Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в развитии человеческого капитала при введении профессиональных стандартов в организациях региона'

Роль дополнительного профессионального образования в развитии человеческого капитала при введении профессиональных стандартов в организациях региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ РЕГИОНА / ОПРОС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Корешева Светлана Георгиевна

Статья посвящена вопросам изучения реализации кадровой политики в организациях различных форм собственности в условиях кризиса. Взаимодействие и сотрудничество управленческого персонала организаций реального сектора экономики и образовательных организаций через систему дополнительного образования позволяет управлять человеческим капиталом на уровне одного предприятия и на уровне региона. В процессе применения нового вида документов о регулировании трудовых отношений профессиональных стандартов в организациях и, соответственно, добавления новых требований к работе кадровых служб с различными категориями работников и лиц, ищущих работу, и опытные работники отраслевых отделов, и молодые выпускники пока не имеют необходимых навыков. Для целей исследования был проведен опрос специалистов организаций социальной сферы, выявлены основные проблемы образовательного уровня, квалификации работников и трудовых обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Корешева Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Additional Professional Education in Human Capital Development with the Introduction of Professional Standards in Regional Organizations

The article discusses the issues of studying the implementation of the personnel policy in organizations of various forms of ownership under the crisis conditions. The interaction and cooperation of administrative personnel of organizations in the real sector of economy and educational institutions through the system of additional education allows operating the human capital both at the level of one enterprise and at the level of the entire region. When applying new documents regulating the labor relations, these are professional standards, in organizations, which, respectively, adds new requirements to work of HR departments with various categories of workers and persons looking for work, we see that both skilled employees of branch departments and young graduates have no necessary skills yet. For objectives of the research, a survey of employers and specialists of organizations in the social sphere was conducted, the main problems of the educational level, qualification of workers, and labor duties were revealed.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в развитии человеческого капитала при введении профессиональных стандартов в организациях региона»

УДК 331.1

Н.Я. Гарафутдинова1, С.Г. Корешева2

Роль дополнительного профессионального образования

в развитии человеческого капитала при введении профессиональных стандартов в организациях региона

1ИЭОПП СО РАН, г. Омск, Россия 2Северо-Западныйучебный центр, г. Омск, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения реализации кадровой политики в организациях различных форм собственности в условиях кризиса. Взаимодействие и сотрудничество управленческого персонала организаций реального сектора экономики и образовательных организаций через систему дополнительного образования позволяет управлять человеческим капиталом на уровне одного предприятия и на уровне региона. В процессе применения нового вида документов о регулировании трудовых отношений - профессиональных стандартов в организациях и, соответственно, добавления новых требований к работе кадровых служб с различными категориями работников и лиц, ищущих работу, и опытные работники отраслевых отделов, и молодые выпускники пока не имеют необходимых навыков. Для целей исследования был проведен опрос специалистов организаций социальной сферы, выявлены основные проблемы образовательного уровня, квалификации работников и трудовых обязанностей.

Ключевые слова: социальная сфера деятельности, дополнительное образование детей, профессиональный стандарт, трудовые функции, социальная потребность региона, опрос, дополнительное профессиональное образование.

N.I. Garafutdinova1, S.G. Koresheva2

The Role of Additional Professional Education in Human Capital Development with the Introduction of Professional Standards in Regional Organizations

1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Omsk, Russia 2Northwest Learning Center, Omsk, Russia

Abstract. The article discusses the issues of studying the implementation of the personnel policy in organizations of various forms of ownership under the crisis conditions. The interaction and cooperation of administrative personnel of organizations in the real sector of economy and educational institutions through the system of additional education allows operating the human capital both at the level of one enterprise and at the level of the entire region. When applying new documents regulating the labor relations, these are professional standards, in organizations, which, respectively, adds new requirements to work of HR departments with various categories of workers and persons looking for work, we see that both skilled employees of branch departments and young graduates have no necessary skills yet. For objectives of the research, a survey of employers and

ГАРАФУТДИНОВА Наталья Яковлевна - кандидат экономических наук, доцент, директор ЦНПО ОмГПУ, Омская экономическая лаборатория ИЭОПП СО РАН, г. Омск, Россия.

E-mail: natali_27omsk@mail.ru

GARAFUTDINOVA Natalia Yakovlevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director, Center for Continuous Professional Training, Omsk State Pedagogical University, Omsk Economic Laboratory, Institute of Economics and Industrial Engineering. Omsk, Russia.

КОРЕШЕВА Светлана Георгиевна - заместитель директора ЧОУ ДПО «Северо-Западный учебный центр», член правления Консорциума МАПДО, г. Омск, Россия.

E-mail: sg2005@bk.ru

KORESHEVA Svetlana Georgievna - Deputy Director, Northwest Learning Center, member of the board, Consortium of Interstate Association of Postgraduate Education. Omsk, Russia.

specialists of organizations in the social sphere was conducted, the main problems of the educational level, qualification of workers, and labor duties were revealed.

Keywords: social sphere activities, additional education of children, professional standard, labor functions, social needs of the region, survey of additional professional education.

Введение

На современном этапе экономического кризиса человеческий фактор превратился, с одной стороны, в решающее условие устойчивой стабилизации экономического развития организаций различных форм собственности, а с другой стороны, имеющийся кадровый голод во многих сферах и отраслях экономической деятельности свидетельствует о процессе сменяемости и оттока кадров, а так же об отсутствии системы адаптации и закрепления на рабочем месте молодых специалистов - выпускников образовательных организаций [1].

Одной из частых причин серьезного оттока и сменяемости кадров является не полное соответствие или полное несоответствие требований рынка труда, в первую очередь, на уровне региона к полученному или уже имеющемуся образованию работников и молодых специалистов данного региона. Решить эту проблему возможно благодаря наличию в существующей на сегодня в Российской Федерации системе образования, которая дает возможность пройти обучение в системе дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки [2].

Актуальность

Положительным и самым значимым моментом для данного способа приобретения необходимых для работников знаний, умений и навыков, а также для потенциальных работников, являющихся ключевым звеном в системе воспроизводства человеческого капитала через систему дополнительного профессионального образования, является возможность работодателям на уровне конкретного региона обращаться в образовательные организации, расположенные в этом же регионе для организации обучения своих сотрудников или молодых специалистов, которые в дальнейшем могут прийти на работу.

Результаты исследования

Результат опроса представителей реального сектора экономики одного из регионов России - Омска и Омской области - показывает, что большинство и работодателей, и молодых специалистов, и лиц, только планирующих открывать свое дело, ориентируются на потребности своего региона в необходимых услугах и работах и, что еще более важно, на те образовательные организации, которые не только расположены в их регионе и соответственно ориентированы на удовлетворение образовательных потребностей рынка труда своего региона, но и могут дать, по их мнению, качественное, в том числе и дополнительное, профессиональное образование.

Еще одним важным фактором, дающим возможность развития человеческого капитала именно в конкретном регионе, является введение в Российской Федерации нового института создания и описания трудовых отношений - профессиональных стандартов [3]. Профессиональный стандарт, являясь во многом рамочным документом, содержит конкретные требования к квалификации, в состав которой входит, в первую очередь, требование к образованию и (или) обучению [4]. При несоответствии данным требованиям в профессиональном стандарте приводится способ получения необходимых знаний, умений и навыков для соответствия требований данного профессионального стандарта в основном без установления жестких рамок, что позволяет образовательной организации составлять дополнительные профессиональные программы на основании требований руководителей организаций и в соответствии с потребностями рынка труда именно конкретного региона и способствовать системе адаптации и закреплению на рабочем месте молодых специалистов - выпускников образовательных организаций, теперь имеющих возможность приобретать необходимые для рабочего места профессиональные компетенции [5].

В данной статье приведены результаты опроса некоторых представителей и работодателей, и потенциальных работников, и уже работающих лиц в Омске и Омской области, проведен-

ного в течение последних полутора лет, в выбранных для настоящего исследования видах профессиональной деятельности, относящихся к социальной сфере и отражающих наиболее общие и отмеченные практически всеми опрошенными факторы, проблемы и предлагаемые пути решения. Сферы профессиональной деятельности опрошенные выбирали сами.

По видам профессиональной деятельности «Образование и наука» и «Социальное обслуживание» всего было опрошено 10 человек. При опросе акцент делался и на региональную специфику - опрашиваемым предлагалось самим сделать выбор профессионального стандарта [6], который потом или будет, или может быть применим в сфере деятельности в регионе их проживания и который наиболее полно соответствует или уже выполняемому роду деятельности, или планируемому именно ими и именно в данном регионе, то есть в Омске и (или) Омской области.

Достаточно большое количество опрошенных планировали или создать детские образовательные организации дополнительного образования, или сделать уже имеющиеся более современными с учетом выбранного ими профессионального стандарта в сфере образования детей. Предпочтение отдавалось такой направленности учреждений, как развитие детей, а также дополнительное образование, что может говорить о недостаточном наличии организаций в сфере дополнительного образования для подрастающего поколения именно в Омске и Омской области и желании работающих в данном регионе взрослых лиц создавать возможность дополнительного образования для развития будущих поколений работников именно в их регионе, тем более, что на протяжении нескольких лет в регионе действуют программы поддержки субъектов малого предпринимательства с социально-ориентированной направленностью и выделяются субсидии на создание и развитие частных детских дошкольных учреждений, в том числе и для лиц с ограниченной дееспособностью. В данном случае можно говорить о планировании развития будущих поколений человеческого капитала для региона Омской области.

Достаточно большое количество опрошенных, более 80%, сознательно пошло на обучение по второму высшему образованию в области менеджмента, куда входит и такая дисциплина, как управление проектом. Обучение проходило в образовательной организации высшего образования педагогической направленности, расположенной на территории города Омска.

Опрошенные после изучения выбранных ими профессиональных стандартов также отмечали, что перед созданием ими на территории их проживания образовательных организаций дополнительного образования для детей необходимо проходить обучение в системе дополнительного профессионального образования для соответствия требованиям, содержащимся в изученных ими профессиональных стандартах.

Приводим более подробные и содержательные ответы работающих магистрантов, которые принимали участие в опросе, в виде таблицы.

Таблица

Результаты опроса представителей реального сектора экономики о роли профессиональных стандартов и ДНО

Область деятельности Нрофесси-ональный стандарт Мнение опрошенных

О выбранной к рассмотрению области деятельности Роль ДНО

Дополнительное образование для детей Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [7] Отмечено, что «специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность, в первую очередь, на усвоение детьми необходимого объема знаний», т.е. акцентируется внимание на том факте, что основная деятельность школы - это обучение по основным программам. Далее следует раскрытие вышеприведенного тезиса, что «у преподавателя физики ... или физкультуры», а также «...и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником» и отмечается, что ликвидировать такой «пробел должна педагогика дополнительного образования». Справедливо отмечен и тот факт, что «дети сами выбирают кружок, секцию или клуб. Там они попадают в комфортную среду развития, в круг общения, который им интересен». И делается вывод, что «разнообразие форм дополнительного образования» позволит выбрать обучающую программу, которая будет «...больше соответствовать интересам ребенка». Опрошенный перечисляет далее возможную направленность таких программ: «спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития», а также «клуб познавательного или научно-исследовательского плана». И в заключении опрошенный делает справедливый вывод, что «педагог дополнительного образования - это специалист», который проводит занятия по различным программам различной направленности «не включенным в обязательную программу обучения». Также делается закономерный вывод, что основная задача педагога дополнительного образования - «раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их». Решение этой задачи будет способствовать более полному развитию будущего поколения человеческого капитала. С целью определения роли ДПО отмечается, что «по рекомендациям Минобрнауки России в таком документе, как «план - график ... по внедрению профессиональных стандартов» предусматриваются следующие шаги: - «определение профессиональных стандартов», которые планируются « к использованию в организации»; - определение «должностей или профессий», которые уже имеются в организации, и по которым необходимо «разработать профессиональные стандарты»; - и сделать самый главный шаг: определить необходимость таких видов обучения как «профессиональная подготовка и / или дополнительное профессиональное образование» для работников, основанный на проведенном «анализе квалификационных требований», содержащихся в « профессиональных стандартах»; а также разработать и далее реализовы-вать план профессиональной подготовки и /или дополнительного профессионального образования работников», учитывая положения профессиональных стандартов.

(Елена Я., магистр группы ЗМс-424, ОмГПУ, факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма, опрос проведен в ноябре 2016 г.)

Детские дошкольные учреждения. Дошкольное образование

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель, учитель)» [8]

«Цели открытия детского сада:

1. Решение проблемы дефицита мест» в таком виде учреждений, как «детские дошкольные учреждения».

2. Повышение качества дошкольного образования.

Срок окупаемости составляет 5 месяцев.

Далее опрошенный отмечает, что «подводя итоги можно отметить, что открытие» такого учреждения, как «собственный детский садик» может являться «вполне перспективным направлением развития бизнеса», которое способно «приносить приличный доход». И делается справедливый вывод, что «... так как данная деятельность связана с воспитанием и содержанием детей», то «уровень ответственности в данной сфере значительно выше, чем во всех других направлениях бизнеса».

Рассмотрен вопрос о виде образования, которое надо иметь для того, чтобы осуществлять «педагогическую деятельность». Опрошенным сделан вывод, что «право на то, чтобы заниматься педагогической деятельностью» есть у тех, кто имеет и определенное профессиональное образование: «среднее профессиональное или высшее образование», а также те, кто занимается педагогической деятельностью, отвечают « квалификационным требованиям», содержащимся в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах».

Приведена часть содержания обобщенной трудовой функции», которая состоит и из: требования к главной составляющей квалификации, а именно «к образованию и обучению», и далее приведен пример применения информации о дополнительном профессиональном образовании, позволяющем в совокупности с имеющимся профессиональным образованием работать в должности «учитель» или «воспитатель»: «дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Данная выдержка из текста профессионального стандарта показывает, что дополнительное профессиональное образование является одним из двух необходимых условий, чтобы можно было осуществлять педагогическую деятельность при отсутствии профильного образования.

(Татьяна И., магистр группы ЗМс-334, ОмГПУ, факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма, опрос проведен в ноябре 2016 г.)

Дошкольное образование

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [8]

В обзоре выбранного опрошенным профессионального стандарта отмечается, что «в последние десять лет» были «кардинальные» изменения в «представлении о многих вещах». Поэтому, идя навстречу родителям, появляются и предложения по предоставлению им различных услуг», таких как «частные детские сады», работающие на коммерческой основе». Далее делается справедливый вывод, что «знать все требования для организации детских садов», а также одновременно отвечать ожиданиям родителей «бывает очень непросто». Опрошенный отмечает, что понятие «частный детский сад», которым пользовались при

Опрошенный отмечает, что есть «необходимость» учесть и то, что при проведении обучения в таких организациях, как «образовательные организации» придется работать, в том числе и с такими детьми, у которых имеются «проблемы в развитии», а также с детьми, имеющими «ограниченные возможности», поэтому им предложено запланировать «рассмотрение такого вопроса, как «введение дополнительных специальностей» в состав структуры образовательной организации, которые будут осуществлять свою деятельность в различных

описании создания учреждения вида «частный детский сад «условно». Имеются в виду ясли, детские сады, сады-школы, которые предоставляют услуги по воспитанию и образованию детей дошкольного и начального школьного возраста. Также опрошенным отмечен серьезный нюанс в вопросе «мотивации создания частного детского сада», а именно то, что если мотивацией явилось «скорое получение прибыли», то «вас может постигнуть разочарование». В ответе разъяснено, что качественный уход за детьми «требует больших затрат». Делается вывод, что «это социальный бизнес». Далее опрошенный обращает внимание и на такой факт, что «нужно приложить немало сил, чтобы ваша образовательная марка стояла в ряду лучших». И что в этом случае это будет способствовать «увеличению количества воспитанников». Справедливо делается вывод, что «обычно в первый год работы трудно выйти на доход», размер которого бы окупил «все ваши вложения». Такой «период может растянуться на 3-5 лет».

Также опрошенный предупреждает, что тому, «кто захочет открыть частный детский сад в России», нужно будет решить несколько проблем, которые опрошенный назвал «основными». А именно: «кадры, помещение и разрешительная документация». По вопросу деловых качеств руководителя такого учреждения отмечено, что «во главе детского сада должен быть настоящий лидер», который одновременно является «и педагогом, и менеджером, обладающим экономическими и правовыми знаниями», а также «силой характера и решительностью».

Описываются требования к набираемым в данное учреждение воспитателям, такие как: «адекватность» и способность к обучению «в соответствии с выбранной руководителем, или образовательной программой, или концепцией». Делается вывод, что «существенно влияют на формирование политики подбора и обучения персонала такие моменты, как «штатное расписание персонала», а также его квалификация, опыт работы и возможность совмещения основной деятельности и различных функциональных обязанностей других должностей. И предлагаются такие шаги по реализации проекта «частный детский сад»: нужно предлагать родителям не только «гибкие программы пребывания», но

детских учреждениях, таких как «дошкольное учреждение общего типа», «массовая школа», и также предлагает ввести такого сотрудника как тьютор, который будет оказывать «индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида». В описании случая применения требований профессионального стандарта сделан вывод, что «профессиональный стандарт педагога является открытым документом», содержание которого может дополняться и расширяться. Также отмечается, что «меняется мир», а также «изменяются дети», и делается вывод, что это «в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». Далее совершенно справедливо отмечается, что нельзя от педагога «требовать то, чему его никто никогда не учил». Поэтому опрошенный делает справедливый и правильный вывод о том, что введение профессионального стандарта педагога обязательно «неизбежно должно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки в высшей школе и переподготовке в центрах повышения квалификации». Также отмечается, что необходимо «учесть различный уровень квалификации педагогов страны» и соответственно предусмотреть «постепенное, поэтапное введение профессионального стандарта педагога» для тех, кто обучает детей, так как необходимо принять во внимание, что «различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность». И делается вывод, что в рамках профессионального стандарта педагога будет правильно предусмотреть особенности региона, то есть «введение региональной и школьной компонент», которые бы учитывали «и региональные особенности (например: «преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе,

и при этом «с различными условиями оплаты», вводить такую востребованную услугу, как «группы выходного дня», а также предлагать дополнительные платные услуги для детей, не посещающих частный детский сад, вести такой вид работы, как консультационная с родителями, организовывать досуго-вые мероприятия как для детей, так и их родителей, то есть для взрослых. И в завершении дается совет, что «ищите идеи, находите их и воплощайте в жизнь».

моноэтнический или полиэтнический состав учащихся») и специфику реализуемых в школе образовательных программ», т.е. вида учреждения (например: математический лицей, инклюзивная школа)». Данные особенности необходимо учесть чтобы осуществить «наполнение региональной и школьной компонентов профессионального стандарта педагога», и опрошенным делается правильный вывод, что это «потребует совокупных творческих усилий» всех участников учебного процесса, а именно: учителей, администрации, общественности из представителей родителей, сообщества экспертов и, самое главное, «должно быть принято и утверждено основываясь на «консенсусе».

(Дарья К., студент группы 324 заочное обучение, ОмГПУ, факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма, опрос проведен в ноябре 2016 г.)

Социальное обслуживание. Область деятельности -занятость населения

Профессиональный стандарт «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» [9]

Вопрос из перечня для опроса о выполняемых трудовых функциях работниками организации, где работает опрошенный, такое ли содержание «трудовых функций, которые выполняют сейчас работники Вашей организации, как написано в этом профессиональном стандарте и если - нет, то чем отличаются выполняемые сейчас трудовые действия (а также наличие необходимых знаний и умений) от написанных в выбранном Вами профессиональном стандарте. Ответ: «Некоторые трудовые функции выполняются», а именно: Трудовая функция, которая нацелена на «организацию профессиональной ориентации, психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда». А также включает в себя и такую составляющую, как деятельность по психологической поддержке безработных граждан. Также выбрана трудовая функция, посвященная организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования тех граждан, которые направляются на обучение на основании направления органов службы занятости. В данную трудовую функцию входят и процедура «организации взаимодействия с образовательными организациями» с целью организации таких видов образования, как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, которые направляются на обучение органом службы занятости.

Вопрос из перечня для опроса: 4. Надо ли, по Вашему мнению, Вам или иным сотрудникам Вашей организации, идти на обучение или переобучение, чтобы соответствовать требованиям по образованию, обучению и требованиям в разделах «Трудовые действия», «Необходимые умения», «Необходимые знания» для работы по выбранной Вами Обобщенной (или нескольким Обобщенным) трудовым функциям. Ответ:

«Обязательно нужно отправлять своих сотрудников организации для получения нужного образования, для повышения квалификации в данной сфере, для того, чтобы узнать на современном уровне о динамики развития актуальных вопросов по ЦЗН, для получения определенных умения в общение с гражданами, с людьми с ограниченными возможностями. Так же работники могут посещать семинары, различные конференции для саморазвития, для получения знаний в области психологии, педагогики, этики, для получения навыков работы со служебной информацией, работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением».

«Организация и контроль за «процессом профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан», которые были направлены на обучение по направлению органов службы занятости. Далее была выбрана трудовая функция, посвященная организации работы подразделения Центра занятости населения и руководства им, которая заключается «в контроле работы по оформлению», а также «в комплектовании и передаче в архив документов подразделения Центра занятости населения». И опрошенный отметил, что можно выбрать и трудовую функцию, посвященную «управлению деятельности Центра занятости населения», в том числе и проведение «планирования и контроля деятельности», а также «управление персоналом», управление процессом «организации ведения финансово-хозяйственной деятельности Центра занятости населения».

(Кристина И., магистр группы ГиМУст.-14, ОмГПУ, Экономический факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, опрос проводился в феврале 2017 г.)

Вывод

Результаты опроса представителей реального сектора экономики, представленные в таблице, о первых шагах по применению профессиональных стандартов позволяют сделать вывод, что в современной системе российского образования повышается роль именно дополнительного образования как отдельного направления, в рамках которого можно решать задачи повышения конкурентоспособности экономики, воспроизводства интеллектуального потенциала общества, обеспечения социальной защищенности граждан [10].

В этом направлении механизм взаимодействия работодателей с образовательными организациями стал выстраиваться в виде единой системы, включающей в себя такие структурные составляющие, как их подразделения, работающие по направлениям дополнительного образования. Также можно отметить, что эффективно функционирующая система дополнительного образования обеспечивает получение новых или дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных, профессиональных компетенций с привлечением к ведению образовательного процесса практиков, что является одним из основных направлений по подготовке кадров для социальной сферы на уровне региона, способных в будущем осуществлять свою деятельность, основанную уже и на применении профессиональных стандартов [11].

Литература

1. Гарафутдинова Н.Я., Крылов А.Н., Корешева С.Г. Проблемные вопросы системы дополнительного образования в связи с переходом на профессиональные стандарты // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - № 1 (22). - С. 110-114.

2. Гарафутдинова Н.Я., Кадровый потенциал и реализация кластерной политики // Кадровик. - 2017. - № 7. - С. 111-120.

3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-Ф3 (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012, «Российская газета», № 283, 07.12.2012.

4. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 665н «О внесении изменений в Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федера-

ции от 12 апреля 2013 г. N 147н». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 09.02.2015.

5. п. 5 ст. 12 и п. 6 ст. 76 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012, «Российская газета», № 303, 31.12.2012.

6. Специализированный сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты». - URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru.

7. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015.

8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного Источник публикации «Российская газета», № 285, 18.12.2013.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2016 г. № 676н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 08.12.16 г.

10. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru; «Российская газета», № 95, 06.05.2015.

11. Крылов А.Н., Крылова И.Ю., Гарафутдинова Н.Я., Корешева С.Г. Применение профессиональных стандартов при формировании кадровой политики и установлении систем оплаты труда // Вопросы дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. - 2016. - № 1 (5). - Режим доступа (01.07.16): http://www.orenipk.ru/nauka/jour/Krilov5-16.pdf

References

1. Garafutdinova N.Ia., Krylov A.N., Koresheva S.G. Problemnye voprosy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniia v sviazi s perekhodom na professional'nye standarty // Sibirskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal. - 2016. - № 1 (22). - S. 110-114.

2. Garafutdinova N.Ia., Kadrovyi potentsial i realizatsiia klasternoi politiki // Kadrovik. - 2017. - № 7. - S. 111-120.

3. Federal'nyi zakon ot 03.12.2012 № 236-FZ (red. ot 02.05.2015) «O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 1 Federal'nogo zakona «O tekhnicheskom regulirovanii». Ofitsial'nyi internetportal pravovoi informatsii http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012, «Rossiiskaia gazeta», № 283, 07.12.2012.

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 29.09.2014 № 665n «O vnesenii izmenenii v Maket professional'nogo standarta, utverzhdennyi prikazom Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 12 aprelia 2013 g. N 147n». Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, № 6, 09.02.2015.

5. p. 5 st. 12 i p. 6 st. 76 Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012, «Rossiiskaia gazeta», № 303, 31.12.2012.

6. Spetsializirovannyi sait Mintruda Rossii «Professional'nye standarty». - URL: http://profstandart. rosmintrud.ru.

7. Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 N 613n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniia detei i vzroslykh». Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http://www. pravo.gov.ru, 28.09.2015.

8. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v sfere doshkol'nogo Istochnik publikatsii «Rossiiskaia gazeta», № 285, 18.12.2013.

9. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 28.11.2016 g. № 676n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist po okazaniiu gosudarstvennykh uslug v oblasti zaniatosti naseleniia». Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoi informatsii 08.12.16 g.

10. Federal'nyi zakon ot 02.05.2015 № 122-FZ «O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks RF i stat'i 11 i 73 FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. - URL: http:// www.pravo.gov.ru; «Rossiiskaia gazeta», № 95, 06.05.2015.

11. Krylov A.N., Krylova I.Iu., Garafutdinova N.Ia., Koresheva S.G. Primenenie professional'nykh standartov pri formirovanii kadrovoi politiki i ustanovlenii sistem oplaty truda // Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs]. - 2016. - № 1 (5). - Rezhim dostupa (01.07.16): http:// www.orenipk.ru/nauka/jour/Krilov5-16.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.