УДК 37.0
И. С. Синицын
Возможности содержания регионального компонента географического образования в формировании компетентности здоровьесбережения
В статье рассмотрены потенциальные возможности содержания регионального компонента географического образования для формирования компетентности здоровьесбережения.
Ключевые слова: компетентность, компетентность здоровьесбережения, региональный компонент географического образования, нозогеографическая ситуация.
I. S. Sinitsyn
Possibilities of Contents of the Regional Component of Geographical Education in Formation of a Health Saving Competence
In the article potential possibilities of the contents of a regional component of geographical education to form the health saving competence are considered.
Key words: a competence, a health saving competence, a regional component of geographical education, a nozogeographic situation.
Формирование ценностного отношения к здоровью - важнейшая задача, стоящая перед педагогом-предметником. В связи с этим, здоровье становится педагогической категорией, а оздоровление школьников - объектом педагогического воздействия [3]. Общепринято рассматривать здоровье с позиций культурологического подхода. В этом случае здоровье рассматривается как ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления. При этом подчеркивается, что здоровье выступает в качестве показателя личного успеха и самореализации человека, необходимого условия процветания любой нации, сохранения генофонда страны, возможности экономического и культурного развития.
В современных условиях модернизации образования происходит интеграция культурологического и компетентностного подходов [7]. Поэтому важно не ограничиваться формированием только ценностного отношения к здоровью, а формировать у школьников компетентность здо-ровьесбережения средствами каждого школьного предмета, в том числе и географии.
Любой подход базируется на основных категориях. Для компетентностного подхода такими категориями являются «компетенция» и «компе-
© Синицын И. С., 2012
тентность». Мы основываемся на точке зрения А. В. Хуторского, согласно которой: «Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности...» [2]. Компетентность, в отличие от компетенций, представляет собой совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориен-таций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [2].
Под компетентностью здоровьесбережения
следует понимать готовность и способность человека применять свои знания, ценностные ориентации, опыт деятельности в конкретных ситуациях, требующих выбора и принятия решений в пользу своего здоровья [1]. Таким образом, компетентность здоровьесбережения связана не только с усвоением знаний, способов деятельности, но и с присвоением ценностных ориента-ций о значении здоровья, здорового образа жизни; норм и правил гигиены. Это также опыт применения знаний, умений, ценностных ориен-таций в здоровьесберегающей деятельности, готовность и способность заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих на протяжении всей жизни [8].
Отдельные разделы географической науки, имеющие непосредственное отношение к медицине, не рассматривают в полной мере вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Анализ содержания школьного географического образования показал, что большие потенциальные возможности в формировании компетентности здоровьесбережения имеет региональный компонент школьного географического образования. Под содержанием регионального компонента школьного географического образования мы понимаем распределение и локализацию знаний регионального характера, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов [4].
Региональный компонент школьного географического образования содержит объективные предпосылки для формирования компетентности здоровьесбережения. Основой для этого является изучение нозогеографической ситуации в регионе, которая отражает распространение отдельных болезней человека в различных географических зонах и условиях. При рассмотрении нозогео-графической ситуации знания о временных и пространственных особенностях заболеваемости населения региона необходимо связать с изучением факторов, влияющих на здоровье: природной и социальной среды, образа жизни, что в дальнейшем будет способствовать формированию ценностных ориентаций о культуре здоровья и использованию их в деятельности [5].
Анализ пространственной структуры и динамики заболеваний свидетельствует о том, что нозогеографическая ситуация в Ярославской области является напряженной и характеризуется увеличением показателей как в целом, так и по ряду нозологических форм у всех возрастных контингентов населения. К числу таковых заболеваний относят сердечнососудистые, аллергические, бронхолегочные, различные формы рака. К «критическим группам населения» на территории Ярославской области относятся беременные женщины, роженицы, кормящие матери, новорожденные, дети, особенно, раннего возраста и подростки. В структуре общей заболеваемости населения Ярославской области среди всех возрастных контингентов первое место занимают болезни органов дыхания. Так, для взрослого населения данный показатель составляет 42 %, для детского населения - 65 %. За последние несколько лет значительно увеличился уровень за-
болеваемости болезней эндокринной системы. Рост заболеваний эндокринной системы среди населения в период с 2004 по 2010 гг. составил 31 %. В Ярославской области в течение многих лет наблюдается неуклонный рост и высокий уровень показателей онкологической заболеваемости среди всех возрастных групп населения. Заболеваемость населения Ярославской области злокачественными новообразованиями по данным на 2009 г. сохраняется на максимальном уровне - 437,5 на 1000 населения (2001 г. - 238,2 на 1000 населения) [6].
В основу отбора и построения содержания регионального компонента географического образования как основу для формирования компетентности здоровьесбережения должны быть положены следующие принципы:
- проблемности (создание проблемных ситуаций и выдвижение учебных проблем);
- аксиологичности (осмысление содержания с позиций ценности физического, психического, репродуктивного здоровья, духовного и нравственного благополучия);
- диалогичности (аргументация рискованного и здорового образа жизни);
- практичности (применение знаний, умений, навыков в повседневной жизни).
Значительные возможности для реализации идей здоровьесбережения с позиций изложенного выше имеют следующие разделы и темы курса географии своего региона, раскрывающие сущность факторов здоровья:
1. Раздел «Природные особенности региона», содержащий следующие темы: «Географическое положение региона», «Климат и климатические условия», «Внутренние воды региона», «Почва и почвенные ресурсы». Необходимость изучения влияния природных условий на здоровье человека продиктована тем, что, несмотря на достижения научного прогресса, роль природной среды в формировании заболеваемости продолжает оставаться весьма существенной, и связано это, прежде всего, с тем, что человек не способен полностью изолироваться от окружающих его условий.
В теме речь идет об определяющем вкладе в возникновении и распространении заболеваний климатических условий территории. При изучении данной темы целесообразно упомянуть о механизмах влияния климата на живой организм (так называемое биотропное действие климата), которое складывается из отдельных факторов (метеоэлементов): температура, циркуляция и влажность воздуха, атмосферное давление, об-
Возможности содержания регионального компонента географического образования в формировании компетентности здоровьесбережения
лачность, интенсивность солнечной радиации и пр. Тема дает возможность учащимся понять и установить зависимость возникновения, течения и исхода различных болезней человека от атмосферных факторов. К числу заболеваний, связанных с влиянием отдельных компонентов климата, стоит отнести болезни кровеносной системы, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хронические неспецифические заболевания легких, ревматизм, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические гастриты, заболевания почек и мочевыводящих путей, нервно-психические расстройства и некоторые кожные заболевания.
При изучении данного раздела необходимо акцентировать внимание школьников на значительном влиянии водного фактора на состояние здоровья населения. Химический состав воды и ее минерализация оказывают непосредственное влияние на отдельные органы и системы человеческого организма. Повышенное или пониженное содержание тех же элементов оказывает отрицательное влияние на здоровье. В качестве примеров, иллюстрирующих данные положения, следует назвать следующие:
- большинство источников, снабжающих население питьевой водой, испытывает выраженный дефицит фтора. Известно, что при поступлении в организм с питьевой водой оптимальной концентрации фтора (1 мг/л) формируется кристаллическая структура эмали, устойчивая к действию кислот. Выраженный дефицит фтора в питьевой воде обуславливает 100 % поражен-ность кариесом зубов населения республики с высокой интенсивностью поражения;
- с повышенным содержанием нитратов связана повышенная заболеваемость органов пищеварения по области в целом.
Почва рассматривается как один из ведущих компонентов природной среды, способных оказывать влияние на состояние здоровья населения. Говоря о влиянии почвы на здоровье человека, необходимо упомянуть и о значении отдельных микроэлементов, содержание которых в почве определяет их уровень в питьевой воде и продуктах питания. Все микроэлементы в равной мере поступают из почвы в растения, а по пищевой цепи в организм человека. Наличие же их в пищевых продуктах не учитывается в балансе суточного поступления микроэлементов. Между тем на это начинают обращать внимание только в тех случаях, когда клинически выявляются очаги эндемической заболеваемости среди людей
в отдельных почвенно-климатических зонах, связанных с недостатком или излишним поступлением микроэлементов. Загрязнение почв тяжелыми металлами, высокая степень интенсивности которого наблюдается в районе автомагистралей и промышленных предприятий, способствует распространению болезней нервной, эндокринной и мочеполовой систем. Накопление в почве свинца может стать причиной изменения со стороны кроветворения, органов внутренней секреции и учащения случаев тяжелых заболеваний.
2. Раздел «Социально-экономические особенности региона» призван продемонстрировать определяющую роль социально-экономических факторов в изменениях состояния здоровья. Формирование здоровья населения региона закладывается в современных условиях в связи с реально действующими общими факторами: снижением жизненного уровня, ухудшением реальных условий жизнеобеспечения, социальной нестабильностью и стрессогенной обстановкой, а также местными факторами - миграцией, нарушением сложившихся укладов жизни, включая питание [2]. В связи с этим при изучении данного раздела логично будет выделить ряд заболеваний, связанных с социальным статусом и материальным положением. Например, для Ярославской области к их числу можно отнести болезни органов пищеварения и особенно гипертоническую болезнь. Наряду с показателями социально-экономического развития общества значительное влияние на формирование здоровья населения оказывает такой социальный фактор как состояние системы здравоохранения и качество медицинского обслуживания. Анализ обеспеченности населения врачами, в том числе и узкими специалистами, лечебными койками и лечебно-профилактическими учреждениями может быть показателен с позиций объяснения высокого уровня заболеваемости в регионе как в целом, так и в отдельных его районах. При изучении раздела логично будет упомянуть о том, что уровень доходов может выступать особым индикатором, отражающим уровень заболеваемости населения. В современных условиях немаловажное значение приобретают вопросы, связанные с миграцией населения. Это также должно быть учтено при выявлении или объяснении причин заболеваемости в регионе или районе.
Изучение экологической ситуации как самостоятельного раздела, так и при характеристике отдельных компонентов природы наиболее ярко
иллюстрирует снижение уровня здоровья населения, рост острых и хронических заболеваний, врожденных аномалий развития и т. п. [2]. Применительно к Ярославской области необходимо показать наиболее тесную связь между уровнем заболеваемости населения и загрязнением воздушного бассейна.
Изучение факторов здоровья в курсе географии своего региона не должно ограничиваться раскрытием механизмов их влияния на организм человека. Очень важно показать территориальные различия в действии этих факторов в пределах одного региона, а также различие нозогео-графической ситуации в отдельных муниципальных образованиях. Так, при изучении географии Ярославской области уместным будет построение логических цепочек, примеры которых рассмотрены ниже:
- нефтеперарабатывающее производство в Тутаевском районе _^ повышенное содержание фенола в подземных водах -► высокие показатели онкологической заболеваемости органов пищеварения (место локализации - желудок) -► высокие показатели смертности от
злокачественных новообразований;
- высокий уровень доходов жителей областного центра ^ рост числа автомобилей в г. Ярославль -. загрязнение воздуха выхлопами автомобильного транспорта -► превышение ПДК по свинцу и цинку_. рост числа
заболеваний органов дыхания у населения, живущего вблизи крупных автомагистралей.
Таким образом, исключительные возможности для формирования компетентности здо-ровьесбережения заложены в содержании регионального компонента школьного географического образования, где географическую среду можно рассматривать в тесной взаимосвязи со здоровьем населения, распространением бо-
лезней и патологических состояний человека, причинами этого распространения.
Библиографический список:
1. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Издательство ЦДО «Эйдос», 2007. - 327 с.
2. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения [Текст] / Т. М. Максимова. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 187 с.
3. Овчаров, Е. А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ [Текст] : учеб. пособ. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002. - 799 с.
4. Репринцева, Ю. С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность [Текст] / Ю. С. Репринцева // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - Т. 2. - С. 109-113.
5. Синицын, И. С. Некоторые аспекты изучения медицинской географии в целях формирования основ здорового образа жизни у учащихся средней школы [Текст] / И. С. Синицын // Естествознание: исследование и обучение: материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 210-215.
6. Синицын, И. С., Вдовина, Л. Н., Саморокова Л. В. Динамика и пространственная структура эколо-гообусловленных заболеваний населения промышленного региона (на примере Ярославской области) [Текст] / И. С. Синицын, Л. Н. Вдовина, Л. В. Само-рокова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной геологии, геохимии и географии». -Брест, 2011. - Ч. 2. География, природопользование. -С. 142-144.
7. Стратегия модернизации образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2009.
8. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
Возможности содержания регионального компонента географического образования в формировании компетентности здоровьесбережения