Экономическая составляющая деятельности представительств занимает, пожалуй, одну из приоритетных позиций, хотя, если учитывать количество представительств и разнообразие представленных ими регионов, на сегодняшний день потенциал использования возможностей постпредств представляется недостаточным. Прежде всего это касается вопросов долгосрочного, полновесного экономического взаимодействия, поскольку нынешнее сотрудничество сводиться к осуществлению разовых, отдельных мероприятий. Во многом это объясняется недостаточной обустроенностью большинства представительств, отсутствием четкого взаимодействия между органами исполнительной власти республики и постпредствами вследствие низкой заинтересованности, проявляемой министерствами и ведомствами РД к инициативам и предложениям экономического и иного характера, выдвигаемым представительствами.
Тем не менее, в перспективе вопросы экономического характера, (особенно в свете развития взаимовыгодного приграничного сотрудничества) будут иметь определяющее значение. Так, например, в целях расширения и укрепления деловых связей между Дагестаном и Азербайджаном и поэтапного формирования общего экономического пространства, образован и функционирует азербайджано-дагестанский фонд "Экономика без границ", инициатором создания которого выступило постпредство РД в АР. О том, какое значение придает азербайджанская сторона деятельности новой структуры, говорит тот факт, что к работе фонда привлечен, и избран его почетным Президентом, Государственный Советник по экономическим вопросам Президента Азербайджанской Республики господин Ахундов В.Д. По инициативе фонда уже заключены договора о сотрудничестве Нариманского района г.Баку с администрацией города. Дербента.
По инициативе и при содействие Постпреда РД в Казахстане Н.Алиева были разработаны и направлены в Минсодружество РФ предложения Республики Дагестан к программе приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы. Предложенные нами мероприятия включены в планы Правительства, и их полноценная реализация имеет, без преувеличения, огромное значение для экономики нашей республики.
Эти примеры свидетельствует о важной роли и месте представительств в решении внешнеполитических, внешнеэкономических и других проблем жизнедеятельности Республики Дагестан.
В заключении своего выступления, хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость и необходимость проведения "круглых столов" подобных сегодняшнему, и отметить, что всем нам предстоит большая работа по дальнейшему укреплению дагестанской государственности, подъему экономики, для достойного вступления Дагестана в XXI век, для достижения тех рубежей экономического, социального и духовного прогресса, к которым мы все стремимся, и которых достоин Дагестан.
Эмиров Н. Д.
Усиление интеграции стран СНГ как один из факторов стабилизации экономики России
Процессы интеграции идут сегодня практически на всех континентах и постепенно вовлекают в свой оборот все большее количество стран, которые не всегда схожи по уровню политического и экономического развития. Несмотря на многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов экономических интеграционных процессов нельзя обмануть и все они проходят в своем развитии несколько этапов:
• зона свободой торговли стран-участниц и ограничения таможенных барьеров в торговле между участниками;
• таможенный и экономический союз с образованием единого рынка товаров, услуг и свободного перемещения капиталов;
• общий рынок, при котором ликвидируются барьеры между странами-участниками, а также отмена количественных ограничений во взаимной торговле и проведение единой торговой политики к странам -не участникам союза:
• политический союз, с целью передачи в наднациональные комитеты, в нашем случае Межпарламентская ассамблея стран СНГ. некоторых полномочий по проведению внешней политики, а также согласованных действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.
Нарушение прохождения хотя бы одного из этапов развития приводит к экономическому кризису, что тормозит создание единой кредитно-расчетной системы с использованием единой условной единицы стран СНГ.
Кардинальное решение торгово-экономических и валютно-платежных проблем, как унаследованных от прошлого, так и вновь приобретенных, видится в создании цивилизованных рыночных условий свободной торговли.
Путь к ней долог и обмануть логику процесса нельзя. Возможность продвижения отдельных стран СНГ к очередному этапу будет зависеть от состояния их национальной экономики, а само движение будет происходить «на разных скоростях». Соглашение между странами о более свободном и гибком способе расчетов, то есть образование но-
вого кредитно-расчетного механизма, может быть достигнуто вначале более однородной по экономическим характеристикам группой стран СНГ, затем подключаться и другие. В условиях существующей асимметрии экономических интересов стран такой подход позволит избежать недостатков «быстрого» и «медленного» вариантов движения к оптимальной системе взаиморасчетов стран СНГ.
Нынешний кризис союза стран СНГ - это явление, которое рано или поздно должно было произойти. В течение последних лет его участники пренебрежительно относились к мерам по укреплению и расширению компетенции союза. Такая политика предопределила его слабость в противостоянии экономическому кризису. В то время как опыт Европейского Сообщества прямо указывал на необходимость постепенного перераспределения в пользу общих органов. Иногда узкогосударственные интересы одной республики ставились выше союзных. Фактически страны СНГ отказались от опыта стран ЕС в сфере контроля за финансовым регулированием стран-участниц со стороны союзных органов. И даже тот нормативный минимум, который был принят на уровне правительств и центральных банков, при необходимости игнорировался участниками Союза.
Между тем международное валютное сообщество уже давно ориентируется на переход к одновалютной модели, которая гораздо эффективнее и с точки зрения универсализации, быстроты и удобства совершения валютных операций при соответствующей экономии издержек обращения. Как показывает опыт Западной Европы, ряда других стран - членов Сообщества, такой переход, чтобы быть успешным должен осуществляться постепенно по мере создания необходимых условий и предпосылок, и в принципе соответствовать движению от замкнутости валюты к ее конвертируемости при непременном преодолении изоляции от внешнего мира и подключения в той или иной форме к обслуживанию международных экономических сделок. Данное утверждение можно применить и к странам СНГ, при переходе их к одновалютной системе расчетов.
Новому российскому правительству сейчас не до проблем Союза, самому бы выжить. Но нельзя забывать, что пренебрегая проблемами интеграции со странами СНГ, мы пренебрегаем нашим будущим. Западная Европа пол века готовилась к мировому кризису -они создавали свой союз и свою единую валюту - Евро. Поэтому и считается, что Европа будет островком стабильности в XXI веке. Может и нам стоит о своем будущем призадуматься?
Аюфова З.С.
Роль естественных монополий во внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан
На современном этапе процесс экономической интеграции (ЭИ) становится все более актуальным. В настоящее время интеграционными процессами охвачены как страны практически всех континентов, так и отдельные регионы внутри стран. Результатом этого явления является образование региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков.
Интеграционные процессы способствуют сближению и взаимопроникновению отдельных национальных экономик. Эти процессы охватывают производственные отношения, производительные силы, идеологию. Процессы ЭИ обеспечиваются концентрацией и переплетением капиталов. Однако, в эту сферу втягиваются и другие виды экономических отношений: внешняя торговля, перемещение трудовых ресурсов и других факторов производства, производственное, научное, технико-технологическое интиниринго-вое и информационное сотрудничество. Продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение приводит к углублению интеграционных процессов.
Т.о., экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, интернационализации хозяйственной жизни, основанной на МРТ, научно-техническом сотрудничестве, а также принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными организациями.
Интеграционные процессы могут носить как формальный, так и реальный характер.
При формальной интеграции происходит установление между странами постоянных экономических связей, но при этом между ними сохраняются различного рода барьеры, как, например, таможенные.
Под реальной интеграцией понимается объединение группы стран с целью совместного решения различных политических, социально-экономических и других вопросов. Это то же экономическое сотрудничество, но на более высоком уровне развития. Реальная интеграция стихийно осуществляться не может, необходимо, чтобы экономическое сотрудничество между странами основывалось на политическом решении стран о переводе взаимного разделения труда на новый уровень развития.
Интеграционный процесс может осуществляться:
- на микроуровне (или на корпоративном уровне), когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, т.е. происходит взаимодействие капитала отдельных фирм путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей;