УДК 39 = 511. 152 ББК 63.5 (2 р - 6 Мо)
Салаева Мария Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск Салаева Татьяна Александровна аспирант кафедра всеобщей истории Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск Шаронова Елена Александровна доктор филологических наук, профессор
кафедра русской и зарубежной литературы Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск Salayeva Maria Nikolaevna Candidate of Philology,
Assistant Professor Chair of Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Salayeva Tatyana Aleksandrovna Applicant for a Degree Chair of General History Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Sharonova Elena Aleksandrovna Doctor of Philology,
Professor
Chair of the Russian and Foreign Literature Mordovian State University named after N. Р. Ogarev
Saransk
Пространство и время в семейно-родовых обрядах и песнях мордвы Space and Time in the Family and Ancestral Ceremonies and Songs of
Mordovians1
1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В статье рассматривается роль пространства и времени в семейно-родовых обрядах и песнях мордвы. Особенности развития семейно-родовых отношений раскрываются на основе анализа этнографических материалов и произведений устно-поэтического творчества.
The role of space and time in the family and ancestral ceremonies and songs of the Mordovians are considered in the article. The paper presents the analysis of ethnographical sources and works of the oral poetry which help to reveal peculiarities of the family and ancestral relations.
Ключевые слова: пространство, время, род, культура, традиция, обряд, песня.
Key words: space, time, family, culture, tradition, ceremony, song.
Пространство, как нечто абстрактное, одна из форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. В восприятии же художественного пространства является основным гармоничное равновесие соподчиненных частей и наличие эстетической ценности. К рассмотрению пространства художественного произведения на материале различного тестового материала обращались и другие наши коллеги [1,2,4,5,6].
В мордовском фольклоре каждое рассмотренное состояние, статическое и динамическое, соответственно, активное и пассивное, указывают на положение героя в составе семьи, рода, села, и в целом - космоса. В принципах размещения героя в пространстве можно установить своеобразную закономерность. Герои, чаще девушки, чем юноши, находятся в строго замкнутом, ограниченном пространстве, очерченном пределами жилищ. Другие герои действуют в открытом пространстве, за пределами жилых помещений. Понятия пространства и времени как бы накладываются друг на друга. Так, если в песне речь идет о доме, то при этом дом может быть старым - «ташто, сире», в нем живут родители или сирота, вдова и домом новым - «од», где живет невеста, жених, богатый человек.
Дом - определение места действия. Понятие времени отражается в эпитетах. «Ташто» - старый дом, то есть дом предков, прародителей. В этом его ос-вященность, божественность, праведность. «Од» - новый дом, дом молодых, дом новой жизни, нового времени. Само понятие «старый» ассоциируется с обветшалостью, разрушением, смертью, а «од» символизирует возрождение, обновление жизни. Внутри самого дома выделяются две половины: передняя и
задняя избы - «икельце кудо» и «удалце кудо». В задней располагалась печь, передняя иногда называлась «горницей», «светлицей».
Часто героиня изображается не в доме, а в амбаре. Она лежит на лавке, покрытая шубой из шкур зайца, волка или медведя «офта», «бодяй», «атя», что переводится как «медведь», «предок», «дед», «старик». Этими шубами, тулупами девушка накрыта, несмотря на то что она прядет, вышивает. Под головой у нее подушки из пуха, лежит она на толстой в «вышину трех, пяти, семи бревен перине». Именно в таком строго определенном месте, у открытого края верхнего окошечка («вере вальма») девушки лежат, спят, вышивают подарки, мечтают о женихах, гадают, видят сны.
Считалось, что сооружение внутри огороженного двора имеет своего покровителя, наставника, бога или духа и в центрах-серединах - ритуальную площадку для принесения жертв и молений (у окна, на столе, в центре дома, у порога, печки). В доме центр находится под матицей, и сваты в доме девицы обязательно садились под матицу (место пребывания домашнего бога), вызывая его благорасположение к себе. Различное местопребывание героев в пространстве определяло их судьбы. Так, если девушка находилась в левом углу дома, у окна, двери, то в этом доме она была лишней и скоро должна была его покинуть, причем «незаконно», без благословения родителей выйти замуж. Если же девушка сидела в центре дома, то это предвещало ее брак по «закону», с согласия не только родных, но и высших покровителей рода. Вообще положение в центре чего-либо считалось преимущественным. Если герой находился на улице и подкрадывался к окнам, тайком высматривая себе невесту, его положение было «незаконным»; наиболее правильным, «законным» было положение среди людей и в центре мордовского мифологического мира, на горе, возвышенности.
Герои мордовских песен отмечены особым расположением высших сил: солнце «всходит» и «заходит» над ними, луна светит им, звезды над ними мерцают. Сами герои всем обликом, одеждой, украшениями стараются походить на «высшие» силы космоса и поддерживать с этими силами постоянную связь. Именно для этого герои песен принимают различные позы, сходные с позами бо-
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
гов. Необыкновенные черты облика и характера персонажей, их несомненная зависимость от высших сил позволяет утверждать, что они включены в особое, не-расчлененное, сакральное время и пространство. Божества-покровители, с которыми связаны герои, являются либо в человеческом, либо в животном обличье. Так, Юрт-ава (покровительница дома) имеет вид маленького человечка, предсказывающего несчастья, или облик кошки, зайца, змеи. Герой песни, которому покровительствует такое божество, после смерти тоже принимает новый облик -зверя, растения, птицы. Его связи с обществом людей разрушаются. Вышесказанное дает возможность провести параллель между необычным героем и божеством. Находясь в культовых, ритуальных центрах, герои были под защитой их хозяев-богов. Особенно ярко это иллюстрируют свадебные обычаи. Обращаясь к Кардо-сярко - хранителю двора, приглашали его через открытые ворота: «Если ты лежишь, то садись, если сидишь, встань на свои ноги, надень ризы свои на себя, набрось крест свой на шею, возьми в руки кадило свое. Ризою своею покрой нас, крестом своим огради, кадилом своим окури» [3, с.78].
Из вышесказанного следует, что в культуре эрзи и мокши «дом» воспринимается как модель мироздания, символ порядка, космического ритма и равновесия, символизирует постоянство, убежище. В фольклорных произведениях понятие «дом» включает в себя мифологические представления, философское видение дома, прямые номинации объекта реальной действительности. «Кудо» («дом») - это сосредоточие духовности, традиций, особого патриархального уклада жизни, который является основой человеческого бытия. Таким образом, как в древнем эпосе, так и в мифологии и в лирике мордвы пространство и время слиты. Народное мировосприятие считало мир нерасчлененным. Любовные, семейно-обрядовые песни можно назвать зашифрованным ключом для понятия структуры мира, а сам мир - кодом зашифровки песен.
Библиографический список
1. Водясова, Л. П. Метафорическое представление концептов «жизнь» и «смерть» в мордовских, русском и английском языках / Л.П. Водясова / Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №1 (5). - С.61-64.
2. Жиндеева, Е. А. Миф о советской эпохе в исполнении Вен. Ерофеева и
219
М. Елизарова : опыт сравнительно-сопоставительного анализа двух произведений / Е. А. Жиндеева, Н. А. Дергунова // Гуманитарные науки и образование. -
2011. - № 1 (5). - С. 64-70.
3. Мордовская свадьба / сост. М. Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во,
2012. - 280 с.
4. Налдеева, О. И. Хронотоп и его художественная организация в жанре поэмы авторов Мордовии / О. И. Налдеева // Казанская наука. - № 11. - 2012. -С.222-226.
5. Рогачев В.И. Духовная культура мордвы-каратаев. Обряды и фольклор: свадебные причитания //Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №2. -С.80-82.
6. Степин, С. Н. Основные тенденции развития в современной поэзии Мордовии (жанровый аспект) : монография [Текст] / С. Н. Степин ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 172 с.
Bibliography
1. Mordovian Wedding / M. E. Evsevyev. - Saransk: Mordov. Publishing House, 2012. - 280 p.
2. Naldeeva, O. I. Chronotop and Its Art Organization in Poem Genre / О.1. Naldeeva // Kazan Science. - No. 11. - 2012. - P. 222-226.
3. Rogachev, V. I. Spiritual Culture of the Mordovians. Rituals and Folklore: Wedding // Humanities and Education. 2012. - №2. - P. 80-82.
4. Stepin, S. N. Major Trends in Contemporary Poetry of Mordovia (Genre Aspect): Monograph [Text] / S. N. Stepin. - Mordovian State. Ped. Inst. - Saransk,
2013. - 172 p.
5. Vodyasova, L. P. Metaphorical Representation of "Life" and "Death" Concepts in Russian, Mordovian and English / L.P. Vodyasova / Humanities and Education. -2011. - No. 1 (5). - P. 61-64.
6. Zhindeeva, E. A. Myth About the Soviet Era by V. Erofeev and M. Elizarov: The Experience of Comparative Analysis of the Two Works / E.A. Zhindeeva, N.A. Dergunova // Humanities and Education. -2011. - № 1 (5). - P. 6470.