РОЛЬ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ ДИСПАНСРИЗАЦИИ ЛИЦ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ
Вавилычев А.С., Исаева Л.И.
ГУ “Центр восстановительной медицины и реабилитации “Горбатов” МВД России, г. Нижний Новгород
Профилактический принцип отечественного здравоохранения был провозглашен приоритетным ещё в начале прошлого столетия. В первую половину XX века отечественное здравоохранение достигло больших успехов и длительное время служило примером организации здравоохранения для других стран. Однако постепенно приоритет профилактики стал больше лозунгом, чем реальностью.
В гражданском здравоохранении всеобщая диспансеризация населения была объявлена еще в 1986 г. приказом Минздрава СССР № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» который, однако, в значительной степени оказался больше декларативным, так как не был подкреплен ни финансовым, ни материально-техническим, ни организационно-методическим обеспечением, и следовательно, не повлиял на деятельность здравоохранения страны и состояние здоровья населения. Эффективность диспансеризации специалисты в тот период оценивали как 15-20%.
Идею всеобщей диспансеризации не позволил осуществить в полной мере сложный период социальноэкономических реформ. Диспансеризация осталась в отдельных ведомственных структурах, где здоровье работника - фактор безопасности. В том или ином виде существовала диспансеризация и в педиатрической службе (детей приходилось водить на прививки, отдавать в детсады, школу, спортивные секции, справка о здоровье требовалась при поступлении в вузы, мальчики проходили допризывную комиссию и т.п.).
Нужен инновационный подход к обоснованию системы диспансеризации с применением современных организационных технологий, включающий современный алгоритм документооборота и формирование персонифицированной базы данных, оценку состояния здоровья диспансеризуемых.
Между тем, критерии здоровья популяций до последнего времени основываются на таких показателях, как заболеваемость, инвалидность, смертность, которые, по существу, отражают не состояние здоровья, а состояние патологии.
В настоящее время в связи с развитием восстановительной медицины на принципах Концепции охраны здоровья здоровых, принятой в 2002 году, происходит формирование новой стратегии профилактики на основе определения показателей функциональной дееспособности организма и его резервов, как критериев индивидуального здоровья человека, степени "мощности" здоровья. При этом акцент сделан на выявление донозологических и преморбидных состояний.
На базе Центра восстановительной медицины нами было обследовано 315 человек работающих (лиц опасных профессий) в системе МВД России (г. Нижний Новгород). Все участники были разделены на возрастные группы( от 20 лет до 30, от 30 до 40, старше 41).
При оценке донозологических состояний был использован комплекс методов, характеризующих адаптационный потенциал лиц опасных профессий на основе анализа ряда кардиологических показателей. При этом мы выявили, что функциональное состояние организма в виде физиологической нормы значительно снижается с возрастом (от 30% в первой возрастной группе до 9,1% в последней).
Анализ адаптационного потенциала до восстановительного лечения показал, что основную группу (66,7% случаев) составили пациенты со значениями показателя 2,54±0,3, что соответствует состоянию функционального напряжения. В 20,4 % случаев отмечена неудовлетворительная адаптация, снижение функциональных резервов (среднее значение адаптационного потенциала 3,19±0,56), наименьшее количество пациентов (19,9%) показали достаточный уровень функциональных возможностей, удовлетворительную адаптацию - 19,1 ±0,21. Показатель выше 4,3, свидетельствующий о срыве адаптации, зарегистрирован не был.
Таким образом, организация системы донозологической диагностики для работающего контингента предполагает индивидуальный подход к оценке функциональных резервов организма, позволяет выделить группы повышенного риска, что даст возможность впоследствии адаптировать программы оздоровительных мероприятий:
- разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание службы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включающие все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения;
- создание новой модели системы диспансерного наблюдения за контингентами населения с включением их в программу автоматизированных доврачебных скринингов, обеспечивающих выявление лиц «группы риска» на донозологической стадии развития психосоматической патологии.
Решение проблемы динамического наблюдения и контроля за функциональной дееспособностью лиц опасных профессий приводит к необходимости использования информационных технологий и создания организационной модели мониторинга, нацеленного на выявление факторов риска, динамики состояния здоровья лиц опасных профессий, что является необходимым условием эффективного применения программы оздоровительного и восстановительного лечения. Анализ результатов исследования состояния функциональной дееспособности, статистических и социологических (качественных и количественных) показателей здоровья лиц
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
опасных профессий с помощью средств автоматизации, основанных на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяет оценивать эффективность проводимых оздоровительных мероприятий, а в итоге разрабатывать и внедрять новые методики и технологии восстановительной медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010