Научная статья на тему 'Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения'

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1331
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегия / личностные особенности подростков / подростки без нарушения поведения / подростки с нарушениями поведения

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева О. В.

Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей, влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the specialties of coping behavior in the groups of 13-16-year-olds with behavioral disorder and without it. In the article there is a comparative analysis of personal specialties influencing on a choice of coping behavior strategies among teenagers with behavioral disorder and without it.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

О. В. Киселева

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ И БЕЗ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой психологии Кыргызско-Российского Славянского университета.

Научные руководители - доктор психологических наук, профессор С. Б. Малых; кандидат медицинских наук, доцент И. А. Агеева

Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей. влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.

The author analyzes the specialties of coping behavior in the groups of 13-16-year-olds with behavioral disorder and without it. In the article there is a comparative analysis of personal specialties influencing on a choice of coping behavior strategies among teenagers with behavioral disorder and without it.

В последние десятилетия, как отмечает С. К. Нартова-Бочавер , при изучении стрессовых ситуаций резко возрос интерес к механизмам совладания или копинг-стра-тегиям, определяющим успешную или неуспешную адаптацию, которая, в свою очередь, может служить предиктором возникновения девиантного поведения, эмоциональных трудностей и депрессивных симптомов. В связи с этим изучение особенностей копинг-стратегий у подростков, а также внешних и внутренних факторов, обусловливающих выбор тех или иных стратегий совладания представляется актуальным и имеет важное прикладное значение.

Целью исследования являлось изучение особенностей совладающего поведения в группе учащихся-подростков с нарушениями и без нарушений поведения, а также выявление личностных особенностей, влияющих на выбор тех или иных копинг-стратегий.

Предполагалось, что выбор продуктивных или непродуктивных копинг-стратегий у подростков обусловлен такими личностными особенностями, как уровень самооценки и тревожности, эмоциональная стабильность, развитость навыков самоконтроля и саморегуляции, а также умение устанавливать близкие доверительные контакты.

Материалы и методики. В исследовании принимали участие 139 учащихся в возрасте от 13 до 16 лет (85 девочек и 54 мальчика) гимназии-комплекса № 26 г. Бишкек.

В I группу (экспериментальную) вошли 54 учащихся, у которых учителя в ходе анкетного опроса отметили те или иные дисциплинарные нарушения (прогулы занятий, нарушение дисциплины на уроке, необязательность, курение сигарет или эпизодическое употребление алкоголя), агрессивность и конфликтность (драки, ссоры или конфликты с одноклассниками, конфликты с учителями), нарушения умственной работоспособности (невнимательность, неудовлетворительная успеваемость). Во П группу (контрольную) были включены 85 учащихся, у которых учителями не было отмечено каких-либо нарушений поведения.

Теоретико-методологическая основа исследования была представлена экологической моделью развития человека У. Брон-фенбренера2, принципом личностного подхода Б. Г. Ананьева, когнитивно-феноменологическим подходом и концепцией преодоления и поиска Р. С. Лазаруса, трансак-

3

ционным подходом Т. Кокса и Г. Мэккея .

Для оценки личностных особенностей и стратегий совладания использовались сле-

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями.

дующие методики: опросник определения

индивидуальных копинг-стратегий Э. Хай-4 5

ма , опросник Т. Ахенбаха для подростков ,

подростковый вариант опросника Р. Кет-

телла, цветовой тест отношений, тест «Дом-

Дерево-Человек» , авторская анкета для

учителей. Обработка данных проводилась

при помощи прикладного пакета программ

STATISTICA и Microsoft Excel.

Результаты. Сравнительный анализ полученных данных выявил наличие достоверно значимых различий между I и II группами по следующим шкалам: «относительно продуктивные» (/=2,03;/?<0,05) и «непродуктивные» (/=2,48; /?<0,02) поведенческие копинг-стратегий по опроснику Э. Хайма; «соматические проблемы» (/=6,33;/?<0,001), «трудности мышления» (/=6,33; /><0,001), «делинквентность» (/=6,33; /К0,001), «проблемы интернализации» (/=6,33; /?<0,001 ), «проблемы экстернализации» (/=6,33; /><0,001) опросника Т. Ахенбаха; фактор В (высокий/низкий интеллект) (/=2,88;/К0,03) и Е (доминантность/конформность) (/=2,68; /?<0,008) опросника Кеттелла; понятие «Я-сам» (/=88,41; /К0,01) и понятие «одноклассники» (/=60,34;р<0,0\) по тесту ЦТО.

BI группе была выявлена обратная корреляционная связь между показателями шкалы поведенческих копинг-стратегий опросника Э. Хайма и шкалами «тревож-ность/депрессивность» (/- = -0,255; р<0,05) опросника Т. Ахенбаха.

Во II группе выявлены значимые корреляционные связи между показателями шкалы поведенческих копинг-стратегий опросника Э. Хайма и следующими шкалами: прямая корреляционная связь со шкалами «делинквентность» (г=0,237; /?<0,05), «агрессивность» (г=0,256; р<0,05) и обратная корреляция со шкалами «трудности мышления» (г=-0,271;/?<0,05), «трудности внимания» (/- = -0,290; р<0,05) опросника Т. Ахенбаха, шкалами «недоверие к себе» (/•=-0,249; р<0,05) и «конфликтность» (г=-0,272;А<0,05) теста «ДДЧ».

При этом как в I, так и во II группах была выявлена обратная связь между пока-

зателями шкалы поведенческих копинг-стратегий опросника Э. Хайма и факторами А (обособленность, отчужденность) (/•=-0,29; /><0,05 и г=-0,339; р<0,01 соответственно) О (недобросовестность) (г=-0,37; р<0,0\ и г=-0,468;/><0,01 соответственно), 93 (низкий самоконтроль поведения) (/•=-0,25; /><0,05 и г=-0,313; р<0,01 соответственно) опросника Кеттелла и понятием «одноклассники» (/-=0,26;р<0,05 и г= -0,315; /?<0,01 соответственно) по ЦТО. Прямая корреляционная связь обнаружена с показателями по фактору В (высокий интеллект) (/=0,27; р<0,05 и г=0,316; р<0,01 соответственно) опросника Кеттелла и шкалой «тревожность/депрессивность» (г=-0,255; р<0,05) опросника Т. Ахенбаха.

Обсуждение. Сравнительный анализ личностных особенностей выявил у учащихся с нарушениями поведения высокий уровень тревожности, неустойчивость самооценки, сниженный фон настроения, затруднения концентрации внимания, утомляемость и снижение умственной работоспособности, а также затруднения при установлении контактов узкого круга. Эти подростки более раздражительны и чувствительны к критике, у них выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, что зачастую приводит к тем или иным нарушениям поведения. Описанные выше характеристики лежат в основе формирования непродуктивных копинг-стратегий, которые не только не помогают, но и еще в большей степени затрудняют отношения подростков из I группы с окружающими.

Для подростков без нарушений поведения характерны адекватная откликаемость на происходящие события, эмоциональная лабильность и чувствительность к критическим замечаниям. У них, с одной стороны, наблюдается стремление к общению и выраженная потребность в любви, внимании и помощи других людей, а с другой -выражено стремление к самостоятельности, что характерно для подросткового возраста. Представители данной группы способ-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ны проявлять агрессию социально приемлемым способом, устанавливать контакты узкого круга, кроме того, они могут свободно говорить о своих проблемах и не стесняются обращаться за поддержкой к окружению, что как раз и является одним из продуктивных копингов.

Согласно полученным данным, использование продуктивных поведенческих ко-пинг-стратегии подростками обусловлено наличием таких личностных особенностей, как уверенность в себе, высокая умственная работоспособность, гибкость во взаимоотношениях. Снижение тревожно-мнительных характеристик у учащихся и развитие навыков самоконтроля и произвольной регуляции также помогают более эффективно справляться с проблемными ситуациями.

Подводя итог, можно сказать, что:

• подростки с нарушениями поведения

отличаются использованием непродуктивных поведенческих копинг-стратегий, обусловленных высоким уровнем тревожности;

• учащиеся без нарушений поведения в большей степени используют продуктивные поведенческие копинг-стратегии, в основе которых лежат такие личностные особенности, как уверенность в себе, развитые коммуникативные навыки, высокий уровень развития способности к планомерной систематизированной умственной деятельности;

• в основе использования продуктивных поведенческих копинг-стратегий, характерных как для учащихся без нарушений, так и для учащихся с нарушениями поведения, лежат такие личностные особенности, как доверие к себе, развитые навыки самоконтроля и саморегуляции, умение устанавливать доверительные межличностные контакты со сверстниками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нартова-Бочавер С. К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-29.

Миллер С. Психология Развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. М.: Медицина, 1981.

4

Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., ГригоренкоЛ. Е. Влияние нарушений социальной экологии (как условий жизни) на психологические особенности подростков // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, п сихология. 2002. № 1. С. 3-15.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком,

1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.