Научная статья на тему 'О РАБОТЕ НАД УЧЕБНО-КОНЦЕРТНЫМ РЕПЕРТУАРОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

О РАБОТЕ НАД УЧЕБНО-КОНЦЕРТНЫМ РЕПЕРТУАРОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дирижер / оркестр русских народных инструментов / репертуар / высшее музыкальное образование / conductor / orchestra of Russian folk instruments / repertoire / higher musical education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т.Э. Батагова, А.Н. Кабзистый

В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки в вузе будущего дирижера оркестра русских народных инструментов через освоение учебно-концертного репертуара. На основе анализа многолетнего опыта подготовки дирижеров в классе оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры авторы выявляют основные направления учебно-воспитательного процесса и учебно-концертной деятельности студенческого оркестра. В основу музыкально-педагогического процесса с первых дней существования кафедры оркестрового дирижирования были положены принципы взаимодействия творческой и образовательной деятельности. Оркестр русских народных инструментов имени Н.П. Будашкина как учебный коллектив формировался в тесном сотрудничестве выдающихся отечественных композиторов и дирижеров, работавших в МГИКе. Авторы констатируют важность освоения разнообразного репертуара, включающего оригинальные композиторские сочинения, обработки фольклора, переложения классики, произведения массовых жанров. При этом подчеркивается, что фундаментом учебно-концертного репертуара должны быть оригинальные сочинения для ОРНИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE WORK ON THE EDUCATIONAL AND CONCERT REPERTOIRE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE CONDUCTOR OF THE ORCHESTRA OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS

The article reveals the problem of professional training of the future conductor of the orchestra of Russian folk instruments at a university through development of educational and concert repertoire. With the help of analysis of rich experience in the training of conductors in the class of orchestral conducting of the Moscow State Institute of Culture, the authors identify the main directions of the educational process and educational and concert activities of the student orchestra. Since the first days of the Department of Orchestral Conducting, the principles of interaction between creative and educational activities have been the basis of the musical and pedagogical process. The Budashkin Orchestra of Russian Folk Instruments, as a training group, was formed in close cooperation with outstanding Russian composers and conductors who worked at the MGIK. The authors state the importance of mastering a diverse repertoire, including original compositions of composers, folklore processing, classical arrangements, and works of mass genres. At the same time, it is emphasized that the foundation of the educational and concert repertoire should be original compositions for ORNI.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ НАД УЧЕБНО-КОНЦЕРТНЫМ РЕПЕРТУАРОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

В качестве критериев реализации профилактики наркомании выделены следующие: социально ориентированное сознание; мышление, основанное на понимание жизни как процесса развития своих способностей через проектирование действий; готовность к жизни в постоянно меняющихся условиях; развитые социальные потребности и соблюдение здорового образа жизни. Методика прошла апробацию в различных общеобразовательных организациях с

Библиографический список

участием сотрудников подразделения по делам с несовершеннолетними и показала достаточную эффективность. Ее реализация обеспечивает постоянный контроль за поведением подростков и особенностями их психофизиологического развития, предоставляет возможность субъектам воспитательного процесса своевременно и быстро реагировать в случаях формирования наркозависимости и исключать их.

1. Аванесов ГА. Криминология. Москва, 1984

2. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью (вопросы теории). Автореферат диссертации ... доктора юридических наук. Нижний Новгород, 1997.

3. Сапрунов А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. Диссертация ... кандидата юридических наук. Москва, 2002.

4. Стецура С.В. Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждение преступности несовершеннолетних. Диссертация ... кандидата юридических наук. Тюмень, 2003.

5. Федулов Б.А., Морозов В.А., Левченко А.А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

6. Прозументов Л.М. О соотношении специально-криминологического предупреждения преступлений с иными направлениями предупреждения преступности несовершеннолетних. Актуальные проблемы государства и права в современный период: сборник статей. Томск, 1998: 46 - 48.

7. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсантов вуза МВД России: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2011.

References

1. Avanesov G.A. Kriminologiya. Moskva, 1984

2. Haritonov A.N. Gosudarstvennyj kontrol'nad prestupnost'yu (voprosy teorii). Avtoreferat dissertacii ... doktora yuridicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 1997.

3. Saprunov A.G. Teoriya i metodologiya issledovaniya problem profilaktiki social'nyh otklonenij nesovershennoletnih. Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva, 2002.

4. Stecura S.V. Ugolovno-pravovoe vospitanie kak sredstvo preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih. Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Tyumen', 2003.

5. Fedulov B.A., Morozov V.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

6. Prozumentov L.M. O sootnoshenii special'no-kriminologicheskogo preduprezhdeniya prestuplenij s inymi napravleniyami preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava v sovremennyj period: sbornik statej. Tomsk, 1998: 46 - 48.

7. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursantov vuza MVD Rossii: monografiya. Barnaul: BYuI MVD Rossii, 2011.

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 78.071.4

Batagova T.E., Doctor of Art History, Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: batagte@yandex.ru

Kabzisty A.N., senior lecturer, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: alekskab@mail.ru

ABOUT THE WORK ON THE EDUCATIONAL AND CONCERT REPERTOIRE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE CONDUCTOR OF THE ORCHESTRA OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS. The article reveals the problem of professional training of the future conductor of the orchestra of Russian folk instruments at a university through development of educational and concert repertoire. With the help of analysis of rich experience in the training of conductors in the class of orchestral conducting of the Moscow State Institute of Culture, the authors identify the main directions of the educational process and educational and concert activities of the student orchestra. Since the first days of the Department of Orchestral Conducting, the principles of interaction between creative and educational activities have been the basis of the musical and pedagogical process. The Budashkin Orchestra of Russian Folk Instruments, as a training group, was formed in close cooperation with outstanding Russian composers and conductors who worked at the MGIK. The authors state the importance of mastering a diverse repertoire, including original compositions of composers, folklore processing, classical arrangements, and works of mass genres. At the same time, it is emphasized that the foundation of the educational and concert repertoire should be original compositions for ORNI.

Key words: conductor, orchestra of Russian folk instruments, repertoire, higher musical education.

Т.Э. Батагоеа, д-р искусствоведения, профессор, Московский государственный институт культуры, г. Химки,

E-mail: batagte@yandex.ru

А.Н. Кабзистый, доц., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: alekskab@mail.ru

О РАБОТЕ НАД УЧЕБНО-КОНЦЕРТНЫМ РЕПЕРТУАРОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки в вузе будущего дирижера оркестра русских народных инструментов через освоение учебно-концертного репертуара. На основе анализа многолетнего опыта подготовки дирижеров в классе оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры авторы выявляют основные направления учебно-воспитательного процесса и учебно-концертной деятельности студенческого оркестра. В основу музыкально-педагогического процесса с первых дней существования кафедры оркестрового дирижирования были положены принципы взаимодействия творческой и образовательной деятельности. Оркестр русских народных инструментов имени Н.П. Будашкина как учебный коллектив формировался в тесном сотрудничестве выдающихся отечественных композиторов и дирижеров, работавших в МГИКе. Авторы констатируют важность освоения разнообразного репертуара, включающего оригинальные композиторские сочинения, обработки фольклора, переложения классики, произведения массовых жанров. При этом подчеркивается, что фундаментом учебно-концертного репертуара должны быть оригинальные сочинения для ОРНИ.

Ключевые слова: дирижер, оркестр русских народных инструментов, репертуар, высшее музыкальное образование.

Оркестровое русское народно-инструментальное искусство сегодня представляет яркое и самобытное музыкальное явление. Во всем мире растет интерес к коллективному исполнительскому творчеству музыкантов, объединенных в профессиональные, учебные и любительские оркестровые

коллективы. Высокий художественный уровень оркестров, интенсивность их концертной жизни, значительный и разнообразный репертуар, включающий произведения самых разных жанров и стилей, - всё это свидетельствует о положительной динамике в развитии отечественной народно-инструментальной

культуры. «Являясь частью народного сознания, музицирование народного оркестра не прекращает своей жизни в концертной практике и проявляет способность в дальнейшем играть социально-историческую, коммуникативную и культурно-просветительскую роль» [1, с. 142]. Однако удержать завоеванные позиции и выйти на новые рубежи исполнительского искусства можно лишь в том случае, если оркестровые коллективы будут пополняться высокопрофессиональными кадрами, причем не только исполнительскими, но и дирижерскими.

С введением в действие закона «Об образовании в Российской Федерации», установлением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата), 53.04.04. Дирижирование (уровень магистратуры) были четко определены цели и задачи обучения студента, объем и содержание общих и профессиональных компетенций выпускника вуза. Так выпускники, освоившие программу магистратуры (ФГОСы третьего поколения, зарегистрированные в Минюсте России 24 июня 2016 г № 42643), обязаны овладеть музыкально-исполнительским, педагогическим, научно-методическим, научно-исследовательским, музыкально-просветительским, организационно-управленческим и менеджерским видами профессиональной деятельности.

Изучение документов в части, касающейся формирования профессиональных компетенций дирижера, позволяет сделать вывод о том, что важнейшее место в образовательном процессе сегодня занимают требования, предъявляемые к освоению репертуара. Напомним, что выпускник, освоивший программу магистратуры, должен «быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара (ПК-2)» [2, с. 8], «разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов (ПК-15)» [2, с. 10], «осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства по пропаганде и распространению их продукции (ПК-18)» [там же].

В Московском государственном институте культуры сложились богатые и прочные традиции воспитания оркестровых музыкантов и дирижёров. На кафедре оркестрового дирижирования учебный процесс выстраивался в тесной связи с многогранной творческой деятельностью студенческого оркестра русских народных инструментов, носящего сегодня имя композитора Н.П. Будашкина. С первых лет существования оркестра его руководители ставили перед собой и студентами не только образовательные, но воспитательные, нравственно-эстетические и художественные задачи. Работавшие с учебным коллективом такие известные музыканты, как дирижеры В.Б. Дударова, Е.И. Максимов, А.М. Ковалев, В.С. Смирнов, В.П. Дубровский, Н.Н. Калинин, И.Ф. Обликин, задали стратегически выверенные векторы образовательной и творческой деятельности оркестра вуза. Культурно-образовательные и просветительские традиции оркестра продолжились в деятельности дирижеров А.И. Полетаева, А.В. Шевеля, А.В. Дудника, В.И. Терещенко, В.В. Чачина, Н.И. Степанова, А.Н. Кабзистого, В.Л. Иванова, Ю.М. Ткаченко, Н.В. Пологнюка, В.П. Гордеева, Д.С. Денисова. С оркестром им. Н.П. Будашкина также работали замечательные музыканты, преподаватели МГИК И.А. Балмашов, И.М. Белорусец, Е.Д. Кузнецов, В.М. Назимов, В.И. Тем-нов, А.П. Курченко, А.П. Иванов-Радкевич, П.П. Кедров и другие, внесшие свой вклад в становление народно-оркестрового исполнительства.

Одним из направлений, играющих важную роль в совершенствовании музыкально-исполнительских способностей студентов, развитии их творческого потенциала, формировании профессиональных навыков, является освоение учебно-концертного репертуара. В учебном оркестровом коллективе правильно подобранный репертуар является залогом успешной образовательной и эсте-тико-воспитательной деятельности. Формирование репертуара должно соотноситься с известными педагогическими принципами музыкально-воспитательного процесса, а именно с принципами преемственности, наглядности, последовательности, систематичности, гуманистической направленности, уважения к личности студента, учета его интеллектуальных способностей, эмоциональных особенностей и профессиональных возможностей.

В соответствии с программными требованиями в оркестровый учебный репертуар включаются музыкальные произведения разных стилей и жанров, обладающие художественной ценностью, педагогической целесообразностью, доступностью и глубиной содержания. Традиционно основу репертуара оркестра русских народных инструментов составляет музыка, связанная со славянским музыкальным фольклором: обработки народных мелодий, фантазии, вариации, увертюры на народные темы. Работа дирижёра над репертуаром, анализ репертуарной политики оркестра «с точки зрения корреляции мировосприятия и художественного творчества подводит к размышлениям о содержании музыки, об эмоционально-смысловом наполнении музыкального образа» [3, с. 9]. Сегодня, когда массовая коммерческая музыка безжалостно вытесняет из жизни современного постиндустриального общества народную и профессиональную академическую музыкальную культуру, многократно возрастает значение просветительской, культурно-образовательной, художественно-воспитательной деятельности учебного оркестра.

В МГИКе работали выдающиеся композиторы, неразрывно связанные с народной музыкальной культурой, создававшие замечательную музыку для на-

родно-оркестровых коллективов. Их сочинения - «Русская фантазия», Первая и Вторая рапсодии, «Сказ о Байкале», концерт для домры с оркестром, «На ярмарке» Н.П. Будашкина, «Липа вековая» П.В. Куликова, «Русская сюита» Ф.Ф. Смех-нова, «Лирическая поэма», концерты для гуслей с оркестром русских народных инструментов П.А. Барчунова, «Ярмарка игрушек», «По-над Волгой», «Потешки», «Славица» И.Ф. Обликина - были и остаются фундаментом репертуара студенческого оркестра Московского института культуры. Кроме того, произведения ведущих русских композиторов XX - XXI вв., плодотворно работавших в жанре народно-оркестровой музыки, в частности В.Н. Городовской, Ю.Н. Шишакова, А.Н. Холминова, В.Т. Бояшова, ГГ. Шендерёва, А.А. Цыганкова, Е.П. Дербенко и других, всегда были пространством плодотворных интерпретаторских поисков дирижеров и оркестрантов.

С приходом в МГИК композиторов нового поколения, много работавших в области народно-оркестровой музыки, значительно расширилась образно-эмоциональная палитра, обновилась стилистика произведений, включаемых в учебно-концертный репертуар. Более сложным музыкальным языком, новыми средствами выразительности, непривычными формами отличаются такие опусы, как «Весенняя песня» Б.И. Тобиса, «Казачий танец» А.В. Дудника, «Сибирский хоровод» В.М. Назимова, «Праздник скоморохов», «Владимирские наигрыши»

A.П. Курченко, «Концертная пьеса» С.С. Коняева, «Праздничная картинка»

B.В. Кулёва, «Русская фантазия», «На празднике» Н.И. Степанова, народная опера-действо «Северный сказ» Т.Г. Смирновой, «Русские эскизы» А.В. Комиссарова.

Развитию музыкального мышления, повышению уровня профессионализма, воспитанию активной музыкантской позиции оркестрантов и студентов-дирижеров способствует пополнение репертуара оригинальными современными сочинениями для оркестра русских народных инструментов. Студенческий коллектив с удовольствием исполняет новейшие опусы, такие как, например, «Славянский концерт» А.А. Цыганкова, «Легенды горы Благодать» («Сказы Земли Уральской») А.Б. Бызова, «Русские миниатюры» В.Г. Кикты, «Вальс» В.Д. Бибер-гана, Партита № 2 «Мактуб» А.А. Нижника, «Музыка дождя» Н.А. Хондо.

Столь же важной, как и оригинальная музыка, для оркестра народных инструментов является классика, то есть переложения разножанровых опусов зарубежных и русских композиторов-классиков: оркестровые миниатюры, симфонии, концерты, арии из опер и т.п. «Работа над классикой приносит большое эстетическое удовлетворение, воспитывает хороший художественный вкус, стимулирует дальнейший рост оркестра», - обоснованно утверждал профессор РАМ имени Гнесиных, дирижер А.Б. Поздняков [4, с. 4].

В экзаменационные программы выпускников-дирижёров МГИК включаются переложения оркестровых, инструментальных пьес и оперных фрагментов, таких как, например, «Утро» Э. Грига, увертюры к операм «Сорока-воровка», «Шелковая лестница» Дж. Россини, «Славянские танцы» А. Дворжака, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Лимож. Рынок» М. Мусоргского, «Русский танец» П. Чайковского, «Танец мужчин» из оперы «Алеко» С. Рахманинова, «Романс» Г. Свиридова, «Вальс» Д. Шостаковича и т.д. Примечательно, что оркестровые переложения классических произведений для своих экзаменационных программ делают сами студенты-дирижеры. Так, в разные годы в экзаменационных программах звучали «Фарандола» Ж. Бизе (переложение для оркестра народных инструментов

B. Ионченкова), «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром (переложение А. Кабзистого), Симфония № 9, II часть А. Дворжака (переложение А. Сафронова), «Венгерский танец» № 6 И. Брамса (переложение Д. Гричана). В настоящее время с оркестром работает выпускник МГИКа Д.С. Денисов, пополняющий репертуар коллектива сочинениями классиков в собственных инструментовках. Назовем, к примеру, финал Симфонии № 104 Й. Гайдна, арию Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта», увертюру к опере «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, арию Снегурочки из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, романс С. Рахманинова «Здесь хорошо».

Важной частью профессионального воспитания дирижера является изучение музыки композиторов XX века, особенно классиков отечественной музыки -

C. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г Свиридова. Опытные музыканты, работающие в классе оркестрового дирижирования, нередко подчеркивают, что «смысл обучения студента-дирижера в том, чтобы он овладел как можно большим репертуаром, «взял в руки» как можно большее количество симфонических произведений» [5, с. 135]. Исполнение таких произведений, как, например, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», ария Кутузова из оперы «Война и мир» С. Прокофьева, сюита для джаз-оркестра № 1, II часть из Симфонии № 5 Д. Шостаковича, сюита «Время, вперёд!» Г Свиридова, дает возможность решать дирижеру ряд серьезных интерпретационных, музыкально-технических и дирижер-ско-исполнительских задач.

«Творческое развитие русского оркестра неотделимо от формирования его репертуара, - справедливо утверждал в монографии «Оркестр русских народных инструментов» композитор и музыковед В.М. Блок. - Чем больше новаторских аспектов несет в себе развитие композиторского творчества, <...> тем больше стимулов и для развития исполнительского искусства, выявления его новых возможностей» [6, с. 74]. Сегодня особый интерес преподавателей вуза и студентов-дирижеров вызывают сочинения, в которых заметно «стремление композито-

ров к демократизации языка, соединению новаций с классическими традициями, созданию необычных жанров и форм» [7, с. 110]. Обогащению оркестровых возможностей может служить не только новаторская музыка композиторов-современников академического направления, но и вкрапляемая в основной репертуар в небольших количествах высококачественная музыка массовых и популярных жанров, например, исполняемые в программах оркестра пьесы «Вальс» Е. Доги, «Ноктюрн» А. Бабаджаняна, «Забвение» А. Пьяццоллы, «Посвящение А. Пьяц-цолле» В. Зубицкого, «Экспромт в стиле кантри» А. Цыганкова, «Влюбленный контрабас» А. Тихомирова.

Правильный подбор репертуара для студента-дирижера, работающего с оркестром народных инструментов, является важнейшей педагогической задачей. Позиция преподавателя должна базироваться как на анализе творческих и возрастных возможностей студента, так и на комплексной оценке художественно-технического уровня студенческого оркестра. Прежде чем определить программу, которую в течение семестра/года должен освоить будущий дирижёр, преподавателю необходимо определить уровень профессиональной подготовки студента, особенности его темперамента, характер его эстетических взглядов и пристрастий. Развитие художественного мышления студента-дирижёра находится в прямой зависимости и связи с тем, как интенсивно и целенаправленно протекает учебная работа над освоением репертуара, над его обновлением и расширением.

Работа над репертуаром — это важная часть профессионального становления дирижера, ибо в годы обучения в вузе наиболее интенсивно протекает развитие мировоззрения студента, становление его художественных ориентиров и эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностных представлений о музыкальных произведениях. Однако и в последующие годы, в период своей самостоятельной работы дирижер по-прежнему продолжает относиться к вопросам формирования репертуара весьма требовательно. И это неудивительно, ведь, как утверждают исследователи, «неодолимая жажда творчества побуждает многих дирижеров к постоянному поиску и обновлению своего репертуара, к самосовершенствованию и непрестанным попыткам найти произведения, наиболее адекватные их художественному идеалу» [8, с. 58].

Итак, освоение будущим дирижером в классе и на репетициях студенческого оркестра народных инструментов обширного учебно-концертного репертуара, вбирающего в себя переложения классики, обработки народных песенно-танце-вальных мелодий, оригинальные произведения композиторов XX века, произведения современных авторов, музыку новых массовых и популярных жанров, способствует

• обретению ценного дирижерского и музыкантского опыта,

• расширению музыкального кругозора,

• усвоению комплекса профессиональных умений и навыков,

• пониманию специфики различных музыкальных стилей,

• становлению современной дирижерской техники и мышления,

• умению выявлять драматургические, музыкально-языковые и содержательные особенности музыкального произведения.

Библиографический список

В учебном процессе, в ходе классной работы, на репетициях, экзаменах и концертах оркестра русских народных инструментов студенты-дирижеры приобретают опыт профессионального роста, самоактуализации, раскрытия творческих способностей, гармонизации личностно-эмоциональной сферы и межличностных взаимоотношений. Разумно выстроенная репертуарная политика учебной и концертной деятельности дирижера-студента выступает залогом формирования у него высокой музыкальной культуры, образцового сценического поведения, осознанных мировоззренческих взглядов. Основатель кафедры оркестрового дирижирования МГИК, прославленный дирижер В.Б. Дударова считала, что владение разнообразным репертуаром является одним из самых важных профессиональных достоинств дирижёра: «Дирижер должен обладать безграничным репертуарным запасом. Он должен уметь и хотеть дирижировать все, <...> играть разные произведения, постоянно обновлять репертуар» [9, с. 92].

Используя основные принципы отбора и составления учебно-концертного оркестрового репертуара, а именно принципы творчества, сочетания теории с практикой, постепенного усвоения дирижерских навыков, заинтересованности, морально-нравственного воспитания, преподаватель решает комплекс учебно-образовательных и учебно-воспитательных задач. Согласимся с исследователем, констатирующим, что «репертуар любого из ныне действующих народных оркестров предопределяет его художественный облик и творческое «кредо»» [10, с. 62], и продолжим эту мысль утверждением о том, что в работе над репертуаром формируется не только облик оркестра, но и кредо будущих «дирижеров, осознающих важнейшую социокультурную миссию русской народной оркестровой культуры» [10, с. 65].

Работа над репертуаром, как и всё обучение студента-дирижера, должны соответствовать основополагающим педагогическим принципам взаимодействия теории и практики, репетиционной и концертной деятельности, воплощению принципов последовательности и систематичности, увлекательности и творчества, культуросообразности и самостоятельности, опоры на индивидуальные особенности и накопленный опыт. В требованиях Стандартов нового поколения ясно представлены не только профессиональные, но и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, сформированные у выпускника вуза в результате освоения учебной программы. Поэтому сегодня преподаватели, авторы учебно-методических комплексов, опираясь на педагогические идеи ведущих мастеров отечественной дирижерской школы, таких как Л.М. Гинзбург, И.А. Мусин, С.А. Казачков, на богатый собственный учебно-методический опыт, должны владеть и современными педагогическими технологиями, отвечающими запросам времени. Опора на современные учебно-методические достижения в области музыкальной педагогики является фундаментом воспитания будущего дирижёра оркестра русских народных инструментов, профессионально «вооруженного», творчески мыслящего, готового к самостоятельной работе в непростых социокультурных условиях современной жизни.

1. Алданов Н.М. Овладение техникой фольклорного звучания инструментов в процессе профессиональной подготовки дирижеров оркестров народных инструментов. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019; Т. 18, № 3 (152): 137 - 144.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.04.04. Дирижирование (уровень магистратуры). Available at: f¡le:///C:/UsersЯатьяна/YandexDisk/Downloads/fgos_ru_53_04_04(1).pdf

3. Батагова Т.Э. Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов. Автореферат диссертации ...доктора искусствоведения. Москва, 2012.

4. Хрестоматия по дирижированию. Пособие для молодого дирижера оркестра русских народных инструментов. Москва: Советский композитор, 1977; Выпуск 2.

5. Васильева Е.В. О роли пианиста-концертмейстера в классе оркестрового дирижирования. Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение: сборник научных статей. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУКИ, 2011: 126 - 137.

6. Блок В.М. Оркестр русских народных инструментов. Москва: Музыка, 1986.

7. Батагова Т.Э. Осетинская симфоническая музыка XX века: национально-характерное в становлении и развитии композиторской школы. Москва: Композитор, 2010.

8. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. Санкт-Петербург: Деан, 1993.

9. Батагова Т.Э. Вероника Дударова. Москва: Музыка, 2001.

10. Копырюлин М.С. Современные подходы к формированию репертуара оркестра народных инструментов. Южно-Российский музыкальный альманах. 2019; № 1 (34): 62 - 68.

References

1. Aldanov N.M. Ovladenie tehnikoj fol'klornogo zvuchaniya instrumentov v processe professional'noj podgotovki dirizherov orkestrov narodnyh instrumentov. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2019; T. 18, № 3 (152): 137 - 144.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.04.04. Dirizhirovanie (uroven' magistratury). Available at: file:///C:/ Users/Tat'yana/YandexDisk/Downloads/fgos_ru_53_04_04(1).pdf

3. Batagova T.'E. Hudozhestvennaya kartina mira v muzyke osetinskih kompozitorov. Avtoreferat dissertacii ...doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 2012.

4. Hrestomatiya po dirizhirovaniyu. Posobie dlya molodogo dirizhera orkestra russkih narodnyh instrumentov. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1977; Vypusk 2.

5. Vasil'eva E.V. O roli pianista-koncertmejstera v klasse orkestrovogo dirizhirovaniya. Russkij narodnyjorkestr i ego dirizhery: Problemy iperspektivy. Obuchenie: sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUKI, 2011: 126 - 137.

6. Blok V.M. Orkestr russkih narodnyh instrumentov. Moskva: Muzyka, 1986.

7. Batagova T.'E. Osetinskaya simfonicheskaya muzyka XX veka: nacional'no-harakternoe v stanovlenii irazvitiikompozitorskoj shkoly. Moskva: Kompozitor, 2010.

8. Erzhemskij G.L. Zakonomernosti iparadoksy dirizhirovaniya: Psihologiya. Teoriya. Praktika. Sankt-Peterburg: Dean, 1993.

9. Batagova T.'E. Veronika Dudarova. Moskva: Muzyka, 2001.

10. Kopyryulin M.S. Sovremennye podhody k formirovaniyu repertuara orkestra narodnyh instrumentov. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019; № 1 (34): 62 - 68.

Статья поступила в редакцию 12.04.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.