И.Р. Петерсон
Ключевые слова:
культурно -исторический подход, вовлеченность студентов, активные методы обучения, формирование профессиональных и личностных компетенций.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье рассматриваются современные подходы к преподаванию курса «История педагогики и образования», значимого для формирования профессионально - педагогической компетентности будущих учителей. Использование активных методов обучения, вовлеченность студентов в проблематику курса позволяют формировать методы критического анализа в историко - сопоставительном контексте, развивать навыки эффективной коммуникации.
Целью преподавания курса «История педагогики и образования» является формирование целостного представления у студентов о важнейших направлениях педагогической мысли в историческом контексте и их воплощение в практике образования. По окончании курса студенты должны знать понятийный аппарат основных педагогических явлений; социально-экономические и политические условия становления и развития педагогических концепций и школьных систем в странах Западной Европы и России; цели и задачи воспитания, содержание образования, методы обучения в различных исторических эпохах.
Студенты должны уметь анализировать основные направления педагогической теории в России, Западной Европе и США;
анализировать генезис современных педагогических и социальных проблем и явлений; выявлять национальные особенности различных народов и их влияние на воспитание. Студенты должны иметь навыки определения социокультурных факторов формирования личности в различных эпохах; проведения сравнительного анализа различных типов учебных заведений, существовавших в различные исторические эпохи.
Данная дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами в таких учебных курсах, как «Отечественная история», «Философия», «Экономика», и является базой для последующих курсов: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Социальная педагогика», «Сравнительная педагогика».
Тема «Культурно-исторический подход в изучении образования и педагогической мысли», начинающая курс, является очень важной и формирует методологический подход ко всей дисциплине. В рамках этой темы рассматриваются такие базовые понятия, как: образование и педагогика, культура и история, педагогика как наука. В ходе лекции - дискуссии рассматриваются теоретические предпосылки педагогики, цели образования и цели культуры. Основой дискуссии является работа С.И. Гессена [2], где педагогика рассматривается как прикладная философия. На практическом занятии наибольший интерес вызывает обсуждение вопросов «прошлое и история», «когда появляется история?», «когда появляется педагогика?». Также в малых группах обсуждаются такие вопросы, как роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, образовательные институты и системы, процессы взаимодействия социальных общностей.
Следующая тема посвящена изучению и анализу образования и педагогической мысли в Античном мире. Рассматриваются идеи военно-общественного воспитания в Древней Греции, проводится сравнительный анализ афинской и спартанской систем воспитания (цели педагогического процесса, педагогические принципы, методы и приемы воспитания и обучения, организационные формы), выявляются причины различий. Особое внимание уделяется анализу педагогических взглядов Сократа и Платона: майевтика Сократа как ведущий метод образования и место педагогики в идеальном государстве Платона. Большой интерес вызывает обсуждение античных традиций различия
женского и мужского воспитания и актуальность проблем, обсуждаемых Платоном, в современном обществе. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: школа, педагог, учитель - грамматист. Далее изучается система военно-государственного воспитания в Древнем Риме (социально-экономические предпосылки развития школьной системы в Риме), педагогика Квинтилиана («Воспитание оратора» как новый образовательный идеал). На практическом занятии в ходе дискуссии обсуждается вопрос, почему древнегреческий идеал философа сменяется в Древнем Риме идеалом оратора, а также системы воспитания Древней Греции и Древнего Рима: сходства и различия.
Рассматривается актуальность педагогических идей Квинтилиана в современном обществе. И как итог данной темы на всеобщее обсуждение выносятся ключевые вопросы: античная школа как прототип современной и педагогическое наследие Античности.
Следующая тема посвящена изучению светского и религиозного образования в Западной Европе эпохи Средневековья. Рассматриваются такие вопросы, как трансформация содержания образования в средневековой Европе, схоластика как ведущий метод обучения, новые типы средневековых школ, светский и рыцарский идеалы воспитания. Большое внимание уделяется истории университетов: условия возникновения первых университетов, структура и содержание образования в средневековых университетах, университет рассматривается как социокультурный феномен. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: факультет, декан, студент, ректор, лекция, семинар [5].
В рамках следующей темы «Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве» рассматриваются вопросы крещения Руси и его значение для культурного развития и образования. На семинарских занятиях систематизируются типы обучения в Древнерусском государстве и особенности церковно-религиозной педагогики, анализируются особенности становления книжной системы обучения в Древнерусском государстве. Чрезвычайно значимым является проводимый в малых группах сравнительный анализ типов школ Киевской Руси и Западной Европы: их сходство и различия.
Далее, следующая тема посвящена изучению школы и педагогических теорий в Новое время в Западной Европе. Тема начинается с анализа социальных предпосылок появления педагогической теории Я.А.Коменского. Обсуждаются идеи природы и гуманистического ин-
дивидуализма в философских течениях Западной Европы в XVП-XVШ вв. Анализируются новые школы: реальные знания, светский характер обучения. Как в лекциях, так и на семинарских занятиях, подробно изучаются идеи природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Изучаются основные педагогические труды Я.А. Коменского: «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая Дидактика» [4]. Студенты изучают иллюстрации, представленные в работе «Мир чувственных вещей в картинках», обсуждают значимость принципа наглядности в обучении.
Большой интерес и повод для дальнейших дискуссий дает проведение ролевой игры, когда студентам, разделившимся на две группы, дается задание провести «урок» по системе Я.А. Коменского и «урок» в средневековой схоластической школе. Данное задание позволяет актуализировать полученные теоретические знания, формирует личностный подход к изучаемому материалу. Также актуально проведение семинарского занятия, где обсуждаются достоинства и недостатки концепции Я.А. Коменского, основания «универсальности» педагогических идей Я.А.Коменского и их актуальности в наше время, совершенствование умений оперировать базовыми педагогическими понятиями.
Целью следующей темы является формирование представлений о философских, социальных, национальных истоках эпохи Просвещения, о сочетании естества и разумности в Западной Европе, социально-экономических предпосылках нового идеала образования. Рассматриваются идеи индивидуализма в экономике, политике и педагогике, идея педагогики «опыта» и дисциплинирующего воспитания Джона Локка («Воспитание джентльмена» Дж. Локка как социальный заказ эпохи), анализ педагогических идей Локка в работе «Мысли о воспитании», концепция свободного воспитания Жан-Жака Руссо -создание «нового человека», концепция природосообразного воспитания Руссо. Как понимали природосообразность Я.А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо. Точки соприкосновения и полярности педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж.Руссо (свобода как цель и условие воспитания).
Далее анализируются основания возросшей социальной функции школы, выявляются основные направления развития педагогической теории в трудах И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, социально-экономические предпосылки теории и практики трудового воспитания И.Г. Песталоцци. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци рас-
сматривается в контексте развивающего обучения. Изучается философия и психология как методологические основания научной педагогики И.Ф. Гербарта. Теория обучения И.Ф. Гербарта - вклад в дальнейшее развитие педагогической парадигмы «Школы учебы». Новые педагогические подходы: теоретические взгляды А. Дистервега и Ф. Фребеля.
При анализе парадигм «Школы Учебы, «Школы Труда» и «Школы свободы» как педагогического итога XVIII- XIX вв. студенты демонстрируют собственный взгляд на содержание, обосновывают свою позицию по поводу актуальности представленных педагогических идей. При анализе педагогических концепций основное внимание обращается на выдвигаемые цели обучения и воспитания, педагогические принципы и средства, роль педагога (учителя, воспитателя, наставника) и родителей в педагогическом процессе.
Целью следующей темы является знакомство с новыми типами школ, появившихся в XVIII в. в России, анализ причин трудностей в развитии школ, сравнение Московского университета с западноевропейскими университетами. В этом разделе курса рассматриваются такие вопросы, как социальные реформы Петра I, причины реформ в области просвещения и образования, значимость реформ Петра I, учебные заведения и педагогическая литература в период правления Петра I, структура образовательных учреждений и содержание образования, экономические предпосылки создания новых типов учебных заведений, становление профессионального образования в России в XVIII в., деятельность М.В. Ломоносова по развитию просвещения в России, создание Московского университета. Тема университета в России является очень важной [3]. Анализируется социальная функция университета в России, сравнение с западноевропейскими университетами, проект создания Московского университета М.В.Ломоносова, проект Университета для России Д.Дидро, сравнительный анализ проектов М.В.Ломоносова и Д.Дидро.
Следующая тема посвящена анализу становления и развития образования в России в XVIII- XIX вв. В этом разделе курса рассматриваются такие вопросы, как развитие образования в России в XIX веке - Уставы 1804 и 1828 гг., К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России, идея создания национальной школы, место родного языка в воспитании и обучении, профессиональная подготовка учителя в трудах К.Д.Ушинского. Значимыми являются вопросы реформы 60-х гг. XIX в. - их роль в развитии образования. Подробно анализиру-
ется Устав 1864 г., новые типы школ, которые появляются в России. Учитывая гендерный состав студентов, тема «Особенности развития женского образования в России» вызывает неподдельный интерес и горячее обсуждение.
Следующий раздел курса анализирует динамизм социальных процессов в России последней трети XIX в. - начала ХХ в. - педагогические теории и их воплощение в российской практике образования и воспитания. Цель - выявление социально-экономических оснований педагогических инноваций в России в период последней трети XIX - начала XX вв., анализ многообразия педагогических теорий и типов школ, особенностей социально-экономического и политического развития России в последней трети XIX - начале XX вв., проблем преобразования народного образования в России. Рассматриваются педагогические идеи В.П. Вахтерова, П.Ф.Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого.
Очень важным является анализ дискуссии о содержании образования: основные позиции. На семинарском занятии проводится ролевая игра, когда студенты, разделившись на две группы, представляют идеи сторонников материального и формального образования. В рамках этого раздела рассматриваются особенности развития образования в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв. Значимым является уточнение представлений студентов об особенностях педагогических концепций XIX- начала XX вв. в России, совершенствование умения анализировать педагогическую литературу, в том числе, первоисточники.
Отдельной темой рассматривается краткая эволюция педагогических идей дошкольного образования, педагогические взгляды Ф. Фребеля и развитие идей Ф. Фребеля в педагогических трудах М. Монтессори.
Следующая тема посвящена анализу образовательной действительности и педагогики в Западной Европе и США в конце XIX - начале XX вв. Рассматриваются такие вопросы, как кризис педагогики в Западной Европе и США на рубеже веков, пересматриваются теоретические основы педагогики, педагогический традиционализм и реформаторская педагогика, эволюция школьных систем в странах Западной Европы и США, использование опыта экспериментальных учебно-воспитательных учреждений при организации школьного образования и воспитания, «Школа работы» Г. Кершенштейнера, «Экспериментальная дидактика» А. Лая, идеи нового воспитания и педагогика прагматизма Дж. Дьюи. Цель данного раздела учебного курса - проанализировать появ-
ление новых педагогических теорий, модернизацию практики школьного воспитания в Западной Европе и США.
Наконец, последний раздел курса - «Школа в советский период отечественной педагогики». Основой изучения раздела является выявление социокультурных оснований смены целей, содержания и методов обучения в советской школе. Рассматриваются теория политехнического образования А.В. Луначарского и разработка А.С. Макаренко теории и практики воспитания в коллективе. Педагогическим идеям А.С. Макаренко уделяется большое внимание: в ходе дискуссии выявляются различные подходы к оценке педагогической теории и практики. Рассматриваются технологии коллективного творческого дела, как средства формирования и развития детского коллектива, а также использование педагогических идей А.С.Макаренко в современных образовательных системах. Важным является анализ эволюции системы образования в Советской России. Большой интерес вызывает тема, посвященная истории педологии в России [6].
Итоговой темой всего курса является анализ современных проблем образования в России - взгляд из истории. Цель занятия - проанализировать современные проблемы образования, появление новых вызовов времени, дать алгоритм анализа социокультурной ситуации и места педагогики в ней, обозначить роль истории в прогнозировании социальных процессов и миссии образования в современном мире [1].
Таким образом, важнейшим итогом изучения дисциплины «История образования и педагогической мысли» является формирование следующих компетенций: способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи (креативность), способность к анализу и синтезу, навыки анализа литературы, навыки выделения содержательных основополагающих компонентов. Актуальное содержание курса, использование активных методов обучения позволяют сформировать такие профессиональные компетенции, как: знать историю своей основной дисциплины; ясно и логично излагать полученные базовые знания; оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; демонстрировать понимание общей структуры данной учебной дисциплины и взаимосвязи с другими дисциплинами; уметь реа-лизовывать методы критического анализа и развития теорий, владеть анализом педагогической литературы в историко-сопоставительном контексте; работать в команде; иметь навыки межличностных отношений; воспринимать разнообразие и межкультурные различия; вла-
деть навыками эффективной коммуникации; владеть навыком рефлексии собственной деятельности.
Литература
1. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.,2003.
2. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995.
3. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. - М.,2010.
4. Педагогическое наследие (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци). - М., 1987.
5. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. - М, 1991.
6. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М., 1991.