СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются новые подходы к концепции курса «История образования и педагогической мысли»; анализируются задачи и ценностные установки; обращается внимание на необходимость изучения фило-софско-педагогического творчества представителей Русского Зарубежья; указываются культурологические и личностно-профессиональные возможности курса.
В настоящее время в связи с общественными изменениями и перестройкой образования значительное внимание уделяется пересмотру содержания образования как фактору личностно-профессионального становления будущего специалиста. В стандарты вузовского обучения вводятся новые предметы и изменяются акценты в традиционном преподавании.
Это в полной мере относится к поиску нового смысла историко-педагогическо-го курса, который составляет фундамент для изучения цикла педагогических дисциплин: вместо «Истории педагогики» сначала появился новый курс «История образования», затем - «Философия и история образования», а в настоящее время -«История образования и педагогической
А.В.Рогова
Ключевые слова:
история педагогики,
целеполагание,
инкультурация,
культуросообразное
мышление, личностная
направленность,
профессиональные
компетенции.
мысли». В данном случае имеет место не просто смена названий, но и отражение принципиально иных подходов к концепции дисциплины. Включение курса «История образования и педагогической мысли» предполагает ознакомление с историей образования для расширения общекультурного, общепедагогического кругозора обучающихся и усиления их методологической подготовки.
Основным специфическим средством достижения цели курса выступает принцип историзма, поскольку, чтобы образование обеспечивало процессы инкультурации, оно должно отражать культурологические механизмы изучения педагогических феноменов в развитии: от зарождения до современности и с учетом контекстов, в которых происходило это развитие.
Курс также играет важную роль в личностно-профессиональном становлении будущего специалиста. Он является междисциплинарным и выполняет функции: ценностно-смысловую, познавательную, эвристическую, прогностическую.
Изучение историко-педагогического курса позволяет решить ряд общепедагогических задач: развитие педагогической культуры и педагогического мышления, выработка ценностных ориентаций, содействие формирование собственной педагогической позиции и педагогического кредо, опосредованное приобщением к опыту творческой деятельности, формирование профессиональной компетентности.
Кроме этого, содержание курса дает возможность решения цикла научно-теоретических задач:
• изучение и философское осмысление закономерностей образования и педагогической мысли как социокультурного явления;
• раскрытие путей развития педагогической науки, характера взаимодействия педагогической теории и практики (зачастую грамматических);
• показ развития педагогических знаний на уровне педагогической системы, педагогической концепции (теории), педагогических взглядов и идей, педагогического факта;
• развитие представлений об инновации в педагогике и опыте творческой деятельности и др.
В основу изучения курса положены персонифицированный и проблемно-хронологический подходы, позволяющие, с одной стороны, представить мировой историко-педагогический процесс как результат творческого поиска выдающихся деятелей в сфере
теории и педагогической практики, с другой - проследить генезис стержневых идей, показать историю образования как диалог эпох, культур, педагогических позиций.
Главные содержательные линии курса могут быть выделены в соответствии с ведущими направлениями развития мировой педагогической культуры. Одна из линий связана с изучением зарубежной истории образования и педагогической мысли прошлого и современности. Другая - предполагает изучение отечественной истории образования и педагогической мысли, в том числе специфического этапа советского периода.
Особо хочется подчеркнуть важность обращения к педагогической мысли Русского Зарубежья, по мнению П.Б. Струве, «временно отведенного в сторону потока», общерусской культуры и педагогики. Проблема культуры стала центральной в творчестве русских философов и педагогов-эмигрантов. В ее дальнейшей разработке они опирались на обоснованные еще в дореволюционной философско-педагогической мысли идеи о том, что культура является духовным пространством для развития человека, что этические ценности культуры соотносимы с абсолютными религиозными ценностями, что культуросообразное воспитание предполагает позицию воспитанника как субъекта культуры и своего личностного роста. На новом этапе своей жизни в связи со специфической ситуацией, в которой они оказались, ученые - педагоги сосредоточили свое внимание на углублении понимания сущности человека и механизмов взаимосвязи культуры и воспитания в его становлении.
Акцент на проблеме культуры в философско-педагогическом творчестве представителей Русского Зарубежья объясним и с позиций той социальной ситуации, очевидцами которой они были. Им пришлось пережить две мировые войны и одну, лишившую их родины, - гражданскую. Сама действительность побуждала к поиску ответов на вопросы о причинах дегуманизации общества и возможных путях развития человечества.
Внимание русских эмигрантов к проблеме культуры было обусловлено и рядом социально-педагогических причин:
• беспокойством о том, что подрастающее вдали от России поколение утратит чувство Родины. Так, В.В. Зеньковский отмечал, что у русской молодежи во Франции ощущение связи с Россией, желание быть ей полезной выражено слабее, чем у подростков, проживающих в Чехии, Югославии, Польше;
• тревогой об утрате единства, близких связей и отношений между россиянами, оказавшимися разбросанными по разным частям света и принадлежащими к разным религиозным конфессиям;
• боязнью полного разрыва с соотечественниками, проживающими в Советской России [6].
По мнению русских интеллигентов-эмигрантов, объединяющую миссию может выполнить русская культура, благодаря которой сохранится память о своей великой Родине у молодежи, будет продолжена преемственность связей между россиянами, проживающими за рубежом и в Российской Федерации, будет сохранено единство между российскими эмигрантами. Проблема культуры, ее взаимосвязи с воспитанием человека получила глубокую разработку в трудах русских религиозных философов, оказавшихся за границей и продолживших философскую традицию второй половины Х1Хв.
В силу закона непрерывности развития культуры современный этап отечественного образования можно рассматривать в качестве логического продолжения российской традиции. Целостная представленность отечественной линии развития педагогики, с одной стороны, реализует ведущую закономерность культуры - преемственность, с другой - содействует оформлению национального самосознания будущих педагогов- воспитателей.
Базисными для становления культуросообразного мировоззрения в ходе изучения предмета могут выступать следующие идеи:
воспитание и образование как важнейшие сферы духовной культуры человечества;
• мировая педагогическая культура как итог и условие самосознания человечества, способ хранения, прогнозирования, трансляции опыта от предыдущих поколений к последующим;
• диалог эпох и диалог культур как путь к познанию истории образования и педагогической мысли;
• многозначность истины, оценка значения теории и практики прошлого не с позиции того, что они дали для будущего, а с позиции - что сделали возможным для своего времени;
• воспитание и образование как открытые системы, мировая педагогическая культура как сочетание общечеловеческого и национального;
• история воспитания и образования как борьба идей авторитарного и гуманного отношения к ребенку, как духовное восхождение к пониманию ценности индивидуального развития личности;
• история воспитания и образования как отражение поиска гармонии между государственными, общественными и личными целями в сфере образования;
• педагогика как наука и как искусство;
• творческая деятельность субъектов педагогического процесса как условие развития систем воспитания и образования.
Для осуществления культурологической и личностной миссии в ходе изучения курса, возможно, следует учитывать следующие принципы отбора и структурирования материала:
• методологической оснащенности курса, предполагающей установление разнообразных связей с философией, социологией, психологией, педагогикой, культурологией;
• культуросообразности, ориентирующей на освоение ценностей образования, установление связей с культурой, нацеленный на развитие культуры личности;
• целостности и системности, обеспечивающей единство структурных частей курса, преемственность его идей; взаимосвязи общепедагогических понятий, усваиваемых в ходе изучения других культурологических и психолого-педагогических дисциплин;
• практикоориентированности, предполагающей отбор содержания, направленного на решение практических задач;
• жизнесообразности, учитывающей при отборе педагогических концепций их современную значимость, социокультурную обусловленность, авторское своеобразие, тенденции дальнейшего развития;
• личностно ориентированной направленности, содействующей лич-ностно-профессиональному самосознанию и самоопределению, допускающей выделение в курсе определенных проблем, осваиваемых студентом на разных уровнях: базовом или углубленном.
При этом лекционный курс должен быть направлен на рассмотрение культурно-исторического процесса, становление и развитие национальных образовательных систем и педагогических концепций в его ходе. Целью же семинарских занятий является раскрытие процесса становления природо- и культуросообразных систем образования в зарубежной и отечественной теории и практике.
Изучение курса предполагает организацию самостоятельной деятельности студентов, к основным видам которой следует отнести: конспектирование и анализ первоисточников и другой литературы; подготовку сообщений и докладов; написание рефератов, рецензий;
заполнение таблиц; разработку содержания педагогических дискуссий, Круглых столов, конференций; составлением библиографий и т.д. Очень важно, чтобы самостоятельная работа не носила формального характера, а в ее процессе развивались творческие способности будущих педагогов, чтобы задания содействовали развитию педагогического мышления. Можно предложить, например, такие:
• написать сочинение-размышление на тему «Современность статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы»;
• продумать заседание Круглого стола «Родное слово и духовная культура нации» (по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»);
• разработать содержание классного часа для школьников на тему «Смыслы статьи К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»;
• составить содержание дискуссии «Наказывать детей или нет? Педагогическая дискуссия педагогов XIX и XX веков» (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);
• сформулировать для обсуждения на занятии проблемные вопросы по теме «Связь времен: от «Основных принципов единой трудовой школы (1918г.) к Закону «Об образовании в РФ» (2012г.)»;
• подготовить публичное выступление «Реализация идеи «Школы радости» в истории педагогики»;
• разработать деловую игру «Урок глазами представителей педагогики разных эпох»;
• создать сценарий диспута по теме «Как любить детей?» с использованием историко-педагогических работ;
• поготовить научно-практическую конференцию «Диалог с педагогами 20-х годов»;
• написать статью ко Дню Учителя: «Миссия учителя»: как ее понимали педагоги разных эпох?»;
• составить вопросы для дискуссии «Равенство и Школа»;
• представить галерею портретов учителя в художественной литературе;
• разработать содержание дебатов на тему «Право на образование и равенство прав в образовании» (Решение проблемы в истории образования и на его современном этапе).
В итоге студент должен иметь знания о:
• социокультурной обусловленности образования и педагогической
мысли, их конкретно-историческом характере;
• методологических основах педагогических теорий;
• тенденциях развития педагогической науки и практики;
• своеобразии национальной системы образования;
• ведущих педагогических системах мировой и отечественной культуры;
• основополагающих педагогических идеях, имевших место в истории образования;
• взглядах и опыте педагогов, выдвинувших оригинальные и продуктивные для последующего развития образования мысли и проекты;
• основополагающих категориях и понятиях изучаемого предмета.
Студент должен уметь: устанавливать связи между историей педагогики и историей культуры и цивилизаций; выявлять связи между состоянием образования и государственной политикой по отношении к образованию; рассматривать педагогические явления на разных уровнях всеобщего, общего, особенного, единичного; сравнивать, сопоставлять, группировать педагогические идеи и факты; давать самостоятельную оценку разнообразным явлениям педагогической теории и практики.
С позиций компетентностного подхода к образованию процесс изучения дисциплины может быть направлен на формирование следующих компетенций:
• владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• быть способным анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
• уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
• быть готовым к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;
• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• быть способным к разработке и реализации культурно - просветительских программ для различных категорий населения, в том числе и с использованием современных ИКТ.
Литература
1. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -411 с.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 3-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2006. -432 с.
3. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 296 с.
4. Корнетов Г.Б.Педагогика: теория и история: Учебное пособие. -2-е изд. - М.: АСОУ 2008. - 272 с.
5. Рогова А.В. История русской школы: Учебно-методическое пособие. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2011. - 63 с.
6. Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-е - 50-е гг. ХХ в.: Материалы второй Всерос. науч. конф. «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья, 20-50-е гг. ХХ в.» / Под ред. Е.Г. Осовского. - Саранск, 1998. - 175 с.
7. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2008. - 248 с.