Научная статья на тему 'Современный подход к преподаванию курса «История педагогики и образования»'

Современный подход к преподаванию курса «История педагогики и образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / CULTURAL-HISTORICAL APPROACH / STUDENT INVOLVEMENT / ACTIVE LEARNING METHODS / THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONALITY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петерсон Ирина Робертовна

В статье рассматриваются современные подходы к преподаванию курса «История педагогики и образования», значимого для формирования профессионально педагогической компетентности будущих учителей. Использование активных методов обучения, вовлеченность студентов в проблематику курса позволяют формировать методы критического анализа в историко сопоставительном контексте, развивать навыки эффективной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Accents of Historical and Pedagogical Training of Future Professionals in the Sphere of Education

The contemporary approaches to teaching the "History of Pedagogy and Education" course, which is significant for the formation of the professional-pedagogical competence of future teachers are considered in the article. The use of active learning methods and student involvement in the problems of the course allows to form the methods of critical analysis in historical-comparative context and allows to develop the skills of effective communication.

Текст научной работы на тему «Современный подход к преподаванию курса «История педагогики и образования»»



И.Р. Петерсон

Ключевые слова:

культурно -исторический подход, вовлеченность студентов, активные методы обучения, формирование профессиональных и личностных компетенций.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье рассматриваются современные подходы к преподаванию курса «История педагогики и образования», значимого для формирования профессионально - педагогической компетентности будущих учителей. Использование активных методов обучения, вовлеченность студентов в проблематику курса позволяют формировать методы критического анализа в историко - сопоставительном контексте, развивать навыки эффективной коммуникации.

Целью преподавания курса «История педагогики и образования» является формирование целостного представления у студентов о важнейших направлениях педагогической мысли в историческом контексте и их воплощение в практике образования. По окончании курса студенты должны знать понятийный аппарат основных педагогических явлений; социально-экономические и политические условия становления и развития педагогических концепций и школьных систем в странах Западной Европы и России; цели и задачи воспитания, содержание образования, методы обучения в различных исторических эпохах.

Студенты должны уметь анализировать основные направления педагогической теории в России, Западной Европе и США;

анализировать генезис современных педагогических и социальных проблем и явлений; выявлять национальные особенности различных народов и их влияние на воспитание. Студенты должны иметь навыки определения социокультурных факторов формирования личности в различных эпохах; проведения сравнительного анализа различных типов учебных заведений, существовавших в различные исторические эпохи.

Данная дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами в таких учебных курсах, как «Отечественная история», «Философия», «Экономика», и является базой для последующих курсов: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Социальная педагогика», «Сравнительная педагогика».

Тема «Культурно-исторический подход в изучении образования и педагогической мысли», начинающая курс, является очень важной и формирует методологический подход ко всей дисциплине. В рамках этой темы рассматриваются такие базовые понятия, как: образование и педагогика, культура и история, педагогика как наука. В ходе лекции - дискуссии рассматриваются теоретические предпосылки педагогики, цели образования и цели культуры. Основой дискуссии является работа С.И. Гессена [2], где педагогика рассматривается как прикладная философия. На практическом занятии наибольший интерес вызывает обсуждение вопросов «прошлое и история», «когда появляется история?», «когда появляется педагогика?». Также в малых группах обсуждаются такие вопросы, как роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, образовательные институты и системы, процессы взаимодействия социальных общностей.

Следующая тема посвящена изучению и анализу образования и педагогической мысли в Античном мире. Рассматриваются идеи военно-общественного воспитания в Древней Греции, проводится сравнительный анализ афинской и спартанской систем воспитания (цели педагогического процесса, педагогические принципы, методы и приемы воспитания и обучения, организационные формы), выявляются причины различий. Особое внимание уделяется анализу педагогических взглядов Сократа и Платона: майевтика Сократа как ведущий метод образования и место педагогики в идеальном государстве Платона. Большой интерес вызывает обсуждение античных традиций различия

женского и мужского воспитания и актуальность проблем, обсуждаемых Платоном, в современном обществе. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: школа, педагог, учитель - грамматист. Далее изучается система военно-государственного воспитания в Древнем Риме (социально-экономические предпосылки развития школьной системы в Риме), педагогика Квинтилиана («Воспитание оратора» как новый образовательный идеал). На практическом занятии в ходе дискуссии обсуждается вопрос, почему древнегреческий идеал философа сменяется в Древнем Риме идеалом оратора, а также системы воспитания Древней Греции и Древнего Рима: сходства и различия.

Рассматривается актуальность педагогических идей Квинтилиана в современном обществе. И как итог данной темы на всеобщее обсуждение выносятся ключевые вопросы: античная школа как прототип современной и педагогическое наследие Античности.

Следующая тема посвящена изучению светского и религиозного образования в Западной Европе эпохи Средневековья. Рассматриваются такие вопросы, как трансформация содержания образования в средневековой Европе, схоластика как ведущий метод обучения, новые типы средневековых школ, светский и рыцарский идеалы воспитания. Большое внимание уделяется истории университетов: условия возникновения первых университетов, структура и содержание образования в средневековых университетах, университет рассматривается как социокультурный феномен. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: факультет, декан, студент, ректор, лекция, семинар [5].

В рамках следующей темы «Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве» рассматриваются вопросы крещения Руси и его значение для культурного развития и образования. На семинарских занятиях систематизируются типы обучения в Древнерусском государстве и особенности церковно-религиозной педагогики, анализируются особенности становления книжной системы обучения в Древнерусском государстве. Чрезвычайно значимым является проводимый в малых группах сравнительный анализ типов школ Киевской Руси и Западной Европы: их сходство и различия.

Далее, следующая тема посвящена изучению школы и педагогических теорий в Новое время в Западной Европе. Тема начинается с анализа социальных предпосылок появления педагогической теории Я.А.Коменского. Обсуждаются идеи природы и гуманистического ин-

дивидуализма в философских течениях Западной Европы в XVП-XVШ вв. Анализируются новые школы: реальные знания, светский характер обучения. Как в лекциях, так и на семинарских занятиях, подробно изучаются идеи природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Изучаются основные педагогические труды Я.А. Коменского: «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая Дидактика» [4]. Студенты изучают иллюстрации, представленные в работе «Мир чувственных вещей в картинках», обсуждают значимость принципа наглядности в обучении.

Большой интерес и повод для дальнейших дискуссий дает проведение ролевой игры, когда студентам, разделившимся на две группы, дается задание провести «урок» по системе Я.А. Коменского и «урок» в средневековой схоластической школе. Данное задание позволяет актуализировать полученные теоретические знания, формирует личностный подход к изучаемому материалу. Также актуально проведение семинарского занятия, где обсуждаются достоинства и недостатки концепции Я.А. Коменского, основания «универсальности» педагогических идей Я.А.Коменского и их актуальности в наше время, совершенствование умений оперировать базовыми педагогическими понятиями.

Целью следующей темы является формирование представлений о философских, социальных, национальных истоках эпохи Просвещения, о сочетании естества и разумности в Западной Европе, социально-экономических предпосылках нового идеала образования. Рассматриваются идеи индивидуализма в экономике, политике и педагогике, идея педагогики «опыта» и дисциплинирующего воспитания Джона Локка («Воспитание джентльмена» Дж. Локка как социальный заказ эпохи), анализ педагогических идей Локка в работе «Мысли о воспитании», концепция свободного воспитания Жан-Жака Руссо -создание «нового человека», концепция природосообразного воспитания Руссо. Как понимали природосообразность Я.А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо. Точки соприкосновения и полярности педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж.Руссо (свобода как цель и условие воспитания).

Далее анализируются основания возросшей социальной функции школы, выявляются основные направления развития педагогической теории в трудах И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, социально-экономические предпосылки теории и практики трудового воспитания И.Г. Песталоцци. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци рас-

сматривается в контексте развивающего обучения. Изучается философия и психология как методологические основания научной педагогики И.Ф. Гербарта. Теория обучения И.Ф. Гербарта - вклад в дальнейшее развитие педагогической парадигмы «Школы учебы». Новые педагогические подходы: теоретические взгляды А. Дистервега и Ф. Фребеля.

При анализе парадигм «Школы Учебы, «Школы Труда» и «Школы свободы» как педагогического итога XVIII- XIX вв. студенты демонстрируют собственный взгляд на содержание, обосновывают свою позицию по поводу актуальности представленных педагогических идей. При анализе педагогических концепций основное внимание обращается на выдвигаемые цели обучения и воспитания, педагогические принципы и средства, роль педагога (учителя, воспитателя, наставника) и родителей в педагогическом процессе.

Целью следующей темы является знакомство с новыми типами школ, появившихся в XVIII в. в России, анализ причин трудностей в развитии школ, сравнение Московского университета с западноевропейскими университетами. В этом разделе курса рассматриваются такие вопросы, как социальные реформы Петра I, причины реформ в области просвещения и образования, значимость реформ Петра I, учебные заведения и педагогическая литература в период правления Петра I, структура образовательных учреждений и содержание образования, экономические предпосылки создания новых типов учебных заведений, становление профессионального образования в России в XVIII в., деятельность М.В. Ломоносова по развитию просвещения в России, создание Московского университета. Тема университета в России является очень важной [3]. Анализируется социальная функция университета в России, сравнение с западноевропейскими университетами, проект создания Московского университета М.В.Ломоносова, проект Университета для России Д.Дидро, сравнительный анализ проектов М.В.Ломоносова и Д.Дидро.

Следующая тема посвящена анализу становления и развития образования в России в XVIII- XIX вв. В этом разделе курса рассматриваются такие вопросы, как развитие образования в России в XIX веке - Уставы 1804 и 1828 гг., К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России, идея создания национальной школы, место родного языка в воспитании и обучении, профессиональная подготовка учителя в трудах К.Д.Ушинского. Значимыми являются вопросы реформы 60-х гг. XIX в. - их роль в развитии образования. Подробно анализиру-

ется Устав 1864 г., новые типы школ, которые появляются в России. Учитывая гендерный состав студентов, тема «Особенности развития женского образования в России» вызывает неподдельный интерес и горячее обсуждение.

Следующий раздел курса анализирует динамизм социальных процессов в России последней трети XIX в. - начала ХХ в. - педагогические теории и их воплощение в российской практике образования и воспитания. Цель - выявление социально-экономических оснований педагогических инноваций в России в период последней трети XIX - начала XX вв., анализ многообразия педагогических теорий и типов школ, особенностей социально-экономического и политического развития России в последней трети XIX - начале XX вв., проблем преобразования народного образования в России. Рассматриваются педагогические идеи В.П. Вахтерова, П.Ф.Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого.

Очень важным является анализ дискуссии о содержании образования: основные позиции. На семинарском занятии проводится ролевая игра, когда студенты, разделившись на две группы, представляют идеи сторонников материального и формального образования. В рамках этого раздела рассматриваются особенности развития образования в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв. Значимым является уточнение представлений студентов об особенностях педагогических концепций XIX- начала XX вв. в России, совершенствование умения анализировать педагогическую литературу, в том числе, первоисточники.

Отдельной темой рассматривается краткая эволюция педагогических идей дошкольного образования, педагогические взгляды Ф. Фребеля и развитие идей Ф. Фребеля в педагогических трудах М. Монтессори.

Следующая тема посвящена анализу образовательной действительности и педагогики в Западной Европе и США в конце XIX - начале XX вв. Рассматриваются такие вопросы, как кризис педагогики в Западной Европе и США на рубеже веков, пересматриваются теоретические основы педагогики, педагогический традиционализм и реформаторская педагогика, эволюция школьных систем в странах Западной Европы и США, использование опыта экспериментальных учебно-воспитательных учреждений при организации школьного образования и воспитания, «Школа работы» Г. Кершенштейнера, «Экспериментальная дидактика» А. Лая, идеи нового воспитания и педагогика прагматизма Дж. Дьюи. Цель данного раздела учебного курса - проанализировать появ-

ление новых педагогических теорий, модернизацию практики школьного воспитания в Западной Европе и США.

Наконец, последний раздел курса - «Школа в советский период отечественной педагогики». Основой изучения раздела является выявление социокультурных оснований смены целей, содержания и методов обучения в советской школе. Рассматриваются теория политехнического образования А.В. Луначарского и разработка А.С. Макаренко теории и практики воспитания в коллективе. Педагогическим идеям А.С. Макаренко уделяется большое внимание: в ходе дискуссии выявляются различные подходы к оценке педагогической теории и практики. Рассматриваются технологии коллективного творческого дела, как средства формирования и развития детского коллектива, а также использование педагогических идей А.С.Макаренко в современных образовательных системах. Важным является анализ эволюции системы образования в Советской России. Большой интерес вызывает тема, посвященная истории педологии в России [6].

Итоговой темой всего курса является анализ современных проблем образования в России - взгляд из истории. Цель занятия - проанализировать современные проблемы образования, появление новых вызовов времени, дать алгоритм анализа социокультурной ситуации и места педагогики в ней, обозначить роль истории в прогнозировании социальных процессов и миссии образования в современном мире [1].

Таким образом, важнейшим итогом изучения дисциплины «История образования и педагогической мысли» является формирование следующих компетенций: способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи (креативность), способность к анализу и синтезу, навыки анализа литературы, навыки выделения содержательных основополагающих компонентов. Актуальное содержание курса, использование активных методов обучения позволяют сформировать такие профессиональные компетенции, как: знать историю своей основной дисциплины; ясно и логично излагать полученные базовые знания; оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; демонстрировать понимание общей структуры данной учебной дисциплины и взаимосвязи с другими дисциплинами; уметь реа-лизовывать методы критического анализа и развития теорий, владеть анализом педагогической литературы в историко-сопоставительном контексте; работать в команде; иметь навыки межличностных отношений; воспринимать разнообразие и межкультурные различия; вла-

деть навыками эффективной коммуникации; владеть навыком рефлексии собственной деятельности.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.,2003.

2. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995.

3. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. - М.,2010.

4. Педагогическое наследие (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци). - М., 1987.

5. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. - М, 1991.

6. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.