должно было произойти. В течение последних лет его участники пренебрежительно относились к мерам по укреплению и расширению компетенции союза. Такая политика предопределила его слабость в противостоянии экономическому кризису. В то время как опыт Европейского Сообщества прямо указывал на необходимость постепенного перераспределения в пользу общих органов. Иногда узкогосударственные интересы одной республики ставились выше союзных. Фактически страны СНГ отказались от опыта стран ЕС в сфере контроля за финансовым регулированием стран-участниц со стороны союзных органов. И даже тот нормативный минимум, который был принят на уровне правительств и центральных банков, при необходимости игнорировался участниками Союза.
Между тем международное валютное сообщество уже давно ориентируется на переход к одновалютной модели, которая гораздо эффективнее и с точки зрения универсализации, быстроты и удобства совершения валютных операций при соответствующей экономии издержек обращения. Как показывает опыт Западной Европы, ряда других стран - членов Сообщества, такой переход, чтобы быть успешным должен осуществляться постепенно по мере создания необходимых условий и предпосылок, и в принципе соответствовать движению от замкнутости валюты к ее конвертируемости при непременном преодолении изоляции от внешнего мира и подключения в той или иной форме к обслуживанию международных экономических сделок. Данное утверждение можно применить и к странам СНГ, при переходе их к одновалютной системе расчетов.
Новому российскому правительству сейчас не до проблем Союза, самому бы выжить. Но нельзя забывать, что пренебрегая проблемами интеграции со странами СНГ, мы пренебрегаем нашим будущим. Западная Европа пол века готовилась к мировому кризису -они создавали свой союз и свою единую валюту - Евро. Поэтому и считается, что Европа будет островком стабильности в XXI веке. Может и нам стоит о своем будущем призадуматься?
Аюфова З.С.
Роль естественных монополий во внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан
На современном этапе процесс экономической интеграции (ЭИ) становится все более актуальным. В настоящее время интеграционными процессами охвачены как страны практически всех континентов, так и отдельные регионы внутри стран. Результатом этого явления является образование региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков.
Интеграционные процессы способствуют сближению и взаимопроникновению отдельных национальных экономик. Эти процессы охватывают производственные отношения, производительные силы, идеологию. Процессы ЭИ обеспечиваются концентрацией и переплетением капиталов. Однако, в эту сферу втягиваются и другие виды экономических отношений: внешняя торговля, перемещение трудовых ресурсов и других факторов производства, производственное, научное, технико-технологическое интиниринго-вое и информационное сотрудничество. Продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение приводит к углублению интеграционных процессов.
Т.о., экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, интернационализации хозяйственной жизни, основанной на МРТ, научно-техническом сотрудничестве, а также принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными организациями.
Интеграционные процессы могут носить как формальный, так и реальный характер.
При формальной интеграции происходит установление между странами постоянных экономических связей, но при этом между ними сохраняются различного рода барьеры, как, например, таможенные.
Под реальной интеграцией понимается объединение группы стран с целью совместного решения различных политических, социально-экономических и других вопросов. Это то же экономическое сотрудничество, но на более высоком уровне развития. Реальная интеграция стихийно осуществляться не может, необходимо, чтобы экономическое сотрудничество между странами основывалось на политическом решении стран о переводе взаимного разделения труда на новый уровень развития.
Интеграционный процесс может осуществляться:
- на микроуровне (или на корпоративном уровне), когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, т.е. происходит взаимодействие капитала отдельных фирм путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей;
- на межгосударственном уровне, когда происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютной инфраструктурой, общими финансовыми фондами, общими межгосударственными органами управления;
- на наднациональном уровне, когда страны-участницы интеграционного объединения добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказавшись от суверенитета в этих областях.
Что касается республики Дагестан, интеграционные процессы здесь происходят на микроуровне, и они носят фомальный характер и осуществляются внутри РД. Экономическая интеграция в республике больше похожа на ВЭД и экономические отношения Дагестана с другими регионами РФ, а также с некоторыми странами СНГ.
В целях расширения и укрепления экономических связей с регионами РФ и странами СНГ в 1999 г. были открыты представительства РД в Республике Беларусь, в республиках Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкарии и др., а также Ростовской, пермской, Нижегородской, Саратовской и др. областях.
Усилиями республики сняты ограничения пересечения государственной границы России с Азербайджаном и Грузией, что способствовало снижению напряженности на южной границе.
Основой для возникновения интеграционных процессов могут служить естественные монополии. Напомним, что естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Помимо того, что естественная монополия - это такое состояние рынка данного товара или услуги, которое характеризуется двумя свойствами: во-первых, имеет место экономия от масштаба, а во-вторых, низкий уровень замеща-емости товара.
Основными (главными) естественными монополиями Дагестана являются следующие: ОАО "Роснефть - Дагнефть", АО "Дагэнерго", АО "Дагсвязьинформ", АО "Дагестанга-зпром". Остановимся на первых трех из них и рассмотрим их роль в становлении интеграционных процессов в РД.
ОАО "Роснефть - Дагнефть" является основным предприятием, осуществляющим разработку и разведку нефтяных и газовых месторождений на территории РД. Ежегодные объемы добычи нефти в среднем составляют около 350-380 тыс. тонн, газа - 700 млн. куб. м. ОАО "Роснефть - Дагнефть " является основным поставщиком продукции на экспорт в регионе - 47 %.
В настоящее время завершается строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Махачкала. Проектная мощность этого завода 300 тыс. тонн легких углеводородов в год. Ввод в эксплуатацию этого завода не только поможет в реализации добываемой в республике нефти, но и удовлетворит на 50% потребность в бензине и дизельном топливе и на 100 % - во всех остальных нефтепродуктах. Значительная часть нефтедобычи экспортируется. В 1998 г. было экспортировано 333,5 тыс. тонн, в 1999 г. - 292,8 тыс. тонн, а за 1-ое полугодие 2000 г. - 170 тыс. тонн. Данные цифры показывают, что в 1999 г. наблюдалось некоторое снижение объема экспорта нефти, а в 2000 г. экспорт достиг уровня 1998 г. и незначительно превысил его. Внешнеторговый оборот ОАО "Роснефть - Дагнефть" составил за 1-ое полугодие 2000 г. 16847, 5 тыс. долл. Экспорт нефти происходит через В/О "Союзрегион" г. Москва, и вся нефть, согласно постановлению, идет за рубеж, в связи с военными действиями в Чеченской республике.
ОАО "Роснефть - Дагнефть" образовало пять совместных предприятий: с Кипром и США (в т.ч. ЗАО "Каспий - 2" и СП "Дагнефтьиндустрия").
ОАО "Роснефть - Дагнефть" совместно с канадской компанией "КанАгроэнерджи инк." и ЗАО "Каспий - 2" создали консорциум для участия в конкурсе на получение лицензий на право недроиспользования с целью геологического изучения и добычи нефти и газа на территории 10-мильной зоны шельфа РД. Успешно функционирует СП "Дагнефтьиндустрия" по производству стекловолоконных труб. Открытие этого СП связано с острой потребностью нефтегазового комплекса в стекловолоконных трубах.
Заключен также договор о сотрудничестве по развитию нефтяной и газовой отрасли РД с американо-норвежско-румынской компанией "ВСВ Oil and Gaz".
В рамках интеграционных процессов в СНГ важное значение приобретает налаживание и развитие внешнеэкономических связей субъектов РФ и Республики Азербайджан. Существует единая энергетическая транспортная и другие системы, которые с успехом можно было бы использовать в интересах других стран. Наглядное тому подтверждение - выбор маршрута транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу "Баку-Новороссийск", добываемой на азербайджанском месторождении "Чираг -1". Выбор данного маршрута неслучаен, а обоснован как наиболее оптимальный на данном этапе осуществления данного проекта. Этот фактор может служить дальнейшему развитию добрососедских отношений и взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству между РД и Азербайджанской республикой. Но вместе с тем, надо учитывать, что под давлением США и Турции в Азербайджане начаты работы по реконструкции и строительству трубопровода через Грузию с последующим выходом на Средиземноморское побережье. Азербайджан является крупнейшим экспортно-импортным партнером Дагестана вследствие территориальной близости.
В структуре экспорта РД доля товаров ТЭК составляет 54,1% за 1999 год, 64,6% - за 1998 г. АО «Дагэнерго» входит в единую энергосистему России и является региональным представительством РАО «ЕЭС России» на Северном Кавказе.
Представительством РД в Азербайджанской республике, открывшимся 25 ноября 1996 г., проведены переговоры с властями Азербайджана по поводу строительства совместных малых электростанций на реке Самур для обеспечения близлежащих районов Дагестана и Азербайджана электроэнергией. Достигнута договоренность с АО «Даг-энерго» в реализации проекта. В настоящее время изучается эффективность строительства, экономические и правовые аспекты. Определенным моментом, сдерживающим осуществление финансовых вложений в развитие экономики Дагестана и совместной деятельности со стороны азербайджанских инвесторов, является отсутствие законодательной базы, механизма представления Правительственных гарантий по иностранным инвестициям.
Правительством РД и АР была достигнута договоренность о поставках электроэнергии в зимнее и летнее время на основе взаимозачетов. В 1999 г. в Азербайджанской республике было поставлено электроэнергии на сумму 1865,8 тыс. $.
Объем услуг связи, оказанный всеми предприятиями отрасли в 1999 г. оценивается в 192,9 млрд. руб.
Наиболее значительным предприятием - естественной монополиейявляется АО «Дагсвязьинформ», доля услуг которого составила в 1999 г. 73,1 % от объема услуг отрасли связи в регионе.
АО «Дагсвязьинформ» учредило совместно с корейскими компаниями два СП: «Дагестанская пейджинговая связь» и «Дагестанская сотовая связь».
Таким образом, естественное монополии РД как наиболее мощные корпоративные структуры, должны стать двигателем развития интеграционных процессов, в республике на микроуровне. Однако, с этим вопросом связано много проблем. Внешнеэкономическая деятельность РД определяется влиянием общего экономического положения в РФ и Дагестане и диктуется ситуацией, складывающейся на сопредельных территориях.
III. Материалы круглого стола «Актуальные вопросы проведения земельной реформы», 20 июня 2000 года
Рущенко В.К.
Актуальные вопросы проведения земельной реформы в Дагестане
В результате проведенного за годы перестройки крупномасштабного перераспределения земель в Дагестане стали образовываться и развиваться новые формы землепользования. Количество землевладельцев, землепользователей и арендаторов превысило цифру 612 тысяч и продолжает расти.
Анализ реформирования земельных отношений показывает, что произошли значительные изменения в формах ведения хозяйств, категориях землепользователей, площадях сельскохозяйственных предприятий и граждан. Так, в результате реформирования убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов образовано 56 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 68 сельскохозяйственных кооперативов, 28 агрофирм, 30 акционерных обществ, товариществ и малых сельскохозяйственных предприятий, и 24539 фермерских хозяйств, 81 подсобное сельское хозяйство заводов, предприятий и организаций. За ними закреплено 1250 тыс.га, в том числе 175 тыс.га пашни. Но вместе с этим организовано 148 новых колхозов и их стало 439, сохранено 244 совхоза.
Необходимо отметить, что сельскохозяйственное производство в Республике Дагестан ведется в крайне сложных природно-климатических условиях, из-за чего состояние значительной части земель сельскохозяйственного назначения (3,4 млн га), особенно пашни (0,5 млн га) остается неудовлетворительным. Более 2 млн га подвержены ветровой и водной эрозии, 1,89 млн га засолены, переувлажнены, заболочены или засорены камнями. За последние 10 лет площадь засоленных земель увеличилась с 1183 тыс.га до 1607 тыс.га, из которых более 24% приходятся на сильнозасоленные, а 7% на солончаки. Увеличение засоленных земель в основном произошло в результате поднятия уровня Каспийского моря, а также неправильного использование поливной воды.
Общая площадь пашни в республике составляет 534 тыс.га или 15,6% от площади сельскохозяйственных угодий. Ее размещение по территории республики весьма неравномерно: на равнине она составляет почти 3/4 площадей сельхозугодий, в предгорье - около 1/6, в горах - 1/10. При этом из года в год происходит увеличение площади неиспользованной заброшенной пашни в общественных хозяйствах. Так, если 1990 г. площадь неиспользуемой пашни составляла 30 тыс.га, то на 01.2000 г. - более 115 тыс.га.
Площадь многолетних насаждений по республике составляет 68,3 тыс.га, из которых за сельхозпредприятиями закреплены 48,5 тыс.га. По сравнению с 1990 г. она уменьшилась на 38,8 тыс.га, в т.ч. виноградников на 31 тыс.га. Такое резкое сокращение многолетних насаждений произошло из -за известного постановления по борьбе с пьянством, низких закупочных цен, отсутствия рынка сбыта, непомерно высоких цен на сельхозтехнику, ядохимикаты, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. В результате чего большие площади виноградников были раскорчеваны.