Е. Н. Астафьева
Современное учебно-методическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ преподавания истории педагогики в российских ВУЗАХ
УДК 378.16 ББК 74.580.22
современное учебно-методическое обеспечение педагогики в российских вузах ориентировано на реализацию требований Фгос и основано на реализации собственной концепции дисциплины авторов учебных пособий и рабочих программ.
ключевые слова: история педагогики; история педагогики как учебная дисциплина; рабочая программа изучения истории педагогики; учебное пособие по истории педагогики.
изучения истории
Е. N. Astafieva
Modern educational
AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF HISTORY OF EDUCATION TEACHING IN RUSSIAN UNIVERSITIES
This article describes modern training and methodological support of studying the history of education in Russian universities which is focused on the implementation of the GEF requirements and is based on the realization of the authors of textbooks concept and work programs.
Key words: history of pedagogy; history of pedagogy as an academic discipline; work program of studying the history of education; textbook on the history of education.
В новейшей историко-педагоги-ческой литературе «под историей педагогики понимается история педагогической практики и педагогической мысли, педагогической деятельности,
взятой во всех ее проявлениях, в контексте самых широких социокультурных процессов в пространстве развивающегося человеческого общества, эволюции материальной и духовной
культуры»1. При этом отмечается, что «предметом истории педагогики следует считать не просто возникающую, функционирующую и развивающуюся во времени и пространстве практическую и ментальную педагогическую реальность, а педагогическую реальность в системе порождающих ее и порождаемых ею контекстов общественной жизни, материальной и духовной, экономической, социальной, политической и культурной».
При такой трактовке история педагогики неизбежно предстает как поистине необозримое множество событий и процессов, институций и персоналий, к тому же часто по-разному интерпретируемых различными исследователями. Естественно, это с особой остротой ставит проблему отбора и организации материала при подготовке учебных пособий и учебников по истории педагогики (истории образования и педагогики).
Учебное пособие по истории педагогики не может быть произвольным бессистемным набором фактом и теоретических конструктов. Оно должно обеспечивать достижение четко определенных дидактических целей, включать в себя тщательно отобранный,
1 Корнетов Г. Б. Теория истории педагогики / Г. Б. Корнетов. - М. : АСОУ, 2013. - С. 140.
2 Там же. С. 138.
3 Константинов, Н. А. История педагогики : учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. / Н. А. Константинов,, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. — М. : Просвещение, 1982. - 447 с.; История педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. : Просвещение, 1981. - 368 с.
4 Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики : учеб.пособие / Г. Б. Корнетов. - М. : Российский открытый ун-т, 1994. - 140 с.
5 Астафьева Е. Н. Первое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2013. - № 2.
систематизированный, интерпретированный и методически оформленный историко-педагогический материал. Логика отбора, интерпретации и организации материала должна осуществляться на основе последовательной реализации четких концептуальных схем, во-первых, обеспечивающих его содержательную целостность и единство и, во-вторых, позволяющих решать поставленные образовательные задачи.
В нашей стране на протяжении многих десятилетий в советских учебниках и учебных пособиях по истории педагогики последовательно реализо-вывался формационный подход, принципы классовости и партийности . Это обусловливало наличие жестких концептуальных рамок при отборе, организации и интерпретации учебного материала.
В первом постсоветском учебном пособии по истории педагогики, изданном Г. Б. Корнетовым в 1994 г.4, и в отборе, и в организации содержания материала был последовательно реализован цивилизационный подход5, который определил целостность и кон-цептуальность построения пособия.
Концептуальные схемы, реализованные в ряде учебников и учебных
пособий по истории педагогики последних лет, рассмотрены Е. Г. Иль-яшенко1. Она проанализировала четыре издания:
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. /А. Н. Джуринский. — М. : Юрайт, 2012.
2. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / под ред. З. И. Васильевой. 6-е изд., перераб. — М. : Академия, 2011.
3. Попов, В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., испр./ В. А. Попов. — М. : Академия, 2012.
4. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие. 3-е изд. / Г. Б. Корнетов. - М. : АСОУ, 2011.
Согласно выводам, сделанным Е. Г. Ильяшенко, авторы этих книг ориентируются на различные концептуальные подходы, не всегда достаточно последовательно их реализуя. А. Н. Джуринский заявляет о целесообразности использования форма-ционно-стадийного, цивилизацион-ного и компаративистского подходов.
Коллектив авторов под руководством З. И. Васильевой декларирует в качестве ведущего методологического основания педагогическую антропологию и антропологический подход. В. А. Попов строит свое изложение на персоналиях, подаваемых в логике формационного подхода. Г. Б. Корнетов использует концептуальную схему цивилизационного подхода, органично дополняя ее концептуальной схемой парадигмально-педагогическо-го подхода. Применительно к истории педагогики оба эти подхода были разработаны Г. Б. Корнетовым2 в 1990-х гг. Е. Г. Ильяшенко подчеркивает, что «из рассмотренных учебников и учебных пособий только пособие Г. Б. Корнетова в полной степени отвечает требованиям к современному учебнику и реализует свою дидактическую функцию, так как его содержание связано с содержанием лекционного и семинарского учебного материала и образует с ними системную целостность, что способствует формированию у студентов гуманитарного мировоззрения, а дидактический аппарат, позволяющий преподавателю организовать вариативную самостоятельную работу студентов на основе пособия, нацелен на развитие у студентов способности мыслить, анализировать материал и ориентироваться в многообразии историко-педагоги-
1 Ильяшенко, Е. Г. Современное методическое обеспечение преподавания истории педагогики: опыт создания учебников и учебных пособий / Е. Г Ильяшенко // Историко-педаго-гический ежегодник. - 2014.
2 Корнетов, Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогичес-кого процесса / Г. Б. Корнетов. - М. : Гардарики, 1994.; Корнетов, Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Корнетов // Педагогика. - 1999. - № 8.
ческих феноменов. Более того, Г. Б. Корнетов логично и последовательно реализует в своем учебном пособии два разработанных им самим концептуальных подхода к осмыслению всемирного историко-педагогического
процесса — цивилизационный и пара-
1
дигмально-педагогический» .
С точки зрения концептуальной целостности и обоснованности отбора и структурирования материала, несомненный интерес представляет первый и единственный в нашей стране учебник по истории педагогики, адресованный аспирантам, под редакцией Н. Д. Никандрова2. Книга получила гриф «Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для аспирантов и соискателей системы послевузовского профессионального образования по дисциплине "История и философия науки"». Очевидно, что к пособию такого уровня авторы (М. В. Богуславский — руководитель коллектива, В. Г. Безрогов, В. И. Блинов, А. Н. Джуринский, Е. А. Князев) должны были отнестись исключительно ответственно и обеспечить его высочайший концептуальный уровень.
Во введении авторы пишут: «Данный учебник предназначен для специалистов, уже изучавших сис-
тематический курс "Истории образования" в высших педагогических учебных заведениях и, следовательно, имеющих представление об основных этапах развития истории педагогики, знакомых с трудами классиков мировой педагогики. Это предполагает при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму, прежде всего, изучение на более высоком научном уровне наиболее существенных процессов и явлений в развитии истории педагогики»3. Но, во-первых, курс «Истории образования» в то время (да и сейчас) в педвузах, как правило, не изучается. Изучается либо курс «История педагогики», либо курс «История образования и педагогики». Во-вторых, вызывает удивление, что заявленная авторами необходимость изучения «на более высоком научном уровне наиболее существенных процессов и явлений в развитии истории педагогики» сопровождается включением в учебник обширных фрагментов из ранее изданного пособия по истории педагогики для студентов педвузов. Так, например, глава 11 «Зарубежная педагогика и школа в первой половине ХХ века»4 практически дословно повторяет главу «Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ века» из учебного пособия А. Н. Джуринского «История педа-
1 Ильяшенко, Е. Г. Современное методическое обеспечение преподавателя истории педагогики: опыт создания учебников и учебных пособий / Е. Г. Ильяшенко // Историко-педаго-гический ежегодник. - 2014.
2 История педагогики / под ред. Н. Д. Никандрова. - М. : АСОУ, 2007.
3 Там же. С. 13-14.
4 Там же. С. 239-258.
гогики»1. И подобных заимствований в учебнике довольно много.
Далее во введении авторы пишут: «Особенностью данного учебника по сравнению с имеющимися является и то, что в нем впервые рассмотрение истории отечественной школы и педагогики превалирует над освещением развития истории образования в зарубежных странах. Это создает благоприятные предпосылки для углубленного изучения процессов развития российского образования, педагогического наследия наиболее видных отечественных педагогов и деятелей образования»2. Здесь авторы учебника либо лукавят, либо демонстрируют свою неосведомленность. В учебном пособии Д. И. Латышиной «История педагогики» большая часть текста (общим объемом 38 печатных листов) посвящена рассмотрению развития отечественной педагогики3. Помимо этого высвечивается явное противоречие в позиции авторов учебника. Они заявляют: «Задачами изучения истории педагогики как учебной дисциплины являются приобретение базового историко-педагогического знания, формирования историко-педагоги-ческого мышления. При выполнении подобных задач осваиваются научные ценности воспитания и образования, которые лежат вне узких корпора-
тивных, социальных и национальных (курсив мой. — е. А.) интересов, обогащается мировоззренческая и педагогическая культура, происходит приобщение к педагогическим знаниям универсального, глобального характера, развивается пространственно-временное теоретическое педагогическое мышление, когда осознаются причинно-следственные, исторические взаимосвязи корней и ответвлений педагогических явлений и фактов»4. Если национальные интересы трактуются как узкие, то зачем уделять столько места истории российской педагогики да еще и подчеркивать это в качестве особого достижения?
Вообще, несоответствий в учебнике очень и очень много. Отметим лишь некоторые из них. Во-первых, авторы пишут: «Изучение историко-педаго-гической науки — одна из важнейших составных частей подготовки квалифицированных научных специалистов по педагогике и системы педагогического образования учителей. Подобный бесспорный тезис приобретает дополнительную актуальность и научно-практическую значимость в свете последних изменений в организации подготовки научных кадров, в частности, введения дифференцированных кандидатских экзаменов по философии и истории тех или иных наук.
1 Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб.пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - М. : Владис, 1999. - С. 307-329.
2 Там же. С. 14.
3 Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб.пособие / Д. И. Латышина. - М. : Гардарики, 2002.
4 История педагогики. С. 13.
Аспирантам и соискателям по педагогическим специальностям вменяется, таким образом, в обязанность целенаправленно и систематически изучать историю педагогической науки»1. То есть речь идет об истории педагогики как науки. Да и официальный гриф, полученный от УМО по специальностям педагогического образования, прямо указывает на то, что учебник рекомендован «для аспирантов и соискателей системы послевузовского профессионального образования по дисциплине «История и философия науки» (курсив мой. — Е. А.)». Из этого можно сделать вывод о том, что в учебнике отражена история педагогической науки или, при более широком толковании, история педагогического теоретического знания (при еще более широком толковании — истории педагогической мысли), и все это следует специально оговаривать. Однако, даже мельком взглянув на оглавление учебника, можно убедиться, что это не так. В названиях многих глав и параграфов присутствуют слова «школа», «образование», «воспитание», относящиеся к сфере педагогической практики. Действительно, значительная часть учебника посвящена истории образования, которая в книге, в которой должно рассматриваться развитие педагогической науки, может присутствовать только и исключительно в виде контекста эволюции последней.
Во-вторых, прослеживается явное несоответствие названий глав и входящих в них параграфов, прежде всего в плане соотношения развития педагоги-
1 История педагогики С. 12.
1 История педагогики. С. 11.
ческой науки (мысли) и педагогической практики. Так, например, глава 1 носит название «Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в античном мире». Однако параграф 1.1 называется «Воспитание в первобытном обществе», хотя ни о воспитании, ни о первобытном обществе в названии главы нет ни слова. Параграф 1.2 называется «Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока», но в этом параграфе речь идет также и о педагогических традициях Древней Индии, ни к Ближнему, ни к Дальнему Востоку никакого отношения не имеющей. Параграф 1.3 называется «Воспитание и школа в античном мире», а глава при этом посвящена зарождению педагогической мысли. Глава 9 имеет название «Образование в России во второй половине XIX века», однако параграф 9.1 называется «Реформы в сфере образования», а параграф 9.2 — «Развитие системы образования». Таким образом, при чтении оглавления учебника поневоле начинаешь понимать знаменитую собаку Павлова, на глазах у которой круг превращался в эллипс.
В-третьих, авторы учебника пишут о том, что «в контексте меняющейся методологической матрицы истории педагогики требуется переоценка перспективности персональных и проблемных исследований. Представляется, что исследования исключительно по персоналиям в значительной степени себя исчерпали»2. Авторы пытаются реализовать эту
установку и в структуре оглавления учебника. Действительно, материал в учебнике представлен в виде последовательного исторического изложения с разделением на зарубежную (преимущественно западную) и отечественную историю педагогики. Однако совсем от персоналий авторам отказаться не удалось. На весь учебник (26 печатных листов) это пять параграфов: параграф 4.2 «Педагогическая концепция Я. А. Коменского»; параграф 10.1 «Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова»; параграф 10.3 «К. Д. Ушинский — великий русский педагог»; параграф 10.6 «Философско-педагогическая система Л. Н. Толстого»; параграф 16.4 «Педагогическая система В. А. Сухомлинского». Возникают вполне закономерные вопросы: в связи с чем для особо тщательного рассмотрения отобраны именно эти ученые? Какими критериями авторы при этом руководствовались? Почему, к примеру, в учебнике нет отдельных параграфов, посвященных тем четырем педагогам, которых ЮНЕСКО в 1988 г. признало деятелями образования, определившими способ педагогического мышления ХХ века (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, А. С. Макаренко)? Кстати, Дж. Дьюи, самому влиятельному в мире деятелю образования прошедшего столетия, в учебнике посвящено всего полстраницы, а Г. Кершентейнеру и того меньше — неполный небольшой абзац1.
М. Монтессори авторами учебника не упоминается вовсе, а на долю
А. С. Макаренко выделены две не-
2
полные страницы текста .
Следует признать, что авторы учебника не формулируют принципы отбора и организации содержащегося в нем материалов. Во введении к учебнику они говорят о подходах, которые следует применять в исто-рико-педагогических исследованиях, формулируют концептуальные идеи, касающиеся научного историко-педа-гогического познания. Однако вопрос о том, какие из этих подходов и идей положены в основание концептуальной схемы учебника, они оставляют открытым.
Контрольные вопросы и задания, а также темы рефератов, предлагаемые студентам в конце каждой главы, во многих случаях носят репродуктивный, а не проблемный, развивающий характер. Они не способствуют формированию самостоятельного критического педагогическогомышления.Обратимся к некоторым из них: «Назовите основные черты древневосточной педагогики», «Охарактеризуйте педагогические воззрения Платона, Цицерона, Квинтилиана», «Педагогика раннего христианства», «Средневековый университет как образовательное учреждение», «Кто и как возглавлял контрреформацию в школьном деле?», «Учебные заведения нового типа на Западе в эпоху Просвещения», «Каковы социокультурные последствия принятия Русью христианства?»,
1 История педагогики. С. 250-251.
2 Там же. С. 333-335.
«И. Бецкой — теоретик, организатор и руководитель учебных заведений» и т. д.
Безусловно, разработать и последовательно реализовать целостную концептуальную схему в учебном пособии (учебнике) по истории педагогики дело весьма не простое. Очевидно, что в условиях научного плюрализма возможно использовать для решения этой задачи различные обоснованные концептуальные подходы, которые в своем предельном выражении должны по возможности не взаимоисключать, а взаимодополнять друг друга. Однако, по словам М. В. Богуславского, «в качестве ведущего методологического подхода при концептуализации содержания историко-педагогического образования может выступить циви-лизационно-парадигмальный подход, способный наиболее адекватно выполнить задачи историко-педагогического образования в сложившихся услови-ях»1. Следует признать, что на сегодняшний день вариант этого подхода наиболее последовательно и удачно реализован в упоминавшемся выше учебном пособии Г. Б. Корнетова2.
Вопрос о дидактической концепции учебного пособия по истории педагогики также является весьма непростым. Эта концепция должна строиться на основании требований и рамок ФГОС подготовки бакалавров и магистров по направлению 050000
«Образование и педагогика». То есть концепция должна точно определять, какие компетенции и каким образом должны формироваться у студента, а также, что студент должен знать, уметь и чем должен владеть после изучения учебной дисциплины «История педагогики» («История образования и педагогики»)3. А это для авторов учебных пособий является делом весьма непривычным. Они привыкли определять круг знаний, который должны освоить студенты и, в лучшем случае, некоторые способы «работы» с этими знаниями, однако сегодня этого уже недостаточно.
«История педагогики» (или «История педагогики и образования») является учебной дисциплиной, включенной в образовательные программы российских вузов, реализующих требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
В рамках действующих ФГОС с учетом специфики образовательных программ по различным направлениям подготовки студентов вузов в нашей стране сложилась практика разработки различных по своему содержательному наполнению рабочих программ и учебно-методических комплексов по истории педагогики. На основе случайной выборки сравним три действующие программы по
1 Богуславский, М. В. Современное историко-педагогическое образование в России / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 1 (10). - С. 13.
2 Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие. 3-е изд. / Г. Б. Корнетов. - М., АСОУ, 2011.
3 Корнетов, Г. Б. Современное осмысление историко-педагогического компонента в содержании педагогического образования / Г. Б. Корнетов // Образовательный потенциал истори-ко-педагогического знания : сб. науч. тр. - М., 2013.
истории педагогики с точки зрения того, какие образовательные цели и задачи они ставят, какие компетенции у студентов стремятся развить, изучение каких тем предусматривают.
Рабочая программа дисциплины «Нстория педагогики и образования» для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 «психолого-педагогическое образование» профиля подготовки «психология образования». Программа подготовлена А. С. Го-ринским и Д. В. Потепаловым на кафедре профессиональной педагогики Института профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург, 2012).
Программа определяет, что целями освоения дисциплины «История педагогики и образования» являются формирование профессиональной компетенции будущего бакалавра в вопросах исторического становления и развития педагогической теории; развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического дискурса.воспитатель-ными целями освоения данной дисциплины являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.
Дисциплина «История педагогики и образования» направлена на формирование у студентов общекультурных
и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
• способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
• владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
• владеет моральными нормами и основами нравственного поведения
(ОК-3);
• готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
• способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
• способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
• способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
• готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
• способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
• способен использовать здоровь-есберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства
(ОПК-12).
По окончании изучения курса студент д о л ж е н
знать:
• основные культурно-исторические образовательные парадигмы и системы в их становлении и развитии;
• генезис и основные этапы развития педагогической науки, ее ведущих направлений;
уметь:
• выявлять причинно-следственные связи между историческими и образовательными явлениями;
• раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и на-
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
уки в каждую историческую эпоху;
• ориентироваться в культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;
• использовать элементы истори-ко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности;
• понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
владеть (быть в состоянии продемонстрировать):
• опытом анализа и экспликации социокультурных и ценностно-целевых оснований ведущих образовательных парадигм и педагогических систем прошлого;
• способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.
И виды УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Всего зачетных единиц (ч) 2-й семестр 3-й семестр 2-й семестр
Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма (полный срок обучения) Очная форма (сокращенный срок обучения)
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) 2 (72) 2 (72) 2 (72)
Аудиторные занятия 40 40 8 6
лекции 20 20 6 4
практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, другие виды аудиторных занятий 20 20 4 2
Самостоятельная работа (изучение теоретического курса, курсовая работа, домашние задания, подготовка к экзамену) 32 32 64 66
Вид промежуточного контроля Зачет Зачет Зачет Зачет
61
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дисциплины
№ п/ п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 Генезис и основные этапы развития педагогики как науки. Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования II 1-я 2-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
2 Политико-теоретический контекст образования и педагогики в греко-римской античности II 3-я 4-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
3 Теоцентристская образовательная парадигма Средневековья. Рождение университета II 5-я 6-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
4 Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины II 7-я 8-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий. Тестирование
5 Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами II 9-я 10-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
№ п/ п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
6 Становление дисцип-линарно-сциентист-ской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в ХУШ-Х1Х вв. I I 11-я 12-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
7 Педагогическая теория в странах Западной Европы XIX в. II 13-я 14-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий Тестирование
8 Самоидентификация национального образования и педагогической мысли в России XIX — начала ХХ в. II 15-я 16-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 3 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
9 Образовательная парадигма в Советской России. Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом II 17-я 18-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 4 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
10 Ведущие направления в западной педагогике и образовании XX в. II 19-я 20-я Лекция, 2 ч Практическая работа, 2 ч Самостоятельная работа, 4 ч Обсуждение докладов и творческих заданий
Итого за 2-й семестр 20 20 32 Зачет
72
учебно-методический комплекс «Нстория образования и педагогической мысли» по дисциплине « педагогика». Комплекс подготовлен Н. р. Валихаметовой на кафедре теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2012).
Учебно-методический комплекс по курсу «История образования и педагогической мысли» учебной дисциплины «Педагогика» 0ПД.Ф.01 блока общепрофессиональных дисциплин предназначен для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования, соответствующую степени (квалификации) бакалавр.
целью курса является формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса.
задачи курса:
— ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;
— углубить представления студентов об основных педагогических
понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т. д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания;
— обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем;
— способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления — формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
— способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные истори-ко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности;
— способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет,
пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия;
— способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям;
— способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся истори-ко-педагогических деятелей.
В результате изучения курса «История образования и педагогической мысли» студент должен
знать:
• основные понятия: «история образования», «всемирный историко-педагогический процесс»;
• предмет, функции, источники истории педагогики и образования, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; ученых — историков педагогики и образования;
• генезис и историческую сущность воспитания, концепции происхождения воспитания; ключевые закономерности исторического развития воспитания и образования;
• основные историко-педагогичес-кие факты, типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима;
• основные историко-педагоги-ческие факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;
• истоки развития идей компетент-ностного подхода;
• основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии; реформы образования;
• этапы становления педагогики как науки;
• истоки гуманистических идей педагогики;
• авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;
• основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса;
уметь:
• анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педаго-гические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное; осуществлять исторический подход в изучении педагогических явлений;
• выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;
• соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;
• устанавливать связи между основными авторскими педагогическими идеями и их отражением в первоисточниках;
• устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;
• устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогичес-ких событий и явлений.
• выделять связи прошлого и настоящего, возможности использования наиболее ценного опыта в сов-
ременной практике обучения и воспитания.
Особенность курса «История образования и педагогической мысли» состоит в наличии тесных содержательных связей со многими дисциплинами блока ГСЭ: отечественной историей, культурологией, политологией, социологией, философией.
ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы Всего часов Семестр II
Аудиторные занятия: 36 36
лекции 18 18
семинары 18 18
Самостоятельная работа 36 36
Общая трудоемкость 72 72
Вид итогового контроля Экзамен Экзамен
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название модулей и тем Всего часов Аудитор. занятия, час Самостоятельная работа, час
лекции семинары
Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения 16 6 4 6
Тема 1. История педагогики и образования как область научного знания 2 2 - -
Тема 2. Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире 8 2 2 4
Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья 6 2 2 2
Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII — начала XXI в. 28 4 8 16
Тема 1. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени 8 2 2 4
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе с конца XVIII до 90-х гг. XIX в. 8 2 2 4
Название модулей и тем Всего Аудитор. занятия, час Самостоятель-
часов лекции семинары ная работа, час
Тема 3. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX — начала XX в. 6 — 2 4
Тема 4. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ — начале XXI вв. 6 2 4
Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в. 14 4 2 8
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIX в. 6 2 — 4
Тема 2. Образование и педагогическая мысль России в XIX в. 8 2 2 4
Модуль 4. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли в XX — начале XXI в. — раскрыть познавательный потенциал истории педагогики как науки о развитии всемирно-исторического процесса для решения проблем организации современного образования; — раскрыть тенденции развития образования в истории человечества, проследить истоки и динамику гуманистических и демократических педагогических традиций; — развить способность к ориентации в наиболее значимых для теории и практики современного образования педагогических концепциях прошлого; — сформировать понимание истоков деструктивных последствий образования и путей их предупреждения и преодоления; — способствовать развитию научно-педагогического мировоззрения и педагогического мышления; — способствовать развитию критического мышления и способности формировать свое мнение при оценке педагогических феноменов; — способствовать формированию личностной позиции, направленной на решение педагогических проблем в ходе профессиональной деятельности и в повседневном общении 14 4 4 6
67
Название модулей и тем Всего часов Аудитор. занятия, час Самостоятельная работа, час
лекции семинары
Тема 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль России в первой половине XX в. 6 2 2 2
Тема 2. Развитие российской школы и педагогической мысли во второй половине XX — начале XXI в. 8 2 2 4
Итого: 72 18 18 36
Рабочая программа дисциплины «История педагогики» для подготовки бакалавров по направлению 0303300.62 «Психология».
Подготовлена е. Г. Ильяшенко на кафедре педагогики Академии социального управления (М., 2013).
целью курса «История педагогики» является формирование педагоги-
ческой компетентности студентов на основе постижения ими педагогического наследия прошлого.
В ходе освоения программы предлагается решение следующих задач:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:
Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии ОК-1 Знает исторические тенденции развития образования, особенности содержания и развития гуманистических и демократических традиций в истории педагогики, основные направления развития системы образования
Способность и готовность к овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений ОК-3 Владеет культурой научного мышления, умеет обобщать и анализировать факты и теоретические положения. Владеет способами анализа педагогических теорий и технологий в единстве их исторического и логического рассмотрения
Способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей ОК-7 Владеет организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности. Владеет нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью и социальной мобильностью
Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Способность и готовность к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования ПК-16 Ориентируется в основных педагогических понятиях и категориях. Понимает возможности воспитания и обучения человека и условия их успешной практической реализации. Распознает проблемы и противоречия образования, знает особенности его современного состояния. Знает исторические тенденции развития образования, особенности содержания и развития гуманистических и демократических традиций в истории педагогики, основные направления развития системы образования. Умеет использовать познавательный и эвристический потенциал истории педагогики для решения современных задач
Способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни ПК-19 Умеет самостоятельно добывать, накапливать и применять для решения современных практических психолого-педагогических проблем историко-педагогические знания. Владеет способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; способами проектной и инновационной деятельности в образовании
В результате изучения дисциплины студент должен:
• знать исторические тенденции развития образования; особенности содержания и развития гуманистических и демократических традиций в истории педагогики;
• уметь использовать познавательный и эвристический потенциал истории педагогики; самостоятельно добывать, накапливать и применять для решения современных теоретических и практических психолого-педагогических проблем историко-
педагогические знания;
• владеть способами анализа педагогических теорий и технологий в единстве их исторического и логического рассмотрения.
Дисциплина «История педагогики» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), изучается в VI семестре (модуль 11), трудоемкость 2 единицы (72 учебных часа, в том числе 14 часов лекций, 22 часа практических занятий, 36 часов самостоятельной работы).
69
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы Всего Количество часов по учебному плану (по модулям)
часов Модуль 11
Аудиторные занятия 36 36
Лекции 14 14
Практические занятия 22 22
Самостоятельная работа 36 36
Итого 72 72
Текущий контроль Задания для самостоятельной работы
Итоговый контроль Зачет
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Количество часов по учебному плану
Тема Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Тема 1. Познавательный потен циал изучения историко-педагогического процесса
Познавательный потенциал ис- 4 2 2
торико-педагогического знания
Происхождение педагогической 4 2 — 2
деятельности и становление
образовательных институтов общества
Становление педагогики как 4 2 — 2
отрасли знания
Становление традиции под- 4 2 — 2
держки самостоятельности
активности ребенка в истории
педагогики
Формирование фундамента педагогики свободы Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстым 4 — 2 2
Тема 2. Реформаторская педагогика конца XIX — первой половины XX в.
Педоцентристская революция в 4 2 — 2
западной педагогике
Антропологическая педагогика М. Монтессори 4 — 2 2
Демократическая педагогика Дж. Дьюи 4 — 2 2
Тема Количество часов по учебному плану
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Педагогика доверия к ребенку Я. Корчака 4 - 2 2
Реформаторская педагогика в России 4 2 - 2
Педагогика свободного воспитания К. Н. Вентцеля 4 - 2 2
Педагогика среды С. Т. Шацкого 4 - 2 2
Педагогика трудового коллективного воспитания А. С. Макаренко 4 — 2 2
Тема 3. Педагогика второй половины ХХ в.
Развитие отечественной педагогики во второй половине ХХ в. 4 2 - 2
Теории развивающего обучения 4 _ 2 2
Развитие западной педагогики во второй половине ХХ в. 4 2 - 2
Человекоцентрированное образование К. Роджерса 4 - 2 2
Тенденции развития образования в перспективе XXI в. 4 - 2 2
Итого: 72 14 22 36
Все три рассматриваемые программы главные цели и задачи изучения истории педагогики связывают прежде всего с решением мировоззре-ческих задач, с общекультурным развитием студентов. При этом предполагается развитие способности понимать и использовать педагогический опыт прошлого.
Рабочая программа А. С. Горского и Д. В. Потепалова рассчитана на 72 ч., в том числе на 40 ч. аудиторной работы (20 ч. лекций и 20 ч. практических (семинарских) занятий. Учебно-методический комплекс Н. В. Валиахметовой рассчитан на 72 ч., в том числе на
36 ч. аудиторной работы (18 ч. лекций и 18 ч. семинаров). Рабочая программа Е. Г. Ильяшенко рассчитана на 72 ч., в том числе на 36 ч. аудиторной работы (14 ч. лекций, 22 ч. практических занятий). Таким образом, все три программы предусматривают трудоемкость 2 единицы, причем объем аудиторных занятий, в том числе лекций и семинаров, варьируется.
Все три программы предполагают рассмотрение развития всемирного историко-педагогического процесса за рубежом и в России с древнейших времен до наших дней с разной степенью подробности. Например,
Е. Г. Ильяшенко выделяет персоналии и проблематику наиболее актуальную сегодня, оставляя за скобками многие значимые историко-педагогические события прошлого.
Список
1. Астафьева, Е. Н. Первое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. —
2013. — № 2.
2. Богуславский, М. В. Современное историко-педагогическое образование в России / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. —
2013. — № 1 (10). — С. 13.
3. Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
4. Ильяшенко, Е. Г. Современное методическое обеспечение преподавания истории педагогики: опыт создания учебников и учебных пособий / Е. Г. Ильяшенко // Историко-педагоги-ческий ежегодник. — 2014. — С. 27—42.
5. История педагогики / под ред. Н. Д. Никандрова. — М. : АСОУ, 2007. — 222 с.
6. Константинов, Н. А. История педагогики : учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. — М. : Просвещение, 1982. — 447 с.; История педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / под ред.
Анализ программ позволяет сделать вывод, что при их разработке, действуя в рамках требований стандарта, авторы успешно реализовыва-ли собственную авторскую концепцию учебного курса. литературы
М. Ф. Шабаевой. — М. : Просвещение, 1981. - 368 с.
7. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. — М. : Рос. открытый ун-т, 1994. — 140 с.
8. Корнетов, Г. Б. Современное осмысление историко-педагогического компонента в содержании педагогического образования / Г. Б. Корнетов // Образовательный потенциал историко-педагогического знания : сб. науч. тр. —
М., 2013.
9. Корнетов, Г. Б. Теория истории педагогики / Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2013. — 460 с.
10. Корнетов, Г. Б. Цивилизацион-ный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Г. Б. Корнетов. — М. : Гардарики, 1994. — 413 с.; Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г. Б. Корнетов // Педагогика. — 1999. — № 8.
11. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие. 3-е изд. / Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2011. — 260 с.
12. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М. : Гардарики, 2002. — 603 с.