Научная статья на тему 'Роль духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в системе школьного и вузовского образования'

Роль духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в системе школьного и вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТЕМАТИКА / ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ПРОБЛЕМА / SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL / EDUCATION / LITERATURE / LITERARY HERITAGE / VERBAL CREATIVITY / SUBJECT / IDEOLOGICAL CONTENTS / PROBLEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макушкин Виктор Миронович, Никерова Наталья Викторовна

Статья посвящена изучению роли духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в процессе образования и воспитания современного поколения школьников и студентов. Рассмотрены проблемы, связанные с воплощением духовного потенциала фольклора, русской и мордовской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макушкин Виктор Миронович, Никерова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Spiritual and Moral Potential of the Russian and Mordovian Literature in the System of High and Higher School Education

The article is devoted to studying the role of spiritual and moral potential of the Russian and Mordovian literature in the course of upbringing and education of modern generation of schoolchildren and students. The problems connected with the embodiment of spiritual potential of folklore, the Russian and Mordovian literature are considered in the article as well.

Текст научной работы на тему «Роль духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в системе школьного и вузовского образования»

УДК 378:37.034:821.161.1.09:821.511.152 ББК 82.0

Макушкин Виктор Миронович

доктор филологических наук, профессор

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Никерова Наталья Викторовна кандидат филологических наук кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Makushkin Viktor Mironovich Doctor of Philology,

Professor

Chair of Literature and Teaching Methods of Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk Nikerova Natalia Viktorovna Candidate of Philology Chair of Literature and Teaching Methods of Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk natalevstifee@yandex.ru Роль духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в системе школьного и вузовского образования1 Role of Spiritual and Moral Potential of the Russian and Mordovian Literature in the System of High and Higher School Education Статья посвящена изучению роли духовно-нравственного потенциала русской и мордовской литературы в процессе образования и воспитания современного поколения школьников и студентов. Рассмотрены проблемы, связанные с воплощением духовного потенциала фольклора, русской и мордовской литературы.

The article is devoted to studying the role of spiritual and moral potential of the Russian and Mordovian literature in the course of upbringing and education of modern generation of schoolchildren and students. The problems connected with the em-

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).

bodiment of spiritual potential of folklore, the Russian and Mordovian literature are considered in the article as well.

Ключевые слова: духовно-нравственный потенциал, образование, литература, литературное наследие, словесное творчество, тематика, идейное содержание, проблема.

Key words: spiritual and moral potential, education, literature, literary heritage, verbal creativity, subject, ideological contents, problem.

ХХ! век поставил вопросы о сохранении и преумножении гуманистического потенциала многонационального и многоконфессионального народа России. В связи с этим первостепенный смысл приобрел разговор о духовной и нравственной силе слова, способного влиять на умы и сердца молодого поколения.

Нравственный компонент сознания не заложен в человеке изначально с момента рождения, он является продуктом продолжительной деятельности родителей и общества, опирающегося на культуру народа независимо от его национальности. Поэтому сейчас наиболее значимым и актуальным становится вопрос о роли духовно-нравственного потенциала русской и национальной литературы в системе школьного и вузовского образования. Эпоха государственных перемен выдвинула на первый план материальные блага, оставляя без внимания ценность моральных и культурных традиций предыдущих поколений. Эта неравноценная замена привела к изменению привычных норм существования и к девальвации подлинных жизненных ориентиров. Поняв и оценив масштабность моральных и нравственных потерь, педагоги, исследователи, представители культуры, общественные деятели говорят и пишут о необходимости пробуждения духовно-исторической памяти.

Современное человечество вновь обращается к поискам вечных истин, к истокам подлинных моральных и эстетических идеалов в хаосе окружающей действительности и эфемерных ценностей, навязываемых условиями существования и средствами массовой информации. В сложившейся ситуации неким «спасительным ковчегом», на наш взгляд, может выступить вдумчивое и рассудительное обращение к литературному потенциалу России. Именно литература

испокон веков не только статистически отражала рождение нового мира, но и

72

принимала активное участие в его становлении, тем самым формируя и воспитывая на примере лучших своих произведений внутреннюю среду разносторонней личности. Наиболее продуктивно это можно сделать, на наш взгляд, с помощью обращения как к великому наследию литературной классики, так и лучшим образцам мордовской литературы. Частично сравнительносопоставительный аспект разработан в трудах Л. П. Водясовой, Е.А. Жиндее-вой, Н.А. Налдеевой, Л. А Сериковой, Т. В. Уткиной и др.

Духовный потенциал словесного творчества обладает убедительной мощью на всех этапах его развития, от эволюции устного народного поэтического творчества до литературы. Богатейшее наследие устно-поэтического творчества мордовского народа свидетельствует о том, что с его помощью с раннего детства у ребенка воспитываются чувства красоты родного языка, доброты и справедливости, любви и уважения по отношению к родным и близким, почитания старших в роду. Нравоучительные функции с вкраплением понятий о добре и зле содержат в себе уже колыбельные песни. В дальнейшем, по мере взросления, расширяется тематика, идейное содержание поэтических произведений. На смену колыбельным песням приходят пословицы и поговорки, семейнообрядовые песни, отражающие усложненные составляющие моральных и нравственных устремлений. «Ве куросо ве раськень пангт понгонить (касыть)» («В одной грибнице одной породы грибы растут»), «Кодама родоц, стама одоц» («Каков род, таково и потомство»), «Се а цера, кона тетянзо-аванзо стувтынзэ» («Тот не сын, кто забыл своих родителей») [5, С.74].

Обращаясь к рассмотрению темы нравственных устоев в прозе современных писателей Мордовии, целесообразно и логически оправдано учитывать те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении всего XX века. Окружающая действительность и трансформации, происходящие в ее пределах, представляют собой достоверный источник жизненных впечатлений писателей, что в полной мере получает свою реализацию в литературных произведениях.

Историческая модификация брака в равноправный союз мужчин и женщин с превалированием нравственной основы во взаимоотношениях между супругами закономерно обусловила кардинальный пересмотр структуры и уклада внутрисемейных отношений, что не преминуло сказаться на избрании тем повествования и их авторской реализации художниками слова. Мордовские писатели (М. И. Дерябин, В. Д. Еремкин, В. А. Кижняев, Н. С. Рузанкина, Е. С. Конкина, Г. Н. Петелин и др.) подчеркивают невозможность сохранения без существенных потерь вечных нравственных и моральных ценностей в урбанизированной и обезличенной среде города. Истинное счастье и душевное равновесие, по их мнению, человек, взращенный в атмосфере семьи, способен постичь только в неразрывной связи с родной природой, в труде на благо общества, в гармоничных отношениях с самим собой и окружающими.

Писатели Мордовии в своем творчестве активно обращаются к остроактуальной социально-нравственной проблеме «отцов и детей», затрагивая в произведениях наболевшие грани этих непростых отношений. Для многонациональной российской литературы ребенок всегда был символом чистоты, света, надежды, образ дитя ассоциировался с ангелоподобным безгрешным обликом. С ним исконно связаны планы и надежды на будущее. Но с изменением мира взрослых меняется и облик ребенка-подростка. Разновозрастные герои повестей Ф. К. Андрианова и Н. Я. Тремасова обладают набором явных изъянов общества (воровство, грабеж, пристрастие к алкоголю, разгульный и паразитический образ жизни). Особо ярко русскоязычными авторами изображается безответственность родителей по отношению к воспитанию детей. Отмечается тот факт, что деградация семьи неизменно исходит от падения общественного института государства, когда социально благополучные родители считают наиважнейшей задачей обеспечение материального достатка и нередко забывают о наиболее значимом факторе формирования личности, а именно, духовной и нравственной составляющей полноценного развития личности ребенка.

Проблема духовно-нравственного потенциала - это проблема традиций, которые воплотили писатели русской и национальной литературы в процессе

литературного развития, традиций, которые сохраняют свою актуальность до сих пор, влияют на умы и сердца учеников, студентов, снабжают их точными критериями понимания эстетики прекрасного, наделяют понятием об этических закономерностях.

Библиографический список

1. Водясова, Л. П. Концепты традиционности образа народа в творчестве мордовских писателей конца XIX - начала ХХ века / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №2. - С.89-92.

2. Жиндеева, Е.А. Особенности лигвокультурологического фона романа А. Я. Доро-гойченко «Большая Каменка» / Е. А. Жиндеева, А. И. Брыжинский, Н. В. Чушникова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №2. - С.85-89.

3. Налдеева, О. И. Типологическое и национально-обусловленное в становлении и развитии мордовской поэмы / О. И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 4 (12). - С. 101-104.

4. Серикова, Л. А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона / Л. А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4 (8). - С. 50-52.

5. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 8 т. Т.4. Кн.1. Пословицы, присловья и поговорки / под ред. Э. В. Померанцевой, Л. С. Кавтаськина. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 1967. - 376 с.

6. Уткина, Т. В. Сопряженное изучение литератур в аспекте гуманитарных технологий / Т. В. Уткина // Гуманитарное образование и наука. - 2011. - №3 (7). - С.81-84.

Bibliography

1. Naldeeva, O.I. Typological and National in Formation and Development of the Mordovian Poem /O. I .Naldeeva // Humanities and Education. - 2012 . - No. 4 (12). - P. 101-104.

2. Oral and Poetic Creativity of the Mordovian People: In 8 V. - V.4. Book 1. Proverbs, Bywords and Sayings / Under the Editorship of E.V.Pomerantseva, L. S. Kavtaskina. - Saransk: Mordovian Book Publishing House, 1967. - 376 p.

3. Serikov, L.A. Organization of Spiritual and Moral Education of School Students in Polycultural Educational Space of the Region / L. A.Serikov // Humanities and Education. - 2011 . - No. 4 (8). - P. 50-52.

4. Utkina, T. V. Conjugate Study of Literatures in the Aspect of Humanitarian Technologies / T. V. Utkina // Humanities and Science. -2011. - No. 3 (7). - P. 81-84.

5. Vodyasova, l. P. Concept of the People Image Conventionalism in the Works by the Mordovian Writers of the Late 19th - Early 20th Century / l. P. Vodyasova, T. V. Utkin // Humanities and Education. - 2012. - №2. - P. 89-92.

6. Zhindeeva, E.A. Peculiarities of Linguoculturological Background in the Novel “The Big Kamenka” by A. Yu. Dorogoychenko / E. A. Zhindeeva, A.I.Bryzhinsky, N. V. Chushnikova // Humanities and Education. - 2012. - №2. - P. 85-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.