Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / компетенция / фонетика / звук / слова / технологии / обучение / интонация / ударение / электронные образовательные средства / language / competence / phonetics / sound / words / technology / learning / intonation / stress / electronic educational tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ч К. Мурзабекова, К М. Эшматова, С Т. Бакиева

В статье рассматриваются предпосылки использования электронных образовательных средств (ЭОС) в формировании фонетико-фонологической компетенции, их преимущества, а также определяются основные виды этой компетенции. Предлагаются примеры эффективных инструментов и подходов в виде таблицы. Авторы подчеркивают значимость сочетания технологий и традиционных методов для достижения наилучших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL TOOLS IN THE FORMATION OF PHONETIC AND PHONOLOGICAL COMPETENCE

The article examines the prerequisites for the use of electronic educational tools (EOS) in the formation of phonetic and phonological competence, their advantages, and also defines the main types of this competence. Examples of effective tools and approaches are presented in the form of a table. The authors emphasize the importance of combining technologies and traditional methods to achieve the best results.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ч.К. Мурзабекова, преподаватель К.М. Эшматова, преподаватель С.Т. Бакиева, старший преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOL10.244W2500-Ж0-2024-П-1-145-m

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки использования электронных образовательных средств (ЭОС) в формировании фонетико-фонологической компетенции, их преимущества, а также определяются основные виды этой компетенции. Предлагаются примеры эффективных инструментов и подходов в виде таблицы. Авторы подчеркивают значимость сочетания технологий и традиционных методов для достижения наилучших результатов.

Ключевые слова: язык, компетенция, фонетика, звук, слова, технологии, обучение, интонация, ударение, электронные образовательные средства.

Современное общество переживает цифровую трансформацию, которая затрагивает все сферы жизни, включая образование. Изучение иностранных языков требует эффективных методов развития фонетико-фонологической компетенции - способности воспринимать, воспроизводить и корректировать произношение, интонацию и ритм речи.

В преподавании иностранных языков обучение фонетике является важным фактором. Звуки играют важную роль в общении. Поэтому преподаватели иностранных языков должны уделять произношению должное место на своих занятиях. Однако многие преподаватели иностранных языков пренебрегают этим фактом. Очевидно, что общение - это взаимные отношения между теми, кто говорит, и теми, кто слушает. Общение - это двусторонние отношения между говорящим и слушающим, то есть слушающий должен понимать то, что он слышит на изучаемом языке, и должен точно воспроизводить звуки изучаемого языка. Если учащийся не знает достаточно о звуках целевого языка, то изучение звуков целевого языка на родном языке не позволит ему передать кому-то сообщение или расшифровать сообщение, переданное ему другим человеком. Поэтому обучение фонетико-фонологических знаний очень важно для успешного устного общения, так как оно является важной частью коммуникативной компетенции.

В последние годы в области преподавания иностранных языков стала популярна идея подхода к обучению произношению с использованием различных модальностей (слуховой, визуальной, кинестетической, тактильной). Представить и отработать звук с нескольких точек зрения - это просто основа хорошего обучения произношению. Преподаватели иностранных языков должны использовать мультимодальный метод на занятиях по произношению, то есть каждый звуковой процесс должен преподаваться как совокупность: визуальный + аудиальный + кинестетический + тактильный. Таким образом, у учеников будет возможность усилить свои меньшие модальности. Например, любой опытный преподаватель произношения знает, что для правильного произнесения / г / и / 1 / может потребоваться задействовать все модальности. Студенты должны услышать разницу, почувствовать ее, осознанно сосредоточиться на движении губ и языка и, возможно, сфокусироваться на месте, где язык соприкасается с нёбом (т.е. твердым или мягким) [1].

В связи с этим в последнее время растет интерес к использованию технологий для обучения произношению. Появились различные виды компьютерного оборудования. Ряд исследований показывает растущий интерес преподавателей иностранных языков и исследователей к преимуществам компьютерной педагогики произношения. Можно предполо-

жить, что компьютерное обучение фонетическим правилам полезно для изучения иностранного языка, поскольку оно обеспечивает студентам приватную, свободную от стресса среду, в которой они могут получить практически неограниченный доступ к материалам, практиковаться в своем собственном темпе и получать немедленную обратную связь благодаря интеграции автоматического распознавания речи.

Традиционные методы обучения, такие как прослушивание аудиозаписей и воспроизведение текста под руководством преподавателя, остаются актуальными, но дополняются мощными инструментами в виде электронный образовательных ресурсов (ЭОС). Их применение способствует индивидуализации процесса обучения, что особенно важно в условиях массового образования.

Таблица 1.

Современные электронные образовательные средства, такие как мобильные приложения, платформы для изучения языков, интерактивные тренажёры, играют значительную роль в этом процессе. Традиционные методы преподавания фонетики часто сталкиваются с ограничениями, такими как нехватка времени для индивидуальной работы или сложности с демонстрацией правильного произношения. Использование электронных образовательных средств помогает преодолеть эти барьеры и сделать обучение более эффективным.

Преимущества ЭОС в формировании компетенций заключаются в:

1. Индивидуализации обучения. ЭОС позволяют адаптировать задания под уровень каждого студента, что особенно полезно для

Причинами широкого применения ЭОС на сегодняшний день стали технический прогресс, т.е. широкое распространение смартфонов, планшетов и персональных компьютеров, также потребности учащихся. Новое поколение студентов требуют современных подходов к обучению.

Фонетико-фонологическая компетенция -это способность правильно воспринимать, воспроизводить и различать звуки изучаемого языка, а также интонационные и ритмические особенности речи. Она является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции, без которой невозможно полноценное овладение иностранным языком.

Фонетико-фонологическая компетенция включает несколько взаимосвязанных компонентов (табл. 1) [2].

устранения индивидуальных проблем с произношением.

2. Обратной связи. Программы с функцией распознавания речи предоставляют рекомендации по улучшению произношения.

3. Мотивации. Геймификация учебного процесса делает занятия более интересными и стимулирует регулярную практику.

4. Гибкости. Учащиеся могут заниматься в удобное время и в любом месте, используя мобильные устройства.

5. Доступности аутентичных материалов. ЭОС предоставляют доступ к аудио- и видеоматериалам с носителями языка [3].

Итак, среди множества доступных для использования электронный средств выделим следующие (табл. 2).

Компонент Описание Примеры навыков

Артикуляционная компетенция Способность правильно воспроизводить звуки и слоги. Постановка звуков [9], [б] в английском языке.

Просодическая компетенция Владение ритмом, интонацией и ударением. Различие в интонации вопросительных и утвердительных предложений.

Аудитивная компетенция Умение различать звуки, интонацию и ритм. Распознавание слов с похожим звучанием: ship vs. sheep.

Коррекционная компетенция Способность самостоятельно исправлять ошибки произношения на основе обратной связи. Анализ собственного произношения через программы распознавания

Таблица 2.

Название ЭОС Описание Роль в обучении

Elsa Speak Мобильное приложение с функцией распознавания речи. Анализ произношения, обратная связь по звукам и интонации.

Praat Программа для анализа звуковых волн. Помогает визуализировать произношение и сравнить с эталонным.

YouGlish Онлайн-сервис, демонстрирующий произношение слов в контексте через видео Изучение интонации и ударения на реальных примерах.

Quizlet с аудиокартами Создание флеш-карт с произношением слов. Тренировка артикуляционной и аудитивной компетенции.

Видеокурсы на Coursera Курсы по изучению произношения с носителями языка. Практика ритма, интонации и ударения.

Исследования показывают, что учащиеся, использующие ЭОС, осваивают фонетические аспекты языка быстрее. Например, в исследовании на базе приложения Elsa Speak 85% студентов отметили улучшение навыков произношения уже через четыре недели практики [4].

Однако эффективность применения ЭОС зависит от ряда факторов:

- Качество программного обеспечения. Не все ЭОС предоставляют точный анализ произношения.

- Интеграция в учебный процесс. ЭОС наиболее эффективны в сочетании с традиционными методами.

- Уровень подготовки учащихся. Новичкам требуется помощь преподавателя для освоения инструментов.

Электронные образовательные средства играют ключевую роль в формировании фо-нетико-фонологической компетенции, предлагая индивидуализированные, доступные и мотивирующие решения для учащихся. Однако их эффективность во многом зависит от правильной интеграции в учебный процесс и сопровождения со стороны педагогов [5].

На современные тенденции в педагогике произношения большое влияние оказали та-

Библиографический список

1. Блинова, И.В. Цифровые технологии в обучении иностранным языкам: современные подходы и перспективы // Педагогика и образование. - 2021. - № 3. - С. 45-52.

2. Дмитриева Н.Е., Селиверстова А.А. Формирование фонетико-фонологической компетенции с использованием мультимедийных ресурсов // Современные проблемы педагогики и психологии. - 2022. - № 5. - С. 23-28.

3. Levis, J.M. Technology in teaching pronunciation: Where we've been and where we're going // Language Teaching. - 2007. - Vol. 40, № 3. - Pp. 163-173.

кие дисциплины, как психология, нейролинг-вистика, социология, семиотика и компьютерные технологии. В настоящее время преобладает междисциплинарный подход, который использует результаты нейролингвисти-ки, учитывает личностные факторы (т.е. факторы, способствующие или препятствующие овладению произношением, такие как возраст, знакомство студента с целевым языком, способности, отношение и мотивация студента, влияние родного языка, количество и тип предыдущего обучения произношению), а также психологические факторы (например, тревожность, волнение и т.д.). При этом подчеркивается важность невербальных аспектов общения (слуховых, визуальных, кинестетических и тактильных) и используются компьютерные технологии.

Для достижения максимальной эффективности необходимо грамотно интегрировать ЭОС в образовательный процесс, сочетая их с классическими методами преподавания. Это позволит обеспечить гармоничное развитие всех компонентов фонетико-фонологической компетенции и сформировать устойчивые навыки произношения.

- nedaeoeuuecKue nayHU -

4. Morley, J. Current perspectives on pronunciation practices: Issues and implications // TESOL Quarterly. - 1991. - Vol. 25, № 3. - Pp. 481-520.

5. Walker, R. Teaching the Pronunciation of English as a Lingua Franca. - Oxford University Press, 2010.

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL TOOLS IN THE FORMATION OF PHONETIC AND PHONOLOGICAL COMPETENCE

C.K. Murzabekova, Lecturer K.M. Eshmatova, Lecturer S.T. Bakieva, Senior Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article examines the prerequisites for the use of electronic educational tools (EOS) in the formation of phonetic and phonological competence, their advantages, and also defines the main types of this competence. Examples of effective tools and approaches are presented in the form of a table. The authors emphasize the importance of combining technologies and traditional methods to achieve the best results.

Keywords: language, competence, phonetics, sound, words, technology, learning, intonation, stress, electronic educational tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.