Научная статья на тему 'Роль эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков'

Роль эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-РЕСУРСЫ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курманова Г. А.

Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладающего поведения. Выявлены особенности выбора подростками стратегий совладания, в том числе рассмотрен гендерный аспект. Определено, что уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор стратегий совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков»

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

© Курманова Г.А.*

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладающего поведения. Выявлены особенности выбора подростками стратегий сов-ладания, в том числе рассмотрен гендерный аспект. Определено, что уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор стратегий совла-дающего поведения.

Ключевые слова копинг-ресурсы, совладающее поведение, эмоциональный интеллект.

Одним из ключевых понятий психологии совладающего поведения является понятие копинг-ресурсов - индивидуальных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может актуализировать, осознанно использовать при необходимости в целях совладания с трудной жизненной ситуацией [1].

К базисным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, локус контроля, аффилиацию и когнитивные ресурсы. Основными функциями копинг-ресурсов являются сохранение позитивной Я-концепции, приобретение нового опыта, «рост» личности, изменение эмоционального состояния, улучшение восприятия ситуации и своих возможностей.

Крюкова Т.Л. отмечает, что совладающее поведение имеет иерархическую структуру, состоящую из простых единичных копинг-действий, детерминированных спецификой ситуации; копинг-стратегий (конкретные образы действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки); копинг-стилей (групп стратегий, близких по смыслу, например приближение-удаление от стрессовой ситуации) [2].

Общепризнанной классификации стратегий совладающего поведения не существует, мы придерживаемся классификации Э. Фрайденберг, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией), продуктивный копинг (работа над проблемой, сохраняя оптимизм и тонус) и обращение к социальной поддержке [3].

Обращение к эмоциональному интеллекту, под которым мы вслед за Д.В. Люсиным понимаем способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, обусловлено недостаточной исследовательской базой,

* Студент кафедры Психологии и педагогики.

позволяющей говорить о положительном вкладе эмоционального интеллекта в успешное совладание с трудностями.

Важность выбора эффективного совладающего поведения в подростковом возрасте крайне велика, т.к. подростки находятся на рубеже вступления во взрослую жизнь, что практически неизбежно связано со стрессами и жизненными трудностями.

В исследовании роли эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков приняли участие 77 человек, 48 девочек-подростков, 25 мальчиков-подростков в возрасте от 15 до 17 лет. В исследовании мы опирались на возрастную периодизацию Л.И. Божович, согласно которой границы подросткового возраста 12-17 лет (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет, вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет).

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями.

Диагностический инструментарий исследования составили методики, предназначенные для диагностики стратегий совладающего поведения: «СОРЕ» в адаптации Т.О. Гордеевой, «Опросник способов совладания» (ОСС) в адаптации Т.Л. Крюковой и методики для измерения эмоционального интеллекта: «ЭмИн» Д.В. Люсина и авторская методика «МЭИ» М.А. Ма-нойловой.

Исследование стратегий совладающего поведения с помощью методики «СОРЕ» показало, что наиболее популярными у подростков являются стратегии позитивного переформулирования и личностного роста, планирования, активного совладания, инструментальной социальной поддержки, подавления конкурирующей деятельности и юмор.

Меньше всего подростки склонны к стратегии обращения к религии и к стратегии использование «успокоительных». Редкое обращение подростков к религии может быть связано с тем, что в СССР атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, активно поддерживался партийными и государственными органами вплоть до 1988 года; фактически была разрушена структура многих конфессий. По нашему мнению, в настоящее время религиозная культура находится в процессе становления. Согласно данным социологического исследования, проведенного Б.В. Дубиным, с 1990-х годов наблюдается максимальный рост числа тех, кто называет себя верующими, не только среди пожилых россиян, но и среди молодежи. Возможно, в дальнейшем, эта стратегия будет претерпевать изменения и иметь тенденцию в сторону увеличения.

Использование «успокоительных» (алкоголя и лекарственных средств), возможно, не пользуется популярностью в связи с тем, что основными мотивами употребления психоактивных веществ в подростковом и юношеском возрасте являются: получение удовольствия, повышение самооценки и самоутверждение, улучшение коммуникации, бравада, конформность, любо-

пытство и др., исходя из чего можно предположить, что подростками употребление подобных веществ рассматривается, скорее, как развлечение, а не как средство разрешения трудных жизненных ситуаций.

Также были выявлены некоторые гендерные особенности выбора стратегий совладания. Мальчики-подростки чаще прибегают к стратегиям позитивного переформулирования и личностного роста ^ = -2,869, р < 0,01); юмора ^ = -2,029, р < 0,05); подавления конкурирующей деятельности ^ = -3,127, р<0,01); планирования ^ = -2,644, р < 0,01). Девочки-подростки чаще используют стратегии концентрации на эмоциях и их активное выражение ^ = 3,609, р < 0,01) и поведенческий уход от проблемы ^ = 3,609, р < 0,05).

В целом, эти особенности соответствуют существующим полоролевым стереотипам о различиях в разрешении трудных жизненных ситуаций у мужчин и женщин. Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, практически во всех работах по исследованию совладающего поведения, многими авторами подтверждается склонность женщин (и фемининных мужчин), как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально; мужчины (и маскулинные женщины), напротив, действуют инструментально, путем преобразования внешней ситуации [4].

Значимые различия по результатам проведения диагностики эмоционального интеллекта с помощью методики «ЭмИн» можно выделить по четырем шкалам. В среднем, у мальчиков-подростков выше показатели по шкале «управление своими эмоциями»^ = -3,941, р < 0,01) и по шкале «управление эмоциями» ^ = -2,726, р < 0,01).

Способность контролировать внешние проявления своих эмоций (шкала «контроль экспрессии»), также имеет большую выраженность у мальчиков ^ = -2,450, р < 0,05). Исходя из того, что шкала внутриличностного интеллекта включает в себя вышеописанные субшкалы «управление своими эмоциями» и «контроль экспрессии», можно объяснить и более высокие показатели внутриличностного интеллекта у мальчиков-подростков ^ = -3,367, р < 0,001).

Для выявления взаимосвязи стратегий совладающего поведения и структурных компонентов эмоционального интеллекта был проведен корреляционный анализ (по Пирсону). Рассмотрение корреляций на уровне значимости p > 0,01 показало, что копинг-стратегии, относящиеся к продуктивным стилям совладания (позитивное переформулирование и личностный рост, юмор, активное совладание) имеют положительную корреляционную связь с компонентами эмоционального интеллекта; в свою очередь, копинг-стра-тегии относящиеся к непродуктивным (концентрация на эмоциях и их активное выражение, поведенческий уход от проблемы) и социальным (использование эмоциональной социальной поддержки) стилям совладания имеют отрицательные корреляционные связи с компонентами эмоционального интеллекта.

С помощью методики «МЭИ» М.А. Манойловой были определены уровни эмоционального интеллекта, что позволило провести однофакторный дисперсионный анализ ЛМОУЛ для изучения влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладания.

Значимые отличия в группах с различным уровнем эмоционального интеллекта были выявлены по стратегиям позитивное переформулирование (р < 0,01), личностный рост (р < 0,01), активное совладание (р < 0,05), планирование (р < 0,05) и дистанцирование (р < 0,05). Отличия по стратегиям сдерживание и отрицание находятся на уровне статистической тенденции.

низкий уровень ЭИ средний уровень ЭИ высокий уровень ЭИ

Рис. 1. Влияние уровня ЭИ на выбор стратегий совладания

Обобщая результаты однофакторного дисперсионного анализа, можно сделать вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладания, причем высокий уровень будет способствовать более частому выбору продуктивных и более редкому выбору непродуктивных стратегий, чем низкий и средний уровни эмоционального интеллекта (рис. 1).

Двухфакторный дисперсионный анализ ЛМОУЛ позволил определить гендерные особенности влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладания. Значимые результаты (р < 0,01) получены по двум стратегиям: отрицание и планирование. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у мальчиков-подростков, тем реже они отдают предпочтение стратегии отрицание. Уровень эмоционального интеллекта оказывает влияние и на выбор стратегии планирование у девочек-подростков: чем выше уровень ЭИ, тем чаще они прибегают к использованию данной стратегии.

Таким образом, можно говорить о гендерных особенностях выбора стратегий совладающего поведения в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.

Выводы:

1. В среднем у мальчиков-подростков выше показатели внутрилично-стного эмоционального интеллекта.

2. Мальчики-подростки чаще прибегают к стратегиям, позволяющим преобразовать внешнюю ситуацию; девочки более склонны к стратегиям, позволяющим уходить от проблемы и разрешать трудности эмоционально.

3. Уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор стратегий совладания: высокий уровень будет способствовать более частому выбору продуктивных и более редкому выбору непродуктивных стратегий, чем низкий и средний уровни ЭИ.

4. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у мальчиков-подростков, тем реже они отдают предпочтение стратегии отрицание; девочки-подростки тем чаще обращаются к стратегии планирования, чем выше у них уровень ЭИ.

Список литературы:

1. Журавлев А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте [Текст]: монография / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 512 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы [Текст] / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - С. 147-153.

3. Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. псих. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.В. Рязанцева. - Новосибирск: Немо Пресс, 2012. - 94 с.

4. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - Т. 18, № 25. - С. 20-30.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Q-ДАННЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА

© Шрейдер Н.В.*

Филиал Столичной финансово-гуманитарной академии, г. Череповец

В статье показаны возможности использования данных самоотчета для решения проблем психологической диагностики когнитивных спо-

* Старший преподаватель кафедры Психологии и общих гуманитарных дисциплин, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.