УДК 37.378 ГРНТИ 14.35.09
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА
Е.В. Намсинк, Е.Г. Ожогова
Омский государственный педагогический университет
Россия, 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14
Определены исходные положения преподавания учебной дисциплины, показаны тенденции её развития. Представлены данные опроса студентов, в ходе которого выявлены особенности целевых установок студентов, изучающих историю педагогики и образования, и основные источники для её самостоятельного изучения. На основе анализа опроса студентов, основных проблем изучения данного курса составлены научно-методические рекомендации для преподавателей истории педагогики и образования.
Ключевые слова история педагогики, студенты педагогического вуза, история образования, цели и задачи дисциплины, классическое педагогическое наследие, источники изучения, опрос, научно-методические рекомендации.
ROLE OF THE DISCIPLINE "HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION" IN THE DEDICATED TRAINING OF A FUTURE TEACHER AND PSYCHOLOGIST
E. V. Namsink, E. G. Ozhogova Omsk State Pedagogical University Russia, 644099, Omsk, nab. Tukhachevskogo, 14
The article shows initial teaching positions of the academic discipline and the trends of its development. The authors presents the data of the survey of students. They reveal the features of the students' targets studying the history of pedagogy and education and the main sources for the self-study. Based on the analysis of the student survey, the main problems of studying this course, scientific and methodological recommendations have been made for teachers of pedagogy history and education.
Keywords: history of pedagogy, students of pedagogical high school, history of education, goals and objectives of the course, classical pedagogical heritage, the sources of discipline, a survey, scientific and methodological recommendations.
Содержание профессиональной подготовки будущего педагога и психолога на протяжении столетий неизменно включает в себя знания в области истории педагогики и образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования знание теоретических основ педагогики - одна из компетенций, которой должен овладеть студент педагогического вуза [5].
Известен факт биографии К.Д. Ушин-ского о том, что, найдя «полное собрание педагогических книг» в шкафах Е.О. Гугеля,
бывшего инспектора Гатчинского института, выдающийся отечественный учёный писал об этой своей находке, сыгравшей в его жизни большую роль: «Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и - Боже мой! - от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» [4, с. 136].
Точно так же, вступая на педагогическое поприще, современный молодой специалист,
© Намсинк Е.В., Ожогова Е.Г., 2018
вооружённый знаниями фактов, концепций и теорий образования, обладающий историко-педагогическим мышлением, избегает множества ошибок в своей профессиональной деятельности. Изучая эту учебную дисциплину, студенты овладевают знаниями и умениями, необходимыми для самоопределения в многообразии образовательных теорий и практических наработок, для выбора собственного педагогического пути и использования опыта прошлого в конкретной деятельности в качестве педагога или руководителя.
Работы по истории образования появились в Европе в конце XVII в., это труды К. Флёри во Франции и Д. Морхофа в Германии. Первым опытом создания собственно ис-торико-педагогического труда можно считать книгу К.Э. Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания», относящуюся к 1779 году [3, с. 102]. Далее, с конца XVIII до начала XX века, выходят научные работы Ф.Э. Рукопфа, Ф.Г.Х. Шварца, Ф. Крамера, К. Раумера, К. Шмидта, Ш. Летурно, Ж.Г. Ком-пейре, П. Монро, Т. Циглера и других педагогов. В России многообразные проблемы истории образования исследовали М.И. Демков, В.Н. Татищев, П.Ф. Каптерев и другие выдающиеся учёные [1].
Изучение истории образования в педагогическом вузе происходит с опорой на материал современных учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и учителей (А.Н. Джуринского, Н.А. Константинова, А.В. Духовневой, Л.Д. Столяренко, А.И. Пискунова, З.И. Васильевой, В.Г. Пряни-ковой, З.И. Равкина, Г.Б. Корнетова, других авторов), а также очерков по истории педагогики и образования [1].
Цель дисциплины «История педагогики и образования» - содействие развитию исто-рико-педагогической культуры, историко-педагогического мышления студентов, пониманию взаимосвязи воспитания и образования с особенностями развития культуры, общества и индивидуума. Данная цель декомпозируется в ряде задач, а именно: представить информацию о процессе становления и развития теории и практики воспитания и обучения в России и за рубежом; показать культурно-историческую обусловленность педагогических представлений и моделей отечественного образования; передать диалектику общего и
особенного, традиционного и инновационного в развитии историко-педагогического процесса; сформировать понимание приоритетных направлений развития образования в современном мире; ввести в классическое педагогическое наследие, развить потребность обращаться к историческому наследию гуманной отечественной и зарубежной классической педагогической мысли; сформировать умение давать историко-педагогический анализ систем образования в различные исторические эпохи, в разных культурно-исторических условиях.
В основу изучения истории образования положены принципы: историзма и научного плюрализма, информационно-аналитической работы с материалом и эмоционально-рационального анализа педагогических ситуаций.
Материал изучается студентами в соответствии с хронологическим принципом. Программа изучения включает три основных раздела. Первый раздел содержит информацию по истории зарубежной педагогики с момента зарождения воспитания в первобытном обществе до начала XX в., освещая наиболее значимые этапы развития западноевропейского образования. Второй раздел раскрывает перед студентами развитие отечественной педагогики и образования в периоды народной, православной, государственной, общественной, советской педагогики. Третий раздел представлен вопросами развития школы и педагогики в мире в конце XX - начале XXI в.
Но всё-таки большая часть содержания дисциплины направлена на ориентацию студентов в классическом педагогическом наследии. Классическим его называют потому, что представляет лучшие образцы трудов выдающихся учёных. Педагогическим - потому, что имеет воспитательную, образовательную и развивающую направленность. Наконец, наследием - потому, что оно завещано потомкам для того, чтобы каждое новое поколение пользовалось им во благо собственное и своих детей.
Как отмечает известный российский учёный М.В. Богуславский, «учитывая острый дефицит учебного времени в плане методики преподавания курса истории образования и педагогической мысли, единственным выходом является кардинальное усиление эвристической, исследовательской, самостоятельной работы студентов с историческими источни-
ками. Необходимо действенно использовать все активные, интерактивные, поисковые формы как преподавания, так и организации творческого поиска студентов: семинары, конференции, диспуты, рефераты и т. п.» [2, с. 13]. В связи с этим формы работы преподавателя и студентов с историко-педагогическим материалом предполагают достаточное разнообразие: просмотр и обсуждение документальных фильмов по истории образования, вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения в группе, заполнение таблиц сравнительного ис-торико-педагогического анализа, проблемные вопросы, творческие задания, тесты, кейсы, веб-квесты, эссе, контрольные работы и др.
Особенность изучения истории педагогики заключается в подборе заданий, направленных на тренинг педагогического мышления, что будет способствовать осознанию историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической ценности. При этом важно отметить, что целью преподавателя является не только научить студентов ориентироваться в содержании курса, но и всесторонняя помощь в выполнении практических заданий.
При изучении истории педагогики студент знакомится с огромным фактическим материалом, характеризующим возникновение и развитие педагогической мысли и школьной практики. Научный анализ этого материала приводит к выводу о действительной детерминированности воспитания и образования социально-экономическими факторами, убеждает в органической связи педагогических идей, а позднее и педагогической науки с политикой и философией.
Вместе с тем, курс истории педагогики и образования, читаемый на широкой историко-культурной основе, введённый в общий контекст истории науки, даёт студенту возможность обнаружить закономерные связи между развитием школьной практики и педагогической теории, с одной стороны, и общенаучным прогрессом - с другой.
Анализ явлений и фактов из истории школы и педагогики на основе ранее полученных знаний по педагогике и психологии позволяет будущему учителю увидеть в идеях прошлого прогрессивные элементы, осмыслить сущность различных концепций и теорий воспитания и образования. Всё это предупреждает повторение ранее допускавшихся оши-
бок, даёт возможность в современной педагогике и школьной практике обнаружить результаты творческого развития прогрессивного педагогического наследия, а также в известной мере прогнозировать направление дальнейшего развития школы и педагогической науки.
Не следует забывать и о воспитательном воздействии курса истории педагогики на будущих специалистов. Раскрытие беззаветной преданности выдающихся педагогов прошлого делу воспитания детей, показ их действенной любви к своим воспитанникам, отказ от личных выгод и преимуществ ради их блага не могут не оказать благотворного влияния на становление личности будущего учителя-воспитателя.
Яркие примеры таких педагогов-гуманистов, как Я.А. Коменский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Су-хомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, могут и должны служить образцом для подражания. Это благодатный материал для нравственного воспитания будущих педагогов и педагогов-психологов, который ещё далеко не всегда используется в учебной и особенно внеучебной работе в высших педагогических учебных заведениях.
Вместе с тем, как отмечает А.Н. Джу-ринский, в самой историко-педагогической науке намечается переосмысление проблематики и возникновение новых тем. Это происходит вследствие трансформации научных подходов, суждений и оценок, увеличения исследовательских направлений истории педагогики. Так, в контексте меняющейся методологической матрицы истории педагогики представляется, что исследования исключительно по персоналиям в значительной степени себя исчерпали. Это вовсе не означает, что следует отказаться от изучения педагогического наследия крупных мыслителей. Речь идёт о том, чтобы рассматривать их идеи на историческом фоне тех или иных педагогических парадигм, течений, концепций.
В истории педагогики остаются открытыми научные проблемы, вызванные необходимостью преодолеть европоцентристский подход, точнее уяснить значимость различных идей, учений, концепций, основательнее проанализировать соотношение религиозного и светского и пр. Так, выработка альтернатив европоцентризму позволит избегать стереотипов и крайностей, когда история педагогики
сводится по преимуществу к описанию достижений западной цивилизации. В самом деле, история педагогики свидетельствует о причастности самых разных народов мира, населяющих различные его регионы, к прогрессу в сфере воспитания и образования. В истории воспитания и образования всех цивилизаций были свои взлёты: города-полисы Греции (УГ-ГУ вв. до н. э.), «золотой век» Китая (III-X вв.), Ренессанс в Западной Европе, подъём общественно-педагогической мысли в России во второй половине XIX в. и т. д. (А.Н. Джу-ринский).
В соответствии с означенной актуальностью курса истории педагогики и образования, нами был проведён опрос среди студентов 1-2-го курсов Омского государственного педагогического университета, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».
Проводимый опрос был направлен на выявление тех целей, которые студенты ставят перед собой в процессе изучения дисциплины, а также основных информационных источников, посредством которых студенты получают историко-педагогическую информацию и которые воспринимаются ими как необходимые и наиболее доступные для освоения содержания дисциплины. Всего в опросе приняло участие 80 респондентов. Анализ данных проводился по критериям «частотность» и «содержание ответов на вопрос». Кроме того, учитывалось и то обстоятельство, изучалась ли история образования студентами, либо в учебном плане история педагогики и образования как самостоятельная дисциплина отсутствует.
Респондентам было предложено ответить на два вопроса открытого типа. Опрос проводился в условиях анонимности. Первым вопросом предлагалось указать собственные цели изучения дисциплины «История педагогики и образования». В совокупности полученных ответов были выделены тематические группы, после чего подсчитывалось их процентное соотношение. Тематический диапазон ответов на данный вопрос оказался достаточно узким.
Первую, и самую многочисленную тематическую группу, составили ответы, которые мы условно обозначили: «Ценно для меня как для будущего педагога, педагога-
психолога, играет важную роль в построении собственной профессиональной деятельности» (45 %).
Второй по численности ответов тематической группой стала «Удовлетворение познавательного интереса» (35 %). Третьей по популярности среди респондентов темой можно считать «Понимание взаимосвязи образования прошлых исторических эпох и современности, построение образовательного процесса с опорой на этот опыт» (15 %). Полученные денные свидетельствуют, на наш взгляд, о положительном отношении, достаточно высоком интересе и высокой оценке значимости курса студентами.
Стоит отметить и те ответы, которые встречались крайне редко, но всё же имели место у незначительного количества будущих бакалавров сферы образования. Такие ответы были отнесены нами к нескольким тематическим группам: «Изучение для себя как будущего родителя, применение полученных знаний в воспитании собственных детей» (10 %), «Личностное саморазвитие» (6 %) и, наконец, наиболее прагматичные и наименее профессионально ориентированные студенты дали ответы, которые можно условно объединить как «Изучение с целью сдачи государственного экзамена по педагогике и психологии» (2 %).
Отметим, что студенты, не изучавшие ранее истории педагогики и образования, понимают и высоко оценивают важность данного курса, пытаются найти пути самообразования для достижения целей саморазвития в профессиональной деятельности. На это указывало наличие в ответах студентов таких характеристик, как «научиться у истории педагогики прогнозированию воспитательного процесса», «не допускать в своей работе ошибок в обучении и воспитании, которые допускались педагогами ранее», «для составления собственного мнения по тем или иным вопросам».
Второй вопрос был связан с выяснением того, какими информационными источниками студенты пользуются при изучении истории педагогики и образования, мы просили студентов также дать оценку разным информационным источникам по критериям представленности и эффективности. Результаты исследования сведены в таблице.
Предпочтения студентов в использовании источников по историко-педагогическому образованию, %
Критерии Учебные пособия Первоисточники по истории образования Интернет Лекции преподавателя Телевизионные программы Докумен ментальные фильмы Радио Периодические издания
Представленность 4,0 2,2 4,5 4,8 3,5 3,2 2,0 2,5
Эффективность 4.1 2.8 3,9 4,2 3,5 3,9 1,2 2,5
Как видно из данных, представленных в таблице, лекции преподавателя, интернет и учебные пособия получили наиболее высокие оценки в качестве источников историко-педагогической информации. Следует отметить, что по критерию представленности выше всего оценены лекции и интернет-источники. По критерии эффективности - лекции и учебные пособия. По нашему мнению, именно эти информационные источники воспринимаются студентами как наиболее продуктивные вследствие того, что историко-педагогическая информация имеет авторский характер, отражает целостную позицию. Напротив, наименьшей популярностью среди студентов пользуются радио, первоисточники и периодические издания. Возможно, причиной такого положения выступает сложность восприятия современными молодыми людьми текста первоисточников, либо дефицит их в библиотечном фонде.
Подводя итог нашего небольшого исследования, можно сделать выводы о том, что историко-педагогические знания воспринимаются большинством опрошенных нами студентов как важная составляющая профессиональной подготовки, а также профессионально-личностного саморазвития. Информационные источники, посредством которых студенты получают историко-педагогическое просвещение, воспринимаются по-разному, с точки зрения своей эффективности. Наибольшая эффективность приписывается лекциям, учебным пособиям соответствующего содержания и интернет-источникам.
С опорой на данные, полученные нами в ходе опросов студентов, а также на собственный многолетний опыт преподавания дисциплины, представим научно-методические рекомендации для преподавателей истории педагогики и образования.
Во-первых, собственно научными задачами преподавания истории педагогики студентам высшего педагогического учебного заведения являются передача базовых истори-
ко-педагогических знаний и формирование у студентов историко-педагогического мышления. В связи с этим в ходе изучения курса истории образования преподавателю необходимо не просто знакомить будущих педагогов и психологов с отдельными теориями, концепциями и идеями, а давать знания универсального, глобального характера, а также содействовать развитию пространственно-временного педагогического мышления, когда осознаются причинно-следственные, исторические взаимосвязи педагогических явлений и фактов.
Во-вторых, в курсе истории педагогики исключительно важное место занимает гуманистическая педагогическая мысль, её зарождение и развитие. В связи с этим роль преподавателя будет более решающей, если у студентов будет сформирована потребность в регулярном обращении к трудам классиков педагогической мысли. В том случае, если студент испытывает затруднения при работе с первоисточниками, следует адресовать его к тем же произведениям, но в хрестоматийном изложении.
В-третьих, успешность преподавания курса проявляется в том, что студенты педагогического высшего учебного заведения, знакомясь с историей педагогики и образования, потенциально приобретают и развивают у себя навыки научно-педагогического исследования, овладевают педагогическими категориями и понятиями, умением работать с педагогическими источниками и литературой. Успешно освоивший курс студент должен демонстрировать свободную ориентацию и владение такими терминами, как: «историко-педагогический факт», «историко-педагоги-ческое описание», «педагогическая концепция (теория)», «педагогически взгляды», «педагогическая система».
В-четвёртых, показателем успешного усвоения дисциплины будет умение студентов дать историко-педагогический анализ теории и практики воспитания и обучения, системы
образования, формулируя ответы на вопросы: в силу каких новых исторических причин шёл процесс создания новой системы образования взамен старой; каковы новые требования общества и государства к личностным свойствам индивида, их преемственная связь и качественные отличия от требований предшествующей эпохи; каковы основные тенденции философии образования в конкретных культурно-исторических условиях; каково приращение педагогических знаний в связи с изменениями философии образования.
В-пятых, курс истории образования будет интересен и востребован студентами, если преподаватель будет постоянно показывать значение уроков истории образования для последующего развития и современной практики воспитания и обучения. В этих условиях студенты начинают полнее осознавать, что многие современные педагогические идеи являются обновлённым вариантом на время забытых концепций и теорий. Так происходит уход студентов от заблуждения, будто современная педагогика предлагает истины в конечной инстанции; возникает вера, что в педагогике и школе всегда существует потенциал обновления, осознание в историческом ключе педагогических идей, включая и те, которые поначалу кажутся случайными и неприемлемыми.
В-шестых, изучение истории педагогики предусматривает решение группы практических задач, связанных с использованием полученных знаний в повседневной жизни и педагогической деятельности. Речь идёт об извлечении каждым специалистом, готовящимся к профессионально-педагогической деятельности, определённых уроков из прошлого, приобретении систематических представлений о том, каким может быть механизм педагогических ответов на вызовы времени, педагогический инструментарий выхода на разрешение конкретных практических проблем, о формировании открытого педагогического мышления, при котором осваивается всё целесообразное, что накоплено человечеством в воспитании и образовании.
В-седьмых, полезно побуждать всех студентов, приступающих к изучению данной дисциплины, к формулированию собственных целей его изучения, и, при необходимости, совместному с преподавателем корректированию данных целей и организации самостоя-
тельной работы студентов по курсу с учётом их индивидуальных потребностей. При оценке результативности курса можно делать выводы на основе рефлексивного самоанализа о достижении студентами намеченных целей.
В-восьмых, в связи с тем, что современные студенты активно обращаются в процессе самостоятельной работы к интернет-ресурсам, преподавателю важно изучить электронную информационную среду и на основе глубокого анализа содержания и оценки качества имеющихся сайтов сформировать перечень сайтов для студентов. В работе со студентами можно активно использовать веб-квесты, представляющие специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, когда обучающийся осуществляет поиск информации в сети Интернет по указанным адресам.
В-девятых, успех в реализации целей и задач учебного курса во многом определяется знанием преподавателем особенностей контингента обучающихся. Преподавателю важно владеть примерно следующей информацией о студентах:
Какое учебное заведение окончил и когда?
Приходилось ли изучать до обучения в вузе педагогику и в каком объёме? В каком учебном заведении или самостоятельно?
Есть ли стаж педагогической работы? Если «да», то какой (по какой специальности, где, в течение какого времени)?
Знаком ли с классическим педагогическим наследием? Если «да», то назвать педагогические труды и их авторов.
Обращается ли в настоящее время к работам классиков педагогической мысли? Если «да», то по каким вопросам.
Есть ли домашняя педагогическая библиотека? Если «да», то назвать отдельные издания.
Какие периодические педагогические издания известны? Что читает постоянно? Что читает изредка?
В-десятых, полезно в процессе преподавания истории педагогики, опираться на вита-генный опыт студентов (А.С. Белкин), а также выстраивать преемственность между подготовкой в вузе и теми жизненными и профессиональными задачами, решение которых потребуется от молодого педагога в процессе педагогической практики. В связи с этим пре-
подавателю полезно разработать и использовать кейс-задачи как некое проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить и представить решение профессионально-ориентированной ситуации, описанной в первоисточнике.
История педагогики как учебный предмет играет исключительно важную роль в общепедагогическом образовании и воспитании студентов, готовящихся стать педагогами или психологами, она как бы завершает формирование их профессионального мышления, подводит к синтезу педагогических, психологических и философских знаний. Изучение истории
педагогики для студента педагогического вуза -это своеобразный диалог настоящего с прошлым, поддержка стремления будущих педагогов изменить современность, заглянуть в будущее воспитания и обучения.
История педагогики позволяет студентам отчётливо рассмотреть недостатки современного воспитания и образования. Курс истории педагогики и образования имеет методологическое значение в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического вуза, помогает понять развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богуславский М.В. Современное историко-педагогическое образование в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 1 (10). С. 6-13.
2. История педагогики и образования : учеб. пособие / авт.-сост. Е.В. Намсинк. Омск : Полиграфический центр КАН, 2015. 303 с.
3. Савин М.В. Становление истории педагогики как отрасли социогуманитарного знания // Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 98-122.
4. Соловейчик С.Л. Час ученичества. М. : Дет. лит., 1986. 383 с.
5. ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.11.2018).
Намсинк Екатерина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент; [email protected];
Ожогова Татьяна Геннадьевна - кандидат психологических наук доцент; кафедра педагогики и психологии детства ОмГПУ.
REFERENCES
1. Boguslavskij M.V. Sovremennoe istoriko-pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii // Otechestvennaya i zarabezhnaya pedagogika. 2013. № 1 (10). S. 6-13.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya : ucheb. posobie / avt.-sost. E.V. Namsink. Omsk : Poligrafi-cheskij centr KAN, 2015. 303 s.
3. Savin M.V. Stanovlenie istorii pedagogiki kak otrasli sociogumanitarnogo znaniya // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 2. S. 98-122.
4. Solovejchik S.L. Chas uchenichestva. M. : Det. lit., 1986. 383 s.
5. FGOS vysshego obrazovaniya po napravleni-yam podgotovki bakalavriata. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 15.11.2018).
Namsink Ekaterina Viktorovna - Cand. Sc.
{Pedagogy}, Associate Professor; [email protected];
Ozhogova Tatiana Gennadievna - Cand. Sc. {Psychology}, Associate Professor; Department of Pedagogy and Psychology of Childhood at OmSPU.
Статья поступила в редакцию 16.11.2018 г.
Цитаты
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира.
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Антон Семёнович Макаренко