РОЛЬ ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ВОСПИТАНИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ШУТЬКО Д.В.
В работе раскрывается роль духовной составляющей в воспитании военнослужащих. Указаны причины низкой эффективности воспитания военнослужащих и пути её повышения на основе применения потенциала религии.
In work the role of a spiritual component of education of the military personnel on the basis of realization of potential of religion reveals. The reasons of low efficiency of education of the military personnel and a way of its increase on the basis of application of potential of religion are specified.
Рассматривая роль духовной составляющей в воспитании военнослужащих важно осознать особенность современного этапа развития российского общества, который характеризуется столкновением различных ценностных оснований в экономической, политической, социальной и особенно духовной сферах общественной жизни. Подобная ситуация стала следствием неразрешенности целого ряда острых противоречий между различными духовноценностными системами.
Сегодняшняя размытость, а то и утеря традиционных духовно-нравственных ориентиров в армейской среде не прошли бесследно. Кто-то, потеряв привычные точки опоры, почувствовал себя полностью безоружным, кто-то пребывает в растерянности. Налицо духовнонравственный кризис, поразивший в той или иной мере все уровни армейского организма [1, с.48]. Результатами данного кризиса является снижение роли ценностей военнослужащих. Сегодня многие военнослужащие вследствие различных причин затрудняются определиться со своей духовно-нравственной позицией. Данное состояние влияет на систему воспитания военнослужащих, и как показывает её анализ, в Вооруженных Силах после отказа от коммунистической идеологии и при отсутствии новой снизился уровень воспитания военнослужащих. В этих сложных условиях в годы модернизации Вооруженных Сил органы воспитательной работы реформировались двенадцать раз [10, с.141], однако, данный способ исправить положение в воспитании военнослужащих к положительным результатам не привёл. Результатом данных действий явилось лишь снижение количественно-качественного состава субъектов воспитания в Вооруженных Силах.
На современном этапе развития Вооруженных Сил анализ руководящих документов показывает, что в содержании системы воспитания акцент делается на формирование и развитие личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства, при этом формируются и развиваются у военнослужащих качества и отношения гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности [7]. Однако, достижение данной цели крайне затруднительно. Основные векторы системы воспитания размыты в государстве и отсутствует приоритетность их реализации на всех уровнях системы образования. При этом разрушающе действует система средств массовой коммуникации, пропагандирующая культ денег, жестокость, неоязыческие оргии, разврат [4, с.19]. В результате призывник осознает защиту Отечества не как священную обязанность гражданина, а как потерянное время. Он смутно представляет цели и задачи службы в рядах Вооруженных Сил, нечетко осознает, чье Отечество и от кого он призван защищать.
В системе воспитания на современном этапе развития Вооруженных Сил требуется развивать основы её организации, которые определят четкие ценностные ориентиры служебной деятельности по отношению к государству и его защите, которые будут служить основой формирования и
развития отношения к военной службе не за страх, а на совесть. Одним из направлений решения данной проблемы является учет в системе воспитания военнослужащих религиозного фактора.
Под религиозным фактором понимается служащее для обозначения воздействие, оказываемое со стороны религии на тот или иной социальный объект и представляющий в данных конкретных условиях особое значение для функционирования и исследования этого объекта [6, с.19]. Однако данный фактор в своем цельном виде, учитывающем его специфические особенности, может оказывать на воспитание военнослужащих как положительное, так и отрицательное воздействие, возможно их сочетание.
Для учета религиозного фактора важно проектировать его положительное и отрицательное воздействия, не допуская переоценки или недооценки его влияния на воспитание военнослужащих. Командный состав не сможет предусмотреть все особенности применения религиозного фактора в повседневной деятельности. Однако из-за этого нельзя отказываться от такого важного направления развития системы воспитания. Для достижения эффективного результата в воспитании военнослужащих важно выявить и использовать положительное влияние религиозного фактора на формирование качеств, необходимых для эффективной служебной деятельности военнослужащего.
Потенциал религии в воспитании военнослужащих определяет возможности влияния религиозной организации, осуществления религиозной деятельности, реализуемых религиозных отношений, особенностей религиозного сознания верующего на воспитание и самовоспитание военнослужащих как гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Анализ религиозных догм традиционных религиозных конфессий России показывает, что по отношению к обществу и государству они формируют патриотизм, уважение к истории государства, соблюдение Конституции страны и других законов государства; по отношению к военной службе определяют священным долгом верующего защиту своего Отечества, верность воинскому долгу, боевым традициям, призывают к развитию профессионализма, дисциплинированности, развитию моральнобоевых и психологических качеств; по отношению к воинскому коллективу, формируют атмосферу взаимоуважения не только к представителям своей конфессии, но и к иноверцам, служащим вместе с ними, пропагандируют справедливость, принципиальность, личную примерность; по отношению к самовоспитанию военнослужащего определяют его активную позицию, в которой осуществляется самооценка, саморегуляция, самоконтроль.
При этом, как рассматривал П.Ф. Каптерев, помощью естественному процессу саморазвития является усовершенствование духовных сил личности с позиции внешнего влияния на духовное развитие личности. Усовершенствование носит социальный характер, так как определяется потребностями общества в изменении, корректировки несовершенных черт личности. Принципы усовершенствования чрезвычайно важны для духовного развития личности, так как человек, начиная с саморазвития, не является идеальным в связи с тем, что он носитель как положительных, так и отрицательных черт характера [2, с.176].
В июле 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил ввести в Вооружённые силы институт военных священников и на встрече с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви сообщил о введении в Вооруженных силах должности 249 специалистов по работе с верующими-военнослужащими [5].На основе данного решения осуществляются попытки совершенствования воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии. Однако данная деятельность будет оставаться малоэффективной, пока не будет решен кадровый её вопрос и не будет определена и юридически закреплена сущность, содержание и структура данного процесса. Сейчас многие руководители, не разобравшись с целью введения института военного духовенства, видят в нём замену системы воспитания, панацею от нарушения воинской дисциплины и т.д.
Введение этих должностей в Вооруженных Силах даёт организационную и содержательную основу развития воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии и
означает, что наша система воспитания, наконец, выходит из «идеологического вакуума». Эффективность данного направления определяется тем, что более 70 процентов военнослужащих определяют себя верующими [3]. Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы содержания таких направлений воспитания как: государственно-
патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. Вводимые изменения не противоречат осуществляемой системе воспитания, кроме того они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [7].
Трудности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих заключаются в том, что нет четких, определенных руководящими документами обязанностей должностным лицам реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Воспитательная работа с верующими военнослужащими в приказах, инструкциях, наставлениях, уставах изложена без процессуального компонента и оценки эффективности её средств, форм и методов работы.
Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.
Рассматривая реализацию потенциала религии в воспитании военнослужащих, важно акцентировать внимание на основу реализации данного процесса - это укрепление боевой готовности Вооруженных Сил через повышение эффективности воспитания военнослужащего на основе учета религиозного сознания верующих военнослужащих. Религиозное мировоззрение является самым высоким по содержанию и побудительной силе мотивом деятельности верующего военнослужащего. В нем уже четко разделен мир чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь [9, с. 488]. Религиозное мировоззрение основывается как на религиозном отношении к происходящим явлениям и событиями в природе и обществе, так и на религиозных взглядах, как совокупности принятых и усвоенных сведений о религии. Формируясь в процессе удовлетворения духовных потребностей, религиозное мировоззрение становится самостоятельным феноменом, от которого зависят содержание, уровень и характер проявления, и способ удовлетворения присущих личности не только религиозных потребностей, но и потребностей личности. От религиозного мировоззрения военнослужащего зависит его личная целеустремлённость, интересы и др.
Религиозное сознание является глубоко личностным, определяющим внутренний мир военнослужащего, его убеждения, идеалы и ценности. Формирование и развитие религиозного мировоззрения является личным делом каждого военнослужащего и важно, чтобы оно осуществлялось сознательно без какого-либо принуждения, так как военнослужащий свободен в отношении к религии, это определено Конституцией Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Сила религиозного потенциала заключена в уверенности военнослужащего в святости воинского долга по защите Отечества и в том, что все, что он делает, не отделяет его от Бога, а приводит к достижению цели жизни на земле. На основании этого для реализации рассматриваемого потенциала в воспитании военнослужащих важно определить и создать условия «духовного резонанса» религиозной мотивационной системы военнослужащего и решения бое-
вых, служебных задач.
В содержательном плане реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих, осуществляется по следующим основным направлениям:
- реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести;
- духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей военным священником или посредством взаимодействия с представителями других религиозных объединений;
- участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;
- патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религиозных объединений в становлении и развитии России и её Вооружённых Сил;
- участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
- профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;
- психологическая реабилитация раненных воинов посредством взаимодействия с военным священником или представителями других религиозных объединений;
- формирование морально-психологической устойчивости, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;
- воспитание религиозной толерантности и веротерпимости у военнослужащих воинской части.
Каждому компоненту, составляющему содержание реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих, соответствует определенная функция религии, которая реализуется посредством конкретной задачи. При этом к числу наиболее значимых функций религии относятся: функция удовлетворения религиозных потребностей верующих людей, мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая функции [8, с.48.].Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Эту функцию религия выполняет, обеспечивая их связь с Богом [6, с.70]. Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Религиозное мировоззрение включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотноше-ние (оценку) и пр. Можно сказать, что религиозное мировоззрение является своеобразной призмой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оценивает все явления, происходящие в нём. Воспитательную функцию религия выполняет, побуждая человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей. Каждая религия имеет определенный механизм контроля над соблюдением верующими предписываемых данной религией норм и правил поведения, а также определенную систему мер поощрений и взысканий по результатам этого контроля. Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, в борьбе со злом, в борьбе с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании верующих людей тезис «Всё по воле Бога». Консолидирующую функцию религия выполняет, создавая единую систему духовных ценностей, которые придают целостность социальному организму и противодействуют разобщению людей. Тестирующую функцию религия выполняет, поскольку принадлежность к той или иной религии обусловливает наличие у сторонника этой религии определённых социальных, в том числе моральных, качеств, которые соответствующим образом оцениваются в данном обществе. Педагогическая практика свидетельствует, что все вышеперечисленные функции исследуемо-
го процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и их осуществление в воспитании военнослужащих является его основой. Однако религиозное состояние определяет степень успешности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.
Рассматривая реализацию потенциала религии в воспитании военнослужащих, важно уделить внимание результатам рассматриваемого педагогического процесса. Им является повышение эффективности воспитания военнослужащих на основе взаимодействия с религиозными объединениями и учета особенностей верующих военнослужащих. Результат проявляется в индивидуальных и коллективных показателях. К индивидуальным показателям относятся: развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности на основе религиозного мировоззрения, проявляющиеся в отношении, морально-психологическом состоянии, общении. К коллективным показателям - сплоченность воинских коллективов, укрепление воинской дисциплины, увеличение числа военнослужащих активно занимающихся самосовершенствованием.
Таким образом, духовная составляющая на основе реализации потенциала религии играет важную роль в воспитании военнослужащих. Её важно учитывать для нормального функционирования системы воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Алехин И.А. Духовно-нравственное воспитание офицеров современной России. М.: ВУ, 2008.
2. Амирокова Н.В. Развитие системы духовных ценностей педагогики Петра Федоровича Каптерева (1849-1922): дис. ... канд. пед. наук - М.,- 2009.
3. В Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими // http://www.newsru.com/religy/16apr2010/minoborony.html.
4. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. - 2003. - N 5. С. 18-26
5. Действовать активнее // http://kapellan.ru/dejstvovat-aktivnee/
6. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: дис. ... д-ра филос. наук.- М.: ВУ, 2000.
7. Приказ Министра обороны Российской Федерации №70 от 11.03.2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP;n=526227
8. Религиоведение: Учеб.пособие. / Под ред. П.В. Петрия - М.: ВУ, 2008.
9. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск // «ПАНПРИНТ», 1998.
10. Титова М.Ю. Формирование авторитета офицеров внутренних войск МВД России): дис. ... канд. пед. наук - М.: ВУ.
Ключевые слова: воспитание военнослужащих; религиозный фактор, потенциал религии; мотивационная система.
Keywords: education of the military personnel; religious factor, religion potential; motivational system.