ИННОВАЦИОННАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.0
9
Краснодар, Россия Krasnodar, Russia
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СМЕНЫ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВДЦ «ОРЛЕНОК»)
Грабчук Ксения Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» [email protected]
Аннотация. В статье анализируются возможности детского лагеря при организации отдыха детей с особыми образовательными потребностями. Представлен опыт Всероссийского детского центра «Орленок» по организации инклюзивных смен. Отмечается роль дополнительного образования при организации инклюзивной смены в условиях детского лагеря. В статье представлено описание адаптированных программ дополнительного образования художественной и физкультур-но-спортивной направленности, которые были зации инклюзивной смены в ВДЦ «Орленок».
Ключевые слова: дополнительное образование, адаптированные дополнительные об-щеразвивающие программы, инклюзивная смена, инклюзивный отдых детей, социализация и социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Grabchuk Ksenia Mikhailovna,
PhD, Associate Professor of the Department of Social Work,
Psychology and Pedagogy of Higher Education
Kuban State University
Статья поступила: 10.12.2022;
Принята к публикации: 15.12.2022.
Для цитирования: Грабчук К.М. Роль дополнительного образования в условиях инклюзивной смены (на примере деятельности ВДЦ «Орленок») // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №4. - c. 60-69 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb. ru/#vypuski
разработаны и реализованы при органи-
THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN AN INCLUSIVE SHIFT (EXAMPLE OF ACTIVITIES OF THE RUSSIAN CENTER FOR CHILDREN «ORLENOK»)
Annotation. In the article presents
an
analysis of the possibilities of a children's camp when organizing recreation for children with special educational needs. Presented the experience of the Russian Center for children «Orlyonok» in organizing inclusive shifts. The role of additional education in the organization of an inclusive shift in a children's camp is noted. In the article it is presented the description of the adapted programs of additional education
The article was received: 12/10/2022; Accepted for publication: 12/15/2022;
For citation: Grabchuk K.M. The role of additional education in an inclusive shift (example of activities of the Russian center for children «Orlenok») // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №4. -p. 60-69 - [Electronic resource]. URL: http:// magister-spb.ru/#vypuski
of artistic and physical culture and sports
orientation, which were developed and implemented during the organization of inclusive shift in the Russian Center for children «Orlyonok».
Keywords: additional education, adapted additional general development programs, inclusive shift, inclusive recreation for children, socialization and sociocultural rehabilitation of children with disabilities.
В настоящее время переход к инклюзивному образованию является важнейшим требованием социальной политики Российской Федерации. Реализация практик инклюзивного образования в условиях детского лагеря включена в приоритетные направления развития всероссийских детских центров и детских лагерей.
Детский лагерь обладает особыми потенциальными возможностями в части организации воспитания, развития личности ребенка и его социализации в коллективе сверстников. Это социокультурный институт детства с чрезвычайно эмоциональной средой, обеспечивающей трансляцию ценностей и эффективности процесса организации взаимодействия взрослых и детей, где гармонично соединены отдых, оздоровление и образование. Как в воспитательном учреждении, в детском лагере социализация и воспитание учащихся осуществляется через конструирование особой среды, позволяющей удовлетворить потребности ребенка в свободном общении, досуге и разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности [1,3].
В условиях гуманизации образования каждый ребенок рассматривается как уни-
кальный, неповторимый, имеющий права на особые условия для максимальной самореализации и персональной социализации вне зависимости от состояния здоровья. В связи с этим актуальным является создание комфортной социокультурной среды в рамках организации инклюзивных смен в детском лагере. Конструирование особой среды для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей успешную самореализацию и социализацию, подразумевает обеспечение социально-воспитательных эффектов, эффектов психического (эмоционального, когнитивного и др.) развития; повышение качества воспитательного ресурса образовательной среды и образовательного пространства за счет обновления и расширения форм, методов и технологий работы, эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса; интенсивность деятельности, которая должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребенка; преимущественно субъектно-субъективный характер педагогического взаимодействия.
Детский лагерь является одним из субъектов реабилитационного или коррекцион-
ного процесса. При этом, следует особо обратить внимание на уникальный потенциал данных организаций, включающий в себя: влияние детского временного коллектива, широкий круг общения, как между детьми, так между детьми и взрослыми, среда лагеря, интенсивность деятельности в течение дня (высокая занятость и сменяемость различных дел в течение дня), личностно-ориентиро-
залогом успешной реализации полезного развивающего отдыха для детей.
Интересен опыт организации инклюзивного отдыха Всероссийского детского центра «Орленок», в котором последовательно формируется образовательная среда, призванная обеспечить доступность образовательных ресурсов «Орленка» для
Инклюзивная смена - это всех субъектов образовательного процесса; разра-
ванное воспитание, вов- включение детеИ в различные батываются адаптивные лечение в продуктивную социальные группы и отношения В образовательные про-
и творческую деятель- рамках игровой, образовательной граммы для детей с ОВЗ; ность. Данные возможно- и иноИ пеятепьности модернизируется подго
сти лагеря способствуют
саморазвитию, развитию творческих способностей, жизненных и социальных компетенций детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Главная цель инклюзивного отдыха -стирание границ между обычными и особенными детьми. Инклюзивная смена - это включение детей в различные социальные группы и отношения в рамках игровой, образовательной и иной деятельности. Инклюзивный детский отдых предполагает равнопартнерские отношения в получении качественного, полезного и развивающего отдыха.
Задачами инклюзивного детского отдыха, помимо общего оздоровления детей с ОВЗ, могут быть:
► социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;
► создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников;
► создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми;
► выработка и закрепление у детей навыков бытового самообслуживания;
► формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям.
По своей сути «инклюзивный детский отдых» — универсальный формат отдыха, который, как и универсальный дизайн, предназначен для всех и каждого, что и является
и иной деятельности
товка педагогов с учетом
практик инклюзивного образования во временных детских объединениях. Практически каждая смена в «Орленке» (в течение года таких смен 13, каждая длится 21 день) является инклюзивной, поскольку в каждой есть 1-4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Принципиально важно каждую смену создавать такую образовательную среду в детских лагерях Центра, которая предоставляет безграничные возможности для таких детей, чтобы они были активно вовлечены в деятельность и межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в рамках смены.
Несмотря на то, что Центр принимает детей с особенностями развития начиная с 2018 года, тем не менее уже накоплен опыт организации лагерной смены с участием подростков с ограниченными возможностями здоровья. В лагере реа-
лизуется алгоритм сопровождения таких детей, который предполагает включение вожатых, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре, медиков и административной группы детского лагеря, что позволяет особому ребенку выстроить собственный образовательный маршрут в смене и быть успешным.
В своем опыте Всероссийский детский центр «Орленок» имеет две модели организации лагерной смены с участием подростков с ограниченными возможностями здоровья:
1. специализированная инклюзивная смена (частичная инклюзия), когда участниками являются только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, относящиеся преимущественно к одной нозологической группе - нарушение зрения. В этом случае есть участники, которые требуют постоянного постороннего ухода, поэтому программа смены предусматривает в качестве участников взрослых - сопровождающих родителей или педагогов. Дети взаимодействуют с нормотипичными сверстниками на общих событиях лагеря;
2. инклюзивная смена (полная инклюзия), когда наряду с нормотипичными сверстниками до десяти процентов участников - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. При достаточной степени социализи-рованности и самостоятельности ребенка (отсутствие эмоционально-волевых и вы-
раженных интеллектуальных нарушений, необходимости проживания с родителем или сопровождающим для оказания постоянной помощи в реализации гигиенических процедур и решении бытовых вопросов) возможно проживание 1-3 детей с ОВЗ в отряде со здоровыми детьми того же возраста, то есть участники с ОВЗ включены в общую деятельность, имеют общее бытовое пространство.
Примечателен опыт специализированной инклюзивной смены «Импульс творчества», которая реализуется в Орленке с 2017 года под патронажем Министерства просвещения России. Ежегодно участниками смены становятся до 60 обучающихся в возрасте 11-16 лет с нарушениями зрения. Смена проводится Центром в партнерстве с благотворительным фондом Дианы Гурц-кой помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца», ГБОУ Школа-интернат № 1 имени К. К. Грота (г. Санкт-Петербург). Проект продвигает и технологии инклюзивного образования в условиях детского лагеря. Подростки с ОВЗ, участники проекта, улучшают свои профессиональные навыки работы на сцене; подростки, не имеющие ограничений в развитии, получают важный опыт сотрудничества со сверстниками с ОВЗ. Опыт реализации программы «Импульс творчества» лег в основу создания модельной программы социокультурной реабилитации и развития компетенций детей с нарушением зрения в организациях летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Важнейшим условием для самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья является расширение сферы их самостоятельности, преодоление ими обособленности, вызванная изолированностью от общества нормотипичных сверстников, поскольку они находятся на домашнем обучении, обучаются в специализированных школах или обучаются и проживают в школах-интернатах, психоневрологических интернатах вместе с детьми со схожей нозологией. И даже при
относительно благоприятном онтогенезе (легкая степень выраженности дефекта, относительно сохранные высшие психические функции и эмоционально-волевая регуляция) эти дети практически не имеют опыта взаимодействия с другими сверстниками и взрослыми, их круг общения и возможности для самореализации ограничены, а уровень социализированности снижен.
Проводником в «большой мир» может и должна стать сфера дополнительного образования, которая в отличие от общего, наиболее приспособлена для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:
• меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• практико-ориентированный характер обучения;
• ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;
• возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
• отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с
необходимостью выполнения образовательных стандартов.
В настоящее время дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря рассматривается как приоритетное направление современной политики в сфере образования в Российской Федерации [2]. Осуществление реализации программ дополнительного образования в пространстве детского лагеря позволяет обеспечить инклюзию подростка с ограниченными возможностями здоровья не только в образовательный процесс, но и в межличностное неформальное взаимодействие с нормотипичными сверстниками, не имеющих таких ограничений.
Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (№ 273-Ф3 «Об образовании», ст. 79, ч. 1) [4]. Такая программа подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями или проблемами в здоровье, однако, она не является обособленной и понятна остальным детям, которые не имеют подобных проблем, но тоже осваивают эту же программу в обычном темпе, ритме, на другом уровне сложности. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
В 2022 году коллектив ВДЦ «Орленок» разработал и реализовал адаптирован-
ные дополнительные общеразвивающие программы художественной и физкультур-но-спортивной направленности для подростков с нарушением зрения (слепые и слабовидящие), нарушением слуха (глухие и слабослышащие) и нарушениями интеллектуального развития. Проектирование адаптированных программ выполнялось путем модификации дополнительных обще-развивающих программ художественной направленности «Талантиум» (театрализованная деятельность) и «Творчество без границ» (прикладное и художественное творчество), программы физкультурно-спортив-ной направленности «Орленок-спортсмен».
Раскроем реализацию и содержание данных адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.
«Театральная лаборатория «Талантиум». Для детей, независимо от состояния здоровья, характерна естественная тяга к творческому самовыражению, к игровому освоению мира, общению, искусству, которое имеет большое воспитательное и познавательное значение для ребенка, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. Театральное искусство пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного твор-
чества. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, у таких детей есть психологические проблемы, связанные не только с физическим развитием, но и с эмоциональным интеллектом, неразвитостью коммуникативных умений. Им сложно «войти» в социум без посторонней помощи и поддержки, раскрыть свой внутренний потенциал. Одним из эффективных средств коррекции этих проблем как раз и может стать театральная деятельность. Привлечение детей с ОВЗ к участию в программе будет содействовать развитию у них познавательного интереса к художественному (театральному) творчеству; формированию нравственных основ, а именно представлений о дружбе, добре, красоте человеческих отношений и т.д.; овладению различными способами выражения мыслей, характера, умением передачи чувств, интонации с использованием движений, мимики, жестов; речевому развитию, т.к. в процессе театрализованной игры подросток усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Самое главное в воспитании через театральную деятельность - это развитие у ребенка эмоциональной сферы, его чувств, веры в себя, в свои собственные силы, осознание своей уникальности. Занятие театральным искусством содействует становлению личностного самосознания, формированию культуры чувств, способности к общению, овладению собственным телом, голосом, пластичной выразительностью движений, воспитанию чувство меры и вкуса, необходимых человеку для успеха в любой сфере деятельности.
Программа состоит из инвариантного и вариативных модулей. Инвариантный модуль включает в себя обучающие занятия (интерактивная лекция, практические занятия), которые проводятся для всех детей - участников смены, в рамках которых они
Театральное искусство пробуждает
фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества
знакомятся с видами искусства, историей возникновения и развития театра, историей зарождения русского театра, жанрами и видами театра, актерской системой К.С. Станиславского, а также пробуют себя в актерском и ораторском мастерстве, получают опыт сценического движения. Помимо этого, на занятиях педагог с
процесс. Основная задача - подготовить ребят к участию в спектакле (ином сценическом действии), который является способом творческой самореализации обучающихся, демонстрации ими приобретенных знаний и умений, собственно итогом реализации программы «Театральная лаборатория «Талантиум».
«Творчество без границ». Художественно-творческая деятельность, включающая овладение техниками декоративно-прикладного творчества, создает основу для приобретения опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.
Вовлечение детей в художественную деятельность обладает большими развиваю-
Вовлечение детей в щими и коррекционными
возможностями. На занятиях декоративно-прикладным творчеством
помощью практических
заданий и упражнений художественную деятельность
выявляет способности обладает большими
каждого обучающегося развивающими и коррекционными осуществляется воздей-его возможности, склон- ствие на когнитивную и
эмоционально-волевую
возможностями
ности и интересы.
Вариативные модули предполагают выбор детьми - участниками смены своей роли и направления (актерское, вокальное или хореографическое) в подготовке общего сценического действия (спектакля), который осуществляется с учетом интересов ребенка, его возможностей и рекомендаций педагога. Так, если ребенок испытывает трудности в проявлении и выражении эмоций, он ограничен в движении, у него стойкие нарушения речи и т.д., он может вместе с другими ребятами - актерами стать участником общего театрального действия и выразить себя через те сценические действия, которые ему доступны, в том числе, через танец. На практических занятиях участники знакомятся с предлагаемым произведением для спектакля, его персонажами, обсуждают главный смысл, идею, характер героев; проводятся упражнения на сплочение группы, взаимодействие с партнером; разучиваются роли, вокальные и танцевальные номера; осуществляется репетиционный
сферу, что способствует интеллектуальному развитию ребенка, а именно решению проблем, связанных с неустойчивостью внимания, отставанием в развитии процессов запоминания, сложностями в восприятии изображений, неравномерным развитием наглядного и словесно-логического мышления. Если речь идет о глухих обучающихся, то главным при занятии декоративно-прикладным творчеством становится формирование умений высказывать свое мнение, выслушивать, понимать, прини-
мать или отвергать чужое мнение, задавать вопросы, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и т.д. Овладение техниками декоративно-прикладного творчества совершенствует мелкую моторику, что также влияет на развитие речи. Таким образом, создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации с окружающими.
В процессе обучения у детей с особыми образовательными потребностями появляются новые источники позитивных переживаний, развивается внимание и любознательность, предоставляются неограниченные возможности самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я».
Образовательное значение декоративного творчества огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития, знакомства с профессиями, приобретения опыта самостоятельной и совместной деятельности. Вариативный модуль предполагает более детальное знакомство и освоение таких техник декоративно-прикладного творчества, как работа с батиком, текстильный дизайн (вышивка, лоскутная аппликация, ковроткачество, вязание, кру-жевоплетение), войлоковаляние, лепка из глины (создание керамических изделий), техники работы с бумагой (аппликация, декупаж, торцевание, оригами, квилинг, скрапбукинг и др.). Итогом освоения программы является создание коллективного творческого продукта «Пейзажи «Орленка» и организация выставки творческих работ, где экскурсоводы - сами учащиеся.
Реализация программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Орленок-спортсмен» -это уникальная площадка для удовлетворения потребности в физическом развитии, возможность для детей с ограниченными возможностями наравне с нормотипичны-ми детьми не только принять участие в занятиях по плаванию и спортивным играм, но и, возможно, впервые познакомиться и попробовать свои силы при занятии по скалолазанию и спортивному туризму.
Так, программа включает обучение игре «бочча» (занятия с мячом), которая распространена среди лиц с нарушением зрения. Участие в данной игре позволяет совершенствовать двигательные умения и координационные способности в быстро изменяющейся игровой обстановке, вырабатывать и прививать ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни, например, самостоятельное пространственное ориентирование (ориентирование в спортзале, использование спортивного инвентаря) и содействует развитию компенсаторных навыков (ориентирование на слух, развитие функций кинестетического анализатора).
Привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к занятиям по плаванию является наиболее целесообразным в силу специфических особенностей плавания и как вида физических упражнений, и как вида спорта. Задачами данных занятий являются коррекция двигательных недостатков, формирование правильной осанки, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Плавание позволяет преодолевать такие недостатки физического развития, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность, скованность движений, способствует закаливанию обучающихся.
Включение в программу адаптивного скалолазания позволяет эффективно повысить уровень физических качеств обуча-
ющихся, что обусловлено особенностями данного вида двигательной активности. Нахождение тела в подвешенном положении при занятиях на скалодроме позволяет значительным образом воздействовать на вестибулярный аппарат, при этом необходимость поддержания вертикального положения развивает мышечную силу за счет вовлечения большого количества мышечных групп по сравнению с выполнением упражнений с опорой. Занятия по скалолазанию развивают координацию, технику и пластику движений, тренируют силу и общую выносливость, так как задействованными оказываются все группы мышц, включая и те, о которых человек в обычной жизни даже не подозревает. У занимающихся скалолазанием повышается концентрация, они становятся внимательней, смелее в принятии решений, улучшается качество и динамика ходьбы, осанка.
Занятие спортивным туризмом позволяет узнать свой реальный уровень жизненных возможностей. Спортивный туризм способствует координации движений, ориентации в пространстве, расширению двигательной активности, повышению резервных возможностей организма, снижению развития вторичных отклонений, повышению социальных взаимосвязей и коммуникативной сферы. В процессе туристской деятельности существенно расширяется коммуникативная сфера обучающихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются условия для формирования нравственных качеств личности.
Опыт коллектива ВДЦ «Орленок» свидетельствует о том, что разработка и реализация адаптированных дополнительных об-щеразвивающих программ является одним из важнейших организационно-педагогических условий создания инклюзивной среды в условиях детского лагеря. Коллективу
Коллективу Центра удалось реализовать уникальный опыт планирования индивидуального образовательного маршрута ребенка
Центра удалось реализовать уникальный опыт планирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, учесть традиции Центра в проведении итогов дополнительного образования и оценке образовательных достижений, определить специфику воспитательного потенциала детского лагеря. В разработанных программах подробно описаны условия, формы и методы обучения, представлен методический материал, подготовленный с учетом психофизиологических особенностей учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их образовательных потребностей, возможностью компенсации дефекта, определены особенности организации образовательного процесса в группах с нормотипичными детьми.
При создании дополнительных программ для детей с особыми образовательными потребностями остается еще много нерешенных вопросов (возможности дополнительного образования в раскрытии творческого потенциала и формировании социальных и жизненных компетенций детей различных нозологических групп в условиях ограниченного количества времени - лагерной смены, выработка системы оценивания детей с учетом их психофизиологических особенностей и возможностей и др.). Однако опыт Центра показывает, что реализация таких программ обогащает образовательную среду детского отдыха, делает ее неформально инклюзивной.
Список источников:
1. Бедерханова, В. П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение: (В помощь организаторам летнего отдыха детей) / В. П. Бедерханова. - Краснодар: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1993. - 64 с.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Электронный ресурс. ШЬ: https://clck.ru/emh4g (дата обращения: 11.12.2022)
3. Мареева А.С. Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря / А. С. Мареева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. № 76-3. - С. 192-195. Электронный ресурс. URL: https://clck.ru/33LWD4 (дата обращения: 12.12.2022)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: https://clck.ru/C7fwL (дата обращения: 12.12.2022)
List of sources:
1. Bederkhanova, V. P. Summer house: a conceptual project of a children's summer village and its methodological support: (To help the organizers of children's summer holidays) / V. P. Bederkhanova.
- Krasnodar: Publishing house of the Krasnodar Experimental Center for the Development of Education, 1993. - 64 p.
2. The concept of the development of additional education for children until 2030. Electronic resource. URL: https://clck.ru/emh4g (accessed: 11.12.2022)
3. Mareeva A.S. Organization of additional education of children in the conditions of a children's health camp / A. S. Mareeva // Problems of modern pedagogical education. - 2019. No. 76-3. - pp. 192195. Electronic resource. URL: https://clck.ru/33LWD4 (accessed: 12.12.2022)
4. Federal Law «On Education in the Russian Federation». Electronic resource. URL: https://clck.ru/ C7fwL (accessed: 12.12.2022)