УДК 372.891
И. С. Синицын, Л. Н. Вдовина
Изучение регионального компонента школьного географического образования как условие формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся
В статье раскрывается методика формирования мотивации здорового образа жизни при изучении регионального компонента школьного географического образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, компетентность здоровьесбережения, мотивация.
I. S. Sinitsyn, L. N. Vdovina
Study of the regional component of the school geographical education as a precondition for the formation of motivation of a healthy way of life of students
The article reveals the methodology of formation of motivation of a healthy lifestyle in studying the regional component of the school geographical education.
Keywords: competence approach, competence, competence of health, motivation.
Под здоровым образом жизни понимается деятельность человека, направленная на улучшение его физического, духовного, социального состояния и благополучия (здоровья), как система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных) в различных сферах деятельности, способствующих сохранению активности личности и устойчивости организма в повседневной жизни [2]. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ученика как субъекта деятельности связано с развитием способностей использовать знания, умения и ценностные ориентации для решения практических и познавательных задач [1].
При формировании мотивации здорового образа жизни основой образования должен стать содержательно-целевой подход, способствующий выбору методов и форм обучения, обеспечивающих применение знаний и способов деятельности в вариативных ситуациях, повседневной жизни. Для этого важно, чтобы процесс обучения носил проблемный характер, ориентировал подростков самостоятельно формулировать и решать познавательные, бытовые, практические проблемы, связанные со сбережением здоровья [2].
Потенциальные возможности для формирования основ здорового образа жизни имеет региональный компонент школьного географического образования, под содержанием которого необходимо понимать распределение и локализацию
региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов [4].
Региональный компонент школьного географического образования содержит объективные предпосылки для формирования компетентности здоровьесбережения. Основой для этого является изучение нозогеографической ситуации в регионе, которая отражает распространение отдельных болезней человека в различных географических зонах и условиях. При рассмотрении нозогео-графической ситуации знания о временных и пространственных особенностях заболеваемости населения региона необходимо связать с изучением факторов, влияющих на здоровье: природной и социальной среды, образа жизни, что в дальнейшем будет способствовать формированию ценностных ориентаций о культуре здоровья и использованию их в деятельности [4].
Разработка учебных целей при формировании основ здорового образа жизни на базе географического материала строится с учётом направленности на формирование способности решать конкретные проблемы. Поэтому они должны быть выражены в предметно-деятельностной форме, в виде требований к уровню подготовки учеников [7]. При достижении планируемых результатов мы опирались на таксономию М.В. Рыжакова (называть, определять, описы-
© Синицын И. С., Вдовина Л. Н., 2013
102
И. С. Синицын, Л. Н. Вдовина
вать, прогнозировать), но добавили к ней требования «применять в повседневной жизни», «оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному здоровью» [5].
В основу отбора и построения содержания регионального компонента географического образования как основу для формирования мотивации здорового образа жизни должны быть положены следующие принципы:
- проблемности (создание проблемных ситуаций и выдвижение учебных проблем);
- аксиологичности (осмысление содержания с позиций ценности физического, психического, репродуктивного здоровья, духовного и нравственного благополучия);
- диалогичности (аргументация рискованного и здорового образа жизни);
- практичности (применение знаний, умений, навыков в повседневной жизни) [3].
Содержание, ориентирующее на формирование мотивации здорового образа жизни, требует применения соответствующих форм и методов обучения. Особое значение придаётся проведению практических занятий, потому что они направлены на решение проблем, с которыми ученики постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни.
Часть практических работ необходимо посвятить оценке совокупного влияния ряда метеорологических факторов: температуры, скорости ветра и влажности воздуха - на возникновение и распространение респираторных и сердечнососудистых заболеваний. Комплексное влияние на человека температуры, влажности воздуха и скорости ветра позволяет учитывать эквивалентно-эффективная температура (ЭЭТ). Для расчетов показателя ЭЭТ на определённой территории используется формула Миссенарда [6]:
37 - г
ЭЭТ = -- 0, 29Т*(1-КИ/100),
1
0,68 - 0,0014 ЯИ + -
1,76 + 1,4У0,75
где г - температура воздуха, °С; V - скорость ветра, м/с; ЯИ - относительная влажность, %.
Результаты расчётов, выполненных для каждого месяца, позволяют выявить уровни комфортности (от «очень холодно» до «умеренно тепло») для человека, а построение совмещённого графика годового хода эквивалентно-эффективных температур и динамики заболеваний верхних дыхательных путей даёт возможность установления зависимости (прямой или обратной) между биоклиматическими условиями и возникновением и распространением отдельных видов заболеваний.
Изучение заболеваемости населения предусматривает анализ и обработку большого объёма статистического материала. Итогом данной работы становится построение карт по общей забо-
леваемости, по уровню заболеваемости сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и пищеварительной систем, а также по уровню простудных заболеваний.
В ходе выполнения практических работ полезно будет изучить особенности распространения геохимических заболеваний. Для этого учащимся предлагается установить с использованием карты биогеохимические провинции по йоду, кальцию, селену и определить, к каким биогеохимическим провинциям относится изучаемая ими территория. Далее выясняется, какие эндемичные заболевания соответствуют каждой биогеохимической провинции, какова симптоматика этих заболеваний. Полученные данные оформляются в виде таблицы:
Элемент Эндемичные заболевания Симптомы Районы распространения в пределах территории
Иод
Кальций
Селен
Изучение регионального компонента школьного географического образования 103
как условие формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся
При изучении регионального компонента очень важно проанализировать влияние экологических факторов на здоровье человека. Для этого учащимся могут быть предложены следующие задания:
1. Проанализировать карту «Экологическая ситуация Ярославской области»: охарактеризуйте общую экологическую ситуацию в Ярославской области; найдите территории с критической экологической ситуацией, нанесите их на контурную карту.
2. Сравните полученные результаты со статистическими показателями загрязнения атмосферы в области: назовите города, в которых наиболее загрязнен атмосферный воздух; используя дополнительные материалы, перечислите основные источники загрязнения воздуха.
3. Установите взаимосвязь экологической ситуации по загрязнению воздуха с уровнем заболеваемости населения (на основе доклада Управления Роспотребнадзора по Ярославской области «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Ярославской области»).
4. Полученные данные отразите в виде графика.
5. Представьте результаты исследования заболеваемости учащихся по нашей школе.
6. Сделайте выводы.
Учащимся также можно предложить оценить для своей семьи экономический ущерб, обусловленный заболеваемостью. Данный вид экономического ущерба связан с затратами на лечение и выплатами по социальному страхованию.
Экономические потери, вызванные заболеваемостью с временной утратой трудоспособности за период, равный одному году (1ВУТг), определяют по формуле: 1ВУТ г = (ВВП + Бг + Зг), где ВВП! - валовой внутренний продукт на одного занятого в экономике в году 1;, Б! - выплаты по больничному листу в течение года в году 1; З1 - средняя величина затрат на лечение одного больного в течение года в году 1; пу - численность лиц, условно отсутствующих на работе в течение года в году 1, пу=№/365, где N1 - абсолютное число дней временной нетрудоспособности в году 1.
С целью формирования предметной компетентности следует использовать также учебные игры. Так, при изучении расселения населения уместным будет провести урок в форме суда, на котором будут обсуждаться достоинства и недостатки городского и сельского образов жизни и их вклад в заболеваемость населения.
Формирование предметной компетентности важно осуществлять не только на уроке, но и во внеурочное время, при подготовке проектов поискового характера. Например:
Проект «Влияние состава питьевых подземных вод на состояние здоровья населения (на примере отдельного населённого пункта)»
Цель проекта - оценить риск влияния подземных вод на здоровье населения.
Задачи:
1. Изучить состав питьевых подземных вод.
2. Проанализировать медико-демографические данные детского населения для выявления приоритетных видов заболеваний.
3. Определить влияние компонентов химического состава питьевой воды на здоровье населения.
4. Сделать вывод о влиянии состава питьевых подземных вод на состояние здоровья населения.
Проект «Влияние качества и образа жизни на здоровье населения (на примере отдельного муниципального образования или населённого пункта)»
Цель проекта - установление социально-демографических особенностей качества и образа жизни и их влияния на здоровье населения. Для изучения качества, образа жизни и здоровья населения на муниципальном уровне или уровне отдельно взятого населенного пункта первостепенное значение имеют социологические исследования, позволяющие учитывать субъективные оценки и поведенческие особенности отдельных групп населения: половозрастная структура, образование, занятость, материальное положение, самоопределение по шкале «бедные - богатые», наличие предметов длительного пользования, жилищные условия, значение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), качество питания, удовлетворенность работой, удовлетворенность жилищными условиями, удовлетворенность транспортным обслуживанием, удовлетворенность медицинским обслуживанием, возможности в обеспечении лекарствами, отдых и восстановление здоровья, общее отношение к жизни, подверженность негативным эмоциям, удовлетворенность состоянием своего здоровья, тип поведения (меры) в области поддержания и укрепления здоровья. Результатом исследования стало определение особенностей воздействия социально-экономических факторов на здоровье населения.
104
И. С. Синицын, Л. Н. Вдовина
Проект «Влияние автомобильного транспорта на здоровье населения (на примере автомобильных дорог с разной степенью интенсивности движения)»
Цель проекта - оценить риск влияния автомобильного транспорта на здоровье населения, проживающего вблизи автомобильных дорог с разной степенью интенсивности движения.
Задачи:
1. Определить интенсивность движения на выбранной автомобильной дороге по каждому классу автомобилей.
2. Рассчитать объёмы выбросов веществ в атмосферу в районе наблюдения.
3. Выявить заболевания, возникновение и распространение которых связано с воздействием автомобильного транспорта.
4. Изучить данные по заболеваемости детского населения в районе, прилегающем к автомобильной дороге.
5. Сделать вывод о влиянии автомобильного транспорта на состояние здоровья населения.
Таким образом, использование практико-ориентированной методики способствует формированию у школьников мотивов, умений и навыков применения полученных знаний о здоровом образе в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Давыдов, В. В. Многознание уму не научает [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. -2005. - № 4. - С. 22-30.
2. Жиганова, К. С. Музыкальные занятия в общеобразовательной школе как средство формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся [Текст] / К.С. Жиганова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - Т. 18. - 2012. - № 2. - С. 186-189.
3. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2005. -176 с.
4. Репринцева, Ю. С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность [Текст] / Ю. С. Репринцева // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - С. 109-113.
5. Рыжаков, М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) [Текст] / М. В. Рыжаков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 328 с.
6. Синицын, И. С. Пространственно-возрастные особенности эколого-обусловленных заболеваний населения Ярославской области [Текст] / И. С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. - 2011. -№ 2. - Т. III (Естественные науки). - С. 160-164.
7. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Davydov, V. V. Mnogoznanie umu ne nauchaet [Tekst] / V. V. Davydov // Voprosy psikhologii. - 2005. -№ 4. - S. 22-30.
2. ZHiganova, K.S. Muzykal'nye zanyatiya v obshheobrazo-vatel'noj shkole kak sredstvo formirovaniya motiva-tsii zdorovogo obraza zhizni obuchayushhikhsya [Tekst] / K.S. ZHiganova // Vestnik KGU im. N. А. Nekrasova. - Tom 18. - 2012. - №2. - S. 186-189.
3. Novikov, А. M. Metodologiya uchebnoj deyatel'nosti [Tekst] / А. M. Novikov. - M. : EHgves, 2005. - 176 s.
4. Reprintseva YU. S. Osobennosti orientatsii starshikh podrostkov na soderzhanie regional'nogo komponenta geograficheskogo obrazovaniya kak na tsennost' [Tekst] / YU. S. Reprintseva // Molodoj uchenyj. - 2011. - №2. - S. 109-113.
5. Ryzhakov, M. V. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovaniya (teoriya i praktika) [Tekst] / M. V. Ryzhakov. - M. : Pedagogiche-skoe obshhestvo Rossii, 1999. - 328 s.
6. Sinitsyn, I.S. Prostranstvenno-vozrastnye osoben-nosti ehkologo-obuslovlennykh zabolevanij naseleniya YAroslavskoj oblasti [Tekst] / I.S. Sinitsyn // YAro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011. - №2. - Tom III (Estestvennye nauki). -S. 160-164
7. Talyzina, N. F. Pedagogicheskaya psikhologiya [Tekst] : ucheb. dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / N. F. Talyzina. - M. : Äkademiya, 2003. - 288 s.
Изучение регионального компонента школьного географического образования как условие формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся