Научная статья на тему 'Анализ и резервы межрегиональных связей в условиях рыночной экономики'

Анализ и резервы межрегиональных связей в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и резервы межрегиональных связей в условиях рыночной экономики»

Важным является создание системы информации (базы данных) в которой должны присутствовать сведения о том, что производится в каждом субъекте Российской Федерации, что завозится, что необходимо и что может быть произведено на месте. Подобную информационную систему можно создать на базе Интернета.

Нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности малых предприятий также нуждается в совершенствовании. Например, в зарубежной практике субподрядные отношения с участием малых предприятий регламентируются специальным законодательством, направленным на защиту интересов малого бизнеса. Разработка такого специального законодательства, как нам представляется, остро необходима и в России.

Нужно нормативно разграничить понятие малого предприятия и систему дополнительных признаков, по которым малое предприятие может претендовать на государственную поддержку. Целесообразно определить, условия при которых дочерние малые предприятия крупных производств имеющих свыше 25% участия крупного предприятия в капитале малого, должны пользоваться специальными видами льгот (например, льгота по НДС при условии, что эти средства расходуются на инвестиционные цели).

В настоящее время, в соответствии с законодательством, если участие крупного предприятия в капитале малого превышает 25%, то такое предприятие малым не считается. Это приводит к тому, что крупные предприятия совершенно не заинтересованы в открытии дочерних малых производств.

Фондам поддержки и развития малого предпринимательства должно быть предоставлено законодательное право знакомиться с экономической деятельностью малого производственного предприятия, прежде чем выдавать льготные кредитные средства. Без такой проверки велика вероятность того, что льготные кредиты уйдут в торгово-коммерческую сферу

Закон о государственной поддержке малого предпринимательства следует дополнить статьями, регулирующими и стимулирующими процесс взаимодействия малого и крупного производственного бизнеса. В частности, крупные предприятия активно сотрудничающие с малыми должны иметь целевые налоговые льготы, используемые в целях своего технического развития.

Не урегулированы законодательно и отношения по поводу возможного монопольного диктата, появления фактов недобросовестной конкуренции. В связи с чем, необходима более инициативная и жесткая позиция антимонопольных органов, региональных администраций и общественных организаций малых предпринимателей.

Все эти предложенные меры будут способствовать позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности.

Алимурадова И.А.

Анализ и резервы межрегиональных связей в условиях рыночной экономики

В условиях переориентации экономики на рыночные отношения вопросы укрепления старых и формирования новых межрегиональных транспортно-экономических связей становятся особенно актуальными. Решение этой задачи непосредственным образом связано с совершенствованием территориальной организации и разделения труда путем планомерного формирования производственных комплексов каждого района с такой структурой хозяйства и такими пропорциями, которые обеспечивали бы для региона и России в целом наивысшую эффективность труда.

Территориальная организация и разделение труда создают объективные условия для формирования сложной системы транспортно-экономических связей, которые складываются под влиянием больших различий между отдельными территориями региона в природных условиях, степени хозяйственной освоенности и населенности, наличии природных богатств и возможностях их использования и т.д. Чем полнее учтены природные, экономические и социальные особенности отдельных регионов, тем эффективнее межрайонное разделение труда и, следовательно, становятся эффективнее транспортно-экономические связи. Это также обуславливает необходимость специальных комплексных исследований транспортно-экономических связей как взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов производства и транспорта.

Дагестан обладает комплексом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на ведение эффективной внешнеэкономической деятельности. Это : наличие базы современной промышленности, способной к освоению новых конкурентоспособных видов продукции; квалифицированная рабочая сила; наличие сырьевого потенциала; возможности туристической и энергической специализации; выгодное экономико-географическое положение; наличие портовых сооружений и транспортной инфраструктуры при перевозке экспортно-импортной продукции.

Осуществление этих преимуществ затруднено рядом причин, в том числе, дезинтеграцией экономического пространства, потерей традиционных рынков сбыта, неготовностью финансовой, информационной инфраструктур для эффективного ведения внешнеэкономической деятельности.

Транспортно-экономические связи в России и ее регионах продолжают оставаться научно и практически неразработанными. Они еще не доведены до стадии четких рекомендаций, пригодных для практического использования при разработке конкретной региональной концепции и программы рыночных реформ. Это и определило целевую установку, которая заключается в анализе экономических аспектов транспорта РД и межрегиональных транспортно-экономических связей при переходе к рыночной экономике.

Развитие межрегиональных транспортно-экономических связей предполагает дальнейшее улучшение качества дорожной сети, особенно дорог и мостов республиканского значения, снижение стоимости дорожно-строительных работ, переход к стадийному совершенствованию и модернизации построенных ранее объектов. Особенно остро стоит проблема обеспечения транспортной связью горных и трудоспособных районов, так как их эффективное освоение, рост в них сельскохозяйственного производства и уровня благосостояния возможны лишь в результате интенсивного развития автомобильных дорог.

Поворот к рыночной экономике, ликвидация государственной монополии на межрегиональные экономические связи позволили открыть внутренний рынок для конкуренции региональных товаров и капиталов и, в принципе, создали возможности для осуществления прогрессивных сдвигов в российской экономике, ее реальной интеграции в мировое хозяйство. Однако на практике эти возможности реализуются непоследовательно, положительные тенденции переплетаются с негативными, которые, по сути дела, отодвигают сроки решения проблемы в целом на долгие годы.

С началом реформ выход на региональный рынок стал доступен многим тысячам дагестанских предприятий и различным вновь образовавшимся предпринимательскими структурам. Для многих из них экономические операции стали неотъемлемой частью повседневной хозяйственной деятельности. В их распоряжении остается теперь и основная часть доходов от внешнеэкономических операций.

В целом региональные связи явились катализатором экономических преобразований в Дагестане. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и формированию рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщении его к зарубежному опыту предпринимательства.

Поиск и максимально полное использование резервов транспортно-экономических связей ведутся в регионе по нескольким важнейшим направлениям: изыскание и вовлечение в торговый оборот новых видов продукции, всестороннее совершенствование материальной базы, качественное улучшение технологических процессов, использование с высоким коэффициентом отдачи отечественного и импортного оборудования.

В современных условиях большое значение приобретает учет спросовых требований внешнего рынка. Проведенный анализ показал, что стабильным спросом за рубежом пользуются товары топливно-энергетического комплекса, продукция машиностроения, продовольственные товары и сырье для их производства, рыба и рыбопродукты и др. товары.

У потребительской кооперации имеется много резервов в области экспортной деятельности. К сожалению, не все они используются в полной мере. Прежде всего следует более активно использовать ее организационные резервы. Важно усилить ответственность руководителей экспортных подразделений потребкооперации за организацию поставок продукции на внешний рынок в соответствии с условиями, содержащими в заказах-нарядах. Использование организационных резервов на потребует больших дополнительных затрат, но дает возможность активизировать экспортную деятельность местных потребительских обществ.

Резервом повышения эффективности экспортно-импортных операций является снижение себестоимости затрат по доставке товаров, предназначенных для зарубежных потребителей. Для выявления этого резерва мы проанализировали транспортно-экономические связи РД за минувший год. В 1999 г. в республике продолжалась работа по развитию экономически взаимовыгодных связей, восстановлению исторически сложившихся отношений со странами Среднего и Ближнего Востока, развитию и укреплению сотрудничества с субъектами Федерации. Для обеспечения постоянного содействия исполнительным органам

Республики Дагестан в разрешении вопросов, имеющих важный интерес и значение, сохранения и углубления экономических и культурных связей открыто представительство Республики Дагестан на Украине. Подписан Меморандум о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Правительством РД и Исламской Республикой Иран. Открыты торговые представительства Республики Дагестан в Удмуртской Республике, Астраханской и Ростовской областях.

Усилиями республики сняты ограничения пересечения государственной границы России с Азербайджаном и Грузией, что способствовало снятию напряженности на южной границе. В 1999 году на внешнеэкономическую деятельность Дагестана во многом продолжали влиять ситуация вокруг республики и транспортная блокада. Число участников экспортно -импортных операций (без учета шоп-туров) уменьшилось за год в 1,4 раза.

Внешнеторговый оборот республики в 1997 году оценивался (включая неорганизованную торговлю) в 319 млн. долларов США, в 1,3 раза меньше оборота 1996 года. Во внешнеторговых операциях с Дагестаном участвовало 42 страны (в 1996 г. - 48, в 1995 г. - 51 страна).

Внешнеторговый оборот по странам ближнего зарубежья (СНГ) составил 83 млн. долларов и уменьшился за год на 7%, однако его доля в общем обороте выросла с 22 до 26%. Внешнеторговые отношения поддерживались с 10 государствами ближнего зарубежья: наиболее активно велась торговля с Азербайджаном (63,5 млн. долларов) и с Украиной (16,8 млн. долларов).

Объем экспортных поставок составил 60 млн. долларов (на уровне 1996 г.), объем импортных (включая неорганизованную торговлю) - 259 млн. долларов (в 1,3 раза меньше).

Уменьшение импорта в основном связано с уменьшением оборотов «шоп-туров» (в 1997 г. большая часть их осуществлялась в Турцию, Грецию, Пакистан, Сирию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Чехию, Германию); за год их оборот снизился в 1,7 раза, а доля в общем объеме импортных операций - с 75 до 58%.

Таблица 1.

Крупнейшие участники транспортно-экономических связей РД

Внешнеторговый Объем Объем

оборот (тыс. долла- экспорта Импорта

ров США)

АО «Дагестангазпром» 8842,6 0,0 8842,6

АО «Адам Интернэшнл» 8670,1 396,5 8273,6

АООТ «Дагэнерго» 7203,9 1865,8 5338,1

АО СП «Дагнефтьиндустрия» 6510,6 0,0 6510,6

УПТК «ЧиркейГЭСстрой» 3614,1 0,0 3614,1

ОАО «Дагнефть» 36830,0 36830,0 0,0

В структуре экспорта доля товаров нефтетопливно-энергетического комплекса составляет 64,7% (год назад - 41,8%), соответственно, машиностроительная продукция - 2,7 (6,5), черных и цветных металлов - 1,5 (0,7), производственных товаров и сырья для их производства - 22,2 (40,5), кожевенного сырья -3,7 (7,1), других товаров - 8% (3,6%).

Доля дагестанских товаров в общем объеме экспорта за год выросла с 40 до 65 % (более 90% прироста получено за счет роста экспорта нефти). Как и прежде АО «Дагнефть» является основным поставщиком экспортной продукции, поставившее 368 тыс. тонн нефти или 62% экспорта республики, что в 1,6 раза больше, чем год назад. В числе экспортных дагестанских товаров рыба и рыбопродукты (в основном осетровых пород и их икра), шкуры КРС, овец, ягнят, дизели, сепараторы, насосы, шерсть, электроэнергия.

В структуре импорта доля продовольственных товаров составляет 16% (год назад - 12,5%), машиностроительная продукция - 12,9 *8,3), продукции топливно-энергетического комплекса - 11,7 (7,8), черных и цветных металлов - 4,9 (2,3), других товаров - 54,5% (69,1%).

Товарный состав в натуральном выражении по экспорту в основном представлен плодами и овощами, алкогольными и безалкогольными напитками, кондитерскими изделиями, товарами легкой промышленности, электроэнергией, нефтепродуктами, трубами, оборудованием, автотранспортом.

Проведенный анализ показывает, что для использования выявленных резервов целесообразно в предстоящем периоде принять конкретные меры для повышения квалификации специалистов транспортно-экономических, экспортно-импортных подразделений и служб Министерства транспорта РФ, Министерства экономики РД, Росвнешторга и Министерства по делам национальностей и внешним связям Республики Дагестан.

Алиев О.М., Видина Е.В.

Совершенствование методов планирования труда и заработной платы

Одним из направлений совершенствования методов планирования труда и заработной платы является использование методов математического программирования. При этом предварительно необходимо разработать правила, характеризующие порядок определения показателей с учётом экономических, технологических и других ограничений.

Задача определения нормативной потребности в рабочих может решаться с применением модели линейного программирования, позволяющей найти как их суммарную численность, так и распределение её по специальностям.

Она решается по критерию минимизации реального фонда рабочего времени, необходимого для производства продукции, и позволяет определять оптимальную численность рабочих каждой специальности с учётом определенных ограничений.

Целевая функция имеет вид: т

Цх) = X В-Х- —>тт (1)

1 = 1

при следующих ограничениях: М-

Ъ- 1 = 11,2,...,т (2)

Х^

т

X (3)

1 = 1

X: <-(4)

1 А1р1к1 т

I В^Х^ (5)

1 = 1

ХА>0, 1 = 1,2,...,т (6)

где: Х- - общая численность рабочих 1 -йспециальности; В- - реальный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего 1 - йспециальности в анализируемом периоде; Ъх - среднее число часов работы одного рабочего 1 - й специальности за рассматриваемый период; М- - необходимое время для выполнения всех работ 1 — й специальности за период; Г^ - общая трудоёмкость всех работ по 1 — й специальности; С^— фактический объём работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.