Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в cоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями'

Роль дополнительного образования в cоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / SOCIALIZATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / LEISURE / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Ксения Андреевна

В статье раскрываются условия полноценной социализации и интеграции в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль культурно-досуговой деятельности в социальной адаптации данной категории молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH THE DISABLED POSSIBILITIES

The article describes the conditions of complete socialization and social integration of children and adolescents with disabilities. The role of cultural and leisure activities in the social adaptation of young people in this category.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в cоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями»

умения и навыки поведения в критических ситуациях, таким образом, закрепляются, и позволяют более адекватно действовать в случае ЧС.

Если же вновь вернуться к требованиям Сендайской программы, то формирование риск-мышления с помощью игр будет «содействовать включению просвещения по вопросам, касающимся риска бедствий, в том числе предотвращения бедствий, смягчения их последствий, обеспечения готовности к ним, реагирования, восстановления и реабилитации, в программы формального и неформального образования, а также в мероприятия по просвещению граждан на всех уровнях, и программы профессионального обучения и подготовки»[6], что и является одним из приоритетов этой Программы.

Литература:

1. Загребина Е.И. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Вестник НЦБЖД. 2009. Т. 2. № 2.

2. Масленникова Н.Н., Г.Б. Муравьев. Формирование деятельностного компонента экологической культуры будущих инженеров // Вестник НЦБЖД, 2017. - №3 (33). - С. 32-37.

3. Романовский, В.Л. Прикладная техносферная рискология. Экологические аспекты / В.Л.Романовский, Е.В.Муравьёва: монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2010.

4. Muraveva E.V. College Students' Ecological Education as a Strategy of Ecological Crisis Overcoming // Life Science Journal 2014; 11 (8 s).

5. Schoon. The Reflective Practitioner 1983.

6. http://www.preventionweb.net/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri

Педагогика

УДК 379

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Обухова Ксения Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация. В статье раскрываются условия полноценной социализации и интеграции в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль культурно-досуговой деятельности в социальной адаптации данной категории молодых людей.

Ключевые слова: социализация, социокультурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, досуг, дети с ограниченными возможностями.

Annotation. The article describes the conditions of complete socialization and social integration of children and adolescents with disabilities. The role of cultural and leisure activities in the social adaptation of young people in this category.

Keywords: Socialization, social and cultural activities, cultural and leisure activities, leisure, children with disabilities.

Введение. Актуальное дополнительное образование является четкой системой, которая включает следующие элементы: ребёнок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы разной степени и ориентированности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодёжные объединения, семья и органы управления дополнительным образованием.

На данный момент сложно представить адаптацию человека к жизни без протяженного и специально организованного воспитания. Воспитание играет главенствующую роль в развитии личности лишь тогда, когда оно побуждает активность в работе над собой. В результате, активность и собственное стремление растущего человека к совершенствованию и устанавливают его развитие.

В ситуации воспитания человек не только приспосабливается к конкретным функциям и образцам социального поведения, но и позволяет сделать альтернативный выбор своего жизненного пути. Вопреки многообразию взглядов, существующих в теории и практике воспитания (В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Б.В. Кприяновой и др.), все их можно ограничить двумя основными подходами: общественное воспитание, ориентированное на формирование личности; индивидуальное воспитание, направленное на преимущество интеллектуальных и природных возможностей ребенка.

В обстоятельствах дополнительного образования досуговая деятельность детей принимает в расчет оба этих подхода путем, с одной стороны, регламентируемой и управляемой педагогом дополнительного образования деятельности, и, с другой, при помощи основы на главный принцип дополнительного образования - свободы выбора направления деятельности, опирающегося на индивидуальные предпочтения детей.

Общественная и гражданская роль образования досуга в настоящее время неизмеримо растет. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Контактируя с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных очагов социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; формировании благоприятных условий для социально-культурной активности и инициатив населения в области досуга.

Изложение основного материала статьи. Понятие «досуг» чаще всего анализируется в системе аналогичных по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Исключая трудовые и бытовые занятия «свободное время» связано с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под воздействием внутренних мотивов, стремлений, желаний.

Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, определяет содержание досуга. При анализе всего комплекса потребностей, удовлетворяемых в области досуга, ставится упор на культурные потребности, являющиеся побудительной силой для реализации культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность понимается как следствие свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Кроме того, данное понятие содержит в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность ориентирована на овладение человеком мира культуры. Стимулирующим моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в изучении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они вызваны определенным типом культуры.

На текущем этапе развития общества отмечается реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению Т.В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания.

Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

В ходе социализации ребенка с отклонениями в развитии главная роль отводится адаптации, а так же принятию и усвоению образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Вхождение ребёнка как социального существа в жизнь подразумевает прохождение трёх этапов:

- адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;

- индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»;

- интеграция личности в общности.

В регулярно изменяющихся социальных обстоятельств современного общества увеличивается значимость учреждений дополнительного образования. Ведущее назначение подобных учреждений -динамика мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждения дополнительного образования детей являются:

• реализация духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

• выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

• разработка и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

• адаптация детей к жизни в обществе;

• формирование общей культуры детей;

• организация содержательного досуга детей;

• удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

Организация наилучших условий для благополучного социального развития, социальной адаптации ребенка, несмотря на уровень его психофизического развития, представляет сегодня одну из важнейших социальных задач во всех развитых странах.

Процесс социализации ребенка, его социального развития протекает во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние путем социальных факторов: общественная среда, деятельность ребенка (игра, учение и труд), в ходе которой он последовательно усваивает общественный опыт. Ребенок постигает язык окружающих, перенимает их опыт, правила поведения.

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам источников получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут охватить все многообразие человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также обделены возможностью предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем, в социокультурную среду с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов и психологов, работников творческих, реабилитационно-педагогическх центров и культурно-досуговых учреждений.

Программа социализации детей с ограничениями в здоровье базируется на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна предоставлять:

• охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья детей;

• эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• интеллектуальное, духовно-нравственное, психологическое, экономическое, правовое развитие;

• ознакомление детей с общечеловеческими ценностями;

• создание условий для социально-развивающей среды;

Таким образом, социально-культурное обслуживание детей - инвалидов предполагает и организацию культурного досуга.

Культурно-досуговые занятия детей и подростков с ограниченными возможностями на данный момент понимаются как самостоятельная сфера их деятельности, вследствие чего обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Культурно-досуговая сфера с помощью активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов способна стать реальным фактором совершенствования самой системы досуговых потребностей и досуговых занятий, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых, формирования конкретных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В ходе реализации социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных) значительно снижается спектр невостребованных и нереализованных

духовных запросов ребенка-инвалида, а также корректируются сущность и ориентированность досуговых потребностей и занятий. В формировании среды досуга ведущее место занимает социально-культурная деятельность. Культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности путем свободной и неформальной деятельности. Она характеризуется высоким социализирующим потенциалом, так как в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных областях общественной деятельности.

Поэтому в культурно-досуговой деятельности, ориентированой на социализацию детей и подростков с ограниченными возможностями, лежат два исходные начала:

- отношения и контакты с окружающей средой и, сперва, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

- культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность детей и подростков с ограниченными возможностями, на их социальную реабилитацию и статус в обществе.

Социокультурная деятельность может оказать существенное положительное воздействие на людей с ограниченными возможностями всех возрастных и социальных групп, но главное значение она имеет для детей и подростков.

Касательно этой категории ведущая задача социокультурной деятельности - приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям к здоровому образу жизни, гармоничное развитие в мире культуры и искусства. В основе подходов - идея свободной, гармонично-развитой личности, которая направлена на духовно-нравственные ценности и стремится к регулярному самоопределению, самосовершенствованию. Этот метод развития разных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, достижимость творческого самовыражения и объединения индивидуальностей в общность.

Выводы. Таким образом, программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования содействует социальной защищённости на всех фазах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.

Литература:

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов |Гекст| / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Дрешер, Ю.Н. Проблемы здоровья населения и валеологические аспекты образовательной деятельности в социокультурной сфере [Текст] / Ю.Н. Дрешер // Библиотека и библиотекарь в современном мире: сб. ст. — Казань: Медицина, 1999 г.

3. Жарков, А.Д., Чижиков, В.М. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1998. - 338 с.

4. Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России [Текст] / Д.В. Зайцев — Саратов: Научная книга, 2003 г. — 314 с.

5. Иващенко, Г.М. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / Г.М. Иващенко, Б.Н. Ким. М., 1997 г. - 173 с.

6. Обухова К.А. Компоненты психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 3

Педагогика

УДК: - 373.2

учитель-логопед Озерова Екатерина Хайдаровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 33 комбинированного вида «Золотая рыбка» (г. Кстово); старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье обсуждаются и анализируются актуальные проблемы дошкольного образования детей с нарушениями речи. В ходе исследования представлены и рассмотрены современные методики реализации работы с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в условиях применения современных информационных технологий, а именно облачных технологий. В исследовании были проанализированы различные облачные технологии, а также процесс их применения в профессиональной деятельности современного педагога-логопеда. Даны выводы о необходимости использования облачных технологий, в условиях работы с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ключевые слова: облачные технологии, вебинар, педагог-логопед, образовательная организация, дошкольное образование.

Annotation. This article discusses and analyzes the actual problems of preschool education of children with speech disorders. The study presents and considers modern methods of implementation of work with parents of preschool children with speech disorders, in the conditions of application of modern information technologies, namely cloud technologies. The study analyzed various cloud technologies, as well as the process of their application in the professional activity of a modern speech therapist. Conclusions about the need for the use of cloud technologies in working with parents of preschool children with speech disorders.

Keywords: cloud technologies, webinar, speech therapist, educational organization, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.