Научная статья на тему 'Роль экспертизы при выявлении таможенных правонарушений'

Роль экспертизы при выявлении таможенных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / экспертиза / система управления рисками / административные правонарушения / таможенное законодательство / customs control / expertise / risk management system / administrative offenses / customs legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.В. Берлова, С.В. Мельникова

Выявление таможенных правонарушений является ключевым направлением деятельности таможенной службы Российской Федерации, а таможенная экспертиза играет важную роль в этом процессе. В статье рассматриваются отдельные виды административных и уголовных правонарушений, возникающих в таможенной практике, анализ результативности экспертиз, назначаемых при нарушении таможенного законодательства, а также проблемы взаимодействия таможенных органов с ЭКС ЦЭКТУ; предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Expertise in Detecting Customs Violations

The identification of customs offenses is a key area of activity of the customs service of the Russian Federation, and customs expertise plays an important role in this process. The article examines certain types of administrative and criminal offenses that occur in customs practice, analyzes the effectiveness of examinations carried out in violation of customs legislation, as well as the problems of interaction between customs authorities and experts. The article suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Роль экспертизы при выявлении таможенных правонарушений»

УДК 339.543.5:674.8

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-19-26

Н. В. БЕРЛОВА, С. В. МЕЛЬНИКОВА Роль экспертизы при выявлении таможенных правонарушений

Выявление таможенных правонарушений является ключевым направлением деятельности таможенной службы Российской Федерации, а таможенная экспертиза играет важную роль в этом процессе. В статье рассматриваются отдельные виды административных и уголовных правонарушений, возникающих в таможенной практике, анализ результативности экспертиз, назначаемых при нарушении таможенного законодательства, а также проблемы взаимодействия таможенных органов с ЭКС ЦЭКТУ; предложены пути их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль, экспертиза, система управления рисками, административные правонарушения, таможенное законодательство.

N. V BERLOVA, S. V. MELNIKOVA

The Role of Expertise in Detecting Customs Violations

The identification of customs offenses is a key area of activity of the customs service of the Russian Federation, and customs expertise plays an important role in this process. The article examines certain types of administrative and criminal offenses that occur in customs practice, analyzes the effectiveness of examinations carried out in violation of customs legislation, as well as the problems of interaction between customs authorities and experts. The article suggests ways to solve them.

Keywords: customs control, expertise, risk management system, administrative offenses, customs legislation.

Таможенные органы Российской Федерации, являясь субъектом правоохранительной деятельности, противодействуют преступлениям в сфере таможенного дела и способствуют выполнению задач по формированию бюджета страны, возложенных на Федеральную таможенную службу; выявляют и пресекают контрабанду наркотических средств, оружия и продукции военного назначения, предметов художественного, исторического и археологического достояния. Примерами таможенных правонарушений являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров либо наличных денежных средств, несоблюдение запретов и ограничений, различные виды контрабанды и так далее.

Таможенные органы в процессе реализации правоохранительной деятельности уполномочены на возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел (УД). Классификация правонарушений по группам

БЕРЛОВА Наталья Викторовна, канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

МЕЛЬНИКОВА Софья Вячеславовна, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

на административные и уголовные происходит по составу нарушения, который соотносится с положениями статей КоАП РФ или УК РФ.

Дела об административных и уголовных правонарушениях возбуждаются при осуществлении таможенной проверки, в результате которой срабатывают профили риска СУР, также при поступлении сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученные в результате внутри- и межведомственного взаимодействия, при проведении оперативно-розыскных мероприятий и в том числе при получении информации от правоохранительных органов зарубежных стран.

Должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов, могут назначать проведение экспертиз [7].

Цель статьи заключается в изучении административных и уголовных правонарушений, возникающих при таможенном контроле перемещаемых товаров, выявлении проблем взаимодействия таможенных органов с ЦЭКТУ и разработке путей их решения.

Взаимодействие таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ (ЭКС ЦЭКТУ) происходит в результате появления у таможенного органа необходимости в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов при таможенном контроле, при производстве дознания по УД или при производстве по делам об АП, в результате чего назначается таможенная или судебная экспертиза.

Административные правонарушения в области таможенного дела установлены преимущественно в главах 14, 16 КоАП РФ. Составы статей КоАП РФ, в рамках возбуждения которых таможенные органы назначают экспертизы, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Виды административных правонарушений в таможенном деле, выявляемые в процессе экспертизы

№ статьи КоАП РФ Состав статьи КоАП РФ

14.10 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

16.3 Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации

16.7 Представление недействительных документов при совершении таможенных операций

Согласно статистике, представляемой ФТС России, за 2022 год чаще всего возбуждались административные дела по статьям 16.2 и 16.3 КоАП РФ [8].

К уголовным преступлениям в сфере таможенного дела, в ходе производства которых таможенные органы могут назначать экспертизу, можно отнести направления, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Виды уголовных преступлений в таможенном деле, выявляемые в процессе экспертизы

№ статьи УК РФ Состав преступления по УК РФ

189 Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

193.1 Совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов

200.1, 200.2, 226.1, 229.1 Различные виды контрабанды

Указанные преступления выявляются, как правило, в ходе осуществления таможенного контроля, в результате оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также при сотрудничестве с МВД и ФСБ.

Таможенная экспертиза является мерой таможенного контроля, обеспечивающей таможенные органы доказательной базой для предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства, т. е. полученные результаты экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об АП.

Рассматривая административные таможенные правонарушения в зоне деятельности ДВТУ, было установлено, что таможенными органами региона в 2019 г. было возбуждено 16 947 дел об АП, в 2020 г. - 11 212, а в 2021 г. - 12 075. Сокращение количества дел об АП обусловлено введением в начале 2020 г. ограничительных мер из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, к которым позже присоединились санкции, связанные со внешнеэкономической и внешнеполитической обстановкой на мировой арене. Наибольшее количество дел об АП за 20192021 гг. возбуждалось Владивостокской, Читинской, Уссурийской и Бурятской таможнями.

Анализ практики выявления правонарушений при осуществлении таможенных операций в зоне деятельности ДВТУ показал, что осуществляя функции органов дознания, таможенными органами ДФО за период с 2019 по 2021 г. было возбуждено 721 уголовное дело. Самыми результативными по количеству выявляемых преступлений являются Читинская, Дальневосточная оперативная, Хабаровская, Уссурийская и Владивостокская таможни.

Предметами уголовных таможенных преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу, преимущественно являются лес и лесоматериалы, наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, а также товары народного потребления.

Таким образом, несмотря на то, что статистика показывает сокращение фактов выявления правонарушений в сфере таможенного законодательства, связанное с внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами, результативность работы таможенных органов ежегодно возрастает.

В результате проведения анализа экспертного сопровождения таможенных органов в части правоохранительной деятельности, было установлено, что первые два места среди таможен, назначающих экспертизы в ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ, являются Владивостокская и Уссурийская таможни, которыми в сумме за исследуемый период 2020-2022 гг. было назначено 5 385 экспертиз, результатом чего стало пополнение государственного бюджета на 537 млн руб.

Анализ номенклатуры товаров, направляемых на экспертизу, показал, что в основном исследуются образцы и пробы таких импортных товаров, как транспортные средства наземного пользования, пластмассы и изделия из них, машины и оборудование и разные промышленные товары, а в части образцов экспортных товаров - древесина и морепродукты, что коррелируется с направленностью товаропотоков региона.

Всего экспертами ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивостока за период 2020-2022 гг. было проведено 8 140 экспертиз, из которых 4 054 экспертизы были проведены в рамках дел об АП, 3 073 экспертизы - для целей таможенного контроля и 350 экспертиз в рамках УД.

Ключевым показателем результативности экспертиз, проводимых по делам об АП, является количество назначенных административных штрафов. На рис. 1 представлена динамика сумм назначенных штрафов.

100 000

87 020

10 000 0

2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рис. 1. Динамика назначений административных штрафов по результатам экспертиз за период 2020-2022 гг., тыс. руб.

Рассматривая показатели эффективности судебных экспертиз, назначаемых по делам об АП, можно отметить, что за исследуемый период (2020-2022 гг.)

в государственный бюджет поступило 175 млн руб., что представляет собой значительную для государства сумму. Что касается динамики назначенных штрафов, можно отметить, что с 2020 по 2021 г. наблюдалась тенденция к росту на 48,5 млн руб., а с 2021 по 2022 г. наблюдалось снижение на 38 млн руб.

Анализируя экспертизы, назначаемые при таможенном контроле, стоит отметить, что ключевым показателем результативности являются выявленные факты недостоверного декларирования. Количество выявленных фактов недостоверного декларирования относительно количества проведенных экспертиз за период 20202022 гг. представлено на рис. 2.

1 200

1 000 _

800 600 400 200 0

2020 г. 2021 г. 2022 г.

□ всего □ НД

Рис. 2. Количество выявленных фактов недостоверного декларирования за период 2020-2022 гг., ед.

Колебания количества выявленных фактов недостоверного декларирования являются незначительными и в среднем составляют 5 %. В среднем за рассматриваемый период, количество выявленных при экспертизе фактов недостоверного декларирования составляют половину от всех проведенных экспертиз, что свидетельствует о высоком уровне эффективности работы ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивостока. Результатом выявленных фактов недостоверного декларирования является пополнение государственного бюджета на 594 млн руб. за период 2020-2022 гг.

Проведенное исследование подчеркивает важность роли экспертной деятельности при осуществлении таможенного контроля и выявлении правонарушений, а результаты работы экспертов оцениваются количеством выявленных фактов недостоверного декларирования и, как следствие, количеством поступающих в государственный бюджет доначислений, которые измеряются миллионами рублей.

Следует отметить, что в практике работы таможенных органов существуют проблемы, занижающие эффективность экспертизы при выявлении таможенных правонарушений, которые проявляются в наличии неэффективных профилей рисков, нарушении порядка отбора проб и образцов и некорректном заполнении акта отбора проб и образцов.

В результате анализа статистических данных ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивостока, было выявлено, что за 2022 г. срабатывало 10 малоэффективных профилей риска.

При этом необходимо отметить, что эффективным профилем риска при таможенном контроле считается, если сумма штрафа выше 25 тыс. руб., а также если профиль срабатывает в отношении опасных и (или) запрещенных товаров (оружие, наркотики и т. д.). В рамках возбуждения дел об АП профиль риска считается эффективным, если стоимость предмета правонарушения составляет не менее 25 тыс. руб. Так, за 2022 г. в рамках АП было проведено 1 267 экспертиз по товарам, стоимость которых была менее 25 тыс. руб., соответственно, такие экспертизы можно считать неэффективными.

В качестве рекомендаций для решения данной проблемы предлагается актуализировать и оптимизировать СУР. Снизить количество профилей рисков, которые не выявляют правонарушения и увеличить тех, которые их выявляют.

В части имеющихся профилей риска необходимо провести их актуализацию или принять решение об их закрытии. Например, можно внести коррективы в уже существующие профили риска, заключающиеся в необходимости контролировать товар определенной товарной позиции, но произведенный другой фирмой или классифицируемый в другой товарной субпозиции ТН ВЭД. Это будет способствовать увеличению количества экспертиз, которые выявляют таможенные правонарушения.

Также, говоря об эффективности, важно проанализировать существующие профили риска в рамках таможенного контроля и дел об АП по количеству назначаемых штрафов и стоимости товаров. Если в отношении объекта профиля риска сумма штрафов, начисленная по результатам таможенного контроля, составляет менее 25 тыс. руб. или если стоимость товара, являющегося предметом АП, составляет менее 25 тыс. руб., необходимо разработать упрощенный порядок принятия решений, основанный на запросах в ЭКС ЦЭКТУ по определению рыночной стоимости товаров, без назначения экспертизы. Это снизит финансовые, временные и иные расходы и, как следствие, повысит эффективность работы ФТС России.

Необходимо постоянно актуализировать базу профилей рисков - вводить новые профили и постоянно обновлять уже принятые, чтобы соответствовать постоянно меняющимся тенденциям поведения участников ВЭД, которые напрямую связаны с конъюнктурой рынка.

Вторая проблема заключается в нарушении должностными лицами таможенных органов порядка отбора проб и образцов товаров для направления их на экспертизу, т. к. зачастую пробы (образцы) поступают на исследование с нарушением установленных требований к отбору проб и образцов.

В результате нарушения требований к порядку отбора проб ЭКС ЦЭКТУ отказывает в проведении экспертизы на основании пп. 6 п. 6 ст. 389 ТК ЕАЭС [1]. Следствием отказа являются необоснованный расход средств из государственного бюджета на процедуры отбора, оформления и транспортировки проб и образцов, а также неэффективная затрата рабочего времени должностных лиц таможенных органов и повышение загруженности ЭКС ЦЭКТУ Также наиболее опасным следствием является то, что в результате отказа в проведении экспертизы, таможенный контроль не может быть полностью осуществлен, т. к. при отказе принимается решение без проведения таможенной экспертизы, что является риском нарушения

экономических интересов государства и поступления на рынок страны некачественной или небезопасной продукции.

Для решения данной проблемы предлагается провести мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников, осуществляющих отбор проб и образцов, а также применять административные рычаги в виде санкций для должностных лиц таможенных органов, нарушающих требования к отбору проб и образцов.

Если при проведении процедуры отбора проб (образцов) у должностных лиц таможенных органов возникает вопрос о необходимом количестве отбираемых проб (образцов), который может быть связан с отсутствием в Приказе ФТС России от 07.05.2021 № 384 требований по отбору проб (образцов) для отдельных категорий товаров и (или), как следствие, затруднением с подбором необходимого ГОСТа на проверяемый товар, должностное лицо может направить запрос в ЭКС ЦЭКТУ для уточнения требований к отбору проб (образцов) на указанный в декларации товар [6].

Третья проблема заключается в некорректном заполнении акта отбора проб и образцов, вследствие чего ЭКС ЦЭКТУ отказывает в проведении таможенной экспертизы на основании пп. 1 п. 6 ст. 389 ТК ЕАЭС [1]. Эта проблема преимущественно связана с возникающей невнимательностью должностных лиц таможенных органов при заполнении актов отбора проб (образцов). К примеру: в части некорректного заполнения номера ДТ, порядкового номера отобранного от партии товара, описания товара и т. д.

Для решения данной проблемы предлагается разработать в БД «Экспертиза» автоматическое обнуление граф, необходимых для заполнения, с целью исключения смешения информации по разным ДТ, которые находятся в разработке на посту должностного лица таможенного органа. А также, как было предложено по предыдущей проблеме, необходимо провести мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников; применять административные рычаги в виде санкций для должностных лиц таможенных органов, некорректно заполняющих акт отбора проб и образцов.

Таким образом, выявление таможенных правонарушений является ключевым направлением деятельности таможенной службы Российской Федерации, а таможенная экспертиза играет важную роль в этом процессе.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.12.2023).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 15.03.2023). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 02.12.2023).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения: 02.12.2023).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 02.12.2023).

5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/ 12123142 (дата обращения: 02.12.2023).

6. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 02.12.2023).

7. Официальный сайт Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. URL: https://cektu.customs.gov.ru (дата обращения: 02.12.2023).

8. Интервью начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России Андрея Юдинцева. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/ document/214126 (дата обращения: 02.12.2023).

УДК 339.543.5:621.1

DOI 10.24412/^-36450-2023-4-26-34

Н. В. БЕРЛОВА, Е. М. ПАРШИНА

Совершенствование идентификации электротоваров при таможенном контроле

В статье рассмотрены проблемы идентификации электробытовых товаров при документальном и фактическом таможенном контроле, дана характеристика отличительных признаков электротоваров бытового и промышленного применения на примере пароочистителей и паровых швабр. Предложены рекомендации в части разработки программного средства, позволявшего усовершенствовать процесс идентификации и классификации по ТН ВЭД ЕАЭС паровых швабр электрических. Ключевые слова: идентификация, классификация, таможенное декларирование, документальный таможенный контроль, фактический таможенный контроль, электротовары, паровые швабры, недостоверное декларирование.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна, канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ПАРШИНА Екатерина Михайловна, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.