Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА К РУКОВОДСТВУ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА К РУКОВОДСТВУ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / БУДУЩИЕ РУКОВОДИТЕЛИ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / TRAINING / MUSICAL ART SPECIALISTS / FUTURE MANAGERS / AMATEUR İNSTRUMENTAL BANDS / PROFESSIONAL COMPETENCE / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбетов Сервет Якубович

В статье затронута проблема готовности будущих специалистов музыкального искусства к работе с любительскими музыкальными коллективами. Определены особенности деятельности руководителя инструментального коллектива, которыми являются: необходимость в более интенсивном общении с участниками разного возраста и исполнительской подготовки, что предполагает знание и умение в области менеджмента, необходимость иметь знания и владеть умениями руководителя. Обозначены такие современные функции руководителя любительского инструментального коллектива: аналитико-стратегическая, информационная, менеджерская, координационная, лидерская, маркетинговая.Определение особенностей деятельности руководителя любительского инструментального коллектива и структуры его профессиональной компетентности подводит к разработке модели подготовки будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами. Модель подготовки будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами является эффективной и может быть рекомендована для практического применения в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамбетов Сервет Якубович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE MUSIC SPECIALISTS FOR LEADING INSTRUMENTAL COLLECTIVES

The article deals with the problem of the readiness of future music specialists to work with amateur musical groups. The features of the activities of the head of the instrumental band have been determined as follows: the need for more intensive communication with participants of different ages and performance training, which presupposes knowledge and skills in the field of management, the need to get knowledge and possess the leader’s skills. The modern functions of the head of an amateur instrumental group should be as follows: analytical and strategic, informational, managerial, coordination, leadership, marketing ones.Determining the features of the activity of the head of an amateur instrumental band and the structure of his professional competence leads to the development of a model for training future specialists in the musical art to lead amateur instrumental groups. The model of training future specialists of musical art to lead amateur instrumental groups is effective and can be recommended for practical application in universities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА К РУКОВОДСТВУ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ»

МААРИФ ИШЛЕРИ -ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

С.Я. МАМБЕТОВ1,

E-mail: 52s.mambet@gmail.com

Подготовка будущих специалистов музыкального искусства к руководству инструментальными коллективами

УДК: 78+378

Мамбетов Сервет Якубович.

Подготовка будущих специалистов музыкального искусства к руководству инструментальными коллективами

В статье затронута проблема готовности будущих специалистов музыкального искусства к работе с любительскими музыкальными коллективами. Определены особенности деятельности руководителя инструментального коллектива, которыми являются: необходимость в более интенсивном общении с участниками разного возраста и исполнительской подготовки, что предполагает знание и умение в области менеджмента, необходимость иметь знания и владеть умениями руководителя. Обозначены такие современные функции руководителя любительского инструментального коллектива: аналити-ко-стратегическая, информационная, менеджерская, координационная, лидерская, маркетинговая.

Определение особенностей деятельности руководителя любительского инструментального коллектива и структуры его профессиональной компетентности подводит к разработке модели подготовки будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами. Модель подготовки будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами является эффективной и может быть рекомендована для практического применения в университетах.

1 Мамбетов Сервет Якубович, доцент кафедры музыкально-инструментального искусства ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

Ключевые слова: Подготовка, специалисты музыкального искусства, будущие руководители, любительские инструментальные коллективы, профессиональная компетентность, университет.

Mambetov Servet Yakubovich.

Training of Future Music Specialists for

Leading Instrumental Collectives

The article deals with the problem of the readiness of future music specialists to work with amateur musical groups. The features of the activities of the head of the instrumental band have been determined as follows: the need for more intensive communication with participants of different ages and performance training, which presupposes knowledge and skills in the field of management, the need to get knowledge and possess the leader's skills. The modern functions of the head of an amateur instrumental group should be as follows: analytical and strategic, informational, managerial, coordination, leadership, marketing ones.

Determining the features of the activity of the head of an amateur instrumental band and the structure of his professional competence leads to the development of a model for training future specialists in the musical art to lead amateur instrumental groups. The model of training future specialists of musical art to lead amateur instrumental groups is effective and can be recommended for practical application in universities.

Keywords: Training, Musical art Specialists, Future Managers, Amateur Instrumental Bands, Professional Competence, University.

На современном этапе развития общества одним из ведущих ценностных ориентиров высшего образования является гуманизация как основной фактор эволюции человека. Его всестороннее развитие как личности и высшей ценности общества, совершенствование интеллектуальных и творческих способностей являются основными приоритетами в организации любительского инструментального исполнительства [Филиппов, 2000, с. 100].

Руководители любительских инструментальных коллективов является тем профессиональным звеном, которое способно решать очень важные задачи по привлечению молодежи к лучшим образцам музыкального искусства различных стилей, форм, жанров средствами инструментального исполнительства, осуществление просветительской деятельности. Именно поэтому подготовка будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами в условиях университета приобретает особую актуальность [Воронцов, 2015, с. 180]. Будущие руководители любительских инструментальных коллективов должны получить не только профессиональные знания, умения, навыки, но и знать особенности деятельности современного руководителя инструментального коллектива, понимать его функции и задачи, обладать коммуникативными навыками и навыками руководителя, методами урегулирования конфликтов и др.

Профессиональная подготовка будущих специалистов музыкального искусства к руководству музыкальными коллективами освещена учеными в следующих направлениях: теоретические и методические основы (И. Барановская, Б. Жорняк, Я. Свер-люк); педагогические основы (Б. Брылин, Н. Коваленко, Т. Пляченко); формирование готовности к руководства музыкальными коллективами (Н. Русанова, В. Колчинская, В. Хуснутдинова); формирования исполнительского мастерства в процессе коллективного музицирования (В. Федоришин) и другие.

Цели деятельности любительских коллективов актуализируются в задачах деятельности его руководителя, которые направлены на воспитание и развитие участников коллектива и профессиональное саморазвитие его руководителя:

- формирование у участников коллективов ценностных ориентаций и системы зна-

ний в сфере музыкального искусства;

- развитие и совершенствование собственных профессионально-педагогических умений, способностей и качеств в процессе работы с любительским инструментальным коллективом [Колчинская, 2009, с. 102].

Задачи деятельности руководителя любительского инструментального коллектива должны аккумулироваться в видах его деятельности. Исследуя деятельность руководителя ученического музыкально-инструментального коллектива Н.Н. Русанова выделяет следующие ее виды: организационную, учебную и художественную.

Организационная деятельность предусматривает: набор участников коллектива в начале учебного года; комплектование оркестровых (ансамблевых) партий; формирование инструментария; налаживание элементарной дисциплины в коллективе; организация и проведение концертных выступлений оркестра (ансамбля); посещение конкурсов, фестивалей, концертов с участием учебных и профессиональных музыкальных коллективов и др. [Русанова, 2011, с. 159].

Учебно-воспитательная деятельность предполагает: планирование работы коллектива; формирование учебного и концертного репертуара оркестра; составление дифференцированных заданий для учащихся с разным уровнем подготовки; подготовку к репетициям и т.п.) [Русанова, 2011, с. 159].

Художественная деятельность охватывает: подбор интересного музыкально-теоретического и исторического материала; концертная деятельность в составе музыкально-творческого коллектива; собственная музыкально-исполнительская деятельность, систематическое совершенствование дирижерских и инструментальных умений и навыков и др) [Русанова, 2011, с. 160].

Опираясь на указанную структуру деятельности руководителя школьного музыкально-инструментального коллектива, учитывая, что деятельность руководителя любительского инструментального коллектива должен сочетать в себе основные компоненты профессиональной деятельности учителя, исполнителя и дирижера, учитывать задачи деятельности, представляем такие виды деятельности руководителя любительского инструментального коллектива.

Стратегическая деятельность учителя музыкального искусства как руководителя любительского инструментального коллек-

тива осуществляется в процессе:

- планирования учебно-воспитательной работы в коллективе;

- подготовке дифференцированных музыкально-теоретических заданий, в соответствии с уровнем подготовки участников с целью освоения теории музыки и подготовки к интерпретации отдельных произведений.

Организационно-педагогическая деятельность учителя музыки как руководителя любительского инструментального коллектива связана с:

- организацией коллектива;

- проведением индивидуальных занятий с участниками коллектива для формирования и совершенствования навыков игры на инструменте;

- организацией и осуществлением образовательного процесса на сводных репетициях коллектива.

Аналитическая деятельность реализуется в процессе самостоятельной проработки и исполнения музыкальных произведений:

- инструментовка и адаптация музыкальных произведений для определенного состава исполнителей с учетом индивидуальных способностей и уровня исполнительской подготовки участников коллектива;

- анализ и оценка деятельности коллектива, его отдельных групп и исполнителей во время репетиций и концерта.

Концертно-исполнительская деятельность учителя музыкального искусства как руководителя любительского инструментального коллектива обеспечивается:

- подготовкой и проведением отчетных концертов, тематических вечеров, концертов-лекций;

- участием коллектива в конкурсах, фестивалях, музыкально-просветительских мероприятиях различных уровней [Воронцов, 2015, с. 74].

Описанные выше виды деятельности руководителя любительского инструментального коллектива позволяют определить особенности такой деятельности, к которым относим необходимость иметь знания и владеть умениями руководителя (информационными, менеджерскими, организацион-но-развивающим, лидерскими, маркетинговыми).

Анализ качеств руководителя, препятствующие его деятельности и лидерских компетенций, собственный практический опыт, позволили определить такие современные функции руководителя любитель-

ского инструментального коллектива:

- аналитико-стратегическая - руководитель должен определять концепцию, стратегию, цели и задачи деятельности коллектива на основе системного анализа информации; влиять на участников коллектива для реализации стратегий и достижения поставленных целей;

- информационная - руководитель транслирует общепринятые в образовательной системе знания, принципы, правила и адаптирует их к деятельности участников любительского инструментального коллектива;

- менеджерская - руководитель-менеджер применяет свои предпринимательские умения;

- координационный - руководитель выполняет координацию деятельности участников коллектива не опираясь на определенные правила, инструкции и рекомендации; он выступает модератором деятельности участников коллектива;

- лидерская - руководитель должен быть руководителем-коучем, который предусматривает выполнение функций тренера по достижению вершин успеха, как среди участников коллектива, так и для себя; руководитель должен быть руководителем-тьютором, деятельность которого направлена на обеспечение разработки индивидуальных программ для саморазвития участников коллектива, что обеспечивает личностную ориентацию процесса обучения;

- маркетинговая - руководитель должен способствовать идентичности любительского инструментального коллектива и обеспечивать успешную групповую коммуникацию в коллективе для генерирования совместных решений [Сидоров, 2004, с. 56].

Определение особенностей деятельности руководителя любительского инструментального коллектива и структуры его профессиональной компетентности подводит к разработке модели подготовки будущих специалистов музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами.

Для формирования профессиональной компетентности руководителей любительских инструментальных коллективов нами были выделены следующие этапы: организационно-проектировочный, этап реализации, обобщающий этап.

На первом, организационно-проектировочном этапе определяется фактический

уровень профессиональной подготовки будущих руководителей; уровень сформи-рованности профессиональной компетентности; их образовательных потребностей и мотивации к будущей профессиональной деятельности; организуется подготовка преподавателей. На этом этапе важным является подбор научно-методических материалов по вопросам любительского инструментального исполнительства для подготовки преподавателей, обогащение и дополнение содержания подготовки новыми дисциплинами и темами, непосредственное исследование с помощью диагностических методов содержания деятельности студента как руководителя инструментального коллектива.

На организационно-проектировочном этапе были: отобраны научно-методические материалы по вопросам любительского инструментального исполнительства, особенностей деятельности руководителя любительского инструментального коллектива; разработана и включена в учебный план подготовки бакалавров дисциплина „Практикум по инструментальному ансамблю", учебные дисциплины „Оркестровый класс", „Методика работы с оркестром" дополнены темами: „Историческая периодизация становления любительского инструментального коллективного исполнительства в России", „Принципы отбора и систематизации репертуара для работы с любительскими инструментальными коллективами", „Организация самостоятельной работы участников любительских инструментальных коллективов разных возрастных групп" и др.; усовершенствовано и обогащено содержание учебных дисциплин блока профессиональной подготовки магистрантов.

Обучение должно происходить с ориентацией на особенности профессиональной деятельности руководителя любительского инструментального коллектива и подготовить студентов к: самостоятельному выполнению музыкально-творческих задач, проведению репетиционной деятельности в соответствии с учебным планом; пониманию функций руководителя; созданию успешной групповой коммуникации, атмосферы доверия и поддержки, направленной на творческое и исполнительское развитие ее участников и тому подобное [Ефремиче-ва, 2005, с. 225].

Формированию смыслового компонента профессиональной компетентности, служит обновление, актуализация, углубление

и расширение профессионально значимых знаний по теории музыки; видов и форм любительского музицирования; классификации любительских инструментальных коллективов и эстрадных коллективов; теории и методики оркестрового и ансамблевого исполнительства; классификации музыкальных инструментов и специфика игры на них; правила гармонизации мелодий; методика работы с любительскими инструментальными коллективами и тому подобное.

Формированию функционального компонента профессиональной компетентности будущего руководителя любительского инструментального коллектива служит: формирование индивидуальных инструментальных и дирижерских навыков, техники ансамблевой игры; комплексное применение музыкально-исполнительских умений и навыков в репетиционной работе; создание оригинальных вариантов интерпретации музыкальных произведений средствами инструментовки, аранжировки, обработки; реализация средств дирижерской техники в процессе репетиций и тому подобное. [Рен-не, 2011, с. 225].

Поскольку ролью преподавателя в современном образовательном процессе является не контроль, а консультирование, весомым становится для формирования мотивацион-но-личностного и функционального компонентов профессиональной компетентности внедрение заданий для самостоятельной работы, среди которых: самостоятельно определить основные методы работы с инструментальным коллективом; подобрать репертуар к исполнению инструментальным ансамблем в определенном составе; самостоятельно ознакомиться и изучить партии определенных преподавателем музыкальных произведений; адаптировать пьесы репертуара к исполнительским возможностям участников инструментального коллектива в определенном составе и тому подобное [Хуснутдинова, 2007, с. 89].

Необходимым, также, является внедрение преподавателем интерактивных методов, что создает атмосферу взаимопонимания. Общение студентов и преподавателей приобретает личностный характер, на основе доверия, поддержки, сочувствия, реализуемого в диалоге. Происходит обмен мнений, выдвигаются и обсуждаются различные позиции, моделируются профессиональные ситуации [Янченко, 2013, с. 440].

Второй этап реализации предусматрива-

ет овладение студентами системой знаний и умений, предопределяющих успешность и качество их профессиональной подготовки, сформированность компонентов профессиональной компетентности.

На этапе реализации предусматривается: реализация образовательных программ подготовки; осуществление текущего и итогового контроля за результатами процесса обучения; текущие корректировки содержания обучения; установление эффективности учебных программ, форм, методов и средств обучения. В этот период содержание подготовки корректируется посредством обсуждения тематики необходимых, по мнению студентов, вопросов на индивидуальных и групповых занятиях; самостоятельную учебную деятельность, выполнение индивидуальной или групповой творческой работы.

На третьем, обобщающем этапе формирования профессиональной компетентности руководителя любительского инструментального коллектива необходимо проведение анализа учебной и рабочей программ дисциплины „Практикум по инструментальному ансамблю", дидактических материалов. На данном этапе проводится коррекция содержания, форм и методов профессиональной подготовки на основе контрольно-оценочной деятельности, которую осуществляют преподаватели; анализ динамики сформированности профессиональной компетентности.

Формирование профессиональной компетентности будущих руководителей любительских инструментальных коллективов происходит с применением определенных форм, методов и средств обучения. Учитывая цель, задачи и содержание подготовки будущих специалистов музыкального искусства, их учебные возможности, выбрали оптимальные формы, методы и средства обучения.

В процессе подготовки применяли следующие формы обучения: аудиторные, внеаудиторные. На лекциях студенты знакомятся с основными теоретическими вопросами по сущности, видам инструментального любительского музицирования, в частности, с особенностями коллективного исполнительства (оркестры, ансамбли), что должно дать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер учебных занятий, самостоятельной работы студентов. На практических занятиях преподавателями организовано деталь-

ное рассмотрение отдельных теоретических положений модулей дисциплин, методов и методик и формируются умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом соответствующих задач. На индивидуальных занятиях формируются навыки игры на музыкальном инструменте. Также применяли групповые занятия, специфика организации и проведения которых зависит от состава и исполнительного уровня студентов.

Приобретенные на индивидуальных и групповых занятиях навыки ансамблевой игры студенты реализуют на сводных репетициях.

Самостоятельная работа студентов предусматривала индивидуальную работу над исполнением партий, презентацию разработанных творческо-поисковых заданий и тому подобное.

Результативный блок раскрывает результат подготовки будущего учителя музыкального искусства и формирование его профессиональной компетентности как руководителя любительских инструментальных коллективов, а также эффективность самого процесса.

Разработанная модель подготовки будущих руководителей любительских инструментальных коллективов основывается на определении особенностей деятельности руководителей любительских инструментальных коллективов; включает цель, методологические подходы и принципы организации образовательного процесса; учитывает структуру профессиональной компетентности, ее компоненты, содержание, формы, методы, средства обучения; определяет критерии, показатели и уровни сформиро-ванности исследуемой компетентности, методы диагностирования; должна систематизировать процесс подготовки будущих учителей музыкального искусства к руководству любительскими инструментальными коллективами и обеспечить высокий уровень сформированности соответствующей профессиональной компетентности.

Результатом процесса, отраженного в модели, является повышение уровня сфор-мированности профессиональной компетентности будущих руководителей любительских инструментальных коллективов.

Литература:

1. Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Реги-онология. 2000. № 2. С. 89-107.

2. Воронцов C.B. Оркестр русских народных инструментов и его роль в современной Российской культуре и образовании // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №5. С. 179-183.

3. Колчинская В.Ю. Профессиональная идентичность руководителя детского музыкального коллектива // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. № 9 (142). 2009. С. 101-105.

4. Русанова Н.Н. Готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива // Вестник Самарского государственного университета. № 88. 2011. С. 159-161.

5. Воронцов C.B. Авторский подход к формированию профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов // Сборник статей «Формирование опыта практической деятельности у студентов современного вуза». М.: Изд-во «ЭконИнформ», 2015. С. 70-76.

6. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе. Ша-дринск, 2004. 122 с.

7. Ефремичева Н.В. Становление понятия «профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 216- 221.

8. Ренне С.В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: дисс. ... канд. искусствовед: 17.00.09: защищена 28.10.2005. СПб: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 2005. 225 с.

9. Хуснутдинова В.В. Управление инновационной деятельностью в музыкально-педагогическом коллективе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 30.05.2007. Казань: Казанский гос. тех. ун-т, 2007. 199 с.

10. Янченко И.В. Модель формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 437-441.

оо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.