УДК 821. 511. 152 ББК 83.3 (2р-6МО)
Кубанцев Трофим Иванович
доктор филологических наук, доцент
кафедра финно-угорской литературы Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск Кулебякина Елена Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент
кафедры методики начального образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Маскаева Светлана Николаевна кандидат филологических наук, доцент
кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Kubantsev Trofim Ivanovich Doctor of Philology,
Assistant Professor Chair of Finno-Ugric Literature Mordovian State University named after N. Р. Ogarev
Saransk
Kulebyakina Elena Anatolyevna
Candidate of Philology,
Assistant Professor Chair of Primary Education Teaching Methods Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Maskaeva Svetlana Nikolaevna
Candidate of Philology,
Assistant Professor Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk [email protected] Лиризм как универсальная доминанта современной мордовской повести 1 Lyricism As a Universal Dominant of Modern Mordovian Novels
1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).
В данной статье объектом исследования является лиризм как существенная черта мордовской повести. Особое внимание уделено анализу идейноэстетических позиции ряда современных прозаиков.
The object of study in this article is the lyricism as a significant feature of the Mordovian novels. Special attention is paid to the analysis of the ideological and aesthetic positions of a number of contemporary fiction writers.
Ключевые слова: лиризм, повесть, диалектика, герой, проза, образ-
ность.
Key words: lyricism, novel, dialectics, character, prose, imagery.
Изображение человека, раскрытие смысла его жизни - это центральный
вопрос современной мордовской литературы. Новаторское изображение человека во всей многогранности его социальных и личных проявлений, индивида, стоящего в центре бурных жизненных событий и явлений, стимулирует расширение жанровых возможностей и границ мордовской повести. «Методологические споры по поводу изучения текстов художественных произведений - явление в наше время вполне закономерное. Охват литературы во всей сложности образующих ее элементов, концентрация смысловых отношений между знаком и словом, словом и мыслью, модификация внешнего символико-культурного состояния общества с внутренней прогрессией развития литературы отдельно взятого регионального формирования представляют значительный интерес как для специалистов в области литературоведения, культурологии, регионологии, социологии, психологии и т.п., так и для философской интенции в целом» [3, с.68].
Среди общих критериев, определяющих сущность мордовской повести, наиболее важным являются открытость авторского лирического «я»,
его эмоциональность, взволнованность, острая потребность в читательском сопереживании. Вместе с тем, мы согласны с Л. П. Водясовой и Т.В. Уткиной, утверждающими, что «каждая нация имеет свое мировосприятие и воплощение его в своей особенной, неповторимой проекции, иными словами, имеет свой способ концептуализации» [2, с.89 ]. С таких позиций свойственный современной мордовской повести лирический пафос, на наш взгляд, имеет перспективы для исследовательского интереса.
Лиризм как одна из существенных черт мордовской повести обусловлена характерным для прозы последних десятилетий усилением роли художественного субъективизма. Это значит, что картина мира передается личностное восприятие автора, который весь жизненный поток пускает через себя, «переживает» его. Он стремится открыто и откровенно выразить свои идейно-политические позиции, взгляды и представления о социальноэтических нормах и принципах поведения человека, его высоком предназначении в мире и ответственности перед ним. Сосредотачивает свое внимание автор на мыслях и чувствах своих героев, на диалектике души и объективных основах этой диалектики - социально-исторической и духовно-нравственной жизни народа.
В структуре повести лирического типа возможны ассоциативные временные и пространственные связи, смешение временных планов. Поэтому так часты здесь воспоминания, ретроспекции, экскурсы в вообразимое будущее. Ее структура также в значительной мере определяется функциями авторской точки зрения. Автор, его взгляд на мир, его личностная интонация не только организует сюжет в единое целое, но и обусловливают ритм стилевых пластов произведения, создают их эстетическую гармонию.
Образцами мордовской лирической повести являются такие произведения, как «Ветецесь» («Пятый сын») Г. Пинясова, «Колокольчики мои» Ю. Кузнецова, «Стирень мора» (Девичья песня») В. Радина, «Ломанти эряви кельгома» («Человеку нужна любовь») И. Кудашкина. В удмуртской литературе Г. Красильникова «Остаюсь с тобой», в чувашской Ю. Скворцова «Красный мак» и т.д. [5, с. 45]. Перечисленные повести свидетельствуют о том, что кроме общих типологических признаков, характерных для данной жанровой разновидности, лирическое повествование каждого писателя своеобразно и неповторимо. У каждого из художников слова свое видение мира, своя поэтическая мысль, раскрывающиеся в способах развертывания темы, осмыслении проблемы бытия, формах выражения авторской позиции.
Так, например, тонким лиризмом овеяны повести Ю. Кузнецова «Колокольчики мои», «Подождите ж, быстрые облака...», «Все начинается с дороги». В повести «Колокольчики мои» автор рисует удивительные картины детства. Она начинается с глубоких философских размышлений о прожитой жизни, о родном крае, которому человек на склоне лет не может не сказать последнее «прости». «Целебный воздух», «деревянные дома», «высокие тополя», «бродящие облака», «полевой ветерок» составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. «Отбор лексических единиц, используемых автором в данном текстовом блоке, направлен на раскрытие психологического состояния человека» [4, с.88].
Через мир детства в форме воспоминаний художник живо рисует свой родной край, окружающих его людей, вместе с которыми он провел самую беззаботную пору своей жизни. В повести биографический материал переплавляется в творческом воображении писателя и преобразуется в художественное полотно.
Изумительные картины природы вызывают искренний восторг читателя, который с первых же страниц начинает ощущать себя соучастником происходящих событий и впадает в лирические размышления. Это происходит потому, что автор умеет передать ощущение красоты и силы природы. Эти удивительные мелодии, воспевающие красоту родного края, тесно связаны с жизнью, с детством художника. При помощи художественного слова, богатства изобразительных средств автор подчеркивает, что человек и природа нераздельно связаны между собой. За счет природы человек растет духовно, понимает красоту и вкус жизни.
Любовь к родному краю - это общая черта характера героев всех мордовских повестей. Привлекает в современных повестях подробность и правдивость описаний, художественная деталь, которая у авторов емка и убедительна.
Лиризм как художественный прием является характерным признаком лирической повести, которая как сформировавшаяся жанровая разновидность со своими законами и требованиями обусловливает определенные формы выраже-
ния авторской позиции: динамизм точки зрения автора, ее пространственное и временное перемещение, являющиеся результатом субъективного авторского видения мира, вторжение автора в повествование (то отчетливое, то незримое, раскрывающееся главным образом в подтексте), в сферу внутреннего мира героя, повышенная активность писателя в лирических отступлениях, нередко содержащих в себе глубокие социальные обобщения, прямые авторские монологи, диалоги с героями.
Можно констатировать и факт то, что современный период в мордовских повестях усложняется исследование нравственно-психологического мира героя. Это предполагает наличие сложных форм художественного изображения (ситуация выбора «Жаркое лето» Г. Пинясова, «Командир подземного гарнизона»
А. Соболевского, развитая монологическая или диалогическая форма самораскрытия характера «Последний из Каргужей» Г. Пинясова, «Одуванчики» Н. Мирской, «К своему берегу» В. Мишаниной и т.д.). Авторы все чаще нарушают хронологию сюжетного времени, активно включают в ткань повествования отступления лирического и философского характера.
В мордовских повестях разных по тематике и по своим художественным достоинствам можно выявить одно общее: в них правдиво запечатлены процессы, происходящие в обществе, драматические судьбы людей. И вместе с тем, любое произведение - это «попытка выйти за рамки традиционных идеологических систем и осознать проблемы, возникшие в начале XXI столетия, прежде всего через систему категорий и ценностей, в которых понятие «человек» является центральным» [6, с.54]. Мордовская повесть несет в себе характерные для современной прозы черты: многопроблемность, усиление художественного интереса к психологической сущности героя, его внутренней жизни, гуманистический пафос, лиризм, документальную достоверность. Таким образом, современная мордовская повесть качественно отличается от повести предшествующего периода, а именно - характером решения проблем. Это отличие в какой-то мере обусловлено своеобразием современной эпохи. Речь при этом идет не только о социально-нравственном, но и о художественном качестве произведений.
Библиографический список
1. Алешкин, А. В. Эпос дружбы : Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья [Текст] / А. В. Алёшкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. - 184 с.
2. Водясова, Л. П. Концепты традиционности образа народа в творчестве мордовских писателей конца XIX - начала ХХ веков [Текст] / Л. П. Водясова, Т.
В. Уткина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 89-92.
3. Жиндеева, Е. А. По координатам жизни (Эволюция русскоязычной
прозы Мордовии: монография [Текст] / Е.А. Жиндеева // Мордов.гос.пед.ин-т. -Саранск, 2006.- 168 с.
4. Жиндеева, Е. А. Особенности лингвокультурологического фона романа А. Я. Дорогойченко «Большая Каменка» [Текст] / Е. А. Жиндеева, Н.В. Чушникова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 85-89.
5. Зайцева, Т. И. Лирическая проза в творчестве писателей Урало-Поволжья (1960-1970-е годы) [Текст] / Т. И. Зайцева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 63.
6. Зейналов, Г. Г. Философское значение концепции устойчивого развития [Текст] / Г.Г. Зейналов. - Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №1 (5). - С.51-55.
7.Кузнецов, Ю. Ф. Чистые ключи: повесть, новеллы, рассказы [Текст] / Ю. Ф. Кузнецов. - Саранск : Мордов. кн. изд-сь, 1969. - 80 с.
Bibliography
1. Aleshkin, A. V. Epic Friendship Poem: Typology of Genre in the Literature of the Volga Region Peoples [Text] / A. V. Aleshkin. - Saransk: Mordov. Book Publishing House, 1985. - 184 p.
2. Kuznetsov, Yu. F. Clear Wells: Narrative, Novellas, Short Stories / Yu. F. Kuznetsov. - Saransk: Mordov. Book Publishing House, 1969. - 80 p.
3. Vodyasova, L. P. Concepts of the People’ Image Traditionality in the Works by the Mordovian Writers of the End of XIX - Beginning of XX Centuries / L. P. Vodyasova, T. V. Utkina // Humanities and Education. - 2012. - No. 2 (10). - P. 89-92.
4. Zaytseva, T. I. Lyrical Prose in the Works of the Ural and Volga Region Writers (1960-1970) [Text] / T. I. Zaytseva // Humanities and Education. - 2012. - № 1 (9). - P. 63.
5. Zeynalov, G. G. Philosophical Meaning of the Concept of Sustainable Development [Text] / G.G. Zeynalov. - Humanities and Education. - 2011. - No. 1 (5). -P. 51-55.
6. Zhindeeva, E. A. Evolution of Life in the Russian Language Prose of Mordovia: Monograph [Text] / E.A. Zhindeeva // Mordov. State Pedagogical Institute. -Saransk, 2006. -168 p.
7. Zhindeeva, E. A. Linguocultorological Background Peculiarities of the Novel “Great Kamenka” by I. Dorogoychenko / E. A. Zhindeeva, N.V. Chushnikova // Humanities and Education. -2012. - No. 2 (10). - P. 85-89.