Научная статья на тему 'К проблеме обучения дирижеров народно-инструментальных оркестров Китая'

К проблеме обучения дирижеров народно-инструментальных оркестров Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ДИРИЖЕР ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ШАНХАЙСКАЯ И ПЕКИНСКИЕ КОНСЕРВАТОРИИ / ПРОФЕССИЯ ДИРИЖЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слонимская Р.Н., Цзян Ицюнь

Обучение дирижированию в музыкальных учебных заведениях Китая сложилось практически в последней трети ХХ века. В Шанхайской и Пекинской консерваториях дирижирование введено как специальный предмет еще в 1956 году. Тем не менее, многие учащиеся дирижерскому искусству учились в Европе и России. Выделим поколение молодых дирижеров, работающих с оркестрами народных инструментов современного Китая. Обозначим актуральные проблемы обучения дирижерскому искусству в китайских унивеситетах. Дирижер оркестра народных инструментов, обучение, воспитание в университетах, Шанхайская и Пекинские консерватории, профессия дирижер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEARNING FOLK ORCHESTRA CONDUCTOR IN CHINA

Conducting training in music educational institutions in China had developed in almost the last third of the twentieth century. In Shanghai and Beijing conservatoires conducting introduced as a special subject as early as 1956. However, many students conducting art studied in Europe and Russia. Scroll to the generation of young conductors, working with orchestras of folk instruments of modern China. We denote aktualnie problems of teaching conducting at the Chinese universitetas. Conductor of the orchestra of folk instruments, training, education, Shanghai and Beijing Conservatory, profession conductor

Текст научной работы на тему «К проблеме обучения дирижеров народно-инструментальных оркестров Китая»

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИРИЖЕРОВ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ОРКЕСТРОВ КИТАЯ

Слонимская Р.Н.

Доктор педагогических наук, гранд доктор философии в области музыкологии и культурологии Международного университета фундаментального обучения (МУФО), Doctor of Science in Musicology and Cultural of International University of Fundamental Studies (Россия, Великобритания, США), кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Санкт-Петербург

Цзян Ицюнь

Аспирант Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК), кафедры теории и истории музыки, научный руководитель профессор, доктор педагогических наук Р.Н. Слонимская, г. Санкт-Петербург

THE PROBLEM OF LEARNING FOLK ORCHESTRA CONDUCTOR IN CHINA Slonimskaya R.N., Doctor of Pedagogical Sciences, Grand PhD in musicology and cultural studies at the International University of Fundamental Studies (IUFS), Doctor of Science in Musicology and Cultural ofInternational University of Fundamental Studies (Russia, UK, USA), Ph.D., professor of music theory and history St. Petersburg State Institute of Culture (SPbGIK), St. Petersburg Yi Qun Jiang, Post-graduate student of the St. Petersburg State Institute of Culture (State University), chair of the theory and history of music, scientific director, Professor, Doctor of Education, R.N. Slonimskaya, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

Обучение дирижированию в музыкальных учебных заведениях Китая сложилось практически в последней трети ХХ века. В Шанхайской и Пекинской консерваториях дирижирование введено как специальный предмет еще в 1956 году. Тем не менее, многие учащиеся дирижерскому искусству учились в Европе и России. Выделим поколение молодых дирижеров, работающих с оркестрами народных инструментов современного Китая. Обозначим актуральные проблемы обучения дирижерскому искусству в китайских унивеситетах.

Дирижер оркестра народных инструментов, обучение, воспитание в университетах, Шанхайская и Пекинские консерватории, профессия дирижер.

ABSTRACT

Conducting training in music educational invitations in China had developed in almo& the la& third of the twentieth century. In Shanghai and Beijing conservatoires conducting introduced as a special subject as early as 1956. However, many Sudents conducting art Sudied in Europe and Russia. Scroll to the generation of young conductors, working with orche^ras of folk in^ruments of modern China. We denote aktualnie problems of teaching conducting at the Chinese universitetas.

Conductor of the orche^ra of folk in^ruments, training, education, Shanghai and Beijing Conservatory, profession conductor

Ключевые слова: Дирижер оркестра народных инструментов, обучение, воспитание, Шанхайская и Пекинские консерватории, профессия дирижер.

Keywords: Conductor of the orche^ra of folk in^ruments, training, education, Shanghai and Beijing Conservatory, profession conductor

Дирижирование народно-инструментальным оркестром в современных учебных заведениях Китая - исполнительская специализация, появилась сравнительно недавно. Она сложилась практически в последней трети ХХ века. С постепенным расширением состава оркестра народных инструментов, профессия дирижера стала не только востребованной, но и популярной. Обучение дирижированию в музыкальных учебных заведениях осуществляется на факультетах консерваторий и университетов. Ведущими консерваториями являются Шанхайская и Пекинская (Центральная), в которых практически одновременно с 1956 года открылись дирижерские факультеты. Однако на этих факультетах получают специальность дирижеры различных направлений. Прежде всего это выпускники, которые готовы работать с хоровыми, симфоническими и народными коллективами. В концертной практике достаточно часто руководство оркестрами народных инструментов осуществляют профессионалы, которые работают, и с симфоническими и с народно-инструментальными коллективами. Отчасти тоже самое происходит и в учебной практике так потому, что в консерваториях и университетах не четко разграничена специфика профессии, а педагоги преподают общий курс теории дирижирования.

Существующие две модели обучения, представленные консерваторской и университетской системой образования в учебном процессе практически не дифференцируются, хотя

в последнее время наблюдаются определенные изменения. В консерваториях исполнительская специализация более развернута, дифференцирована, обозначена более четко. В университетах же этот профиль обучения находится на уровне общих исполнительских специализаций. Основной целью в обеих моделях является подготовка высоко профессиональных молодых музыкантов-дирижеров. С каждым годом эта специализация пополняется новыми талантливыми учениками.

Цель статьи - обозначить актуальные проблемы, связанные с дирижерским искусство в народно-инструментальных оркестрах вузов и представить наиболее ярких дирижеров-мастеров молодого поколения Китая.

Профессиональная оснастка учащихся этой специализации всех направлений (симфонический, хоровой, народно-инструментальный) в вузах страны долгое время осуществлялась с помощью педагогов-иностранцев. Среди первых профессоров, заложивших основы исполнительского мастерства, выделяются приглашенные преподаватели из России. Наряду с музыкантами других специализаций: композиторов, пианистов, певцов, в середине 1950-х годов приглашались и дирижеры. В их ряду выделяются: Л. Н. Тума-шев (1919-2006) [1], В. Ф. Балашов (1909-1989) [2], А. Ю. Слуцкий (1887-1954) [3], С. И. Швайсковский (1892-1944) [4].

Научное осмысление проблематики обучения дирижерскому искусству с народно-инструментальными коллективами Китая на сегодняшний момент открытая страница. Обучение и совершенствование профессиональному дирижерскому искусству народно-инструментальным оркестром нуждается в теоретическом, информационном осмыслении. Литературы по проблемам обучения дирижированию в Китае существует весьма мало, а научных исследований практически нет. Только по статистическим данным, о дирижерском искусстве опубликовано небольшое количество статьей. Так, за период с 1980-1990 год, приблизительно около 100 работ, а изданных книг и того меньше, всего восемь. Начиная с 1990 по 2000 года, переводов статьей на иностранные языки стало еще меньше. Сами же китайские музыканты публикуют статьи, но как выяснилось их всего не более 200 работ. Книг по данной проблематике, в том числе переведенных на иностранный язык в общей сложности не более пятнадцати. В последние десятилетия интерес к рассматриваемой проблематике несколько вырос. С 2001 года по настоящее время, под релевантной рубрикой «Дирижер оркестра» опубликовано всего 177 статей, о «хоровых дирижерах» 522 статей, а о дирижерском искусстве оркестров народных инструментов всего 15 статей [2].

Постепенно складывалась специфика обучения дирижерскому искусству в китайских вузах. По началу она дифференцировалась на дирижеров хорового и инструментального коллективов. На сегодняшний момент четкой дифференциации на дирижеров симфонических и народных оркестров практически не существует. А между тем, представляется важным прочертить эту грань. Особенно это проявляется в исполнительской практике ведущих китайских дирижеров-мастеров. Хотя в обучении просматриваются определенные тенденции, которые особенно заметны в профессиональной специфике последних лет.

Остановимся на опыте современных дирижерских факультетах Пекинской и Шанхайской консерваторий. В них обучают дирижерскому искусству всех специализаций: хоровой, симфонической и народно-инструментальной.

Пекинская (Центральная) консерватория, опираясь на опыт ведущихся дирижеров-педагогов России и других зарубежных стран, постепенно выработала свою национальную школу профессионального обучения. В ней с помощью российских музыкантов-экспертов, создан свой дирижерский факультет. Дирижерский факультет Шанхайской консерватории с 1965 года был объединен с композиторским и студенты обучались вместе. С 2007 года обучение дирижеров и композиторов стало опять раздельным.

В результате экономической реформы в Китая с 1978 года количество выпускников дирижерского факультета увеличилось. Многие из них сразу получили известность в мировой исполнительской практике. В целом в Пекинской консерватории, на сегодняшний момент, на дирижерском факультете обучается большое количество студентов. Окончивших обучение в Пекинской консерватории насчитывается более 170 выпускников. Шанхайскую консерваторию окончило более 160 выпускников. Многие выпускники-дирижеры продолжают работать в качестве художественных руководителей оркестров народных инструментов, а также в известных театрах страны и лишь малая их часть гастролирует с зарубежными коллективами.

Среди более молодого поколения китайских дирижеров народно-инструментальных оркестров в последние годы

выросла замечательная плеяда музыкантов, пропагандистов национального и мирового музыкального наследия. Выделим некоторых, проявивших себя не только в музыкальной жизни страны, но и за ее пределами.

Сюй Чжицзюнь, □ 1960, Урумчи, Синьцзян). (Рисунок 1). В 1985 году поступил в Центральную консерваторию на факультет композиции, где занимался под руководством профессора Ду Синьмин. В 1987 году перевелся на факультет дирижирования, под руководством профессора Ли Хуадэ. Сегодня он руководит двумя коллективами: Центрального оперного театра и Центральным национальным оркестром, где состоит постоянным дирижером. Он охотно концертирует с коллективами многих известных залов страны и за рубежом. Сюй Чжицзюнь часто выступает с разнообразными программами в Пекинском концертном зале, Шанхайском Большом театре. Его имя часто встречается на афишах Гуанчжоу Синхай концертного зала и Линкольн Центра искусств, а также в Концертных залах филармоний Чикаго, Сан-Франциско, в Парижском Champs Elysees театре, Мюнхен Bass Рик Церкви, Токио Art Center театре, а также на концертных площадках Гонконга, Макао, Тайваня, Сингапура. Его выступления привлекают большое внимание слушателей и вызывают высокую оценку критиков.

Хэ Цзяньго, (1958, родом из города Чунцин), дирижер Центрального национального оркестра народных инструментов (Рисунок 2). Он является главным приглашенным дирижером Международного симфонического оркестра штата Южная Каролина (США). Его обучение проходило в Пекинской Центральной консерватории (1977-1982) под руководством профессора У Линфэня, а у профессора Сюй Синь он обучался искусству хорового и симфонического дирижирования. С середины 1980-х годов он соединил китайские и западноевропейские ударные инструменты и создал свой собственный оркестровый стиль. Специально для его коллектива Цюй Сяосун сочинил концерт для ударных инструментов «Комбинация ударных и оркестра», где были использованы находки и изобретения Хэ Цзяньго. В 2011 года под его руководством Центральным национальным оркестром были исполнены концерты: «Красивый Синьцзян», «Тибет Весна», « Голоса Китая» □ »Красный Китай», а также и другие известные произведения, исполнявшиеся на различных Музыкальных фестивалях страны. В 2014 году он дирижировал Балтийским филармоническим оркестром в Польше.

Юй Фэн, (1964 году в Нинбо, провинция Чжэцзян), директор Центрального оперного театра, художественный руководитель, профессор, декан дирижерского факультета в Пекинской Центральной консерватории. (Рисунок 3). В 1985 году учился в Центральной консерватории на дири-жироском факультете, под руководством профессоров Сюй Синь, Чжэн Сяоин. В 1994 году обучался в Берлинской академии музыки под руководством известного дирижера, профессора Hans-Dieter Ваита, и получил диплом художника, доктора. Он сотрудничает с многими известными оркестрами страны и за рубежом, с такими, как Китайский филармонический оркестр, Китайский Национальный симфонический оркестр. Его выступления с оркестрами Консерватории музыки Цинциннати (США), Сидней консерватории (Австралия), Токийского университета искусств, Школ музыки Берлина, Гон Конга, Тайваня, Шанхая часто заканчиваются мастер-классами и отмечены высокой оценкой критики. Он открыл дирижерский класс магистратуры

и докторантуры для китайских выпускников в Европейской академии музыки.

Пэн Цзяпэн, (1965), дирижер театра китайкой оперы и танца, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов Радиовещания, Макао оркестра, Восточного симфонического оркестра, заслуженный профессор Уханьской консерватории. (Рисунок 4). В 1985 году поступает в Шанхайскую консерваторию на факультет дирижирования. В 1987 году переводится в Центральную консерваторию, где учится у профессора Чжэн Сяоин. В 1992 году закончивает магистратуру Центральной консерватории. С 2000 года он провел три концерта в Золотом зале Венской филармонии, успешно дирижировал симфоническим концертом Китайского Нового года. Он в частности, проводил декаду Китайских национальных симфонических концертов и является приглашенным дирижером украинского Национального симфонического оркестра. Его часто приглашают дирижировать оркестрами Австрии, Швейцарии, Германии, США, Южной Кореи и других стран. Под его руководством успешно исполнялись китайские национальные оркстровые произведения: "Zhongguoxuqu" (Дун Юесянь). "MiaoИngxmgge" (Чжэн Ханьфэн), "Siluduanxiang" (Хань Ланькуй), "Rebawuqu" (Фан Кэцзе), "Beijingxixundaobanzhai" (Чжэн лу), "Jingwei" (Тан Цзяньпин).

Структура дирижерского факу

Лю Ша, (1978), постоянный дирижер Молодежного национального оркестра, а также музыкальный руководитель Центрального национального оркестра Пекина. (Рисунко 5). В 1997 год обучался в Центральной консерватории под руководством профессора Сюй Синь. В 2011 году стажировался по оперно-симфоническому дирижированию под руководством профессора Александра Полищука в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Он плодотворно работает с многочисленными оркестрами в театрах Китая. Провел ряд премьер с различными коллективами народно-инструментальных оркестров, в том числе: оперы Цзин Сян "Юанье", масштабной симфонической поэмы Чэн Дачжао "Реки Янцзы", серии концертов: Большой национальный концерт "Такая Земля", "Прекрасный Китай", "Национальный голос Китая", "Прекрасный Синь-цзян", "Весна в Тибете", "Песня сердца".

Далеко не полный перечень талантливых, творчески развивающихся исполнителей, работающих с народно-инструментальными коллективами страны и за рубежом можно был продолжить, однако вернемся к проблематике статьи и представим структуру факультетов дирижирования в Пекинской (Центральной) и Шанхайской консерваториях в виде таблицы.

Таблица 1

тата в китайских консерваториях

Дирижерский факультет Шанхайской и Пекинской (центральной) консерваторий

Кафедра дирижирования Кафедра ансамбля для двух фортепиано

Функция Изучение основ руководства и методики дирижирования (симфонического, хорового, народного коллектива). Изучение основ теории музыки, оркестрового руководства и проблем аккомпанемент в 4-х ручном фортепианном переложении.

Основная учебная программа Дирижирование оркестром или хором. Чтение партитур, базовая подготовка дирижерскому искусству. Гармония, полифония, оркестровка, инструментовка, инструментоведение, ансамблевое музицирование в 4 руки на фортепиано, история музыкального искусства.

Практика Регулярное сотрудничество со студенческими ансамблями или камерными коллективами на факультетах народных инструментов, вокала, оркестрового дирижирования. Участие в международных мастер-классах и фестивалях.

Обручение дирижированию китайским оркестром народных инструментов в университетах предполагает систему постоянного самосовершенствования. Оно нуждается в реформировании или более четкой дифференциации. Необходимо создание современной системы стандарта обучения, методологии, опирающейся на опыт накопленный многолетней практикой с учетом национальной традиции исполнительского искусства и образования Китая. Обучение дирижеров в китайских консерваториях обладает высоким уровенем профессионализма и опирается на солидный опыт исполнительства. Он должено стать фундаментом для создания универсальной системы обучения дирижеров народных коллективов в преподавании этих дисциплин в вузах. Они могут готовить профильных специалистов с опорой на научно-исследовательскую базу. Развитие профессионального обучения в университетах должно профильно отличаться от консерваторского и опираться на национально-традицион-

ную культуру Китая. И для этого имеются все предпосылки и основания.

Литература

1. Чжэн Сяоин. Дружба Китая с Советским Союзом: воспоминания о моих преподавателях / Искусство. Отзывы. Журнал. - №6. - 2009. - Электронный ресурс: URL: http:// www.xzbu.com/7/view-1099278.htm. Дата обращения: 2009.

2. Ординарцева П.О. «Не смейте забывать учителей...»/ Краткие сведения о жизни и творчестве В.Ф. Балашова. Электронный ресурс: URL: http://rm.mosconsv.ru/?p=4528 Дата обращения: 04.2011.

3. Цзо Чжа Эньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор Санкт- Петербург, 2014. -336 с.

4. Фэн Сяоган. Китайский дирижер конца XX века: теоретическое исследование и его дисциплинарное строительство. Чэньду: журнал Исследования в музыке. 2006. -12 с.

5. Кай Чэн. Введение Центральная консерватория; Дирижерский факультет. Электронный ресурс: URL:http://www. docin.com/p-703546851.html Дата обращения: 09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.