Научная статья на тему 'Современные акценты историко-педагогической подготовки будущих специалистов в области образования»'

Современные акценты историко-педагогической подготовки будущих специалистов в области образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HISTORY OF PEDAGOGY / GOAL SETTING / INCULTURATION / CULTURE CONFORMITY THINKING / PERSONALITY DIRECTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Антонина Викторовна

В статье рассматриваются новые подходы к концепции курса «История образования и педагогической мысли»; анализируются задачи и ценностные установки; обращается внимание на необходимость изучения философско-педагогического творчества представителей Русского Зарубежья; указываются культурологические и личностно-профессиональные возможности курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Accents of Historical and Pedagogical Training of Future Professionals in the Sphere of Education

The new approaches to the concept of the "History of Education and Pedagogical Thought" course are discussed and the tasks and value attitudes are analyzed in the article. The necessity of study of philosophical and pedagogical creativity of representatives of the Russian diaspora is highlighted and culturological and personality-professional opportunities of the course are specified in the article.

Текст научной работы на тему «Современные акценты историко-педагогической подготовки будущих специалистов в области образования»»

СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются новые подходы к концепции курса «История образования и педагогической мысли»; анализируются задачи и ценностные установки; обращается внимание на необходимость изучения фило-софско-педагогического творчества представителей Русского Зарубежья; указываются культурологические и личностно-профессиональные возможности курса.

В настоящее время в связи с общественными изменениями и перестройкой образования значительное внимание уделяется пересмотру содержания образования как фактору личностно-профессионального становления будущего специалиста. В стандарты вузовского обучения вводятся новые предметы и изменяются акценты в традиционном преподавании.

Это в полной мере относится к поиску нового смысла историко-педагогическо-го курса, который составляет фундамент для изучения цикла педагогических дисциплин: вместо «Истории педагогики» сначала появился новый курс «История образования», затем - «Философия и история образования», а в настоящее время -«История образования и педагогической

А.В.Рогова

Ключевые слова:

история педагогики,

целеполагание,

инкультурация,

культуросообразное

мышление, личностная

направленность,

профессиональные

компетенции.

мысли». В данном случае имеет место не просто смена названий, но и отражение принципиально иных подходов к концепции дисциплины. Включение курса «История образования и педагогической мысли» предполагает ознакомление с историей образования для расширения общекультурного, общепедагогического кругозора обучающихся и усиления их методологической подготовки.

Основным специфическим средством достижения цели курса выступает принцип историзма, поскольку, чтобы образование обеспечивало процессы инкультурации, оно должно отражать культурологические механизмы изучения педагогических феноменов в развитии: от зарождения до современности и с учетом контекстов, в которых происходило это развитие.

Курс также играет важную роль в личностно-профессиональном становлении будущего специалиста. Он является междисциплинарным и выполняет функции: ценностно-смысловую, познавательную, эвристическую, прогностическую.

Изучение историко-педагогического курса позволяет решить ряд общепедагогических задач: развитие педагогической культуры и педагогического мышления, выработка ценностных ориентаций, содействие формирование собственной педагогической позиции и педагогического кредо, опосредованное приобщением к опыту творческой деятельности, формирование профессиональной компетентности.

Кроме этого, содержание курса дает возможность решения цикла научно-теоретических задач:

• изучение и философское осмысление закономерностей образования и педагогической мысли как социокультурного явления;

• раскрытие путей развития педагогической науки, характера взаимодействия педагогической теории и практики (зачастую грамматических);

• показ развития педагогических знаний на уровне педагогической системы, педагогической концепции (теории), педагогических взглядов и идей, педагогического факта;

• развитие представлений об инновации в педагогике и опыте творческой деятельности и др.

В основу изучения курса положены персонифицированный и проблемно-хронологический подходы, позволяющие, с одной стороны, представить мировой историко-педагогический процесс как результат творческого поиска выдающихся деятелей в сфере

теории и педагогической практики, с другой - проследить генезис стержневых идей, показать историю образования как диалог эпох, культур, педагогических позиций.

Главные содержательные линии курса могут быть выделены в соответствии с ведущими направлениями развития мировой педагогической культуры. Одна из линий связана с изучением зарубежной истории образования и педагогической мысли прошлого и современности. Другая - предполагает изучение отечественной истории образования и педагогической мысли, в том числе специфического этапа советского периода.

Особо хочется подчеркнуть важность обращения к педагогической мысли Русского Зарубежья, по мнению П.Б. Струве, «временно отведенного в сторону потока», общерусской культуры и педагогики. Проблема культуры стала центральной в творчестве русских философов и педагогов-эмигрантов. В ее дальнейшей разработке они опирались на обоснованные еще в дореволюционной философско-педагогической мысли идеи о том, что культура является духовным пространством для развития человека, что этические ценности культуры соотносимы с абсолютными религиозными ценностями, что культуросообразное воспитание предполагает позицию воспитанника как субъекта культуры и своего личностного роста. На новом этапе своей жизни в связи со специфической ситуацией, в которой они оказались, ученые - педагоги сосредоточили свое внимание на углублении понимания сущности человека и механизмов взаимосвязи культуры и воспитания в его становлении.

Акцент на проблеме культуры в философско-педагогическом творчестве представителей Русского Зарубежья объясним и с позиций той социальной ситуации, очевидцами которой они были. Им пришлось пережить две мировые войны и одну, лишившую их родины, - гражданскую. Сама действительность побуждала к поиску ответов на вопросы о причинах дегуманизации общества и возможных путях развития человечества.

Внимание русских эмигрантов к проблеме культуры было обусловлено и рядом социально-педагогических причин:

• беспокойством о том, что подрастающее вдали от России поколение утратит чувство Родины. Так, В.В. Зеньковский отмечал, что у русской молодежи во Франции ощущение связи с Россией, желание быть ей полезной выражено слабее, чем у подростков, проживающих в Чехии, Югославии, Польше;

• тревогой об утрате единства, близких связей и отношений между россиянами, оказавшимися разбросанными по разным частям света и принадлежащими к разным религиозным конфессиям;

• боязнью полного разрыва с соотечественниками, проживающими в Советской России [6].

По мнению русских интеллигентов-эмигрантов, объединяющую миссию может выполнить русская культура, благодаря которой сохранится память о своей великой Родине у молодежи, будет продолжена преемственность связей между россиянами, проживающими за рубежом и в Российской Федерации, будет сохранено единство между российскими эмигрантами. Проблема культуры, ее взаимосвязи с воспитанием человека получила глубокую разработку в трудах русских религиозных философов, оказавшихся за границей и продолживших философскую традицию второй половины Х1Хв.

В силу закона непрерывности развития культуры современный этап отечественного образования можно рассматривать в качестве логического продолжения российской традиции. Целостная представленность отечественной линии развития педагогики, с одной стороны, реализует ведущую закономерность культуры - преемственность, с другой - содействует оформлению национального самосознания будущих педагогов- воспитателей.

Базисными для становления культуросообразного мировоззрения в ходе изучения предмета могут выступать следующие идеи:

воспитание и образование как важнейшие сферы духовной культуры человечества;

• мировая педагогическая культура как итог и условие самосознания человечества, способ хранения, прогнозирования, трансляции опыта от предыдущих поколений к последующим;

• диалог эпох и диалог культур как путь к познанию истории образования и педагогической мысли;

• многозначность истины, оценка значения теории и практики прошлого не с позиции того, что они дали для будущего, а с позиции - что сделали возможным для своего времени;

• воспитание и образование как открытые системы, мировая педагогическая культура как сочетание общечеловеческого и национального;

• история воспитания и образования как борьба идей авторитарного и гуманного отношения к ребенку, как духовное восхождение к пониманию ценности индивидуального развития личности;

• история воспитания и образования как отражение поиска гармонии между государственными, общественными и личными целями в сфере образования;

• педагогика как наука и как искусство;

• творческая деятельность субъектов педагогического процесса как условие развития систем воспитания и образования.

Для осуществления культурологической и личностной миссии в ходе изучения курса, возможно, следует учитывать следующие принципы отбора и структурирования материала:

• методологической оснащенности курса, предполагающей установление разнообразных связей с философией, социологией, психологией, педагогикой, культурологией;

• культуросообразности, ориентирующей на освоение ценностей образования, установление связей с культурой, нацеленный на развитие культуры личности;

• целостности и системности, обеспечивающей единство структурных частей курса, преемственность его идей; взаимосвязи общепедагогических понятий, усваиваемых в ходе изучения других культурологических и психолого-педагогических дисциплин;

• практикоориентированности, предполагающей отбор содержания, направленного на решение практических задач;

• жизнесообразности, учитывающей при отборе педагогических концепций их современную значимость, социокультурную обусловленность, авторское своеобразие, тенденции дальнейшего развития;

• личностно ориентированной направленности, содействующей лич-ностно-профессиональному самосознанию и самоопределению, допускающей выделение в курсе определенных проблем, осваиваемых студентом на разных уровнях: базовом или углубленном.

При этом лекционный курс должен быть направлен на рассмотрение культурно-исторического процесса, становление и развитие национальных образовательных систем и педагогических концепций в его ходе. Целью же семинарских занятий является раскрытие процесса становления природо- и культуросообразных систем образования в зарубежной и отечественной теории и практике.

Изучение курса предполагает организацию самостоятельной деятельности студентов, к основным видам которой следует отнести: конспектирование и анализ первоисточников и другой литературы; подготовку сообщений и докладов; написание рефератов, рецензий;

заполнение таблиц; разработку содержания педагогических дискуссий, Круглых столов, конференций; составлением библиографий и т.д. Очень важно, чтобы самостоятельная работа не носила формального характера, а в ее процессе развивались творческие способности будущих педагогов, чтобы задания содействовали развитию педагогического мышления. Можно предложить, например, такие:

• написать сочинение-размышление на тему «Современность статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы»;

• продумать заседание Круглого стола «Родное слово и духовная культура нации» (по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»);

• разработать содержание классного часа для школьников на тему «Смыслы статьи К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»;

• составить содержание дискуссии «Наказывать детей или нет? Педагогическая дискуссия педагогов XIX и XX веков» (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);

• сформулировать для обсуждения на занятии проблемные вопросы по теме «Связь времен: от «Основных принципов единой трудовой школы (1918г.) к Закону «Об образовании в РФ» (2012г.)»;

• подготовить публичное выступление «Реализация идеи «Школы радости» в истории педагогики»;

• разработать деловую игру «Урок глазами представителей педагогики разных эпох»;

• создать сценарий диспута по теме «Как любить детей?» с использованием историко-педагогических работ;

• поготовить научно-практическую конференцию «Диалог с педагогами 20-х годов»;

• написать статью ко Дню Учителя: «Миссия учителя»: как ее понимали педагоги разных эпох?»;

• составить вопросы для дискуссии «Равенство и Школа»;

• представить галерею портретов учителя в художественной литературе;

• разработать содержание дебатов на тему «Право на образование и равенство прав в образовании» (Решение проблемы в истории образования и на его современном этапе).

В итоге студент должен иметь знания о:

• социокультурной обусловленности образования и педагогической

мысли, их конкретно-историческом характере;

• методологических основах педагогических теорий;

• тенденциях развития педагогической науки и практики;

• своеобразии национальной системы образования;

• ведущих педагогических системах мировой и отечественной культуры;

• основополагающих педагогических идеях, имевших место в истории образования;

• взглядах и опыте педагогов, выдвинувших оригинальные и продуктивные для последующего развития образования мысли и проекты;

• основополагающих категориях и понятиях изучаемого предмета.

Студент должен уметь: устанавливать связи между историей педагогики и историей культуры и цивилизаций; выявлять связи между состоянием образования и государственной политикой по отношении к образованию; рассматривать педагогические явления на разных уровнях всеобщего, общего, особенного, единичного; сравнивать, сопоставлять, группировать педагогические идеи и факты; давать самостоятельную оценку разнообразным явлениям педагогической теории и практики.

С позиций компетентностного подхода к образованию процесс изучения дисциплины может быть направлен на формирование следующих компетенций:

• владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

• быть способным анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

• уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

• быть готовым к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

• быть способным к разработке и реализации культурно - просветительских программ для различных категорий населения, в том числе и с использованием современных ИКТ.

Литература

1. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -411 с.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 3-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2006. -432 с.

3. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 296 с.

4. Корнетов Г.Б.Педагогика: теория и история: Учебное пособие. -2-е изд. - М.: АСОУ 2008. - 272 с.

5. Рогова А.В. История русской школы: Учебно-методическое пособие. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2011. - 63 с.

6. Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-е - 50-е гг. ХХ в.: Материалы второй Всерос. науч. конф. «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья, 20-50-е гг. ХХ в.» / Под ред. Е.Г. Осовского. - Саранск, 1998. - 175 с.

7. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2008. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.