Научная статья на тему 'Теоретические основы реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих'

Теоретические основы реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИИ / EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL / RELIGIOUS FACTOR / POTENTIAL OF RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутько Д. В.

В работе указывается актуальность реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Раскрываются сущность и элементы структуры рассматриваемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF REALIZATION RELIGIOUS POTENTIAL IN THE EDUCATION MILITARY PERSONNEL

The article indicates the relevance of realization of religious potential in the education of the military personnel. It reveals the essence and structural elements of concerned process.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Шутько Д.В., к.п.н., докторант Военного университета

В работе указывается актуальность реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

Раскрываются сущность и элементы структуры рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: воспитание военнослужащих; религиозный фактор, потенциал религии.

THEORETICAL BASIS OF REALIZATION RELIGIOUS POTENTIAL IN THE EDUCATION MILITARY PERSONNEL

Shutko D., candidate of pedagogy,doctoral candidate of the Military University

The article indicates the relevance of realization of religious potential in the education of the military personnel. It reveals the essence and structural elements of concerned process.

Keywords: education of the military personnel; religious factor, potential of religion.

Полохов, А. Яковлев и др.).

Проведенный теоретический анализ предшествующих исследований свидетельствует о том, что под влиянием коренных изменений, происходящих в обществе и Вооруженных Силах, ряд научных и прикладных положений требует уточнения и совершенствования.

Для достижения эффективного результата в воспитании военнослужащих важно выявить и использовать положительное влияние религиозного фактора на формирование качеств, необходимых для эффективной служебной деятельности военнослужащего. Выявленный потенциал религии в процессе воспитания военнослужащих позволит повысить эффективность работы командования, развить у военнослужащих духовность и нравственность, необходимые для выполнения учебных и боевых задач.

Потенциал религии в воспитании военнослужащих определяет возможности влияния религиозной организации, осуществления религиозной деятельности, реализуемых религиозных отношений, особенностей религиозного сознания верующего на воспитание и самовоспитание военнослужащих как гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Анализ религиозных догм традиционных религиозных конфессий России показывает, что по отношению к обществу и государству они формируют патриотизм, уважение к истории государства, соблюдение Конституции страны и других законов государства; по отношению к военной службе определяют священным долгом верующего защиту своего Отечества, верность воинскому долгу, боевым традициям, призывают к развитию профессионализма, дисциплинированности, развитию морально-боевых и психологических качеств; по отношению к воинскому коллективу, формируют атмосферу взаимоуважения не только к представителям своей конфессии, но и к иноверцам, служащим вместе с ними, пропагандируют справедливость, принципиальность, личную примерность; по отношению к самовоспитанию военнослужащего определяют его активную позицию, в которой осуществляется самооценка, саморегуляция, самоконтроль.

Трудности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих заключаются в том, что нет четких, определенных руководящими документами обязанностей должностным лицам реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Воспитательная работа с верующими военнослужащими в приказах, инструкциях, наставлениях, уставах изложена без процессуального компонента и оценки эффективности её средств, форм и методов работы.

Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.

Рассмотрение цели реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих определяет его основные задачи. Для удоб-

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что для противодействия угрозам национальной безопасности необходимо обеспечить сохранение культурного и духовного наследия, а также информации по различным вопросам духовной жизни общества.Рассматривая данное положение в условиях реформирования Вооруженных Сил важно указать на деятельность президента, как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Российской Федерации в данном направлении. В июле 2009 года Дмитрий Медведев предложил ввести в Вооружённые силы институт военных священников и на встрече с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви сообщил о введении в Вооруженных силах должности 249 специалистов по работе с верующими-военнослужащими [2]. На основе данного решения осуществляются попытки совершенствования воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии. Сейчас многие руководители не разобравшись с целью введения института военного духовенства, видят в нём замену системы воспитания, панацею от нарушения воинской дисциплины и т.д.

Введение должностей института военного духовенства в Вооруженных Силах даёт организационную и содержательную основу развития воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии. Эффективность данного направления обосновывается тем, что более 70 процентов военнослужащих определяют себя верующими [1]. Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы таких её направлений как: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. При этом важно отметить, что вводимые изменения не противоречат осуществляемой на данный момент системе воспитания, кроме того они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

[4].

Попытки, осуществляемые по реализации потенциала религии, будут оставаться малоэффективными, пока не будет решен кадровый её вопрос и не будет определена и юридически закреплена сущность, содержание и структура данного процесса.

Однако, не смотря на важность данного направления,диссер-тационных исследований рассматривающих проблему реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих комплексно не исследовалась, однако отдельные аспекты исследуемой проблемы рассматривались по направлениям: в исторических исследованиях (А.В. Байдаков, А.С. Блохин, А.М. Кузнецов, М.Н. Мозговой, И.В-. Риффель, С.Ю. Чимаров и др.);в педагогических исследованиях (А.С. Сушанский, И.А. Уваров, Л.Н. Ховрина и др.); в философских исследованиях (М.А. Абрамова, Н.Ю. Григорьев, В.Н. Грузков, П.А. Денисенко, И.Н. Кудинов, А.В. Павлов, П.В. Петрий, В.И. -Пухов, Н.Х. Юскаев и др.); в психологических исследованиях (А.Л-. Акулич, В.О. Виценко); в социологических исследованиях (В.И. Веремчук, Е.В. Дубограй); в политических исследованиях (В.М. Ераносян, В.В. Скокло и др.); в богословских исследованиях (Д.

ства рассмотрения их можно группировать как: содержательные, организационные и методические.

К содержательным задачам относятся: реализация религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций в информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической и культурно-досуговой работе и работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины; влияние системы религиозных идей на воспитание патриотизма, готовности к защите Отечества, уважения к государственным основам и ценностям, определяемыми ими; формирование и развитие моральнопсихологического состояния на основе религиозного мировоззрения, позволяющего успешно решать учебно-боевые задачи, определяемые служебной деятельностью; передача знаний, формирование навыков и умений реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих в ходе подготовки командного состава к работе с верующими военнослужащими; осознание важности профессиональной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей и др.

К организационным задачам относятся: определение потенциала религии в воспитании военнослужащих; оценку условий реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих; определение целей и задач реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих; планирование реализации потенциала религии в воспитательной работе; осуществление прогноза реализации потенциала религии в воспитательном воздействии; подбор, расстановка кадров и определение задач реализации потенциала религии в системе воспитания военнослужащих; управление реализацией потенциала религии в системе воспитания; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих; организацию контроля и коррекцию эффективности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих; закрепление положительного опыта реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих; оценка результатов реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

К методическим задачам относятся: подготовка командного состава к реализации потенциала религии в воспитании подчиненных; подготовка в военных учреждениях профессионального образования к реализации потенциала религии в дальнейшей профессиональной деятельности; создания в ходе реализации потенциала религии в воспитании фиксированной мотивационной установки на самовоспитание верующих военнослужащих; формирования при реализации потенциала религии в воспитании стрессоустойчивос-ти военнослужащих.

Рассматривая цель и задачи реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих, важно акцентировать внимание на основу данного процесса - это укрепление боевой готовности Вооруженных Сил через повышение эффективности воспитания военнослужащего на основе учета религиозного сознания верующих военнослужащих. Религиозное мировоззрение является самым высоким по содержанию и побудительной силе мотивом деятельности верующего военнослужащего. В нем уже четко разделен мир чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь[6, с. 488]. Сила религиозного потенциала заключена в уверенности военнослужащего в святости воинского долга по защите Отечества и в том, что все, что он делает, не отделяет его от Бога, а приводит к достижению цели жизни на земле. На основании этого для реализации рассматриваемого потенциала в воспитании военнослужащих важно определить и создать условия «духовного резонанса» религиозной мотивационной системы военнослужащего и решения боевых, служебных задач.

Религиозное сознание является глубоко личностным, определяющим внутренний мир военнослужащего, его убеждения, идеалы и ценности. Формирование и развитие религиозного мировоззрения является личным делом каждого военнослужащего и важно, чтобы оно осуществлялось сознательно без какого-либо принуждения, так как военнослужащий свободен в отношении к религии, это определено Конституцией Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В содержательном планереализация потенциала религии в вос-

питании военнослужащих, осуществляется по следующим основным направлениям:

- реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести;

- духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей военным священником или посредством взаимодействия с представителями других религиозных объединений;

- участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;

- патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религиозных объединений в становлении и развитии России и её Вооружённых Сил;

- участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

- профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;

- психологическая реабилитация раненных воинов военным священником или представителями других религиозных объединений;

- формирование морально-психологической устойчивости, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;

- воспитание религиозной толерантности и веротерпимости у военнослужащих воинской части.

Каждому компоненту, составляющему содержание реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих, соответствует определенная функция религии, которая реализуется посредством конкретной задачи. При этом к числу наиболее значимых функций религии относятся: функция удовлетворения религиозных потребностей верующих людей, мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая функции [5, с. 48.]. Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Эту функцию религия выполняет, обеспечивая их связь с Богом [3, с.70]. Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Религиозное мировоззрение включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Можно сказать, что религиозное мировоззрение является своеобразной призмой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оценивает все явления, происходящие в нём. Воспитательную функцию религия выполняет, побуждая человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей. Каждая религия имеет определенный механизм контроля над соблюдением верующими предписываемых данной религией норм и правил поведения, а также определенную систему мер поощрений и взысканий по результатам этого контроля. Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, в борьбе со злом, в борьбе с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании верующих людей тезис «Всё по воле Бога». Консолидирующую функцию религия выполняет, создавая единую систему духовных ценностей, которые придают целостность социальному организму и противодействуют разобщению людей. Тестирующую функцию религия выполняет, поскольку принадлежность к той или иной религии обусловливает наличие у сторонника этой религии определённых социальных, в том числе моральных, качеств, которые соответствующим образом оцениваются в данном обществе. Педагогическая практика свидетельствует, что все вышеперечисленные функции исследуемого процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и их осуществление в воспитании военнослужащих является его основой. Однако религиозное состояние определяет степень успешности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

Рассматривая реализацию потенциала религии в воспитании военнослужащих, важно уделить внимание результатам рассматриваемого педагогического процесса. Им является повышение эффективности воспитания военнослужащих на основе взаимодей-

ствия с религиозными объединениями и учета особенностей верующих военнослужащих. Результат проявляется в индивидуальных и коллективных показателях. К индивидуальным показателям относятся: развитие у военнослужащих качеств и отношений граж-данина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности на основе религиозного мировоззрения, проявляющиеся в отношении, морально-психологическом состоянии, общении. К коллективным показателям - сплоченность воинских коллективов, укрепление воинской дисциплины, увеличение числа военнослужащих активно занимающихся самосовершенствованием.

Задачи процесса реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих позволяют определить его основные особенности. К ним относятся:

- неразрывная связь реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих с уровнем религиозности, степенью религиозности и характером религиозности;

- дифференцированость в определении форм, методов, средств и способов реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих в зависимости от категории военнослужащих;

- неразрывная связь реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих от взаимодействием с религиозными объединениями.

Исследование результатов реализации потенциала религии в

воспитании военнослужащих позволяет определять его эффективность и заниматься оптимизацией, внося в него коррективы.

Таким образом, знание теоретических основ реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих позволит осознано использовать их в воспитании военнослужащих Российской Федерации.

Литература:

1. В Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими // http://www.newsrn.com/religy/16apr2010/ minoborony.html.

2. Действовать активнее // http://kapellan.ru/dejstvovat-aktivnee/

3. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: дис. ... д-ра филос. наук.- М.: ВУ, 2000.

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации №70 от 11.03.2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=EXP;n=526227

5. Религиоведение: Учеб.пособие. / Под ред. П.В. Петрия -М.: ВУ, 2008.

6. Современный философский словарь / Под обшей ред. В.Е-. Кемерова — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.

БЮДЖЕТНЫЙ МАНЕВР, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О БЮДЖЕТИРОВАНИИ ОРИЕНТИРОВАННОМ НА РЕЗУЛЬТАТ

Ломакина Е.В., начальник отдела УФНС России по Алтайскому краю, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

В статье ставиться задача рассмотреть методику эффективного бюджетирования расходов государственного (регионального) бюджетов Российской федерации, с использованием лучших мировых практик бюджетирования ориентированного на результат (БОР). Выявлена и обоснована необходимость использования аудита эффективности бюджетных расходов с использованием методики БОР. Перечислены основные функций БОР его цели, принципы, важность их соблюдения при организации процесса бюджетирования. Проведен сравнительный анализ различных методик, в том числе на основе использования экономического анализа.

Ключевые слова: бюджет, расходы, экономика, бюджетная политика, бюджетный маневр,анализ, эффективность, бюджетирование ориентированное на результат, методика,аудит, государственные( муниципальные ) услуги.

BUDGETARY MANEUVER OR AGAIN ON BUDGETING FOR RESULTS

Lomakina E., Head of the Federal Tax Service of Russia for the Altai Territory, the adviser of the Russin Federation Civil Service Class 3

The article sets the task to review the methodology of effective budgeting expenditure of the state (regional) budgets of the Russian Federation, with the world’s best practices Based Budgeting (RBB). Identified and justified the need for a performance audit of budget expenditures using the technique of RBB. Are the main features of BOR its purpose, principles, the importance of compliance with the organization of the budgeting process. A comparative analysis of different methods, including through the use of economic analysis.

Keywords: budget, spending, the economy, fiscal policy, budgetary maneuver, analysis, efficiency, results-oriented budgeting, methodology, auditing, government (municipal) services.

В условиях интеграции Российской экономики в мировое экономическое пространство, необходимости поддержания политики сбалансированности государственных и региональных бюджетов все чаще ищут эффективные инструменты бюджетной политики, инновационные способы финансирования расходов бюджета. Идет интенсивный поиск инструментов для осуществления бюджетного маневра. Основные направления экономической и бюджетной политики России обозначены Президентом РФ в Указе от 07.05.2012 №596. Очевидно, что для исполнения государственных целевых программ помимо налоговых и нефтегазовых доходов необходимы еще эффективные методы бюджетирования расходов.

Один из таких методов управления государственными расходами является метод бюджетирования ориентированного на результат.

Бюджетирование с элементами ориентированности на конечный результат в органах власти зародилось в XX века и с тех пор приобрело широкую популярность во многих странах мира. Само понятие бюджетирования, ориентированного на результат, постоянно эволюционирует, и международная практика характеризуется многообразием форм его применения.

Понятие бюджетирования ориентированного на результат (БОР)- это прежде всего эффективное управление государственными расходами.

Это важная часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением.. Внедрение во многих странах бюджетирования, ориентированное на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняет в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

Цель процесса бюджетирования ориентированного на результат - это сбалансированность государственного (регионального) бюджета за счет выработки и принятия управленческих решений в области расходов бюджета.

Исходя из определения и целей БОР выделяют его основные функции:

1) управленческая функция - это планирование, учет и контроль за расходами бюджета;

2) регулирующая функция - включает в себя разработку мер бюджетного регулирования и концепции эффективной экономики региона для выравнивания макроэкономической ситуации в экономике в период колебаний циклов. Реализуется по средствам подготовки законов по целевому финансированию, перераспределению между уровнями бюджетной системы субъектов и муниципалитетов расходов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.