Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / КОЛЛЕДЖИ ИСКУССТВ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОРКЕСТРОВЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Зеньков Андрей Игоревич

Исследование посвящено проблеме музыкально-педагогической подготовки студентов в оркестровом классе колледжа искусств. Целью исследования является описание разработанной методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, включающей коммуникационный, учебный и репетиционно-оценочный этапы. Для каждого этапа определены свои задачи, а также формы и методы работы со студентами. На коммуникационном этапе методики применялись проблемно-поисковый метод, метод викторины, интервью; использовались формы реального и виртуального посещения концертов, творческой встречи, мастер-класса. На учебном этапе методики применялись методы: ролевой игры, творческих заданий, экспозиционной реконструкции, метод ошибок, метод оценки работы студентов. Применяемые методы реализовывались в следующих формах проведения занятия: групповой, в форме видеозанятия, репетиции. В ходе репетиционно-оценочного этапа применялись методы: творческий, экспертных оценок, метод рокировки, метод рефлексивного эссе. Данные методы реализовывались в формах самостоятельной репетиционной работы и мини-концерта. В статье приведен анализ научной литературы по проблеме исследования, уточнено понятие «готовность к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса у студентов колледжа искусств», обозначены подходы к разработке методики: аксиологический, деятельностный, интегративный. Основным результатом описываемого исследования является то, что студенты научились осуществлять эффективную коммуникацию на уровне художественного общения с музыкальным произведением и на уровне общения с оркестрантами в процессе репетиционной работы. Они стали объективно оценивать ошибки и положительные моменты репетиционной работы, научились применять целесообразные способы осуществления репетиционной работы с учетом специфики музыкального произведения и особенностей оркестрового коллектива. Благодаря этому у них повысился исполнительский уровень музыкальных произведений. Практические результаты исследования также проявились в разработке заданий для студентов по реализации их на занятиях оркестрового класса, способствующих формированию у них готовности к педагогической деятельности. Реализация данной методики на практике представляется важным и перспективным направлением формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств, так как дает им возможность осознать и актуализировать в рамках оркестрового класса педагогические компетенции, получить ценностный, аналитический, методический, практический, оценочно-рефлексивный опыт работы с оркестровым коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF FORMATION OF THE READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY AMONG THE STUDENTS OF THE COLLEGE OF ARTS DURING “ORCHESTRA CLASS” LESSONS

The study is dedicated to the problem of musical and pedagogical training among the students of the College of Arts during “orchestra class” lessons. The aim of that research is description of developed methods of formation of readiness for pedagogical activity among the students of the College of Arts during “orchestra class” lessons, including communicative, study and rehearsal evaluation stages. For every stage its own tasks, forms and methods are highlighted. At the communicative stage research and problem-solving technique, quiz technique, interviews were applied; real and virtual forms of concerts attendance,meeting with artists, workshops were used. At the study stage the following methods were used: role-play, creative tasks, exposition reconstruction method, error method, assessment of students’ work method. Those methods were realized in the next forms of conducting lessons: group work form, video form lesson, rehearsal form. At the rehearsal evaluation stage methods were the following: creative method, expert evaluation method, castling method, reflexive personal statement method. The methods were interpreted in forms of independent rehearsal work and mini-concerts. In the course of the article analysis of the research papers is presented, the notion of “readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts during ‘orchestra class’ lessons” has been clarified, the approaches to the methods of formation are specified, such as axiological, activity and integrative. The main result of the study is that students have learned how to efficiently communicate at the level of artistic dialogue with the musical pieces and at the level of communication with members of the orchestra during rehearsal work. They are able to assess errors and positive points of the rehearsal work objectively, to apply viable rehearsal work techniques taking into account specific features of musical pieces and orchestra peculiarities. Thanks to it their performance level has been improved. Practical results of the study are described in development of the tasks for students and their future realization during “orchestra class” lessons, which are contributing to the formation of the readiness for pedagogical activity. The implementation of the methods seems important and perspective direction in the formation of the readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts, because it gives them an opportunity to understand and to clarify pedagogical competencies within “orchestra class” lessons and to receive values based, analytical, methodical, practical, evaluating and reflexing experience of working with orchestra.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ»

УДК 377.5

ББК Ч447.024 ГРНТИ 14.33.09 Код ВАК 5.8.2

Овсянникова Оксана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств, Тюменский государственный университет;

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6; e-mail: o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Зеньков Андрей Игоревич,

преподаватель кафедры оркестровых инструментов, Тюменский государственный институт культуры; 625003, Россия, г.

Тюмень, ул. Республики, 19; e-mail: zenkovandrey3@gmail.com

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность к педагогической деятельности; педагогическая деятельность; студенты; колледжи искусств; инструментальное исполнительство; оркестровые классы

АННОТАЦИЯ. Исследование посвящено проблеме музыкально-педагогической подготовки студентов в оркестровом классе колледжа искусств. Целью исследования является описание разработанной методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, включающей коммуникационный, учебный и репетици-онно-оценочный этапы. Для каждого этапа определены свои задачи, а также формы и методы работы со студентами. На коммуникационном этапе методики применялись проблемно-поисковый метод, метод викторины, интервью; использовались формы реального и виртуального посещения концертов, творческой встречи, мастер-класса. На учебном этапе методики применялись методы: ролевой игры, творческих заданий, экспозиционной реконструкции, метод ошибок, метод оценки работы студентов. Применяемые методы реализовывались в следующих формах проведения занятия: групповой, в форме видеозанятия, репетиции. В ходе репетиционно-оценочного этапа применялись методы: творческий, экспертных оценок, метод рокировки, метод рефлексивного эссе. Данные методы реализовывались в формах самостоятельной репетиционной работы и мини-концерта. В статье приведен анализ научной литературы по проблеме исследования, уточнено понятие «готовность к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса у студентов колледжа искусств», обозначены подходы к разработке методики: аксиологический, деятельностный, интегра-тивный. Основным результатом описываемого исследования является то, что студенты научились осуществлять эффективную коммуникацию на уровне художественного общения с музыкальным произведением и на уровне общения с оркестрантами в процессе репетиционной работы. Они стали объективно оценивать ошибки и положительные моменты репетиционной работы, научились применять целесообразные способы осуществления репетиционной работы с учетом специфики музыкального произведения и особенностей оркестрового коллектива. Благодаря этому у них повысился исполнительский уровень музыкальных произведений. Практические результаты исследования также проявились в разработке заданий для студентов по реализации их на занятиях оркестрового класса, способствующих формированию у них готовности к педагогической деятельности. Реализация данной методики на практике представляется важным и перспективным направлением формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств, так как дает им возможность осознать и актуализировать в рамках оркестрового класса педагогические компетенции, получить ценностный, аналитический, методический, практический, оценочно-рефлексивный опыт работы с оркестровым коллективом.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Овсянникова, О. А. Методика формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе / О. А. Овсянникова, А. И. Зеньков. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 3. - С. 160-170.

Ovsyannikova Oksana Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Arts Department, Tyumen State University, Tyumen, Russia Zenkov Andrei Igorevich,

Lecturer of Department of Orchestral Instruments, Tyumen Institute of Culture, Tyumen, Russia

TECHNIQUE OF FORMATION OF THE READINESS

FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY AMONG THE STUDENTS

OF THE COLLEGE OF ARTS DURING "ORCHESTRA CLASS" LESSONS

KEYWORDS: readiness for pedagogical activity; pedagogical activity; students; art colleges; instrumental performance; orchestra classes

ABSTRACT. The study is dedicated to the problem of musical and pedagogical training among the students of the College of Arts during "orchestra class" lessons. The aim of that research is description of developed methods of formation of readiness for pedagogical activity among the students of the College of Arts during "orchestra class" lessons, including communicative, study and rehearsal evaluation stages. For every stage its own tasks, forms and methods are highlighted. At the communicative stage research and problemsolving technique, quiz technique, interviews were applied; real and virtual forms of concerts attendance,

© Овсянникова О. А., Зеньков А. И., 2022

meeting with artists, workshops were used. At the study stage the following methods were used: role-play, creative tasks, exposition reconstruction method, error method, assessment of students' work method. Those methods were realized in the next forms of conducting lessons: group work form, video form lesson, rehearsal form. At the rehearsal evaluation stage methods were the following: creative method, expert evaluation method, castling method, reflexive personal statement method. The methods were interpreted in forms of independent rehearsal work and mini-concerts.

In the course of the article analysis of the research papers is presented, the notion of "readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts during 'orchestra class' lessons" has been clarified, the approaches to the methods of formation are specified, such as axiological, activity and integrative. The main result of the study is that students have learned how to efficiently communicate at the level of artistic dialogue with the musical pieces and at the level of communication with members of the orchestra during rehearsal work. They are able to assess errors and positive points of the rehearsal work objectively, to apply viable rehearsal work techniques taking into account specific features of musical pieces and orchestra peculiarities. Thanks to it their performance level has been improved. Practical results of the study are described in development of the tasks for students and their future realization during "orchestra class" lessons, which are contributing to the formation of the readiness for pedagogical activity. The implementation of the methods seems important and perspective direction in the formation of the readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts, because it gives them an opportunity to understand and to clarify pedagogical competencies within "orchestra class" lessons and to receive values based, analytical, methodical, practical, evaluating and reflexing experience of working with orchestra.

FOR CITATION: Ovsyannikova, O. A., Zenkov, A. I. (2022). Technique of Formation of the Readiness for Pedagogical Activity among the Students of the College of Arts During "Orchestra Class" Lessons. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 160-170.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования выпускникам, обучающимся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», присваивается квалификация «артист, преподаватель, концертмейстер» 1. В данной квалификации деятельность преподавателя играет немаловажную роль, так как выпускники данной специальности по окончании образовательного учреждения работают в качестве руководителей детских оркестровых коллективов, а также преподавателями различных оркестровых инструментов. Таким образом, одной из задач обучения в колледже искусств является приобретение необходимых профессиональных компетенций для успешного осуществления не только исполнительской, но и преподавательской деятельности. Исследователи в области музыкально-педагогического образования (Н. Г. Тагиль-цева, К. В. Петрачков, А. К. Проскуров) отмечают, что оркестрантами военных оркестров успешно осуществляется не только исполнительская, но и педагогическая деятельность. Они рассматривают данную проблему в русле взаимодействия военных оркестров Росгвардии с кадетскими образовательными учреждениями. «Военнослужащие военных оркестров помогают в подготовке и организации смотров песни, они также дополнительно могут провести занятия по разучиванию строевых песен и беседы с учащимися о практическом значении таких смотров.

1 Приказ Министерства образования и науки России от 27.10.2014 № 1390 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)». М., 2014. С. 3.

Военнослужащие военных оркестров при этом могут оказать дополнительную методическую помощь при проведении учебно-методических занятий с ротными сигналистами-барабанщиками кадетского образовательного учреждения» [14, с. 200]. Кроме того, некоторыми авторами подчеркиваются педагогическая направленность оркестрового исполнительства, необходимость приобретения педагогических компетенций музыкантами военных оркестров [13]. Крупнейшие представители дирижерской профессии указывают на педагогическую подготовку как важнейший компонент успешной профессиональной деятельности. Дирижер как педагог видит исполнительские задачи и умеет ставить их перед свои коллективом, знает или ищет пути их оптимальной реализации. Так, А. М. Кац указывает на то, что «репетиционный процесс -это чистой воды педагогика» [9, с. 444]. Он пишет, что «дирижер оркестра выполняет функции педагога, разъясняя оркестрантам особенности исполнительского процесса или интерпретации музыкального произведения, приучая их слышать друг друга, знать партии других групп, работая над интонацией и звукоизвлечением» [9, с. 444]. Н. А. Егорова определяет специфику дирижерской профессии в том, что она совмещает в себе две сферы - дирижера и педагога. Это связано с тем, что руководитель творческого коллектива параллельно решает не только художественно-исполнительские задачи, но и образовательные, воспитательные, организационные [3].

Для музыкально-педагогического творчества характерно взаимодействие не только с музыкой, но и с учащимися, что предполагает организацию учебной деятельности, направленной на передачу опыта му-

зыкальной деятельности и отношения к искусству. Дирижеру оркестра для реализации творческих задач помимо базовой музыкальности необходимо обладать и педагогической готовностью. Она позволит передать оркестрантам исполнительский стиль, отношение к деятельности, искусству и базовые исполнительские навыки - все то, что может обеспечить художественный уровень реализации исполнительских проектов.

Авторами отмечаются различные способы осуществления педагогической подготовки музыкантов-исполнителей. Так, О. А. Новиков предлагает использовать тренажер «Виртуальный оркестр» для активизации процесса профессиональной подготовки музыканта-исполнителя. «В силу универсальности и многонаправленности технического оснащения тренажера в нем реализуется возможность полного раскрытия потенциала звучания обучающего музыкального контента, включая тем самым в состав звука необходимые для эффективности обучения компоненты» [11]. Е. П. Кра-совской рассматриваются психолого-педагогические аспекты подготовки учащихся-музыкантов к управлению сценическим волнением. Автором предлагаются пути совершенствования методики инструментального обучения на основе освоения конкретных методов преодоления негативных последствий сценического стресса [8]. Б. Б. Миронов предлагает использовать различные авторские методики при обучении студентов в средних и высших учебных заведениях, чтобы дать им хорошие знания, умения и практические навыки, что позволит решить основную задачу при подготовке специалиста-универсала [10]. В основном авторы рассматривают методики подготовки к публичному выступлению музыкантов-инструменталистов. В связи с этим существует необходимость разработки целостных методических подходов к педагогической подготовке будущих музыкантов-инструменталистов.

Формирование педагогических компетенций в колледже искусств реализуется при помощи профессионального модуля ПМ 02 «Педагогическая деятельность», который включает в себя междисциплинарные модули МДК 02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»1. Всего же в профессиональный модуль ПМ 02 «Педагогическая деятельность» входят восемь

1 Аннотации рабочих программ дисциплин ППССЗ Колледжа искусств ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Оркестровые духовые и ударные инструменты). Тюмень, 2019. С. 43-51.

дисциплин педагогического профиля, среди которых: «Основы педагогики», «Возрастная психология», «Основы психологии музыкального восприятия», «Методика обучения игре на инструменте», «Основы организации учебного процесса». Однако стоит отметить, что реализация педагогической и инструментально-исполнительской подготовки студентов четко разграничены и разведены по дисциплинам педагогической и исполнительской направленности. Такая дифференциация исполнительских и педагогических дисциплин не позволяет обучающимся в полной мере осмыслить в практической деятельности полученные знания в области педагогики и методики преподавания, соотнести их с практикой исполнительского процесса.

Как студенту колледжа искусств сформировать готовность к педагогической деятельности в условиях дифференциации педагогических и исполнительских дисциплин? Существует ли учебная дисциплина, способная стать объединяющим звеном между инструментальными и педагогическими дисциплинами в колледже искусств? Все эти проблемные вопросы остаются пока до конца не решенными. Решение этой проблемы можно найти в содержании дисциплины «Оркестровый класс», так как она является централизующей в подготовке будущего исполнителя-инструменталиста и на этой дисциплине может осуществляться и педагогическая подготовка студентов. Преимуществом данной дисциплины является то, что она объединяет в себе две области подготовки - исполнительскую и педагогическую, и осуществляется на протяжении всех лет обучения (реализуется с первого по восьмой учебные семестры).

Способом эффективной реализации и исполнительской, и педагогической подготовки может стать определенная методическая система работы в оркестровом классе, иначе говоря, определенная методика. Востребованность такой методики объясняется тем, что выпускники колледжей искусств профессионально проявляют себя в качестве исполнителей, но часто не умеют работать с обучающимися в качестве педагогов-музыкантов, не владеют педагогическими технологиями и методами, не могут применить целесообразные способы работы со школьниками в репетиционном процессе.

В связи с обозначенной проблемой возникает вопрос: как органично соединить исполнительскую и педагогическую подготовку будущих музыкантов-инструменталистов? Решению поставленной проблемы могут послужить разработка и внедрение методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств

на занятиях в оркестровом классе.

Поскольку целью статьи является описание методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, обратимся к рассмотрению понятия «готовность к педагогической деятельности». Кроме того, для нашего исследования важно уточнить понятие «готовность к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса у студентов колледжа искусств» относительно специфики музыкально-исполнительской деятельности студентов на занятиях оркестрового класса.

В энциклопедических изданиях «готовность к педагогической деятельности» определяется как «уровень профессионального мастерства педагога, включающий в себя овладение стандартами профессионально-педагогического образования. Готовность к педагогической деятельности выступает фундаментом профессиональной компетентности. Теоретическая готовность педагога к деятельности предполагает наличие у него аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения» [5, с. 186]. В определении подчеркивается наличие способности планировать, организовывать и осуществлять практические умения в профессиональной сфере будущим педагогом.

О. С. Богинская определяет готовность к педагогической деятельности как «инте-гративное качество личности, включающее компоненты сферы направленности (моти-вационный и оценочно-рефлексивный) и компоненты операциональной сферы (когнитивный, конструктивный, коммуникативный и организаторский), обеспечивающее эффективное вхождение в профессию на реальном рабочем месте» [2, с. 9]. Таким образом, автор рассматривает готовность к педагогической деятельности как качество личности и подчеркивает мотивационный компонент данного качества. При формулировке определения понятия «готовность к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса у студентов колледжа искусств» мы опираемся на мнение Э. Р. Оруджалиевой, которая отмечает, что основными элементами готовности к педагогической деятельности являются «теоретические и методические знания; профессиональные и прикладные умения; положительное отношение к педагогической деятельности» [12, с. 10]. Таким образом, важными качествами автор называет мотивацию к будущей профессии, прикладные

умения в своей профессиональной деятельности, основанные на теоретических и методических знаниях.

«Оркестровый класс» - дисциплина, состоящая из ряда определенных элементов: разыгрывание, включающее в себя настройку оркестра, исполнение гамм, исполнение оркестровых упражнений; работу над произведением, состоящую из ознакомления с музыкальным материалом, работу в составе оркестровых групп и оркестровых голосов, проигрывание в составе всего оркестра; концертное выступление. Следовательно, основными формами работы в рамках дисциплины «Оркестровый класс» являются репетиция и концертное исполнительство. «В рамках дисциплины "оркестровый класс", через непосредственное исполнение музыкальных произведений, студенты знакомятся с творчеством различных композиторов, представителей разных музыкальных жанров и эпох. Будущий музыкант-педагог осознает особенности построения фразы, исполнения различных музыкальных штрихов и агогики в зависимости от эпохи, стиля или композиторского письма. В данном аспекте важно понимание студентом своей роли не только как грамотного исполнителя, но и как педагога, который впоследствии будет ретранслировать полученные знания в процессе педагогической деятельности» [6, с. 111].

Анализ научной литературы по выбранной теме исследования, а также специфика предмета «Оркестровый класс» позволили выработать рабочее определение понятия «готовность к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе», которое мы трактуем как качество личности будущего педагога-музыканта, выраженное в мотивации к будущей профессии, способности планировать, осуществлять и регулировать процесс педагогической деятельности в репетиционном процессе и концертном исполнительстве .

Способами реализации готовности к педагогической деятельности участников оркестра в оркестровом классе могут стать наставничество и делегирование. Наставничество в музыкальном коллективе является традиционной практикой для отечественного музыкального исполнительства, которая сложилась у истоков музыкально-педагогической мысли.

Начинающий исполнитель, поступая в оркестр, имеет недостаточный исполнительский опыт в целом и навыки ансамблевой игры в частности. В этой связи в каждой оркестровой партии существует система наставничества, когда более опытный участник коллектива передает имеющиеся

навыки вновь поступившим оркестрантам. В свою очередь, менее опытные исполнители учатся и перенимают исполнительский опыт, отношение к музыкальному искусству, стилевые и жанровые ориентиры.

Наставничество в музыкальном коллективе может проявляться на нескольких уровнях: в рамках оркестровой партии, всего оркестра, иллюстрирование (привлечение профессиональных исполнителей в учебный коллектив), участие оркестра в различных творческих проектах с другими оркестровыми коллективами. Наставничество требует от оркестрантов развитых педагогических качеств, которые проявляются как во владении методикой обучения игре на инструменте, так и в комплексе коммуникативных, психологических и нравственных установок.

Иным способом реализации педагогической подготовки в оркестровом классе может стать делегирование, которое традиционно рассматривается как передача определенных задач от руководителя к подчиненному.

Практика разводных репетиций предполагает делегирование дирижером своих полномочий более опытным участникам оркестра или тем, у которых отрабатываются педагогические навыки. Делегирование позволяет оркестрантам освоить ролевые позиции педагога, отработать методические и коммуникативные навыки, понять специфику преподавательской деятельности в области музыкального исполнительства.

Целью исследования являются разработка и внедрение методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств в содержание занятий оркестрового класса. Обратимся к ее описанию.

В методике применяется принцип син-тонности, который трактуется как созвучность музыкальным особенностям произведения и художественно-творческим особенностям и возможностям оркестрового коллектива, проявляющийся как на уровне взаимодействия с музыкальным произведением (умение слышать настроение музыкального произведения, понимать его смысл), так и на уровне взаимодействия с оркестровым коллективом (как личностное качество будущего педагога-исполнителя, позволяющее применить приемлемые методы работы с музыкантами оркестра). Построение методики на основе принципа синтонности обусловлено спецификой музыкально-исполнительной и педагогической деятельности, так как и та, и другая основаны на необходимости слышать и понимать либо настроение музыкального произведения, либо настроение участников оркестра. Без

данного качества невозможно эффективное осуществление как музыкально-исполнительской, так и педагогической деятельности, а также невозможна их интеграция.

В основе методики такие способы взаимодействия между музыкантами оркестра, как наставничество и делегирование. Их последовательное применение позволяет первоначально изучить и понять передовой опыт в оркестровом исполнительстве (наставничество), затем освоить элементы художественно-педагогического общения и педагогических способов работы с оркестровым коллективом, а также актуализировать опыт самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом (делегирование). Данные способы взаимодействия были описаны выше.

Таким образом, в основе методики лежит идея об интеграции художественно-исполнительской и педагогической деятельности на основе применения принципа синтонности, а также идея о последовательности процесса формирования готовности к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса посредством освоения музыкантами оркестра: технологии наставничества (в том числе в цифровом формате), через процесс делегирования полномочий в ходе проведения репетиционной работы, к опыту самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом. Содержание деятельности на занятиях оркестрового класса расширено за счет педагогической составляющей, заключающейся в овладении студентами способами художественно-педагогического общения и педагогическими способами работы с оркестровым коллективом.

Основными подходами к процессу формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях оркестрового класса являются: аксиологический (ценность профессии педагога-музыканта осознается студентами через смену (чередование) вида деятельности: с художественно-исполнительской на педагогическую в ходе проведения репетиционной работы в оркестровом классе), деятель-ностный (поскольку включение в художественно-исполнительскую деятельность педагогического компонента позволяет студентам ощутить себя в качестве активного субъекта образовательного процесса и приобрести личностный педагогический опыт); ин-тегративный (объединение художественно-исполнительской и педагогической составляющих учебного процесса на занятиях оркестрового класса).

Методика формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом

классе была реализована в 2021-2022 учебном году на базе колледжа искусств при ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры». В ней приняли участие 64 студента с первого по третий курс очной формы обучения направления 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» отделения оркестровых духовых и ударных инструментов, отделения оркестровых струнных инструментов, отделения инструментов эстрадного оркестра, совместно посещающих дисциплины «Духовой оркестр», «Симфонический оркестр».

Методика формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе включает три этапа: коммуникационный, учебный, репетиционно-оценочный.

Задачами коммуникационного этапа методики являются: освоение студентами технологии наставничества в проведении репетиционной работы оркестрового класса, основанной на передаче педагогического и художественно-исполнительского опыта, осознании студентами теоретико-методических знаний, формировании у них отношения к профессии педагога-музыканта как ценности через взаимообогащающее общение с опытными дирижерами оркестра, а также с сокурсниками в процессе репетиционной работы, основанное на доверии и партнерстве.

На коммуникационном этапе внедрения методики применялись проблемно-поисковый метод, метод викторины, интервью; использовались формы - реального и виртуального посещения концертов, творческой встречи, мастер-класса.

Проблемно-поисковый метод был реализован в двух плоскостях. Первая, когда студент учится анализировать непосредственно происходящий вокруг него исполнительский процесс и свое участие в нем. В процессе репетиции дирижер останавливает звучание оркестра, делает замечание той или иной оркестровой группе, указывает на возникшую исполнительскую ошибку. Вторая - студент учится анализировать исполнительский процесс в виртуальной форме. В ходе проведения занятий студенты просматривают запись концерта духового оркестра колледжа искусств Тюменского государственного института культуры. После восприятия данного материала осуществляется анкетирование студентов, вопросы которого нацелены на выявление у студентов способности анализировать музыкальный материал с точки зрения применения дирижером различных педагогических методов и форм воздействия на оркестровый коллектив.

В рамках реализации данного метода

студенты попеременно должны работать над решением исполнительской проблемы в отдельно взятой оркестровой группе, дифференцируя, в зависимости от специфики той или иной оркестровой группы, различные методы и формы работы. Затем результаты обобщаются и обсуждаются в формате групповой дискуссии [1, с. 307]. Руководитель занятия задает тему дискуссии, а также определяет последовательность выступающих.

Просмотр видеозаписей концертных выступлений ведущих оркестров России и зарубежных стран, а также очное посещение концертных площадок способствуют формированию эталонного представления о наиболее часто используемых и эффективных способах взаимодействия руководителя-дирижера с коллективом в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Уровень знания теоретико-методического материала замерялся в ходе проведения тестирования. В тест включены основные вопросы оркестрово-исполни-тельской деятельности: знание этапов репетиционной работы; технологии проведения определенного этапа репетиционной работы; педагогических методов проведения занятий; основных способов коммуникации с музыкантами оркестра. Тест разработан на основе теоретического материала учебного пособия Б. Коростелева «Методика репетиций и дирижерская практика» [7]. Анализ ответов студентов позволил выделить слабые места и пробелы в теоретических знаниях, на которые в процессе дальнейшей реализации методики необходимо было обратить внимание.

Наиболее интересными формами проведения занятия на коммуникационном этапе внедрения методики являются творческая встреча и мастер-класс.

Мастер-класс проводился с дирижерами оркестра, имеющими опыт как исполнительской, так и педагогической деятельности (дирижером эстрадно-джазового оркестра «Золотая Труба» им. В. Виткалова, главным дирижеров Тюменского духового оркестра, педагогом с многолетним стажем работы Т. В. Бахровым. В ходе проведения мастер-класса приглашенный дирижер работал со студентами над произведением А. П. Бородина «Пляска половецких девушек» из оперы «Князь Игорь»). В процессе проведения занятия приглашенный педагог-дирижер продемонстрировал студентам способы общения с музыкантами оркестра, технику построения фраз, методы работы с интонацией и агогикой, а также педагогические способы построения занятия оркестрового класса: проведение разыгрывания оркестра, способы реализации исполни-

тельского замысла.

Творческая встреча была проведена с художественным руководителем Тюменского филармонического оркестра А. А. Кара-бановым непосредственно после просмотра концертного выступления оркестра Тюменской филармонии. Творческая встреча проводилась в формате интервью, на котором студенты задавали вопросы относительно тонкостей организации музыкально-исполнительской деятельности, способов общения с коллективом.

Студенты задавали на творческой встрече следующие вопросы:

- Какие исполнительские сложности возникают у Вас в процессе работы с оркестром?

- Какими методами Вы передаете свой исполнительский замысел?

- Как Вы строите репетиционный процесс?

- Какие методы Вы применяете для работы над основными средствами музыкальной выразительности?

- Как победить волнение перед концертным выступлением?

- Как Вы строите коммуникацию с музыкантами?

Творческая встреча с дирижером после просмотра концертного выступления позволила студентам познакомиться с педагогическим и художественно-исполнительским опытом, а также сформировать положительное отношение к профессии педагога-музыканта.

Учебный этап (на нем отрабатывается технология делегирования) методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе направлен на освоение педагогических полномочий, переданных студентам руководителем оркестра или другими студентами для развития их активной субъектной позиции как будущего педагога-музыканта.

В ходе проведения методики применялись методы: метод ролевой игры, метод творческих заданий, метод экспозиционной реконструкции, метод ошибок, метод оценки работы студентов. Применяемые методы были реализованы в следующих формах проведения занятия: групповой, в форме видеозанятия, репетиции.

Групповая форма - часто применяемая форма проведения занятий в оркестровом классе. В большинстве случаев она проводится по оркестровым группам для наиболее качественного изучения материала оркестровых партий.

Авторы данной статьи переработали подход к проведению группового занятия в ходе реализации методики формирования

готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, групповое занятие проводится не по оркестровым группам (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные инструменты), а в подгруппах по 5-6 исполнителей, представляющих собой исполнительский ансамбль (брасс-квинтет) - мини-оркестр.

В процессе проведения таких групповых учебно-репетиционных занятий реализуются сразу три метода основного этапа методики: метод ролевой игры, метод творческих заданий, метод оценки работы студентов.

В ходе реализации метода ролевой игры студент начинает осваивать педагогические полномочия, выполняя роль дирижера оркестра в своей подгруппе. В описанном выше исполнительском ансамбле один студент начинает выполнять роль его руководителя - дирижера, остальные студенты выполняют роли артистов ансамбля.

Когда студент выполняет роль руководителя ансамбля, ему поручается выполнение творческого задания (творческим заданием выступает разучивание оркестровых партий музыкального произведения, изучаемого в рамках дисциплины «Оркестровый класс»). В процессе реализации творческого задания по изучению оркестровых партий, студент должен применить целесообразные относительно изучаемого произведения педагогические методы, использовать верную терминологию, построить эффективную коммуникацию с музыкантами оркестрового ансамбля и донести до них основной замысел изучаемого оркестрового произведения. На выполнение задания ему отводится пятнадцать минут, затем происходит рокировка, и студент становится музыкантом ансамбля, а на его место выходит другой студент.

После смены «дирижера» студенты оценивают работу своего сокурсника, заполняя карту оценки, в которой отражены параметры его художественно-

исполнительских и педагогических качеств:

1) грамотность организации процесса изучения партий;

2) эффективность взаимодействия с творческим коллективом;

3) способность оцениваемого акцентировать внимание музыкантов на главных направлениях деятельности;

4) использование профессиональной лексики;

5) использование дирижерских жестов, мимики;

6) применение специфических методов;

7) степень достижения решенности поставленной исполнительской задачи.

В форме проведения видеозанятия реа-

лизуется адаптированный к данному исследованию «метод экспозиционной реконструкции» [1, с. 361-362]. Данный метод помогает в развитии активной субъектной позиции студента как будущего педагога-музыканта. Суть метода заключается в анализе просмотренного видеофрагмента репетиционного процесса духового оркестра колледжа искусств Тюменского государственного института культуры. В процессе просмотра руководитель занятия акцентирует внимание на возникшей исполнительской ошибке и просит студентов найти причину ее возникновения (к примеру, причиной плохого интонирования является отсутствие навыка слухового анализа у музыкантов оркестра). Представленная исполнительская ошибка анализируется путем переструктурирования материала, преобразования информации, разрушения старых связей между элементами структуры.

Метод включает несколько последовательных шагов:

1. Восприятие видеофрагмента репетиционного процесса оркестра. Студенты преобразуют услышанную и увиденную информацию в графические символы (текст), для чего классная доска делится на три части (столбцы). Студенты переструктурируют основные составляющие услышанной исполнительской ошибки на три части, которые записываются в соответствующие столбцы доски, где в первый столбец записываются элементы, которые нельзя по объективным причинам поменять (содержание текста музыкального материала), во второй - которые можно менять в заданных пределах (способы коммуникации дирижера и музыкантов оркестра), в третий - элементы, которые можно менять без ограничений (методы и формы репетиционной работы).

2. Перечисляются характерные признаки данных элементов.

3. Оцениваются значение и роль каждого элемента в контексте исполнительского мастерства музыкантов и оркестра в целом, определяются возможность и степень изменения каждого элемента.

4. Все записи анализируются как общее поле для творческих преобразований в формате общего обсуждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечный этап создает благоприятные условия для одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, то есть в активизации не только аналитических, но и синтетических возможностей интеллекта студента в качестве будущего педагога-музыканта.

«Метод ошибок» является логическим продолжением «метода экспозиционной реконструкции», применяемого в ходе проведения занятия в форме оркестровой репе-

тиции. Применение данного метода предполагает изменение стереотипа негативного отношения к ошибкам и замену его на конструктивное использование ошибок. В данном методе ошибка рассматривается как источник противоречий, «выскакивающих значений», исключений из правил, новых знаний, которые рождаются в процессе решения проблемной ситуации [1, с. 326-327].

В рамках репетиционной работы с оркестром преподаватель акцентирует внимание на неполучившемся фрагменте только что проигранного произведения (например, низкое качество интонирования в группе деревянных духовых инструментов). Просит найти причину возникшей исполнительской ошибки. После нахождения причины возникшей ошибки преподаватель просит привести примеры аналогичных ошибок, но из другой области исполнительского искусства (например, отсутствие навыка ритмического контроля). Когда выделена группа однотипных причин, преподаватель просит студентов проанализировать, к каким еще исполнительским ошибкам могут привести данные причины. После обсуждения возникшей исполнительской ошибки, а также однотипных исполнительских ошибок преподаватель просит одного из студентов решить данную проблемную ситуацию музыкально-педагогическими методами.

Так, анализируя теоретическую составляющую, имея возможность практически применить полученные знания и исправить исполнительские ошибки, преподаватель актуализирует активную субъектную позицию студентов как будущих педагогов-музыкантов, в результате чего устраняются психологические страхи совершения ошибки в процессе работы с оркестровым коллективом.

Задачей репетиционно-оценочного этапа методики является актуализация опыта самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом.

В ходе данного этапа применялись следующие методы: творческий метод, метод экспертных оценок, метод рокировки, метод рефлексивного эссе. Данные методы ре-ализовывались в формах самостоятельной репетиционной работы и мини-концерта.

Метод рокировки осуществлялся следующим образом: студенты попеременно выступают в роли дирижера оркестра, выполняя поставленное творческое задание (работая над частью музыкального произведения). Студенту-дирижеру отводится для решения творческого задания двадцать минут, в ходе которых ему необходимо методически грамотно, применяя оправданные педагогические приемы, добиться от музыкантов выполнения дирижерских рекомен-

даций, донести до исполнителей композиторский замысел данного произведения, грамотно решая возникающие в процессе репетиции исполнительские ошибки.

После истечения времени происходит рокировка, и студент-дирижер становится музыкантом оркестра, а его место занимает другой студент из числа оркестра.

После окончания репетиции преподаватель заполняет «карту экспертной оценки компетентности» [1, с. 236]. Он выделяет сильные и слабые стороны студента, а затем интерпретирует их при помощи пятибалльной оценочной шкалы. Чем выше балл, тем лучше проработана поставленная задача.

В карту экспертной оценки включены оцениваемые параметры относительно раскрытия студентом художественно-образного замысла исполняемого произведения, эффективности организации исполнительского процесса, способов общения с оркестровым коллективом, уместности и целесообразности применяемых педагогических методов, уместности и целесообразности применения специфических дирижерских методов работы с оркестром.

«Метод рефлексивного эссе» [1, с. 62] реализовывался как после проведения репетиции (форма репетиционной работы с оркестром), так и после мини-концерта (форма мини-концерта). Данный метод использовался для рефлексии с целью обобщения полученной информации, а также в качестве формы обратной связи студента по поводу качества проведения репетиции или мини-концерта. После проведения репетиции в качестве дирижера оркестра либо после проведения мини-концерта студенту предлагается описать свои ощущения в формате свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять написанное. В рефлексивном эссе преподаватель просит студента максимально субъективно отразить, что у него получилось в процессе реализации исполнительской задачи, а над чем ему еще необходимо работать. Также преподаватель просит задать студента интересующие вопросы, относящиеся к специфике репетиционного или концертного процесса. Задание: написать, что обучаемые узнали в процессе проведения репетиции, мини-концерта, реализации методики, и задать вопросы, на которые не получили ответа.

Кульминацией для любого музыкального коллектива служит концертное выступление. Существует мнение, что в процессе концертного выступления дирижер уже ничего не сможет добиться от коллектива оркестра, все, что можно было реализовать - реализовано в процессе репетиционной работы. Однако это мнение ошибоч-

но: именно в процессе концертного выступления дирижер в полной мере может образно передать художественный замысел исполняемого произведения.

В процессе проведения мини-концерта (фрагмента концерта в рамках учебного занятия) главная задача студента-дирижера -раскрыть художественно-образное содержание исполняемого произведения в процессе концертного выступления. Студенту необходимо без помощи слов, а лишь только дирижерскими средствами передать музыкантам исполнительский замысел произведения.

В ходе проведения занятия в форме мини-концерта преподаватель также заполняет «карту экспертной оценки», в которую включены следующие оцениваемые параметры: раскрытие художественно-образного замысла исполняемого произведения дирижерскими средствами, целесообразное применение дирижерских жестов и мимики, степень волнения студента, исполнительские ошибки, допущенные студентом в ходе проведения мини-концерта, способность их исправить.

После проведения мини-концерта проводится общее обсуждение в формате круглого стола, где студенты делятся своим мнением о том, в какой степени каждый выступающий студент-дирижер сумел реализовать исполнительский замысел в процессе концертного выступления.

Подводя итог, необходимо сказать, что описанная методика была реализована со студентами Тюменского государственного института культуры на занятиях оркестрового класса.

Реализованная методика по развитию готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе показала повышение уровня исследуемого качества будущих педагогов-музыкантов и доказала свою эффективность. Об этом говорят результаты исследуемых показателей, диагностируемых до и после внедрения методики. Результаты диагностирования в конце 2021-2022 учебного года показали, что в опытно-поисковой группе после применения описанной выше методики каждый диагностируемый показатель улучшился по сравнению с результатами констатирующего этапа, это проявилось в повышении мотивации и положительного отношения к педагогической профессии; студенты научились осуществлять эффективную коммуникацию как на уровне художественного общения с музыкальным произведением, так и на уровне общения с оркестрантами в процессе репетиционной работы; они стали применять целесообразные способы осуществления репетиционной работы, учитывая специфику музыкального

произведения и особенности оркестрового коллектива; студенты научились объективно оценивать ошибки и положительные моменты репетиционной работы сокурсников и свои собственные; благодаря применению целесообразных педагогических методов и приемов работы с оркестром у студентов повысился исполнительский уровень музыкальных произведений (произведение стало звучать более целостно, наблюдался хоро-

ший ансамбль между партиями инструментов, четко отражались штрихи, динамика произведения, кульминация).

Разработанная методика может применяться в учебном процессе колледжей, училищ искусств в рамках дисциплины «Оркестровый класс» для студентов специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство».

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева, Т. А. Творчество: теория, диагностика, технологии / Т. А. Барышева // Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере. - СПб., 2014.

2. Богинская, О. С. Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Богинская О. С. - Екатеринбург, 2017. - 24 с.

3. Егорова, Н. А. Содержание и методика профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов (оркестров и ансамблей русских народных инструментов) в среднем звене музыкального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Егорова Н. А. - Москва, 1996. - 24 с.

4. Емец, М. С. Формирование готовности будущего бакалавра технологического образования к педагогической деятельности / М. С. Емец. - Оренбург, 2011. - 145 с.

5. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова. - М. : Академия, 2008. - 345 с.

6. Зеньков, А. И. Развитие готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на дисциплине «оркестровый класс» / А. И. Зеньков, О. А. Овсянникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72 (1). - С. 110-113.

7. Коростелев, Б. Е. Основы методики репетиционной деятельности с оркестром / Б. Е. Коростелев. -М., 2000. - 63 с

8. Красовская, Е. П. Психолого-педагогические аспекты подготовки учащихся-музыкантов к управлению сценическим волнением / Е. П. Красовская // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 4 (6). - С. 201-211.

9. Кривицкая, Е. Д. Игорь Маркевич: «Дирижирование - это искусство, наука и управление» / Е. Д. Кривицкая // Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX-XX вв. Часть 2. - М., 2012. - С. 441-449.

10. Миронов, Б. Б. Современные требования в области подготовки специалистов музыкально-инструментального искусства / Б. Б. Миронов. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2014. - № 8 (67). - С. 830-832. - URL: https://moluch.ru/archive/67/11323/ (дата обращения: 01.05.2022).

11. Новиков, О. А. Педагогические возможности тренажера «виртуальный оркестр» в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя / О. А. Новиков. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (часть 1). - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=18243 (дата обращения: 20.04.2022).

12. Оруджалиева, Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов - бакалавров педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Оруджалиева Э. Р. - Махачкала, 2011. - 23 с.

13. Проскуров, А. К. Формирование художественно-творческой активности у музыкантов военного оркестра : монография / А. К. Проскуров, Н. Г. Тагильцева. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. - 128 с.

14. Тагильцева, Н. Г. Организация взаимодействия военных оркестров Росгвардии с кадетскими образовательными учреждениями / Н. Г. Тагильцева, К. В. Петрачков, А. К. Проскуров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. -№ 1 (51). - С. 197-203.

REFERENCES

1. Barysheva, T. A. (2014). Tvorchestvo: teoriya, diagnostika, tekhnologii [Arts: Theory, Diagnosis, Technologies]. In Slovar-spravochnik dlya spetsialistov v oblasti obrazovaniya, innovatsii i gumanitarnykh tekhnologii v sotsial'noi sfere. Saint Petersburg.

2. Boginskaya, O. S. (2017). Pedagogicheskie prediktory stanovleniya gotovnosti studentov vuza k profes-sional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti [Pedagogical Predictors of Formation of the Readiness for Professional Pedagogical Activity among the Students ]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 24 p.

3. Egorova, N. A. (1996). Soderzhanie i metodika professional'noi podgotovki rukovoditelei tvorcheskikh kollektivov (orkestrov i ansamblei russkikh narodnykh instrumentov) v srednem zvene muzykal'nogo obrazovaniya [Content and Methodology of Professional Training of Directors of Creative Bands (Orchestras and Russian Folk Orchestras) in Secondary Level Music Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 24 p

4. Emets, M. S. (2011). Formirovanie gotovnosti budushchego bakalavra tekhnologicheskogo obrazovaniya k pedagogicheskoi deyatel'nosti [Formation of Technical Education Future Bachelor's Readiness for Pedagogical Activity]. Orenburg. 145 p.

5. Zagvyazinsky, V. I., Zakirova, A. F. (2008). Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical Dictionary]. Moscow, Academiya. 345 p.

6. Zenkov, A. I., Ovsyannikova, O. A. (2021). Razvitie gotovnosti k pedagogicheskoi deyatel'nosti studentov kolledzha iskusstv na distsipline «orkestrovyi klass» [Development of the Readiness for Pedagogical Activity among the Students of the College of Arts during "Orchestra Class" Lessons]. In Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. No. 72 (1), pp. 110-113.

7. Korostelev, B. E. (2000). Osnovy metodiki repetitsionnoi deyatel'nosti s orkestrom [Methodology Basis of Rehearsal Activities with Orchestra]. Moscow. 63 p.

8. Krasovskaya, E. P. (2015). Psikhologo-pedagogicheskie aspekty podgotovki uchashchikhsya-muzykantov k upravleniyu stsenicheskim volneniem [Psychological and Pedagogical Aspects of Students-Musicians Preparation to Stage Fright Control]. In Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika. No. 4 (6), pp. 201-211.

9. Krivitskaya, E. D. (2012). Igor' Markevich: «Dirizhirovanie - eto iskusstvo, nauka i upravlenie» [Igor Markevich: "Conducting Is Art, Science and Management"]. In Muzykal'no-ispolnitel'skoe i pedagogicheskoe iskusstvo XIX-XXvv. Part 2. Moscow, pp. 441-449.

10. Mironov, B. B. (2014). Sovremennye trebovaniya v oblasti podgotovki spetsialistov muzykal'no-instrumental'nogo iskusstva [Modern Requirements to Training of Specialist in Instrumental Music Art Field]. In Molodoi uchenyi. No. 8 (67), pp. 830-832. URL: https://moluch.ru/archive/67/11323/ (mode of access: 01.05.2022).

11. Novikov, O. A. (2015). Pedagogicheskie vozmozhnosti trenazhera «virtual'nyi orkestr» v professional'noi podgotovke muzykanta-ispolnitelya [Pedagogical Opportunities of "Virtual Ochestra" Simulator in Musicians' Professional Training]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 1 (part 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18243 (mode of access: 20.04.2022).

12. Orudzhalieva, E. R. (2011). Diagnostika gotovnosti k professional'noi deyatel'nosti studentov — ba-kalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Diagnostics of Readiness to Professional Activities among Bachelors in Pedagogical Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala. 23 p.

13. Proskurov, A. K., Tagiltseva, N. G. (2020). Formirovanie khudozhestvenno-tvorcheskoi aktivnosti u muzykantov voennogo orkestra [Formation of Artistic and Creative Activity among Musicans of Military Band]. Ekaterinburg, Ural,skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 128 p.

14. Tagiltseva, N. G., Petrachkov, K. V., Proskurov, A. K. (2020). Organizatsiya vzaimodeistviya voennykh orkestrov Rosgvardii s kadetskimi obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami [Organization of Cooperation between Russian National Guard's Orchestras and Cadet Educational Institutions]. In Izvestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. No. 1 (51), pp. 197-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.