Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель инструментальных коллективов / дисциплины дирижерского цикла / исполнительский анализ / оркестровые партитуры / инструментоведение / инструментальное профессиональное образование / процесс обучения / head of instrumental groups / disciplines of the conducting cycle / performance analysis / orchestral scores / instrumentation / instrumental professional education / иlearning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Елена Степановна

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки руководителей творческих коллективов в современной системе высшего образования. Выявлена важность структурированной организации образовательного процесса по специальности 53.03.02. «Музыкально-инструментальное искусство». Автором проведена аналитика современных образовательных стандартов, учебно-методической литературы, научных публикаций по дисциплинам «Инструментоведение», «Чтение и анализ оркестровых партитур». В связи с этим определена цель работы – рассмотреть взаимосвязь двух дисциплин из общего цикла, являющихся базовыми в подготовке студентов. Доказана значительная роль рассматриваемых дисциплин в формировании профессиональных компетенций студентов будущих руководителей инструментальных коллективов. Выявлена необходимость в обеспечении данных дисциплин унифицированной, современной учебно-методической литературой для специалистов различного уровня подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCIPLINES OF THE CONDUCTING CYCLE IN THE TRAINING OF THE HEAD OF THE CREATIVE TEAM

The article deals with topical issues of training heads of creative teams in the modern system of higher education. The importance of the structured organization of the educational process in the specialty 53.03.02 «Musical and Instrumental Arts». is revealed. The author analyzes modern educational standards, educational and methodological literature, scientific publications in the disciplines of «Instrumentation», «Reading and analysis of orchestral scores». In this regard, the purpose of the work is defined – to consider the relationship of two disciplines from the general cycle, which are basic in the preparation of students. The significant role of the disciplines under consideration in the formation of professional competencies of students of future leaders of instrumental groups is proved. The necessity of providing these disciplines with unified, modern educational and methodological literature for specialists of various levels of training has been identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

композиторской академической татарской музыки со слуховыми пристрастиями студенческой молодежи, которая в основном ориентирована на популярную эстраду и современные жанры. Тем не менее, проведенное исследование продемонстрировало необходимость дальнейшей работы в данном направлении со студенческой молодежью.

Целевая аудитория, состоящая из будущих педагогов, музыкантов, исполнителей, профессиональные компетенции которых включают активное распространение культуры в массы, должна быть эмоционально заряжена и мотивирована к работе с национальным музыкальным наследием.

Литература

1. Иванова В.В., Третьякова Е.В., Еловикова Т.М. Анализ эмоционального и эстетического восприятия будущими врачами произведений современных уральских художников // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей V Международной (75 Всероссийской) научнопрактической конференции. 2020. № 3. С. 216-221.

2. Кузнецова Е.П. Исследования музыкальных предпочтений молодежи // Грамота . 2017. № 9 (83). С. 115-118.

3. Леер Е.И., Зверева С.В. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет / / Молодой ученый. 2013. Т.2. №1 (48). С. 311-318.

4. Напреенко И., Рондарев А. Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды. Москва: Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022. 86 с.

5. Путин уверен, что поп-культура нужна, но душа народа заключается в национальных традициях [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/20176887 (дата обращения 20.04.2024).

6. Рустам Минниханов: Развитие культуры - один из важнейших ресурсов для укрепления государства и гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2162889.htm (дата обращения 31.03.2024).

7. Харжевская А.А. Исследование взаимосвязи предпочитаемых музыкальных стилей с личностными особенностями начинающих педагогов-музыкантов // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 41-56.

References

1. Ivanova V.V., Tret'jakova E.V., Elovikova T.M., Analiz jemocional'nogo i jesteticheskogo vosprijatija budushhimi vrachami proizvedenij sovremennyh ural'skih hudozhnikov // Aktual'nye voprosy sovremennoj medicinskoj nauki i zdravoohranenija: sbornik statej V Mezhdunarodnoj (75 Vserossijskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. № 3. S. 216-221.

2. Kuznecova E.P., Issledovanija muzykal'nyh predpochtenij molodezhi // Gramota . 2017. № 9 (83). S. 115-118.

3. Leer E.I., Zvereva S.V. Osobennosti vlijanija muzyki raznyh napravlenij na fiziologicheskie harakteristiki aktivnosti serdca junoshej i devushek 14-16 let // Molodoj uchenyj. 2013. T.2. №1 (48). S. 311-318.

4. Napreenko I., Rondarev A. Praktiki muzykal'nogo potreblenija rossijan. Osnovnye osobennosti i trendy. Moskva: Institut issledovanij kul'tury NIU VShJe, 2022. 86 s.

5. Putin uveren, chto pop-kul'tura nuzhna, no dusha naroda zakljuchaetsja v nacional'nyh tradicijah [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/kultura/20176887 (data obrashhenija 20.04.2024).

6. Rustam Minnihanov: Razvitie kul'tury - odin iz vazhnejshih resursov dlja ukreplenija gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2162889.htm (data obrashhenija 31.03.2024).

7. Harzhevskaja A.A. Issledovanie vzaimosvjazi predpochitaemyh muzykal'nyh stilej s lichnostnymi osobennostjami nachinajushhih pedagogov-muzykantov // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2019. T. 7. № 2. S. 41-56.

УДК 371.3 EDN SGIFUW

Е.С. Крючкова

РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки руководителей творческих коллективов в современной системе высшего образования. Выявлена важность структурированной организации образовательного процесса по специальности 53.03.02. «Музыкально-инструментальное искусство». Автором проведена аналитика современных образовательных стандартов, учебно-методической литературы, научных публикаций по дисциплинам «Инструментоведение», «Чтение и анализ оркестровых партитур». В связи с этим определена цель работы - рассмотреть взаимосвязь двух дисциплин из общего цикла, являющихся базовыми в подготовке студентов. Доказана значительная роль рассматриваемых дисциплин в формировании профессиональных компетенций студентов будущих руководителей инструментальных коллективов. Выявлена не-

обходимость в обеспечении данных дисциплин унифицированной, современной учебно-методической литературой для специалистов различного уровня подготовки.

Ключевые слова: руководитель инструментальных коллективов, дисциплины дирижерского цикла, исполнительский анализ, оркестровые партитуры, инструментоведение, инструментальное профессиональное образование, процесс обучения

Для цитирования: Крючкова Е.С. Роль дисциплин дирижерского цикла в подготовке руководителя творческого коллектива // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.173-180, EDN SGIFUW.

Elena S. Kryuchkova THE ROLE OF THE DISCIPLINES OF THE CONDUCTING CYCLE IN THE TRAINING OF THE HEAD OF THE CREATIVE TEAM

The article deals with topical issues of training heads of creative teams in the modern system of higher education. The importance of the structured organization of the educational process in the specialty 53.03.02 «Musical and Instrumental Arts». is revealed. The author analyzes modern educational standards, educational and methodological literature, scientific publications in the disciplines of «Instrumentation», «Reading and analysis of orchestral scores». In this regard, the purpose of the work is defined - to consider the relationship of two disciplines from the general cycle, which are basic in the preparation of students. The significant role of the disciplines under consideration in the formation of professional competencies of students of future leaders of instrumental groups is proved. The necessity of providing these disciplines with unified, modern educational and methodological literature for specialists of various levels of training has been identified.

Keywords: head of instrumental groups, disciplines of the conducting cycle, performance analysis, orchestral scores, instrumentation, instrumental professional education, learning process

For citation: Kryuchkova E.S. The role of the disciplines of the conducting cycle in the training of the head of the creative team // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.173-180, EDN SGIFUW.

Введение

Современная образовательная система подготовки руководителей творческих (инструментальных) коллективов в вузах культуры и искусства претерпевает существенные изменения. В основе государственной политики России на современном этапе заложено привлечение креативной и творчески мыслящей молодежи, в результате чего перед образовательными учреждениями остро встает задача выявления индивидуальности современной молодежи, диагностики личностных, моральных и этических качеств, персональной ответственности, предприимчивости, готовности принятия неординарных решений, а также способности к бизнес-партнерству и к коллективному сотрудничеству. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ставит цель данного исследования - «обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров» [1]. В связи с этим необходимо рассмотреть роль дисциплин дирижерского цикла в подготовке дирижеров-специалистов. Среди предметов специального цикла необходимо выделить «Инструментоведение» и «Чтение оркестровых партитур».

Анализ ситуации, связанной с преподаванием этих дисциплин, позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется определенными противоречиями, разрешению которых может способствовать модернизации процесса подготовки современных дирижеров. Прежде всего, к основным из них следует

отнести противоречия между нормативными, организационно-педагогическими, методологическими и технологическими требованиями, содержанием и организацией процесса преподавания дисциплин дирижерского цикла, и реальным состоянием и уровнем их преподавания в вузах искусств. К сожалению, проблемы и противоречия, связанные с преподаванием дисциплин педагогического цикла в высшем учебном заведении, пока не стали объектом специального или научного исследования.

Исходя из того, что ФГОС дает возможность разрабатывать по усмотрению специалистов в обозначенных выше специальностях самостоятельные программы профильных дисциплин, способствующие реализации профессиональных компетенций. В данной статье мы предлагаем аналитику взаимосвязи некоторых дисциплин дирижерского цикла, а также обновленную рабочую программу дисциплины «Чтение оркестровых партитур», которая предусматривает более углубленное изучение принципов дисциплины с помощью теоретического, музыкально-исторического и исполнительского анализа оркестровых партитур.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили законодательные документы и методические материалы, которые отражают особенности организации и проведения учебного процесса для студентов творческих вузов. В ряду теоретических методов был использован метод

анализа, позволивший проследить особенности преподавания предметов дирижерского цикла на кафедре музыкального искусства Казанского государственного института культуры. Анализ источников и документов позволил сформулировать выводы по данному исследованию, в частности, анализ образовательных программ, размещенных на сайтах различных музыкальных вузов России, выявил существенные различия в организации учебного процесса по дисциплинам дирижерского цикла. Метод обобщения позволил нам упорядочить схожие процессы и тенденции в учебном процессе на занятиях «Инструментоведение» и «Чтение и анализ оркестровых партитур». Среди эмпирических методов был актуален метод сравнения, который использовался при рассмотрении результатов обучения

студентов по избранным нами предметам в разные периоды времени. Статистический метод позволил отследить качественные изменения в образовательном процессе.

Литературный обзор

Изучение исследований по проблематике статьи позволило объединить их в несколько групп. Публикации первой группы посвящены вопросам готовности руководителей творческих коллективов к профессиональной деятельности. К ним относятся исследования Н.Н. Русанова [10], Б.Ф. Смирнова [11], М.Ю. Краснопольской [7], Э.Г. Юдина [15], в которых рассматриваются теоретические и практические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов инструменталистов. Рассмотренные работы помогли выявить необходимость формирования психолого-педагогической компетенции в процессе подготовки будущих руководителей инструментальных коллективов. Исследования второй группы освещают особенности формирования профессиональных компетенций руководителя творческого коллектив. В частности, труды Н.Ш. Валеева [2], В.Н. Гопта-рева [4] выявили необходимость последовательного структурирования образовательного процесса в подготовке будущих руководителей инструментальных коллективов.

Работы третьей группы представляют собой учебно-методическиеразработки по курсу некоторых дисциплин дирижерского цикла. Публикации О. Вольфа [3], С.Г. Додоновой [5], Н.А. Князева [6], И.А. Мусина [8], Ш.Мюнша [9], Ю. Фортунатова [12], С.М. Хабибуллина [13], Н.Я. Чайкина [14] выявили необходимость

применения расширенного анализа оркестровой партитуры.

Рассмотренные работы предоставляют важные материалы и рекомендации для понимания способов и путей организации образовательного процесса у студентов-оркестрантов. Вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор отсутствуют труды, содержащие комплексный анализ особенностей подготовки руководителей творческих коллективов и путей их реализации.

Результаты

По результатам успешного прохождения итоговой аттестации, выпускникам специальностей 53.03.02, 51.03.02, 51.04.02 присваивается квалификация «Руководитель творческого (инструментального) коллектива». «Инструментоведение» и «Чтение оркестровых партитур» являются основополагающими дисциплинам, которые формируют профессиональные компетенции будущих специалистов данных специальностей. Однако следует отметить, что по результатам проведенного анализа имеющихся на сайтах учебных планов, эти предметы преподаются не в каждом творческом вузе.

Данный факт объясняется тем, что в настоящее время не существует разработанных и утвержденных типовых образовательных программ по этим специальностям. Основной набор дисциплин, преподаваемых в творческих вузах, был сформирован несколько десятилетий назад. В тоже время было издано большинство учебников по этим дисциплинам. На современном этапе их обновление происходит крайне медленно и бессистемно, что является одной из важнейших проблем в развитии системы подготовки будущих дирижеров оркестров народных инструментов в России.

Другой важной проблемой дирижерской подготовки руководителей творческих коллективов является её направленность, прежде всего, на технические аспекты деятельности дирижера. Бесспорным является и то, что эффективность развития художественного творчества напрямую зависит от атмосферы и обстановки, где реализуются творческие процессы. Вместе с тем, творческой составляющей (средства воплощения образа, создание драматургии произведения, знание приемов того или иного музыкального стиля) не уделяется достаточно внимания, несмотря на то, что в программах и стандартах данные направления прописаны [1]. Перечень дисциплин учебного цикла прописывается в Основ-

ной профессиональной образовательной программе с необходимостью формирования компетенций в соответствии с выбранным профилем обучения.

Рассмотрим некоторые базовые дисциплины дирижерского цикла: «Инструментоведение» - первостепенная дисциплина в изучении теоретических знаний оркестрового исполнительства. «Теоретические основы предмета формируют у студентов профессиональные знания об эволюции музыкальных инструментов оркестра народных инструментов, их особенностях звукоизвлечения, приемы игры, тембровых и регистровых особенностях, представление о технических возможностях народных и оркестровых инструментов, их оркестровых функциях. Практическая значимость данной дисциплины заключается в овладении первоначальными навыками исполнения на фортепиано партий инструментов оркестра в различных тональностях, ключах с выделением главной музыкальной мысли» [5]. Применение современных информационных технологий и мультимедийных средств значительно расширили возможности изучения данной дисциплины.

Следует отметить, что основные учебные пособия - Ю. Шишаков, Г. Тихомиров, Н. Бу-дашкина, Н. Шахматова - были созданы до 1990 года, что не соответствует требованиям обеспечения студентов современной учебнометодической литературой. Исключение составляют работы М.И.Имханицкого. В определенной степени данная проблема решается по личной инициативе преподавателей. Так, в 2021 году доцент кафедры музыкального искусства КазГИК С.Г. Додонова издала учебнометодическое пособие «Инструментоведение».

Дисциплины «Интрументоведение» и «Чтение и анализ оркестровых партитур» имеют последовательную взаимосвязь включения их в образовательных процесс, так как без знаний теоретических и инструктивных свойств инструментов оркестра народных инструментов, а также основных требований составления оркестровых партитур, невозможно дальнейшее изучение и образное осмысление замысла автора в целом.

Современные динамические условия подготовки специалистов новой формации, требуют нового подхода к изучению данной дисциплины. Это способствовало созданию нового курса «Чтение и анализ оркестровых партитур». Новое название предмета акцентирует внимание обучающихся на существенно

иной подход к освоению оркестровых партитур в целом. Обновленная дисциплина является базовой для будущих руководителей инструментальных коллективов, так как способствует формированию профессиональных компетенций в работе с партитурой любой сложности. Следует, однако, помнить, что в работе над партитурой важно не только подробное изучение технических трудностей исполнения, но и работа над эмоциональнообразным исполнением произведения согласно замыслу автора. Вследствие этого возникает необходимость научить студентов самостоятельному детальному, глубокому изучению партитуры еще до выхода к оркестру.

Дисциплина «Чтение и анализ оркестровых партитур» в процессе подготовки руководителей инструментальных коллективов сталкивается с рядом проблем. В частности, основной проблемой является отсутствие современных учебных пособий. На сегодняшний день самым фундаментальным и доступным пособием для изучения по данному предмету является труд Н. Чайкина «Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов» в двух томах (1966-1967) был написан более 50 лет назад в качестве учебного пособия для музыкальных вузов. Этот факт указывает на отсутствие основной учебнометодической литературы, составленной на основе современного оркестрового репертуара, которая способствовала бы формированию знаний у студентов о современном звучании оркестра народных инструментов. Также к существенным недостаткам учебного пособия Н. Чайкина можно отнести высокую исполнительскую сложность приведенных примеров, которые не рассчитаны на студентов с начальным уровнем музыкальной подготовки.

Важная методическая основа для внедрения обновленной дисциплины в образовательный процесс подготовки будущих дирижеров представлена выдающимся советским дирижером и создателем системы обучения дирижированию И.А. Мусиным в книге «О воспитании дирижера». В книге приведен пример составления плана работы дирижера над партитурой: «1) ознакомление с музыкальным текстом; 2) анализ формы произведения; 3) прояснение общего характера, образного и эмоционального содержания; 4) анализ оркестровой фактуры; 5) конкретизация исполнительского плана; 6) подготовка к репетиции (продумывание плана работы,

корректировка оркестровых партий, штрихов и т.д.)» [8, с. 40].

Исходя из вышеизложенного плана видно, что в подготовке дирижера важно подробное изучение нотного текста, мануальной техники, агогики, динамики, стилистической, образно-смысловой и драматургической составляющих.

Восприятие всегда пребывает в неразрывной связи с процессами мышления. Подтверждением тому является то, что музыкальные образы, возникающие в процессе восприятия, становятся осмысленными, детализируются и синтезируются за счет представлений, знаний, взглядов, идей и рассуждений. Следовательно, процесс восприятия в целостной системе познания является наивысшей степенью чувственного познания.

Умение слышать музыку в голове представляется для музыканта непростой задачей, для решения которой необходима специфическая подготовка и практический опыт. Для того, чтобы дирижер смог донести целостную образно-смысловую структуры исполнения произведения по средством оркестра до слушателя, дирижер должен слышать внутренним слухом произведение в оркестровом звучании в целом.

Применение данного метода способствует активизации музыкально-теоретического мышления, формирует навык самостоятельной работы студента над определением мануальной техники, заставляет переосмыслить информацию из дисциплин теоретического цикла. Основной задачей дисциплины «Чтение и анализ оркестровых партитур» является формирование у студента навыка структурированного подхода к разбору оркестровой партитуры от простого к сложному. Начинать анализ нужно с визуализируемых моментов (название, определение формы, фактуры, жанра), переходя к более углубленному разбору произведения, наиболее сложных технических, ритмических и гармонических комплексов.

Следует отметить, что при составлении обучающего репертуара педагог должен ориентироваться на индивидуальные способности студента по скорости овладения музыкальным текстом, так как это, в конечном итоге, повлияет на скорость освоения партитуры, которая не должна иметь временных ограничений.

В процессе изучения курса «Чтение и анализ оркестровых партитур» могут широко применяться компьютерные и информационные технологии. На сегодняшний день доступны такие цифровые ресурсы, как онлайн-платформы, MIDI - записи, цифровые рабочие станции (DAW), редакторы партитур, возможно также составление и оценивание заданий самостоятельной работы студентов в системе электронного обучения «moodle». Применение современных цифровых технологий в подготовке современных руководителей инструментальных коллективов возможно только на основе уже имеющихся знаний, умений и навыков в области цифровых ресурсов. Из этого следует, что есть необходимость в разработке и включении в образовательный процесс предшествующей дисциплины, которая будет способствовать формированию новых компетенций. Изучение применения ресурса цифровых технологий в процессе подготовки дирижеров требует также отдельного рассмотрения, в особенности, необходимо учитывать наличие и доступность учебно-методического, материальнотехнического обеспечения новой дисциплины.

Использование цифровых технологий направлено на получение необходимых знаний по всем позициям представленного ранее алгоритма анализа партитуры, что, в конечном счете, определяет вариант интерпретации изучаемого произведения.

Всё указанное имеет прямое отношение и к восприятию произведений музыкального искусства.

Схема 1. Начальный образовательный уровень студентов

Учебный год Количество студентов, участвовавших в исследовании Со средним специальным образованием (группа А) Со средним общим образованием (после музыкальной школы) (группа Б)

2021 2022 8 (100%) 7 (87,5%) 1 (12,5%)

2022- 2023 10 (100%) 8(80%) 2 (20%)

Анализ данной схемы показывает общее 53.03.02. музыкально-инструментальное ис-количество студентов на специальность кусство, а также базовый уровень подготовки

студентов первого курса за период с 2021 по 2023 годы включительно.

Схема 2. Уровень освоения предмета «Инструментоведение»

динамика освоения дисциплины Инструментоведение

Основной Основной Основной Основной

2021-2022 уч.г. 2022-2023 уч.г.

■ группа А Основной Основной

группа Б Основной Основной

Анализ показывает, что уровень освоения предмета с 2021-2022 по 2022 -2023 учебный год повысился в обеих группах благодаря разработке современного авторского учебнометодического пособия Додоновой С.Г. с при-

менением современных образовательных технологий. Уровень группы А, по сравнению с группой Б повысился в более значительной мере, но следует учитывать, что и их начальный уровень также отличался.

Схема 3. Уровень освоения предмета «Чтение и анализ оркестровых партитур»

динамика освоения дисциплины Чтение и анализ оркестровых партитур

Основной Основной Основной Основной Основной Основной

■ группа А Основной Основной

группа Б Основной Основной

2021-2022 уч.г.

2022-2023 уч.г.

Анализ проведенных коллоквиумов по дисциплине «Дирижирование» показывает, что уровень освоения предмета с 2021-2022 по 2022 -2023 учебный год повысился в обеих группах. Уровень группы Б по сравнению с группой А повысился в значительной мере. Данный факт можно объяснить правильно организованным учебным процессом, с включением обновленной программы дисциплины, где даже студенты без подготовки успешно овладевают знаниями. Студенты с подготовкой показали менее высокий уровень роста компетенций, что можно объяснить высоким базовым уровнем знаний, что обусловило отсутствие резкого качественного скачка.

Данные, полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению в реальном образовательном процессе разработанной авторской программы дисциплины, реализованной в условиях образовательных учреждений, отражают определенную тенденцию к повышению образовательного уровня овладения профессиональными навыками работы над оркестровой партитурой

студентами направления музыкально инструментального искусства и народнохудожественной культуры, входящих в экспериментальную группу, что подтверждает эффективность разработанной авторской рабочей программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.

Обсуждение

В современной отечественной практике процесс подготовки руководителя творческого коллектива (оркестра, ансамбля) раскрывает широкий спектр для анализа и практического применения инструментов и методов в рамках образовательной программы дисциплин. Это обусловлено изменчивостью требований современных работодателей. Продуктивность проведенного исследования подтверждает улучшение качественного результата практической деятельности студента по итогам проведенных коллоквиумов, экзаменов и зачетов по дирижированию.

Современные образовательные программы формируются исходя из потребностей государства и работодателей в высокопрофессио-

нальных специалистах, владеющих современными компетенциями. Педагогический процесс как движущая сила какого-либо действия постоянно ориентирован на результативность. Он всегда сконцентрирован на достижении определенных целей, он планируется и моделируется. Для воплощения в жизнь плановой модели с целью достижения желаемого результата, необходимо соблюдение последовательного формирования дисциплин, что позволяет сформировать комплексный подход в изучении и овладении навыками общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Многие дисциплины, которые формируют современные профессиональные компетенции, были разработаны задолго до современных образовательных стандартов. К сожалению, с тех пор многие вопросы по созданию актуализированного, современного учебно-методического обеспечения решались индивидуально каждым преподавателем, а некоторые из дисциплин дирижерского цикла были исключены из образовательных программ. В Казанском государственном институте культуры предприняты попытки модернизировать методы преподавания этих дисциплин.

Заключение

Таким образом, применение современных технологий и новых методов обучения становятся крайне необходимыми обучающими средствами дисциплин дирижерского цикла в целом, и «Инструментоведение», «Чтение и анализ оркестровых партитур», в частности. К сожалению, на сегодняшний день этот вопрос наименее разработан и представлен в литературе. Подготовка специалиста, отвечающего современным запросам общества и государства возможна только в процессе всестороннего и профессионально организованного учебного процесса, представляющего собой стройную логику всей образовательной программы в целом и каждой дисциплины в отдельности.

Рассматривая образовательные условия формирования профессиональных компетенций, мы опирались на наличествующую в пе-

дагогической науке концепцию, в основе которой лежит то, что в процессе обучения эффективность развития будущего дирижера напрямую зависит от воздействия внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами подразумеваются информационные и материально - технические, характеризующие основу и содержание учебного процесса. Под внутренними факторами подразумеваются личностные, представляющие из себя психологические, характеризующие личность студента и преподавателя и благотворно влияющие на сам педагогический процесс и на его результативность.

Следовательно, развитие современного руководителя творческого коллектива зависит от эффективной организации образовательного процесса с учетом современных методик, методов, материально-технических средств, с дальнейшим совершенствованием и модернизацией разработанной образовательной программы.

В нашей статье мы предприняли попытку внести свой вклад в решение одного из непростых и насущных вопросов, который сфокусирован на грамотном и результативном использовании современных педагогических технологий в деятельности педагога, на их эффективности, а также модернизации и повышении качества учебного процесса, принимая во внимание индивидуальное развитие личности с позиции специфики освоения профессиональной деятельности.

Приведенные выше выводы позволяют нам выделить ряд актуальных проблем, решение которых позволит модернизировать процесс преподавания дисциплин дирижерского цикла в современной подготовке руководителей инструментальных коллективов. Рассмотренные нами дисциплины нуждаются в создании новых фундаментальных методических пособий и хрестоматий, а также в создании для преподавателей площадок обмена опытом, в том числе в Интернете. Их создание в настоящее время является актуальной задачей для преподавательского сообщества.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.09.2023).

2. Валеева Н.Ш., Ажимов З.Р. Теоретическая модель профессиональной компетентности руководителя

творческого коллектива // Вестник Казанского технологического университета. 2007. № 3-4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-professionalnoy-kompetentnosti-

rukovoditelya-tvorcheskogo-kollektiva (дата обращения: 04.04.2024).

3. Вольф О. Хрестоматия по чтению партитур: учебное пособие. Издание 2-е. Изд-во Музыка Ленинградское отд., 1976. 64 с.

4. Гоптарев В.Н. Чтение и анализ партитур как важный ресурс профессиональной подготовки студентов музыкального вуза //Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып.6. Материалы VI Всероссийской конференции, 3 апреля 2013 г. Казань: КГК, 2014. С. 82-86.

5. Додонова С.Г. Инструментоведение: учебно-методическое пособие. Казань: КазГИК, 2021. 162 с.

6. Князева Н.А. Инструментоведение: учебное пособие по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкальное инструментальное исполнительство», профиль «Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты». Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. 147 с.

7. Краснопольская М. Ю. Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектив / / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2. С. 88-93.

8. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки. Л.: Музыка, 1987. 247 с.

9. Мюнш Ш. Я дирижер // в пер. Н. Савинова. Москва: Музыка, 1982. [Электронный ресурс]. URL:https://litresp.ru/chitat/ru/М/myunsh-sharlj/ya---dirizher/5 (дата обращения: 10.10.2023).

10. Русанова Н.Н. Содержание профессиональной готовности студентов будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива (Оркестра народных инструментов) // Вестник СамГУ. 2009. № 7. С. 181-185.

11. Смирнов Б. Ф.Теория дирижерского искусства в системе подготовки руководителей оркестров народных инструментов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Челябинск, 2009. Вып.2. С.78-87 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-dirizherskogo-iskusstva-v-sisteme-podgotovki-rukovoditeley-orkestrov-narodnyh instrumentov (дата обращения 02.02.2024).

12. Фортунатов Ю., Барсова И. Практическое руководство по чтению симфонических партитур. Москва: Музыка, 1966. 225 с.

13. Хабибуллин С.М. Хрестоматия по чтению оркестровых партитур оркестра народных инструментов. Для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений по специальности «Дирижирование оркестром народных инструментов». Казань: ООО Шаг-полиграф, 2016. 88 с.

14. Чайкин Н.Я. Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. Москва: Музыка, 1966. 214 с.

15. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва: Наука, 1978. 392 с.

References

1. 1. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» FZ-273 ot 29.12.2012. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 06.09.2023).

2. Valeeva N. Sh., Azhimov Z. R. Teoreticheskaja model' professional'noj kompetentnosti rukovoditelja

tvorcheskogo kollektiva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2007. № 3-4. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditelya-

tvorcheskogo-kollektiva (data obrashhenija: 04.04.2024).

3. Vol'f O. Hrestomatija po chteniju partitur: uchebnoe posobie. Izdanie 2-e. Izd-vo Muzyka Leningradskoe otd., 1976. 64 s.

4. Goptarev V.N. Chtenie i analiz partitur kak vazhnyj resurs professional'noj podgotovki studentov muzykal'nogo vuza //Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: Istorija i sovremennost'. Vyp.6. Materialy VI Vserossijskoj konferencii, 3 aprelja 2013 g. Kazan': KGK, 2014. S. 82-86.

5. Dodonova S.G. Instrumentovedenie: uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': KazGIK, 2021. 162 s.

6. Knjazeva N.A. Instrumentovedenie: uchebnoe posobie po napravleniju podgotovki 53.03.02 «Muzykal'noe instrumental'noe ispolnitel'stvo», profil' «Bajan, akkordeon, strunnye shhipkovye instrumenty». Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2015. 147 s.

7. Krasnopol'skaja M. Ju. Professional'naja kompetentnost' rukovoditelja hudozhestvennogo kollektiv / / Vestnik Cheljabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2009. № 2. S. 88-93.

8. Musin I.A. O vospitanii dirizhera: Ocherki. L.: Muzyka, 1987. 247 s.

9. Mjunsh Sh. Ja dirizher // v per. N. Savinova. Moskva: Muzyka, 1982. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://litresp.ru/chitat/ru/M/myunsh-sharlj/ya---dirizher/5 (data obrashhenija: 10.10.2023).

10. Rusanova N.N. Soderzhanie professional'noj gotovnosti studentov budushhih rukovoditelej muzykal'no-instrumental'nogo kollektiva (Orkestra narodnyh instrumentov) / / Vestnik SamGU. 2009. № 7. S. 181-185.

11. Smirnov B. F.Teorija dirizherskogo iskusstva v sisteme podgotovki rukovoditelej orkestrov narodnyh instrumentov // Vestnik Cheljabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. Cheljabinsk, 2009. Vyp.2. S.78-87 [Jelektronnyj resurs]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-dirizherskogo-iskusstva-v-sisteme-podgotovki-rukovoditeley-orkestrov-narodnyh instrumentov (data obrashhenija 02.02.2024).

12. Fortunatov Ju., Barsova I. Prakticheskoe rukovodstvo po chteniju simfonicheskih partitur. Moskva: Muzyka, 1966. 225 s.

13. Habibullin S.M. Hrestomatija po chteniju orkestrovyh partitur orkestra narodnyh instrumentov. Dlja studentov srednih special'nyh i vysshih muzykal'nyh uchebnyh zavedenij po special'nosti «Dirizhirovanie orkestrom narodnyh instrumentov». Kazan': OOO Shag-poligraf, 2016. 88 s.

14. Chajkin N.Ja. Kurs chtenija partitur dlja orkestra russkih narodnyh instrumentov. Moskva: Muzyka, 1966. 214 s.

15. Judin Je.G. Sistemnyj podhod i princip dejatel'nosti. Moskva: Nauka, 1978. 392 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.