УДК 372.891 ББК 74.2
Л. Н. Вдовина Кандидат биологических наук
И. С. Синицын Преподаватель
РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В статье рассматриваются условия формирования компетентности здоровьесбережения при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.
Ключевые слова: естественнонаучные дисциплины, компетентностный подход, компетенция, компетентность, компетентность здоровьесбережения
L. N. Vdovina PhD in biology I. S. Sinitsyn Lecturer
THE ROLE OF NATURAL SCIENCES IN THE FORMATION OF COMPETENCE OF HEALTH CARE
The article examines the conditions of formation of competence of health preservation in the study of natural science disciplines cycle.
Key words: natural science, competence approach, competence, competence, competence of health care
Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, вредные привычки ухудшают состояние здоровья не только взрослых, но и подрастающего поколения. Поэтому, уже в школе процесс обучения и воспитания детей необходимо ориентировать на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Как отмечает Э.Н. Вайнер, здоровье становится педагогической категорией, а оздоровление школьников - объектом педагогического воздействия [1].
Цель исследования состоит в определении методических условий, ориентирующих на развитие готовности и способности заботиться о собственном здоровье в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла.
При написании настоящей работы были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ медико-гигиенической, социологической, педагогиче-
ской литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогическое наблюдение.
Результаты и их обсуждение. Теоретической основой формирования здоровьсбере-гающей компетентности служат положения компетентностного подхода, согласно которому компетенция - то, на что претендует ученик. Компетентность - то, чего из желаемого достиг ученик, состоявшееся качество его личности и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность обеспечивает человека готовностью адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию и принимать, исходя из нее, правильное решение [4].
Компетенцию в области здоровьесбере-жения наиболее общепринято относить к ключевым. Проблеме формирования компетентности в области здоровьесбереже-ния посвящены исследования Л.Т.Кузнен-цовой, А.Д.Карабышевой, А.Л.Дорошенко, В.В.Лобачева, М.Ю.Чуркиной, Н.Г.Аникеевой.
Авторы дают разные определения данной категории [2].
Анализ определений позволил прийти к заключению, что компетентность здоровьесбережения - многокомпонентное понятие. Ее стоит рассматривать не только результат усвоения знаний, способов деятельности, но и результат присвоения ценностных ориентаций о значении здоровья, здорового образа жизни; норм и правил гигиены [4]. Это также опыт применения знаний, умений, ценностных ориентаций в здоровьесберегающей деятельности, готовность и способность заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих на протяжении всей жизни [1].
Иначе можно сказать, что компетентность в области здоровьесбережения предполагает возникновение потребности (хочу) быть здоровым; проявление способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимости (буду) жить по природосообразным законам [2, С. 48].
Анализ содержания школьного биологического и географического образования показал, что наибольшие возможности в формировании компетентности здоровьесбережения заложены в разделе биологии «Человек и его здоровье», а также при изучении регионального компонента географического образования. В первом случае знания о строении организма и процессах его жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье - наследственности, природной и социальной среды, образа жизни, сформировать ценностные ориентации о культуре здоровья и применить их в деятельности [1].
При изучении регионального компонента очень важно проанализировать влияние экологических факторов на здоровье человека. Для этого обучающимся могут быть предложены следующие задания:
1. Проанализировать карту «Экологическая ситуация Ярославской области»:
- охарактеризуйте общую экологическую ситуацию в Ярославской области;
- найдите территории с критической экологической ситуацией, нанесите их в контурные карты.
2. Сравните полученные результаты со статистическими показателями загрязнения атмосферы в области:
- назовите города, в которых наиболее загрязнен атмосферный воздух;
- используя дополнительные материалы,
Во втором случае основой формирования компетентности здоровьесбережения является изучение нозогеографической ситуации в регионе, которая отражает распространение отдельных болезней человека в различных географических зонах и условиях. При рассмотрении нозогеографической ситуации знания о временных и пространственных особенностях заболеваемости населения региона необходимо связать с изучением факторов, влияющих на здоровье: природной и социальной среды, образа жизни, что в дальнейшем будет способствовать формированию ценностных ориентаций о культуре здоровья и использованию их в деятельности [3].
Содержание, ориентирующее на формирование компетентности в области здоровьес-бережения, требует применения соответствующих методов обучения. Особое значение придаётся проведению практических занятий, потому что они направлены на решение проблем, с которыми обучающиеся постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни.
В ходе выполнения практических работ полезно будет изучить особенности распространения геохимических заболеваний.
Для этого учащимся предлагается установить с использованием карт биогеохимиче-ские провинции по: йоду; кальцию, селену
- и определить, к каким биогеохимическим провинциям относится изучаемая ими территория. Далее выясняется, какие эндемичные заболевания соответствуют каждой биогео-химической провинции и какова симптоматика этих заболеваний. Полученные данные оформляются в виде таблицы:
перечислите основные источники загрязнения воздуха;
3. Установите взаимосвязь экологической ситуации по загрязнению воздуха с уровнем заболеваемости населения. (На основе доклада Управления Роспотребнадзора по Ярославской области «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Ярославской области»).
4. Полученные данные отразите в виде графика.
5. Представьте результаты исследования заболеваемости обучающихся по вашей школе.
6. Сделайте выводы.
С целью выяснения эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни обучающимся следует предложить задания, предусматривающие создание си-
Элемент Эндемичные заболевания Симптомы Районы распространения в пределах территории
Йод
Кальций
Селен
туаций, ориентирующих на выражение собственного мнения, проявление ценностных здоровьесберегающих ориентаций, определение готовности к участию в здоровьесберегающей деятельности. Например: В России демографические потери сопоставимы с военными. Тенденция уменьшения количества населения наблюдается уже не первое десятилетие и с каждым годом все более усугубляется. Если в 1991г. в РФ проживало более 148 млн граждан, то к июлю 2004г. их количество сократилось почти на 5 млн. Согласно результатам исследований Санкт-Петербургской медицинской академии, к 2050г. численность населения России может уменьшиться до 96 млн человек. Каково ваше отношение к этим фактам?
Не стоит забывать и о важности вовлечения учащихся в проектную деятельность. Ее применение способствует переводу информации о здоровье, здоровом образе жизни, значимости личного здоровьеформирования, в состояние постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях [1]. Чтобы быть компетентным в области здоровьесбере-жения необходимо выполнять учебные проекты исследовательского характера, так как подготовка проекта предполагает детальную разработку проблемы и получение реального, практического результата, оформленного в виде конкретного продукта деятельности. Исследовательский проект предусматривает применение теоретических знаний, данных наблюдений и экспериментов, защиту и презентацию.
Приведем примеры подобных проектов:
Проект «Влияние состава питьевых подземных вод на состояние здоровья населения (на примере отдельного населённого пункта)»
Цель проекта - оценить риск влияния подземных вод на здоровье населения.
Задачи:
1. Изучить состава питьевых подземных вод.
2. Проанализировать медико-демографических данных детского населения с целью выявления приоритетных видов заболеваний.
3. Определить влияния компонентов химического состава питьевой воды на здоровье населения.
4. Вывод о влиянии состава питьевых подземных вод на состояние здоровья населения.
Проект «Влияние качества и образа жизни на здоровье населения (на примере отдельного муниципального образования и населённого пункта)»
Цель проекта - выявление социально-демографических особенностей качества и образа жизни и их влияния на здоровье населения. Для изучения качества, образа жизни и здоро-
вья населения на муниципальном уровне или уровне отдельно взятого населенного пункта первостепенное значение имеют социологические исследования, позволяющие учитывать субъективные оценки и поведенческие особенности отдельных групп населения. При проведении опроса учитывалось следующее: половозрастная структура, образование, занятость, материальное положение, самоопределение на шкале «бедные - богатые», наличие предметов длительного пользования, жилищные условия, значение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), качество питания, удовлетворенность работой, удовлетворенность жилищными условиями, удовлетворенность транспортным обслуживанием, удовлетворенность медицинским обслуживанием, возможности в обеспечении лекарствами, отдых и восстановление здоровья, общее отношение к жизни, подверженность негативным эмоциям, удовлетворенность состоянием своего здоровья, тип поведения (меры) в области поддержания и укрепления здоровья. Результатом исследования стало определение особенностей воздействия социально-экономических факторов на здоровье населения.
Проект «Влияние автомобильного транспорта на здоровье населения (на примере автомобильных дорог с разной степенью интенсивности движения)»
Цель проекта - оценить риск влияния автомобильного транспорта на здоровье населения, проживающего вблизи автомобильных дорог с разной степенью интенсивности движения.
Задачи:
1. Определить интенсивности движения на выбранной автомобильной дороге по каждому классу автомобилей.
2. Рассчитать объёмы выбросов веществ в атмосферу в районе наблюдения.
3. Вывить заболевания, возникновение и распространение которых связано с воздействием автомобильного транспорта.
4. Изучить данные по заболеваемости детского населения в районе, прилегающем к автомобильной дороге.
5. Сделать вывод о влиянии автомобильного транспорта на состояние здоровья населения.
Выводы. Школьное образование должно стать важным ресурсом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Компетентность здоровьесбережения является ключевой и необходимой для осуществления всех видов деятельности, а ее формированию способствуют методы обучения, благодаря которым школьники имеют возможность приобрести опыт деятельности и переживания эмоционально-ценностных состояний, связанных со здоровьем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васина Н.А. Методика реализации компетентностного подхода в школьном курсе «Человек» // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - №2. - С. 12-15.
2. Дорошенко Л.А. Формирование валеологических компетентностей у студентов Вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2008. - 181 с.
3. Кузнецова Л. Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: диссер. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 188 с.
4. Синицын И.С. Методика реализации компетентностного подхода при изучении регионального компонента школьного географического образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Декабрь 2012, ART1920. - СПб., 2012 г. - URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1920.htm . - Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588.
REFERENCES
1. Vasina N.A. Methodology of the competence-based approach in the school course "Man". Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik - Yaroslavl Pedagogical Gazette, 2009, no.2. pp.12-15 (in Russian).
2. Doroshenko L.A. Formirovanie valeologicheskikh kompetentnostei u studentov vuza: diss.... kand. ped. nauk [Formation valeologic competencies in students of High school: Diss. ... Cand. Ped. Science]. Kostroma, 2008. 181 p.
3. Kuznetsova L. T. Razvitie zdorov'esberegaiushchei kompetentnosti u detei starshego doshkol'nogo vozrasta: diss. ... kand. ped. nauk [Development of health-promoting competence in preschool children: Diss. ... Cand. Ped. Science]. Ekaterinburg, 2007. 188 p.
4. Sinitsyn I.S. Methodology of the competence-based approach in the study of the regional component of school geography education. Pis'ma v Emissiia. Offlain - The Emissia Offline Letters, Dekabr' 2012. Available at: http://www. emissia.org/offline/2012/1920.htm (accessed 27 September 2013).
Информация об авторах Вдовина Людмила Николаевна (Россия, г. Ярославль) - Кандидат биологических наук, доцент кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». E-mail: [email protected] Синицын Игорь Сергеевич (Россия, г. Ярославль) - Преподаватель кафедры географии. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинско-го», методист первой квалификационной категории, руководитель семинара по географии городской программы для школьников «Открытие». E-mail: [email protected]
Information about the authors Vdovina Liudmila Nikolaevna (Russia, Yaroslavl) - PhD in biology, associate professor of the department of basic medical knowledge and health care for children. Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. E-mail: [email protected]
Sinitsyn Igor' Sergeevich (Russia, Yaroslavl) - Lecturer of the department of geography. Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. Methodist first qualifying category, seminar leader on the geography of the city program for students «discovery». E-mail: [email protected]