ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ»
В статье доказывается необходимость изучения научной дисциплины «История педагогики», позволяющей будущим педагогам-профессионалам вырабатывать историческое видение, формировать систему оценочных суждений и взглядов. Раскрыты мощные дидактические и воспитательные возможности учебного предмета «История педагогики» для профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, всех работников сферы народного образования.
Учебный предмет «История педагогики», наряду с другими образовательными дисциплинами педагогического цикла, призван вводить студентов в сферу профессиональной деятельности учителя, воспитателя, учить их мыслить новыми педагогическими категориями, непрерывно и систематически расширять и углублять профессиональные знания, компетентность.
Образовательная дисциплина «История педагогики» выполняет кумулятивную функцию: она соединяет в себе проблемы, относящиеся не только к педагогике, но и к психологии, философии, социологии, религии, этике, гражданской истории, этнографии. Вместе с тем учебный предмет
И.Б. Федотова
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, кумулятивная функция, научная объективность знаний, междисциплинарные связи, педагогическая культура,
исследовательский метод, непрерывное образование, профессиональная обязанность.
«История педагогики» сберегает и обогащает педагогические знания, позволяет осмысливать пути становления и развития педагогической мысли разных народов, вырабатывать оценочные суждения в сфере педагогической деятельности, учиться мудрости воспитания на опыте прошлого.
Методологической аргументацией определения содержания материала, включаемого в учебную дисциплину «История педагогики», является требование научной объективности знаний, которыми должны овладевать будущие учителя. Эти знания должны быть установившимися в историко-педагогической науке. Важно, чтобы в учебниках содержалась и критическая оценка новых знаний, новых подходов к освещению педагогических реалий прошлого, доказательное опровержение устаревших положений, идей и установок. К содержанию материала учебников истории педагогики предъявляется требование методологического плана: он должен содержать научно обоснованные идеи, установки, положения, направленные на совершенствование современного педагогического процесса, развитие теоретической мысли, на соблюдение единства и преемственности педагогического знания в его историческом развитии.
В мировой практике учебная дисциплина «История педагогики», как правило, преподается в качестве отдельного, самостоятельного предмета. Известны факты, когда в 60-е годы XX века в Советском Союзе по рекомендации Министерства просвещения РСФСР предпринимались попытки ввести так называемый «синтетический курс педагогики», включавший сведения по теории обучения и воспитания и материал из истории педагогики, показывавший эволюцию тех или иных педагогических идей, систем, их исторический аспект. В частности, такой курс в порядке эксперимента был введен в конце 60-х годов ХХ века в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков. Трехлетний опыт преподавания синтетического курса педагогики не оправдал себя. Нарушалась логика существовавшего в те годы курса «Педагогика школы», не было системы и в изучении дисциплины «История педагогики», учебная программа которого предлагалась Министерством просвещения РСФСР для педагогических институтов. Эксперимент показал, что будущие учителя не овладевали систематизированными научными знаниями ни курса педагогики, ни курса истории педагогики.
В настоящее время в педагогических и некоторых гуманитарных
высших учебных заведениях Российской Федерации сохранена учебная дисциплина «История педагогики», включающая изучение качественных изменений в развитии мировой школьной практики и педагогической мысли. Новый подход к построению курса истории педагогики можно проследить на примере разработки программы этого курса Московским государственным педагогическим университетом в конце XX века (авторы: академик РАО А.И.Пискунов (руководитель авторского коллектива), профессор В.М.Кларин, доцент С.Л.Савина). Авторы нового подхода к построению курса истории педагогики предложили синхронное рассмотрение состояния развития теории и практики воспитания в разных странах, у разных народов в разную историческую эпоху. В программе раскрывается единый и в то же время многообразный путь развития мирового педагогического процесса.
В современных условиях основными задачами изучения истории педагогики будущими учителями являются:
• формирование общей и педагогической культуры;
• развитие педагогического мышления, творчества в овладении профессией;
• раскрытие исторической картины развития образования, выявление вклада крупных мыслителей в педагогическую теорию;
• формирование представления о том, что школа и педагогическая мысль - двигатели эволюции культуры общества;
• воспитание понимания того, что на всех этапах исторического развития педагогической мысли, а также практики воспитания и обучения имело место взаимное влияние теории и практики: передовая педагогическая мысль воздействовала на педагогическую практику, а передовой педагогический опыт обогащал педагогическую теорию;
• выработка ориентиров, позволяющих оценивать современные подходы к воспитанию и обучению и прогнозировать их с учетом будущего;
• развитие потребности в непрерывном самостоятельном изучении первоисточников по педагогике, в совершенствовании педагогического самообразования;
• формирование умения рассматривать современный педагогический процесс с позиций историзма с целью его совершенствования; выработка критического, рационального отношения к педагогическому наследию прошлого;
• углубление интереса к изучению жизни и деятельности видных педагогов как объекту истории педагогики в целях воспитания любви к педагогической профессии;
• формирование представления о современном мировом педагогическом процессе с позиций множественности мнений, оценок; выработка умения выполнять исследовательские проекты по проблемам историко-педагогической науки с целью совершенствования теории и практики образования.
Междисциплинарные связи - необходимое звено в изучении истории педагогики как учебного предмета. Междисциплинарные связи в курсе истории педагогики представляют собой интеграцию в историю педагогической науки социально-экономических, политических, культурологических, демографических и религиозных факторов, детерминирующих развитие педагогической мысли и образовательных систем.
Эти связи позволяют:
- во-первых, осуществлять критический анализ выдвигавшихся учеными идей, которые обусловливали формирование личности в конкретных исторических условиях;
- во-вторых, устанавливать влияние прогрессивных философских, общественно-политических, культурологических, религиозных идей того или иного периода на образование, педагогический процесс;
- и, в конечном итоге, раскрывать специфику содержания обучения и воспитания в той или иной стране в определенную эпоху.
В изучении курса истории педагогики используются данные таких наук, как общая, возрастная и педагогическая психология, антропология, литература, археология, экономика, экология, сведения из точных (математических) и технических наук, выявляются связи общей истории с историей педагогики. Междисциплинарные связи в изучении курса истории педагогики способствуют выработке у студентов научного мировоззрения, педагогической культуры, формированию представлений и понятий о движущих силах и тенденциях развития всемирно-исторического педагогического процесса, о способах решения актуальных проблем образования в различные исторические периоды у разных народов, позволяют рассматривать историю педагогики как диалог педагогических культур.
В методологическом плане важно то, что систематический курс истории педагогики формирует у студентов способность оценивать
влияние общественной жизни на создание педагогических систем в различные периоды истории, с одной стороны, и, с другой - влияние этих систем образования, педагогической культуры на развитие общества. Благодаря этому у них вырабатывается понимание причинности происходящих изменений в мире, соотношения причинно-следственных связей в педагогике и общественной жизни с жизненными реалиями, а это обусловливает понимание перспектив развития педагогической теории и практики в единстве с совершенствованием общественной жизни, образа жизни людей, развития экономики, культуры и других факторов.
Изучать историю педагогики - значит обеспечивать непременное условие для саморазвития и успешной подготовки учителя. История педагогики как учебный предмет требует, чтобы его изучение осуществлялось исследовательским методом. Студенты должны не просто усваивать готовые выводы, основные идеи, систематизированные преподавателем или автором учебника, а приходить к установлению главного в процессе самостоятельной работы. Основным источником историко-педагогических знаний для них должны быть произведения изучаемых педагогов. Студенты, анализируя первоисточники, испытывают интерес к познанию нового, а если они высказывают собственные суждения по поводу изученного, находят применение полученным знаниям в процессе своей учебно-познавательной деятельности, то освоение материала будет творческим и результативным.
Успех в изучении студентами истории педагогики возможен при условии научной организации их самостоятельной работы с первоисточниками. Такая работа включает осмысление текста, поиск ответов на вопросы, поставленные преподавателем, критический анализ и оценку прочитанного, запоминание существенного, выделение в тексте опорных понятий, составление конспектов, тезисов, планов прочитанного, разделение материала на смысловые части, формулирование ведущих положений.
Задача преподавателей истории педагогики - систематически знакомить студентов с результатами новейших научных исследований в области изучаемой дисциплины, а также предлагать им выполнение самостоятельных творческих работ исследовательского характера, в том числе работ, посвященных изучению жизни и деятельности педагогов прошлого, рассмотрение в генезисе педагогических категорий, проблем, парадигм, освещение историко-педагогических вопросов на
стыке смежных наук, изучаемых студентами (например, «Образ учителя прошлых эпох в художественной литературе»; «Проблема подготовки молодежи к семейной жизни в различные исторические периоды и отражение ее в живописи»).
Действенным способом изучения курса истории педагогики является изучение биографий деятелей педагогической науки, образования. Учителя, студенты проявляют интерес к биографическому материалу, если понимают простую истину: история - это жизнь, судьбы людей; история педагогики - это жизнь замечательных творцов нового в образовании. Биографии позволяют глубже понять сущность идей того или иного педагога, особенности его интеллектуальной, нравственной и профессиональной деятельности. Преподаватель истории педагогики выражает свое отношение к жизнедеятельности изучаемого педагога. При изучении биографий педагогов прошлых эпох важно развивать у студентов и исследовательские навыки, и творческое воображение, дар литератора. В конечном итоге важен как научный, так и художественный подход к изучению будущими учителями биографий видных педагогов, деятелей образования.
Как показывает опыт, одно из важных мест среди творческих работ студентов занимают их исследования, основанные на поиске и анализе местных историко-педагогических фактов, явлений и их обобщение (история школ, деятельности внешкольных образовательно-воспитательных учреждений; школа в годы Великой Отечественной войны; изучение опыта учителей - мастеров педагогического труда дореволюционной, советской и современной школы). При этом преподаватели истории педагогики ориентируют студентов на то, что их работа с документами, первоисточниками - необходимая составная часть самостоятельного историко-педагогического исследования и повышения эффективности их учебно-познавательной деятельности.
Средствами повышения теоретического уровня изучения дисциплины «История педагогики» и усиления ее профессиональной направленности является практическая краеведческая деятельность студентов: экскурсии по историческим местам, связанным с памятными событиями в развитии образования, педагогической мысли; сбор материалов и документов для местных музеев истории просвещения; составление схем, таблиц, отражающих количественные и качественные изменения в развитии народного образования, деятельности педагогов, обучении школьников; наглядно-схематическое изображение
развития идей, концепций, теорий ведущих педагогов; изготовление наглядных пособий, опорных конспектов по конкретным темам курса истории педагогики и образования.
Результатом коллективной познавательной деятельности и самостоятельной творческой работы студентов в изучении курса истории педагогики должны стать:
• усвоение предусмотренной государственным стандартом системы знаний о воспитании как общественном явлении, о содержании образования, формах педагогического процесса в различные исторические эпохи у разных народов;
• выявление условий и механизмов формирования педагогических концепций, теорий, систем;
• осмысление изученного в социокультурном контексте;
• выработка представления о вкладе выдающихся мыслителей прошлого в развитие теории и практики воспитания и обучения;
• выявление прогностического значения изучения историко-педаго-гического знания;
• развитие интереса к самостоятельному критическому и конструктивному изучению историко-педагогического наследия;
• выработка умений и навыков исследовательской работы в области истории педагогики;
• формирование целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки историко-педагогических и современных идей, новаций в области образования;
• формирование научного мировоззрения, выработка педагогических убеждений, совершенствование педагогического профессионализма;
• развитие творческого отношения к учительской работе, создание индивидуального стиля педагогической деятельности.
Научные исследования в области истории педагогики призваны обогащать содержание учебного курса истории педагогики, повышать уровень общей и педагогической культуры учителей, давать знания, способствующие выработке у них идейно-педагогических убеждений, развитию педагогического мышления, формированию педагогического мастерства, творческого подхода к современным проблемам обучения и воспитания. Изучение педагогического наследия прошлого позволяет осознать то, что каждый исторический период развития теории и практики образования обобщает достижения науки.
Анализ материала, изучаемого в курсе истории педагогики, подводит студентов к усвоению важнейшей закономерности современного общественного развития - необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, поскольку именно такое образование является определяющим фактором создания материальных и духовных условий жизни общества и выявления самоценности личности растущего человека. Вместе с тем изучение дисциплины «История педагогики» вооружает будущих учителей фундаментальными знаниями для выявления сущности и общих стратегических направлений создания единого мирового образовательного пространства. Вот почему исследования в области истории образования и педагогической мысли должны систематически внедряться в практику, вносить новое в содержание учебного курса, повышая тем самым научно-теоретический уровень учебной дисциплины и корректируя практическую направленность изучения наследия прошлого в области обучения и воспитания.
Тревожит тот факт, что в начале XXI столетия отмечается недооценка изучения истории педагогики в педагогических высших учебных заведениях. Это имеет место, как в России так и во Франции, Японии, других странах. Как свидетельствуют материалы печати, тенденция уменьшения количества часов на изучение учебной дисциплины «История педагогики» в педагогических высших учебных заведениях проявляется преимущественно в Российской Федерации. Нельзя не согласиться с авторами изданного в 1996 г. монографического сборника «История педагогики как учебный предмет» в том, что «в условиях, когда резко изменилась социально-экономическая и политическая ситуация в мире, когда уходят в прошлое годы «холодной войны», когда народы мира стремятся лучше узнать друг друга, обмениваться результатами своей деятельности, знаниями, стремятся преодолеть разобщенность и отчужденность - в этих условиях знание всемирной истории педагогики обретает новые качественные характеристики, наполняется новым содержанием. Этот предмет становится серьезным подспорьем в подготовке будущих учителей, которые смогут воспитывать молодые поколения в духе дружбы и взаимоуважения к другим национальностям, к их культуре, традициям» [1, с.7].
Специалисты в области педагогики признают, что изучение курса истории педагогики в педагогических и всех других высших учебных заведениях необходимо и закономерно. Оно обусловлено тем, что в сов-
ременном мире имеет место взаимопроникновение и взаимообогащение национальных педагогических культур, их интернационализация, выявляется общечеловеческий потенциал образования. Наметилась и проявляется тенденция глобализации процесса формирования единого всемирного образовательного пространства.
Изучение истории педагогики будущими учителями, воспитателями, родителями многие прогрессивные деятели прошлого и современности считали и считают задачей интеллектуальной важности, приносящей практическую пользу, потому что тот, кто не в состоянии помнить прошлое, обречен повторять его ошибки. Еще Цезарь утверждал, что без знания истории любая личность остается ребенком. Это всецело относится и к деятельности по воспитанию подрастающего поколения.
Итак, знание истории педагогики, как и всеобщей истории, для учителя, воспитателя, руководителя педагогического коллектива является нравственным долгом и профессиональной обязанностью.
Изучение истории педагогики, образования, педагогической культуры народа оказывается полезным каждому современному человеку, поскольку он является воспитателем своих детей и детей, общающихся с ним, а также и воспитателем самого себя.
Таким образом, изучение научной дисциплины «История педагогики» позволяет будущим педагогам-профессионалам вырабатывать систему оценочных суждений, взглядов на основе анализа ведущих педагогических идей, проблем, открытий прошлого, представляющих интерес для современной педагогики и образовательной практики.
Литература
1. История педагогики как учебный предмет / Под ред. К.И. Салимовой. - М.: Роспедагентство, 1996. - 230 с.